МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие малого предпринимательства в России

    Развитие малого предпринимательства в России

    Введение.

    Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с

    таким явлением как малое предпринимательство. Ему дают различные, порой

    полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого

    предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не

    станет. Именно поэтому сейчас в условиях развития рыночных отношений и

    рынка как такового, так актуальна проблема становления и развития малого

    бизнеса в России. Но чтобы дать объективную оценку происходящим сегодня

    явлениям и процессам нам нужно иметь представление об эволюции малого и

    среднего бизнеса.

    Некоторые ученые полагают, что зарождение предпринимательских

    отношений в том виде, в котором они сейчас существуют, начало

    осуществляться в 70-80 гг. XX века. Однако, мы не можем закрыть глаза на те

    события, которые происходили в дореволюционной России. Мы не можем и не

    имеем на то никакого права забывать о том, что происходило в нашей стране в

    период становления государства и, тем более в эпоху Великих Реформ и

    Промышленного Переворота. Ведь именно в это время начинаю зарождаться

    капиталистические отношения в России. И уже тогда мы можем выделить

    основные черты настоящего русского предпринимательства и предпринимателя,

    который сыграл немаловажную роль в развитии нашей страны.

    Целью этой работы является проследить основные моменты в изменении и

    характерные черты торговых и производственных отношений предпринимателей

    Российского Государства. В данной работе однако не будет идти речи о

    внешней торговли, поскольку это является отдельной очень крупной темой,

    которой следует уделить отдельное внимание.

    I. Становление деловых отношений на Руси IX-XV века.

    Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм

    первобытных сообществ (стада) до государственной организации.

    Первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных

    исторических периодов. С точки зрения материальных условий производства

    различают: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век),

    неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти

    периоды различались между собой не только орудиям труда, которые

    использовал человек, но и по формам общественной организации, видам

    хозяйственной деятельности. И уже в это время начинают зарождаться основы

    экономических отношений.

    Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла

    на Руси, оживленное строительство городов привело к складыванию торговых

    отношений. Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как

    домашние промыслы для обслуживания себя своих родственников простейших

    изделиях обихода: льняных тканях, коже, посуде и обуви и др. Эти изделия не

    выходили за рамки семьи и не поступали в продажу. Однако ремесленники

    постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления

    патриархальной семьи, но для обмена. Они все меньше занимались земледелием

    и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские

    поселения. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве

    Киевской Руси, которое оставалось глубоко натуральным. Даже городские

    ремесленники работали, как правило, на заказ по которым заказчики часто

    расплачивались другой продукцией, т.е. осуществлялся натуральный обмен.

    Однако, находки археологов – на городище Новотроицком, в Старой

    Лагоде, в Гнездове под Смоленском, в Тимеревском поселении под Ярославлем и

    др. – говорят о том, что уже в IX веке торговля становится важной сферой

    хозяйственной деятельности восточных славян. Киевская Русь уже имела

    определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными

    друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

    Появлению торговцев-профессионалов способствовало складывание ремесленных

    поселений и местных рынков, накопление в руках племенной знати излишков

    сельскохозяйственной продукции. В XI-XII вв. получила распространение как

    оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства,

    промыслов. В ней использовались и натуральный обмен (по схеме «товар на

    товар»), и товарно-денежные операции (по принципу «товар – деньги -

    товар»), в том числе кредитные сделки и предоплата за товары.

    Развитие деловой частной инициативы становится особенно заметным по

    мере приобщения славян к торговому обмену с народами Востока и Запада[1]. C

    XI в. наиболее качественные изделия древнерусских ремесленников (например,

    металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки –

    нижедунайские провинции Византии, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию и даже в

    Англию.

    Торговля была как ярмарочная (обычно сезонная), так и базарная

    (регулярная, по выходным и праздничным дням). Видное место в ассортименте

    купцов занимали изделия русских мастеров. Торги были шумными и

    многолюдными. Здесь можно было встретить небольшие лавки, называвшиеся

    затворами. Они располагались рядами по предметам торга, от которых ряды

    получали свое название, например «вощной». Торговцы пристраивались со своим

    товаром и вне рядов; ремесленники часто продавали свои изделия, сидя перед

    мастерскими. Был также распространен торг «хожалый», по окрестным селениям

    и монастырям[2].

    Доказательством того, что торговые отношения в Древней Руси являлась

    одной из основ хозяйственной жизни славян, может служить первый русский

    свод законов "Русская правда", пронизанный духом предпринимательства. Он

    мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а

    интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде

    законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и

    долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское

    предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок

    взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

    Экономика домонгольской Руси носила многоукладный характер,

    проявлявшийся во всех сферах: и в сельском хозяйстве, и в ремесленном

    производстве, и в системе товарного обмена[3]. Ростки же

    предпринимательской деятельности могли возникнуть лишь в социально-

    экономических укладах, базирующихся на ресурсах и труде свободных людей –

    профессиональных торговцев и ремесленников – товаропроизводителей. Они

    охватывали и ростовщичество, распространившееся довольно широко с XI в. Но

    древнейшим и главным носителем предпринимательских начал на Руси,

    безусловно, являлся не ремесленник, не ростовщик, а купец, в наиболее

    тесной форме связанный с рынком и товарными отношениями.

    Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов,

    отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского

    предпринимательства, выделяет особо:

    1. чувство меры

    2. практический расчет

    3. самообладание

    4. трезвость характера

    5. сила воли.

    Однако, монгольское иго, продолжавшееся более двух веков, сильно

    подорвало экономику северо-восточной Руси, начинавшую оживляться к этому

    моменту, задержало развитие его производительных сил. Внутренний упадок

    торговли выразился в практическом отсутствии металлических денег в конце

    XII-XIII вв. В деревне осталась только меновая торговля, бортничество.

    В XIII-XIV века на Руси получили распространение торговые товарищества

    («складничества»). Они состояли из 2-4 человек – или родственников или

    чужих друг другу лиц, объеденных общими деловыми интересами. Соединяя

    товары, складчики образовывали своеобразное торговое предприятие.

    В ремесленном производстве XIV-XV вв. продолжаются тенденции,

    наметившиеся еще в домонгольский период: углубление специализации и

    упрощение технологии производства, которые способствовали удешевлению

    изделий массового спроса, предназначенных для рыночного сбыта.

    В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные с плане

    технологического производства отрасли ремесла – массивное литье (колоколов,

    пушек), чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин,

    связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и

    применением простой кооперации труда[4]. Правда, часть из них (изготовление

    оружия, монет, колоколов) работало на заказ, обслуживая потребности

    государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно

    утверждать о существовании в русских городах XIV-XV вв. объединений

    ремесленников по улицам (Щитной, Кузнечной), слободам, сотням, рядам,

    отличавшихся от западно-европейских ремесленных цехов эпохи средневековья,

    отсутствием оформленных уставов, но имевших общую казну, патрональные

    храмы, и собиравших своих членов на пиры – «братчины»[5].

    Более благоприятные условия для ремесла и торговли складывались в

    городах. После образования Московского княжества часть городов превратилась

    в волостные (сельские) центры. Но, тем не менее, города, основанные

    князьями, продолжали развиваться, зарождалась межобластная торговля,

    главным образом солью, хлебом, железом. Великий князь приглашал в Москву

    мастеров и ремесленников. Повсеместно в возникали посады, состоявшие из

    ремесленников и торговцев. Тут жили кузнецы, гончары, плотники, оружейники,

    портные, ювелиры и другие мастера. Несмотря на то, что в посадах с утра до

    ночи кипела работа, дохода это им не приносило, ибо все сборы от них шли в

    казну, оставляя производителям минимум средств для жизни. К тому же,

    ремесленники редко пускали выручку в оборот. Такая торговля не обогащала и

    не расширяла производство.

    Богатые лесные и речные угодья способствовали экстенсивному развитию

    хозяйства. Многие бортные угодья были частными, а бортники – свободными

    людьми. Экстенсивное ведение хозяйства и ограниченность купли-продажи,

    узость рынка не развивали промыслы дальше простого использования их, без

    расширенного производства и усовершенствования. Поэтому характер

    хозяйствования не отличим в XIV и XV веках. Правда, московские бортники

    образовали корпорацию – Васильцево сто, но, видимо, это не отразилось на

    развитии отрасли.

    Что же характерно для развития предпринимательства в период раннего

    средневековья в России XIV-XV вв.? И каков результат, с которым Россия

    приступила к новому этапу своего развития? Главными сдерживающими факторами

    были недифференцированность и однородность элементов экономической жизни

    Руси: натуральные княжеские хозяйства и традиции общины. Освобождение от

    этих пут по мере централизации государства и собирания земель создавали

    другие – гнет налогов военно-бюрократического и чиновничьего государства.

    Но к концу XV века все же наблюдался период оживления ремесла и торговли,

    особенно в городах, а также в селах, расположенных на торговых путях.

    Выгодные для себя виды предпринимательства – ремесел, торговли – княжеский

    двор, крупные феодалы и Церковь не только поддерживали, но и стимулировали

    капиталами. Это способствовало росту экономической активности, но ставило

    предпринимателей в зависимость, придавая их деятельности искусственные,

    уродливые черты. Особенно сильным был импульс предпринимательской

    активности в наиболее выгодной и сравнительно независимой внешней торговли.

    Именно благодаря внешней торговле происходит оживление денежного обращения.

    Таким образом, в развитии предпринимательства в России не произошло никаких

    коренных переворотов со времен ее зарождения. В новый век она вступила все

    в том же незавершенном состоянии.

