МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Разрешение земельных споров

    землепользования в этих случаях наносит землепользователю прямой

    имущественный ущерб, о возмещении которого возникают гражданские

    имущественные споры. В подобных случаях в основе гражданского спора

    зачастую лежит земельный спор, разрешение которого предшествует

    гражданскому. И только на основании разрешения земельного спора можно

    разрешить гражданский имущественный спор.

    Рассмотрим подробнее, как следует разграничивать земельные и

    гражданские интересы в данных видах споров.

    Как уже отмечалось, полное или частичное прекращение права

    землепользования производится правомерными действиями. Наряду с этим,

    фактическому осуществлению права землепользования могут препятствовать

    неправомерные действия тех или иных лиц, что является нарушением данного

    права. Прекращение права землепользования правомерными действиями имеет

    место тогда, когда земли изымаются у одного землепользователя с целью

    передачи их другому землепользователю на законных основаниях. В подобных

    случаях изъятие земель может влечь за собой определенные имущественные

    последствия, выражающиеся в возмещении стоимости сооружений, посевов и

    насаждений, находящихся на изымаемых землях. Убытки, причиняемые при

    изъятии земель, отличаются от убытков, причиненных вследствие причинения

    вреда, ибо действия государственных органов, производящих изъятие земли,

    являются законными действиями, а убытки, причиненные изъятием земель для

    государственных и общественных нужд - правомерно причиненными убытками.

    Поэтому следует отличать споры о возмещении убытков, причиненных при

    изъятии земель для государственных и общественных надобностей, от споров о

    возмещении ущерба, причиненного нарушением права землепользования, например

    при самовольных захватах. Если в первом случае речь идет о таких убытках

    землепользователя, которые он понес в связи с правомерными действиями

    органов государственного управления, то во втором случае в виду возмещения

    ущерба, причиненного в результате противоправных действий лиц, привлекаемых

    в качестве ответчиков.

    Земельное законодательство занимает совершенно четкую позицию в

    отношении гражданских прав землепользователей. Законодательные акты,

    регулирующие порядок изъятия и отвода земель, предусматривают возмещение

    землепользователям убытков, причиненных этим изъятием. Причем обязательства

    по возмещению убытков возложены законом на те учреждения и организации,

    которым отводятся земельные участки.

    Однако законодательство не дает ответа на вопрос, каким образом и в

    каком объеме должны возмещаться убытки при неправомерном изъятии земель, то

    есть при самовольных захватах, что на практике порождает большие сложности.

    Представляется, что различия в правомерном и неправомерном нарушениях права

    землепользования имеют принципиальное значение для решения вопроса о

    возмещении убытков. Поэтому, прежде чем решить вопрос по существу о

    характере и размерах убытков , необходимо разрешить земельный спор по

    поводу законности или неправомерности изъятия земельного участка.

    Все споры, связанные с возникновением указанных убытков носят

    гражданский характер и подлежат рассмотрению в судебном или арбитражном

    порядке, ибо объектом этих споров являются не земельные, а гражданские

    права землепользователей, нарушение которых лишь связано с нарушением

    земельного права.

    К гражданско-правовым спорам относятся также споры, связанные

    определением размеров возмещения.

    В некоторых случаях происходит совмещение гражданского и земельного

    споров в одном. В этом споре гражданин, у которого изымается земельный

    участок, является субъектом двух правоотношений. С одной стороны, он -

    субъект земельных правоотношений, так как сносимое строение возведено на

    земле, предоставленной ему в пользование, с другой стороны, с другой

    стороны он выступает как собственник данного строения и плодово-ягодных

    насаждений, находящихся на его земельном участке. Поэтому в подобных

    случаях возникают как споры, связанные с гражданско-правовыми последствиями

    этого изъятия, то есть споры об оценке сносимых строений и сооружений,

    споры, связанные с предоставлением новой площади, споры по поводу отказа

    соответствующих органов от возмещения ущерба.

    К гражданско-правовым спорам, связанным с неправомерными нарушениями

    права землепользования, относятся споры о праве на урожай от посева,

    произведенного одним землепользователем на участке другого, споры о

    возмещении ущерба, причиненного незаконным использованием земельного

    участка, закрепленного за другим землепользователем. Все они разрешаются

    судами в порядке гражданского судопроизводства.

    От споров о праве на урожай на самовольно захваченных землях следует

    четко отграничивать споры о самовольном захвате земли. Если первые являются

    спорами о праве гражданском, то спор о захвате земли является спором

    земельным, ибо объект последнего - определенный земельный участок. Такие

    споры подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, а

    не в судебном порядке.

    На практике нередко суды принимают к своему производству дела,

    связанные с самовольным захватом земли.

