Россия - светское государство
Россия - светское государство
Содержание:
1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2
2. Положение церкви в политической системе общества. 4
3. Положение государства в политической системе общества. 7
4. Взаимоотношение церкви и государства. 10
5. Россия – светское государство. 14
Список использованной литературы: 24
1. Вступление: Основы конституционного строя РФ.
Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой
системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства
понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.
В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический,
социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой
для государства и права.
Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции
принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны
находиться все другие конституционные положения, а также текущее
законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции,
т. е. то, что определяет само ее существо.
Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления». РФ также является суверенным, социальным, светским
государством, признающим права человека высшей ценностью.
Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного
строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит
свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут
противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16
конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы
конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе
как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие
положения настоящей Конституции не могут противоречить основам
конституционного строя Российской Федерации.”[1] Данное предписание
адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания)
органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может
принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за
исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни
один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию
РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы,
содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в
соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут
быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.[2]
Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую
силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.
Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы
конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного
и общественного строя, форму правления и политический. Эти положения
необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции.
Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в
особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не
допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное
конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и
конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений
Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в
особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма
сложной процедуры.
2. Положение церкви в политической системе общества.
Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя
основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer - священный) - это процесс вовлечения в
сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения
людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь
процесс становления человеческого общества, формирования его культуры.
Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от
позднелат. Clericalis - церковный), которая означала не только регуляцию
всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего
идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация,
догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы
интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического
мышления.
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) -
это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания,
деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще
говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием
религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым,
приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в
изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и
личности, сужении круга выполняемых ею функций.[3]
Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при
соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно
понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное»
понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует
гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого
права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а
церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный
суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда
государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий,
помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает
за церковью право участвовать в общественно жизни, согласно формуле:
«церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и
церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое
религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые
фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество,
она служит все тому же обществу.[4]
Выступления церкви порой расценивают как недопустимое
посягательство на светский характер государства. Но может ли государство
существовать без нравственных основ? Кажется, оптимальный вариант
существования современного общества - секулярное государство, открытое к
религии, признающее ее положительное общественное значение и сознающее
ограниченность своей собственной, политической, сферы.
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в
результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным
образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе.
Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.
В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение
светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие
церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в
решение социальных проблем общества путем образования различных обществ
милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве
социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи
в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от
государства, фактической их изоляции не произошло.
Интеграционная функция церкви направлена на объединение
социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную
функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так
как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и
поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.[5]
Считаю необходимым отметить еще один момент взаимоотношений
церкви и общества. Распространяется убеждение, что современное общество
определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления
отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на
телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного
управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление
религиозности со стороны государственных деятелей.
3. Положение государства в политической системе общества.
Один из важнейших признаков государства - это тесная органическая
связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно
обусловленное нормативное выражение государственной воли, государственный
регулятор общественных отношений.
При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как
регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными
нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение
подробнее.
Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как
средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим
подробнее два аспекта - регулятивную функцию религии в целом и
взаимодействие правовых норм с религиозными.
Религиозная интерпретация мира выступает как средство, позволяющее
«овладеть» этим миром, освоить многочисленные связи окружающей
действительности, обуславливающие религиозный комплекс, «сочетающийся с
обширными функциями, выполняемыми религией в общественной жизни», включая и
функцию регулирования общественных отношений.[6]
Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо
она «задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с
которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет
моральные позиции по отношению к миру».
Нормативно-регулятивная сила религии проявляется в создании
посредством религиозных верований и практики религиозной жизни
психологических стимулов, которые указывают направление поведению и
удерживают индивида в определенных рамках, установленных нормами.
При рассмотрении религиозных норм важно принимать во внимание
соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в
религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются,
порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические
и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное
регулирование основано на известном принципе: «как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии в своей
основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала.
Большинство религий в своих нормах призывают к обеспечению основных
естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного
регулирования, например христианства, положены библейские заповеди, в
частности такие, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не
судите, да не судимы будете» и др. В этих и других нормах четко
прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки,
выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека.[7]
Исходя их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии, в
частности религиозных норм, заключается в обеспечении стабильного
функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как
существо биосоциальное.
Тесное взаимодействие религиозных норм с правовыми отмечалось и
отмечается в ряде других правовых систем, в том числе и в дореволюционной
России. Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение
исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а
велений закона также религиозной карой - одна из основных черт
государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с
древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти.
Весьма актуальна, с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема
взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области
обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности
от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего
между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека.
На реализацию прав и свобод человека влияет множество факторов, среди
которых нельзя не учитывать как воздействие религии, так и проявление
посттоталитарного синдрома. Только комплексный подход позволит решить эту
многоплановую проблему. Не следует недооценивать и то обстоятельство, что в
России неуклонно растет число верующих, а потому взвешенный и обоснованный
синтез религиозных и правовых норм, как представляется, мог бы увеличить
регулятивную силу последних.
4. Взаимоотношение церкви и государства.
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и
церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время
влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в
постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в
известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом
к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-
нравственного возрождения народов.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил
соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны -
по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия.
Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит
кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч
государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению.
Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика
или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача
политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг
политики не есть ее ранг».[8]
Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида
статуса церкви в государстве:
1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного
положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество
государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных
отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций,
принадлежащих к государственной церкви. В дореволюционной России такой
статус был у Русской православной Церкви.
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
1 В сфере экономических отношений - за церковью признается право
собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения,
предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает
собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на
нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была
освобождена от податей и гражданских повинностей.
1. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную
помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные
субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на
содержание церковного аппарата).
2. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе
регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать
брачно-семейные отношения.
3. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в
политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в
государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России
была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей
духовенства, назначаемых по распоряжению царя.
4. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том,
что глава государства даже при республиканской форме правления дает
религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь
участвует и в коронации монархов.
5. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и
образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной
продукции, кино, телевидения.
Статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,
все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех
государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут
существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с
официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство
всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия,
Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям.
Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах -
Страницы: 1, 2
|