Разрешение земельных споров
землепользования в этих случаях наносит землепользователю прямой
имущественный ущерб, о возмещении которого возникают гражданские
имущественные споры. В подобных случаях в основе гражданского спора
зачастую лежит земельный спор, разрешение которого предшествует
гражданскому. И только на основании разрешения земельного спора можно
разрешить гражданский имущественный спор.
Рассмотрим подробнее, как следует разграничивать земельные и
гражданские интересы в данных видах споров.
Как уже отмечалось, полное или частичное прекращение права
землепользования производится правомерными действиями. Наряду с этим,
фактическому осуществлению права землепользования могут препятствовать
неправомерные действия тех или иных лиц, что является нарушением данного
права. Прекращение права землепользования правомерными действиями имеет
место тогда, когда земли изымаются у одного землепользователя с целью
передачи их другому землепользователю на законных основаниях. В подобных
случаях изъятие земель может влечь за собой определенные имущественные
последствия, выражающиеся в возмещении стоимости сооружений, посевов и
насаждений, находящихся на изымаемых землях. Убытки, причиняемые при
изъятии земель, отличаются от убытков, причиненных вследствие причинения
вреда, ибо действия государственных органов, производящих изъятие земли,
являются законными действиями, а убытки, причиненные изъятием земель для
государственных и общественных нужд - правомерно причиненными убытками.
Поэтому следует отличать споры о возмещении убытков, причиненных при
изъятии земель для государственных и общественных надобностей, от споров о
возмещении ущерба, причиненного нарушением права землепользования, например
при самовольных захватах. Если в первом случае речь идет о таких убытках
землепользователя, которые он понес в связи с правомерными действиями
органов государственного управления, то во втором случае в виду возмещения
ущерба, причиненного в результате противоправных действий лиц, привлекаемых
в качестве ответчиков.
Земельное законодательство занимает совершенно четкую позицию в
отношении гражданских прав землепользователей. Законодательные акты,
регулирующие порядок изъятия и отвода земель, предусматривают возмещение
землепользователям убытков, причиненных этим изъятием. Причем обязательства
по возмещению убытков возложены законом на те учреждения и организации,
которым отводятся земельные участки.
Однако законодательство не дает ответа на вопрос, каким образом и в
каком объеме должны возмещаться убытки при неправомерном изъятии земель, то
есть при самовольных захватах, что на практике порождает большие сложности.
Представляется, что различия в правомерном и неправомерном нарушениях права
землепользования имеют принципиальное значение для решения вопроса о
возмещении убытков. Поэтому, прежде чем решить вопрос по существу о
характере и размерах убытков , необходимо разрешить земельный спор по
поводу законности или неправомерности изъятия земельного участка.
Все споры, связанные с возникновением указанных убытков носят
гражданский характер и подлежат рассмотрению в судебном или арбитражном
порядке, ибо объектом этих споров являются не земельные, а гражданские
права землепользователей, нарушение которых лишь связано с нарушением
земельного права.
К гражданско-правовым спорам относятся также споры, связанные
определением размеров возмещения.
В некоторых случаях происходит совмещение гражданского и земельного
споров в одном. В этом споре гражданин, у которого изымается земельный
участок, является субъектом двух правоотношений. С одной стороны, он -
субъект земельных правоотношений, так как сносимое строение возведено на
земле, предоставленной ему в пользование, с другой стороны, с другой
стороны он выступает как собственник данного строения и плодово-ягодных
насаждений, находящихся на его земельном участке. Поэтому в подобных
случаях возникают как споры, связанные с гражданско-правовыми последствиями
этого изъятия, то есть споры об оценке сносимых строений и сооружений,
споры, связанные с предоставлением новой площади, споры по поводу отказа
соответствующих органов от возмещения ущерба.
К гражданско-правовым спорам, связанным с неправомерными нарушениями
права землепользования, относятся споры о праве на урожай от посева,
произведенного одним землепользователем на участке другого, споры о
возмещении ущерба, причиненного незаконным использованием земельного
участка, закрепленного за другим землепользователем. Все они разрешаются
судами в порядке гражданского судопроизводства.
От споров о праве на урожай на самовольно захваченных землях следует
четко отграничивать споры о самовольном захвате земли. Если первые являются
спорами о праве гражданском, то спор о захвате земли является спором
земельным, ибо объект последнего - определенный земельный участок. Такие
споры подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, а
не в судебном порядке.