    К спорам о самовольных захватах земли тесно примыкают споры,

    связанные со сносом назаконно возведенных строений, изгородей. С другой

    стороны, споры о сносе изгородей и строений связаны с гражданскими спорами.

    Сам спор о сносе назаконно возведенных строений является спором земельным,

    ибо лицо, требующее сноса, считает, что строение находящееся на земле,

    предоставленной ему в пользование, и что собственник данного строения

    неправомерно завладел этим участком. Таким образом, здесь по существу имеет

    место спор о границах землепользования или спор о праве на земельный

    участок. Суды должны решать эти споры (их гражданскую часть) на основании

    земельных документов и соответствующих заключений земельных органов о

    принадлежности земельных участков тому или иному лицу. Спорами о праве

    гражданском являются также споры о гражданских последствиях производимого

    сноса возведенных строений.

    Говоря об отграничении земельных споров от гражданских , следует

    также иметь в виду, что охрана законных прав и интересов землепользователей

    может осуществляться в различных процессуальных формах. Под формами охраны

    здесь имеются в виду установленные законом процессуально-правовые порядки

    осуществления тех или иных методов охраны права на землю. В правовой

    литературе обычно указывают на уголовно-процессуальные, гражданско-

    процессуальные и административные формы охраны права на землю. При этом

    забывают, что существуют и земельно-процессуальная форма охраны права.

    Разрешение земельных споров происходит в земельно-процессуальных и отчасти

    в гражданско-процессуальных формах. Нельзя считать спор гражданско-

    правовым на том основании, что он разрешается в судебном порядке. Нельзя

    смешивать процессуальную форму разрешения спора с его материально-правовым

    содержанием.

    Одним из распространенных видов нарушения права землепользования на

    сельскохозяйственных землях является приведение последних в состояние, не

    пригодное для ведения сельскохозяйственного производства с уничтожением

    посеянных на них культур. Здесь нарушитель с одной стороны своими

    действиями препятствует осуществлению права землепользования в указанных в

    законе целях, а с другой - наносит материальный ущерб землепользователю. В

    этих случаях первое требование стороны сводится к восстановлению прежнего

    состояния земли (то есть имеет место земельный спор), а затем к возмещению

    убытков, которые в связи с этим понес землепользователь (гражданский спор).

    При исследовании вопроса об отграничении земельных споров от

    административных прежде всего необходимо определить, какой признак должен

    быть положен в основу разграничения данных категорий правовых споров.

    Как уже отмечалось, в основе отграничения гражданских споров от

    земельных споров лежит объект спора, ибо методы защиты гражданских и

    земельных прав в некоторых случаях могут совпадать. Это положение в еще

    большей мере применимо при разграничении административных и земельных

    споров. Одной из отличительных черт административных отношений является

    то, что споры, которые возникают между их сторонами, как правило,

    разрешаются в административном порядке, то есть в порядке непосредственного

    распоряжения полномочного на то государственного органа. Основная масса

    земельных споров также подлежит разрешению государственными органами.

    Следовательно, метод правового регулирования не является в данном случае

    отличительным признаком. Это положение может быть также подтверждено и

    следующим обстоятельством. Как указывалось в юридической литературе,

    административными спорами являются споры, вытекающие из административных

    правоотношений, которые существенным образом отличаются от земельных

    правоотношений.

    Предметом земельный правоотношений является все без исключения

    земельные отношения, как связанные с распоряжением и управлением земельным

    фондом, так и входящие в область землепользования. Не метод, а предмет

    регулирования определяет специфику этой области отношений. Поэтому и при

    отграничении земельных споров от административных, в качестве

    отличительного признака берут объект спора и относят к земельным спорам все

    без исключения споры, объектом которых является земля.

    В этом отношении представляют интерес споры об отводе и изъятии

    земли. К какой категории их отнести?

    Как известно, возникновение права землепользования у одного субъекта,

    то есть предоставление ему земли, в ряде случаев связано с изъятием земли у

    определенного землепользователя. Обязательным условием, предшествующим

    вынесению решения об отводе земли на землях сельскохозяйственного

    назначения, должно быть согласование до начала проектных работ с

    землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль

    за использованием земли, места расположения объекта и примерных размеров,

    намечаемой к изъятию площади. Возникновение разногласий у

    землепользователей с другими заинтересованными учреждениями и ведомствами,

    то есть с будущими землепользователями, по поводу размеров, местоположения

    земельного участка приобретают характер земельных споров, поскольку их

    объектом является земельный участок. На практике обычно все разногласия и

    споры, связанные с отводом и изъятием земель, как правило, бывают

    урегулированы до издания соответствующего административного акта. Однако у

    землепользователя могут возникнуть разногласие с административным органом

    и после издания акта об отводе. И в этом случае мы будем иметь земельный

    спор, а не административный спор, поскольку его объектом по существу

    является земельный участок, и разрешение этого спора будет происходить в

    вышестоящем государственном органе.

