МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реализация конституционных прав граждан в сфере окружающей среды

    Реализация конституционных прав граждан в сфере окружающей среды

    Воронежский Государственный Университет

    Юридический факультет

    Кафедра международного и конституционного права

    Реализация Конституционных прав граждан в сфере окружающей среды

    | |Курсовая работа |

    | |Научный руководитель: |

    Воронеж 2001

    Содержание

    Введение;

    I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:

    > Понятие и содержание экологических прав граждан;

    II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную

    окружающую среду;

    > Связанность органов исполнительной власти экологическими правами граждан,

    в частнсти правом на благоприятную окружающую среду;

    > Право граждан на достоверную экологическую информацию и проблемы его

    реализации;

    > Пределы административного и судебного усмотрения при обеспечении

    соблюдения и защиты экологических прав граждан;

    III. Механизм защиты экологических прав граждан;

    > Коллизии в праве и конституционная ответственность за экологические

    правонарушения;

    > Защита экологических прав в судах;

    > Защита прав граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью

    загрязнением окружающей среды;

    Заключение.

    Введение

    Принятая в 1993 году конституция РФ закрепила ряд основополагающих прав

    и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другими правами и свободами,

    выделяют и так называемые экологические права, закрепленные непосредственно

    в ст. 42 Конституции РФ. Хотя данная сфера конституционных прав граждан в

    юридической литературе необоснованно отодвинута на второй план, и еще мало

    изучена учёными-юристами, все они сходятся в одном: что недостаточно лишь

    простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, но и

    необходимо чёткое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни.

    Право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду относится к числу

    его фундаментальных прав. В основе своей оно носит естественный характер.

    Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую

    воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не

    требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более

    двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или

    полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и

    опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в

    социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на

    безопасную (здоровую) окружающую среду. Что и послужило основным поводом

    для написания моей работы. Тот факт, что нормы права закреплённые

    конституционно очень часто в реальной жизни не выполняются и не

    реализуются, вследствие каких-либо экономических, социальных, политических

    юридических либо иных причин, также побудил меня к написанию данной работы,

    в которй я постараюсь разобраться в механизме реализации конституционного

    права каждого на благопрятную окружающую среду как нормативно, так и в

    повседневной жизни.

    I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:

    В соответсивии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную

    окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение

    ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим

    правонарушением.(см. схема 1)

    Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные

    возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и

    государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в

    подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений,

    осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую

    информацию, а также право на возмещение ущерба.

    Схема 1, «Экологические права, устанавливаемые Конституцией РФ»

    Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается

    планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по

    предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей

    среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных

    бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием

    государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи,

    организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем

    за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного

    законодательства.

    Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их

    определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными

    органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и

    совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований

    к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды

    воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены

    по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных

    ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально

    уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное

    государственное экологическое страхование предприятий, учреждений,

    организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай

    экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и

    ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных

    экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд,

    республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из

    средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за

    выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за

    экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий

    охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации

    своих экологических прав, предполагающими возможность создавать

    общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких

    объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в

    собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей

    среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями,

    требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке

    отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,

    эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения,

    приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении

    к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические

    правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и

    граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо

    уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации —

    административную гражданско-правовую ответственность. Экологические

    общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и

    пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права

    и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать

    граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и

    добровольного участия населения выполнять работы по охране и

    воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным

    органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства;

    создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на

    проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей

    для участия в государственной экологической экспертизе, проводить

    общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной

    после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы);

    требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с

    изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст. 13

    Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г,

    государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное

    содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их

    экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их

    предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие

    осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к

    ответственности по закону. В частности, граждане и общественные объединения

    граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих

    органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о

    состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица,

    граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной

    или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной,

    достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки,

    подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до

    десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до

    двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

    Признание экологических прав граждан

    Признание экологических прав граждан становится одним из наиболее

    существенных факторов развития российского экологического права.

    Закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на

    благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на

    возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим

    правонарушением, важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в

    механизм охраны окружающей среды

    Ранее, до принятия Конституции России 1993 г., в Законе об охране

    окружающей природной среды было закреплено право граждан на охрану здоровья

    от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного

    хозяйственной или иной деятельностью (ст. 11),(см. схема 3). В соответствии

    с Законом это право обеспечивается планированием и нормированием качества

    окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной

    деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и

    ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и

    государственным страхованием граждан, образованием государственных и

    общественных резервных фондов помощи; возмещением в судебном или

    административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате

    загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в

    том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за

    состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного

    законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в его

    нарушении (данные меры являются основными способами реализации

    экологических прав граждан).

    Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом

    предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных

    экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они

    включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах,

    референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами,

    заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих

    органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о

    состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в

    административном или судебном порядке отмены решений о размещении,

    проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически

    вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности

    предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на

    окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о

    привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан,

    предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и

    имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13), (см. схема

    2).

    Схема 2 «Основные экологические права граждан»

    Таковы конституционные основы экологических прав граждан и гарантии их

    реализации. В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и

    гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,

    содержание и применение законов, деятельность законодательной и

    исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются

    правосудием. Что касается практической реализации этих прав, то в настоящее

    время она затруднена по ряду серьезных причин. Основная из них — кризисное

    состояние экономики, невозможность, с одной стороны, обеспечить выделение

    хоть в какой-то мере достаточных финансовых и материальных средств на

    охрану окружающей среды, с другой — невозможность по экономическим

    соображениям закрывать экологически вредные предприятия или хотя бы

    ограничивать их деятельность. Другой причиной является низкий уровень

    правовой культуры граждан, знания ими законодательства по охране окружающей

    среды.

    В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее

    законодательство отводит значительную роль судам. Однако суды практически

    пока бездействуют в данной сфере, поскольку и физические, и юридические

    лица мало осведомлены о возможностях судебной защиты своих экологических

    прав.

    Также в качестве основного конституционного экологического права граждан

    признается право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия

    окружающей среды(см. схема 3)

    Схема 3.

    II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную

    окружающую среду.

    Чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать

    отвечающее общественным потребностям природоохранительное законодательство,

    которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан.

    Несмотря на значительные масштабы и остроту экологических проблем,

    создаваемых радиационным загрязнением окружающей среды, потенциальную

    экологическую опасность эксплуатируемых многочисленных ядерных объектов, в

    России отсутствует законодательство о ядерной безопасности.

    Ответственность, хотя бы моральную, за экологические беды граждан и всего

    общества несут прежде всего российские законодатели. Закрепление в Основном

    законе и других актах природоохранительного законодательства экологических

    прав означает для законодателя необходимость учета их смысла и содержания

    при развитии и совершенствовании всего российского законодательства, в том

    числе в области охраны окружающей среды. Особая ответственность лежит на

    законодателе в связи с тем, что в настоящий исторический период практически

    обновляется или вновь создается весь нормативно-правовой массив.

    Конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду

    ставит перед органами законодательной власти три основные взаимосвязанные

    задачи. Первая, касается создания законодательных основ обеспечения охраны

    окружающей среды в России. Вторая задача состоит в том, чтобы в

    законодательстве были закреплены правовые экологические меры, которые в

    перспективе позволили бы обеспечить восстановление и сохранение

    благоприятного состояния окружающей среды и соответственно реально

    обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Третья задача

    заключается в определении необходимых правовых средств и гарантий защиты

    нарушаемых экологических прав граждан. Немыслимо предположить возможность

    защиты и обеспечения экологических прав граждан без формирования системы

    отвечающего общественным потребностям экологического законодательства.

    Задача создания в ближайшей перспективе современного законодательства

    является первостепенной для России. Закон «об охране окружающей природной

    среды» хотя и содержит ряд прогрессивных экологических мер и требований,

    но, как показала практика имеет ограниченный эффект. Причина этого не в его

    дефектах, она главным образом в том, что последоательная реализация его

    положений требует их развития в самостоятельных законов, правительственных

    постановлений и нормативных актов специально уполномоченных государственных

    органов. В Россиискои Федерации необходимо прежде всего принять пакет

    законов в области ядерной безопасности, об отходах а и потребления, об

    использовании агрохимикатов. Одновременно при развитии и совершенствовании

    природоресурсового, предпринимательского, гражданского, уголовного,

    администлативного и иного законодательства, реализация которого связана с

    охраной окружающей среды, в нем должен быть обеспечен учет экологических

    требований конституционных прав граждан. Для обеспечения конституционного

    права каждого на благоприятную окружающую среду законодатель должен

    установить оптимальную и адекватную систему правовых экологических

    требований, выполнение которых позволит обеспечить сохранение, а где

    необходимо — и восстановление благоприятного состояния окужающей среды в

    России. При определении таких требований должны учитываться все ее основные

    характеристи: чистота, ресурсоемкость (неистощимость), видовое разнообразие

    эстетическое богатство и т. д.. Основными элементами правового механизма

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.