На практике нередко суды принимают к своему производству дела,
связанные с самовольным захватом земли.
К спорам о самовольных захватах земли тесно примыкают споры,
связанные со сносом назаконно возведенных строений, изгородей. С другой
стороны, споры о сносе изгородей и строений связаны с гражданскими спорами.
Сам спор о сносе назаконно возведенных строений является спором земельным,
ибо лицо, требующее сноса, считает, что строение находящееся на земле,
предоставленной ему в пользование, и что собственник данного строения
неправомерно завладел этим участком. Таким образом, здесь по существу имеет
место спор о границах землепользования или спор о праве на земельный
участок. Суды должны решать эти споры (их гражданскую часть) на основании
земельных документов и соответствующих заключений земельных органов о
принадлежности земельных участков тому или иному лицу. Спорами о праве
гражданском являются также споры о гражданских последствиях производимого
сноса возведенных строений.
Говоря об отграничении земельных споров от гражданских , следует
также иметь в виду, что охрана законных прав и интересов землепользователей
может осуществляться в различных процессуальных формах. Под формами охраны
здесь имеются в виду установленные законом процессуально-правовые порядки
осуществления тех или иных методов охраны права на землю. В правовой
литературе обычно указывают на уголовно-процессуальные, гражданско-
процессуальные и административные формы охраны права на землю. При этом
забывают, что существуют и земельно-процессуальная форма охраны права.
Разрешение земельных споров происходит в земельно-процессуальных и отчасти
в гражданско-процессуальных формах. Нельзя считать спор гражданско-
правовым на том основании, что он разрешается в судебном порядке. Нельзя
смешивать процессуальную форму разрешения спора с его материально-правовым
содержанием.
Одним из распространенных видов нарушения права землепользования на
сельскохозяйственных землях является приведение последних в состояние, не
пригодное для ведения сельскохозяйственного производства с уничтожением
посеянных на них культур. Здесь нарушитель с одной стороны своими
действиями препятствует осуществлению права землепользования в указанных в
законе целях, а с другой - наносит материальный ущерб землепользователю. В
этих случаях первое требование стороны сводится к восстановлению прежнего
состояния земли (то есть имеет место земельный спор), а затем к возмещению
убытков, которые в связи с этим понес землепользователь (гражданский спор).
При исследовании вопроса об отграничении земельных споров от
административных прежде всего необходимо определить, какой признак должен
быть положен в основу разграничения данных категорий правовых споров.
Как уже отмечалось, в основе отграничения гражданских споров от
земельных споров лежит объект спора, ибо методы защиты гражданских и
земельных прав в некоторых случаях могут совпадать. Это положение в еще
большей мере применимо при разграничении административных и земельных
споров. Одной из отличительных черт административных отношений является
то, что споры, которые возникают между их сторонами, как правило,
разрешаются в административном порядке, то есть в порядке непосредственного
распоряжения полномочного на то государственного органа. Основная масса
земельных споров также подлежит разрешению государственными органами.
Следовательно, метод правового регулирования не является в данном случае
отличительным признаком. Это положение может быть также подтверждено и
следующим обстоятельством. Как указывалось в юридической литературе,
административными спорами являются споры, вытекающие из административных
правоотношений, которые существенным образом отличаются от земельных
правоотношений.
Предметом земельный правоотношений является все без исключения
земельные отношения, как связанные с распоряжением и управлением земельным
фондом, так и входящие в область землепользования. Не метод, а предмет
регулирования определяет специфику этой области отношений. Поэтому и при
отграничении земельных споров от административных, в качестве
отличительного признака берут объект спора и относят к земельным спорам все
без исключения споры, объектом которых является земля.
В этом отношении представляют интерес споры об отводе и изъятии
земли. К какой категории их отнести?
Как известно, возникновение права землепользования у одного субъекта,
то есть предоставление ему земли, в ряде случаев связано с изъятием земли у
определенного землепользователя. Обязательным условием, предшествующим
вынесению решения об отводе земли на землях сельскохозяйственного
назначения, должно быть согласование до начала проектных работ с
землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль
за использованием земли, места расположения объекта и примерных размеров,
намечаемой к изъятию площади. Возникновение разногласий у
землепользователей с другими заинтересованными учреждениями и ведомствами,
то есть с будущими землепользователями, по поводу размеров, местоположения
земельного участка приобретают характер земельных споров, поскольку их
объектом является земельный участок. На практике обычно все разногласия и
споры, связанные с отводом и изъятием земель, как правило, бывают
урегулированы до издания соответствующего административного акта. Однако у
землепользователя могут возникнуть разногласие с административным органом
и после издания акта об отводе. И в этом случае мы будем иметь земельный
спор, а не административный спор, поскольку его объектом по существу
является земельный участок, и разрешение этого спора будет происходить в
вышестоящем государственном органе.