    Сказанное в полной мере относится и к тем случаям, когда подобные

    споры возникают между самими государственным органами - в случае несогласия

    нижестоящего органа с вышестоящим. Здесь имеет место не административный, а

    земельный спор, поскольку в конечном счете его объектом является земля. И

    отношения, возникающие при этом между государственным органами, будут

    носить не административно-правовой характер, а земельно-правовой характер.

    Учитывая специфику объектов земельных споров, следует также

    подчеркнуть, что они также отличаются от споров о праве лесопользования,

    водопользования и недропользования. В настоящее время это различие

    проявляется наиболее ярко, ввиду дифференциации земельного, водного,

    лесного и горного законодательства.

    Таким образом, земельные споры составляют совершенно самостоятельную

    категорию правовых споров, отличную от гражданско-правовых и

    административно-правовых споров, а также от споров о праве лесопользования,

    водопользования и недропользования.

    Наличие специальной категории земельный споров предполагает

    специальный порядок из разрешения, отличный от порядка разрешения споров в

    области гражданского и административного права. Так как же разрешаются

    земельные споры?

    Как же разрешается земельный спор?

    Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных споров.

    Термин “порядок” в этом случае означает организацию деятельности

    соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть

    определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных споров.

    Законодательное урегулирования процессуальных вопросов, связанных с

    разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение как для

    органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение в

    законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной

    стороны, действенную гарантию защиты субъективных прав землепользователя,

    с другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры

    способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров.

    В соответствии со ст. 133 Земельного кодекса[17] земельные споры

    рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями,

    организуемыми при органах местных администраций из должностных лиц

    соответствующего комитета по земле и землеустройству, органов архитектуры,

    органов санэпидемнадзора, органов противопожарной инспекции, иных лиц.

    Заявление должно быть достаточно мотивировано, а выраженные в нем

    требования подтверждены соответствующей документацией. Представляется, что

    данное требование является обоснованным и практически необходимым.

    Как правило, предпосылкой подачи заявления о разрешении земельного

    спора является нарушение прав и интересов землепользователей. При этом

    оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а

    может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или

    иного лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах

    смежных земельных участков может иметь место неправильное представление

    землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка.

    Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных

    участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права

    землепользования одновременно с приложением документов, подтверждающих

    наличие оспариваемого права, а также фактов, свидетельствующих о его

    нарушении, позволит ускорить рассмотрение спора по существу, облегчит

    деятельность землеустроительных органов при подготовке материалов дела.

    До сих пор мы говорили о процессуальных правах и обязанностях сторон

    земельного спора на стадии подачи заявления, то есть на стадии возбуждения

    земельного спора. Каковы же на этой стадии права и обязанности

    государственного органа, разрешающего спор? Хотя действующее земельное

    законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос, представляется, что

    такие права и обязанности могут быть определены исходя из общих принципов

    деятельности государственных органов по рассмотрению жалоб.

    Государственных орган, разрешающий земельный спор, обязан принять

    заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав его в

    установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не относится к

    компетенции данного органа, последний имеет право и обязан указать на это

    обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить последнее по

    подведомственности. Практика показывает, что соответствующие

    государственные органы не всегда придерживаются этого правила,

    рассматривая подчас споры, не входящие в его компетенцию, по существу или

    пересылая заявление в ненадлежащий орган.

    Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрения жалоб

    государственным органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать на

    рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на которое

    поступила жалоба.

    Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по

    разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на

    землеустроительные органы, ибо их сотрудники - инженеры-землеустроители

    обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и

    необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.

    Землеустроительные органы, получая указания о подготовке материалов к

    рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только сбором

    письменных документов, а высылают на места своих работников для

    установления факта нарушения права землепользования, о чем в ряде случаев

    составляют соответствующие документы - акты, которые подписываются

    спорящими сторонами и землеустроителем.

    Кроме того, ЗК предоставляет право местной администрации образовывать

    в необходимых случаях для подготовки материалов к рассмотрению земельного

    спора комиссии из сотрудников администрации, представителей

    землеустроительных органов, специалистов сельского хозяйства и иных лиц,

    обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий в

    основном предполагается при рассмотрении наиболее сложных споров, когда

    затрагиваются интересы не только конкретных землепользователей, но и

    отдельных отраслей народного хозяйства, когда разрешение подобных споров

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.