    II. Предпринимательская деятельность в XVI – XVII века.

    В XVI-XVII веках в целом при внешне благоприятном развитии Московского

    княжества, приобретении им политического и экономического могущества

    существовали обстоятельства, не позволяющие развиваться

    предпринимательству. Много сил уходило в ратное дело, при хроническом

    оскудении ремесла и торговли. Предпринимательство развивалось в условиях

    централизованного государства, которое одновременно стимулировало и

    сковывало экономическую активность граждан. Царь сосредоточил в своих руках

    громадные земельные и прочие хозяйства. Но из-за этого более рационального

    и справедливого их распределения не получилось. Хозяйственная разруха

    привела к кризису 60-80-х годов: сначала закрепостили бояр, переведя их в

    дворяне, затем лишили привилегий монастыри, а дальше сделали зависимыми и

    крестьян.

    На таком историческом фоне развивалась деятельность российских

    предпринимателей. В этот период не произошло каких-либо заметных изменений.

    Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же

    как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой

    деятельности купцов, ремесленников и крестьян. Но по сравнению с XV веком

    под развитие торговли была подведена более мощная государственная база.

    Торговля оживлялась не только в городах, но и на крупных ярмарках. Более

    четко разделились город и деревня, хотя городские жители по-прежнему

    продолжали заниматься земледелием.

    Ремесленный труд не мог достичь высокой степени мастерства и цениться

    дорого, так как в целом каждый стремился сам удовлетворять свои

    ограниченные потребности. Из неразвитости ремесла и преобладания

    первоначальной промышленности вытекал набор товаров для торговли: продукты

    земледелия, меха, первичная мануфактура, сырье, предметы роскоши и

    украшения. В Москву и другие города на ярмарки в сотнях возов везли хлеб,

    мясо, рыбу, пищевые продукты в сыром и обработанном виде. Крестьяне

    съезжались в город очень рано, чтобы успеть продать свой товар. Навстречу

    им из города двигались скупщики сельскохозяйственной продукции. Иностранцев

    удивляла дешевизна привозимых в Москву продуктов. Но они также замечали,

    что в провинции не только трудно путешествовать из-за плохих дорог, но

    нельзя также купить за деньги хлеб и другую еду.

    В крестьянской среде получили распространение и другие мелкие промыслы

    (производство древесного угля, дегтя, красок, смолокурение), но все они,

    как правило, носили подсобный характер, дополняя основное занятие

    крестьянина – сельское хозяйство. Во многих районах Росси крестьяне,

    проживавшие у крупных рек и озер, активно занимались ловлей рыбы, в том

    числе для продажи и для уплаты феодального оброка. В северных районах, в

    Подвинье у побережья Белого моря морские и речные тони, часть орудий лова

    являлись общественной собственностью волости. Там промысловое рыболовство

    приобрело черты коллективного предпринимательства. Такой же характер имел

    промысел морского зверя (моржа, тюленя, белого медведя), который вообще

    нельзя было вести без артельной организации. Эта продукция предназначалась

    как для внешнего, так и для внутреннего рынков.

    Прослеживается тенденция к росту мелкотоварного производства, но оно

    пока еще не стало преобладать в ремесле в целом, хотя и заняло существенное

    место в отдельных его отраслях. Так, увеличение спроса на юфть (качественно

    выделанную кожу) на внутреннем и внешнем рынках стимулировало рост

    численности кожевников. Формирование новых центров кожевенного производства

    и его укрепление в отдельных мастерских, углубление разделения труда,

    проявившегося уже во второй половине XVI века и еще более заметно – в

    следующем столетии, когда в этом прибыльном деле с середины XVII веке стали

    появляться купцы и купеческие кожевенные дворы[6].

    Наиболее ярко предпринимательские черты проявились в организации

    добычи и сбыта соли. Эта деятельность постепенно переросла в крупную

    производственную отрасль с большими доходами.

    И ремесло, и промыслы в деревне развивались в рамках господствовавшего

    феодального способа производства, будучи с ним тесно связанными. И все же

    часть сельского населения (особенно в уездах Русского Севера, где не

    сформировалось барщинное хозяйство) активно занималась в XVI веке

    предпринимательством.

    И в промыслах и в ремесленном производстве в XVI веке подспудно

    развивались процессы углубления специализации, простой кооперации,

    разделения труда, которые привели в следующем столетии к дальнейшему

    укрупнению производства, возникновению мануфактур, перетеканию части

    торговых капиталов в промышленность и промысловое предпринимательство[7].

    В XVI веке прослеживается значительное расширение масштабов торгового

    обмена, чему способствовали и рост городов, и завершение объединения

    русских земель вокруг Москвы, и развитие мелкотоварного производства, и

    активная промысловая деятельность. Еще более заметной становится

    специализация областных рынков и ремесленных центров. В рыночные операции в

    той или иной степени вовлекаются самые разные слои населения страны:

    светские и духовные феодалы, ремесленники, крестьяне. В сфере внутренней

    торговли они выступают то как покупатели, то как продавцы, конкурируя в

    последнем качестве с купечеством. На городских торгах растет число рядов и

    лавок, а часть торговых оборотов приходится на сельские торжки.

    Развитие предпринимательства в XVI веке в России было весьма

    противоречивым. С одной стороны, нельзя не заметить оживления этой

    деятельности и появления предпринимателей в непосредственном смысле этого

    слова. Это движение происходило не благодаря, а вопреки существующим

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.