Сказанное в полной мере относится и к тем случаям, когда подобные
споры возникают между самими государственным органами - в случае несогласия
нижестоящего органа с вышестоящим. Здесь имеет место не административный, а
земельный спор, поскольку в конечном счете его объектом является земля. И
отношения, возникающие при этом между государственным органами, будут
носить не административно-правовой характер, а земельно-правовой характер.
Учитывая специфику объектов земельных споров, следует также
подчеркнуть, что они также отличаются от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования. В настоящее время это различие
проявляется наиболее ярко, ввиду дифференциации земельного, водного,
лесного и горного законодательства.
Таким образом, земельные споры составляют совершенно самостоятельную
категорию правовых споров, отличную от гражданско-правовых и
административно-правовых споров, а также от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования.
Наличие специальной категории земельный споров предполагает
специальный порядок из разрешения, отличный от порядка разрешения споров в
области гражданского и административного права. Так как же разрешаются
земельные споры?
Как же разрешается земельный спор?
Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных споров.
Термин “порядок” в этом случае означает организацию деятельности
соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть
определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных споров.
Законодательное урегулирования процессуальных вопросов, связанных с
разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение как для
органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение в
законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной
стороны, действенную гарантию защиты субъективных прав землепользователя,
с другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры
способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров.
В соответствии со ст. 133 Земельного кодекса[17] земельные споры
рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями,
организуемыми при органах местных администраций из должностных лиц
соответствующего комитета по земле и землеустройству, органов архитектуры,
органов санэпидемнадзора, органов противопожарной инспекции, иных лиц.
Заявление должно быть достаточно мотивировано, а выраженные в нем
требования подтверждены соответствующей документацией. Представляется, что
данное требование является обоснованным и практически необходимым.
Как правило, предпосылкой подачи заявления о разрешении земельного
спора является нарушение прав и интересов землепользователей. При этом
оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а
может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или
иного лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах
смежных земельных участков может иметь место неправильное представление
землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка.
Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных
участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права
землепользования одновременно с приложением документов, подтверждающих
наличие оспариваемого права, а также фактов, свидетельствующих о его
нарушении, позволит ускорить рассмотрение спора по существу, облегчит
деятельность землеустроительных органов при подготовке материалов дела.
До сих пор мы говорили о процессуальных правах и обязанностях сторон
земельного спора на стадии подачи заявления, то есть на стадии возбуждения
земельного спора. Каковы же на этой стадии права и обязанности
государственного органа, разрешающего спор? Хотя действующее земельное
законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос, представляется, что
такие права и обязанности могут быть определены исходя из общих принципов
деятельности государственных органов по рассмотрению жалоб.
Государственных орган, разрешающий земельный спор, обязан принять
заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав его в
установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не относится к
компетенции данного органа, последний имеет право и обязан указать на это
обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить последнее по
подведомственности. Практика показывает, что соответствующие
государственные органы не всегда придерживаются этого правила,
рассматривая подчас споры, не входящие в его компетенцию, по существу или
пересылая заявление в ненадлежащий орган.
Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрения жалоб
государственным органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать на
рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на которое
поступила жалоба.
Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по
разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на
землеустроительные органы, ибо их сотрудники - инженеры-землеустроители
обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и
необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.
Землеустроительные органы, получая указания о подготовке материалов к
рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только сбором
письменных документов, а высылают на места своих работников для
установления факта нарушения права землепользования, о чем в ряде случаев
составляют соответствующие документы - акты, которые подписываются
спорящими сторонами и землеустроителем.
Кроме того, ЗК предоставляет право местной администрации образовывать
в необходимых случаях для подготовки материалов к рассмотрению земельного
спора комиссии из сотрудников администрации, представителей
землеустроительных органов, специалистов сельского хозяйства и иных лиц,
обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий в
основном предполагается при рассмотрении наиболее сложных споров, когда
затрагиваются интересы не только конкретных землепользователей, но и
отдельных отраслей народного хозяйства, когда разрешение подобных споров
Страницы: 1, 2, 3, 4
|