МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Россия - светское государство

    Россия - светское государство

    Содержание:

    1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2

    2. Положение церкви в политической системе общества. 4

    3. Положение государства в политической системе общества. 7

    4. Взаимоотношение церкви и государства. 10

    5. Россия – светское государство. 14

    Список использованной литературы: 24

    1. Вступление: Основы конституционного строя РФ.

    Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой

    системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства

    понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в

    Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции

    РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

    В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический,

    социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой

    для государства и права.

    Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции

    принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны

    находиться все другие конституционные положения, а также текущее

    законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции,

    т. е. то, что определяет само ее существо.

    Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – Россия есть

    демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой

    правления». РФ также является суверенным, социальным, светским

    государством, признающим права человека высшей ценностью.

    Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного

    строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит

    свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут

    противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16

    конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы

    конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе

    как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие

    положения настоящей Конституции не могут противоречить основам

    конституционного строя Российской Федерации.”[1] Данное предписание

    адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания)

    органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может

    принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за

    исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни

    один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию

    РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы,

    содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в

    соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут

    быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.[2]

    Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую

    силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.

    Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы

    конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного

    и общественного строя, форму правления и политический. Эти положения

    необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции.

    Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в

    особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не

    допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное

    конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и

    конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений

    Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета

    Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в

    особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма

    сложной процедуры.

    2. Положение церкви в политической системе общества.

    Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя

    основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

    Сакрализация (от лат. Sacer - священный) - это процесс вовлечения в

    сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения

    людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь

    процесс становления человеческого общества, формирования его культуры.

    Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от

    позднелат. Clericalis - церковный), которая означала не только регуляцию

    всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего

    идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация,

    догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы

    интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического

    мышления.

    Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.

    Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) -

    это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания,

    деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще

    говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием

    религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым,

    приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в

    изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и

    личности, сужении круга выполняемых ею функций.[3]

    Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при

    соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно

    понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное»

    понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует

    гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого

    права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а

    церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный

    суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда

    государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий,

    помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает

    за церковью право участвовать в общественно жизни, согласно формуле:

    «церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и

    церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое

    религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые

    фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество,

    она служит все тому же обществу.[4]

    Выступления церкви порой расценивают как недопустимое

    посягательство на светский характер государства. Но может ли государство

    существовать без нравственных основ? Кажется, оптимальный вариант

    существования современного общества - секулярное государство, открытое к

    религии, признающее ее положительное общественное значение и сознающее

    ограниченность своей собственной, политической, сферы.

    На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в

    результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным

    образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе.

    Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.

    В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение

    светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие

    церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в

    решение социальных проблем общества путем образования различных обществ

    милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве

    социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи

    в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от

    государства, фактической их изоляции не произошло.

    Интеграционная функция церкви направлена на объединение

    социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную

    функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так

    как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и

    поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.[5]

    Считаю необходимым отметить еще один момент взаимоотношений

    церкви и общества. Распространяется убеждение, что современное общество

    определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления

    отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на

    телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного

    управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление

    религиозности со стороны государственных деятелей.

    3. Положение государства в политической системе общества.

    Один из важнейших признаков государства - это тесная органическая

    связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно

    обусловленное нормативное выражение государственной воли, государственный

    регулятор общественных отношений.

    При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как

    регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными

    нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение

    подробнее.

    Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как

    средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим

    подробнее два аспекта - регулятивную функцию религии в целом и

    взаимодействие правовых норм с религиозными.

    Религиозная интерпретация мира выступает как средство, позволяющее

    «овладеть» этим миром, освоить многочисленные связи окружающей

    действительности, обуславливающие религиозный комплекс, «сочетающийся с

    обширными функциями, выполняемыми религией в общественной жизни», включая и

    функцию регулирования общественных отношений.[6]

    Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо

    она «задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с

    которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет

    моральные позиции по отношению к миру».

    Нормативно-регулятивная сила религии проявляется в создании

    посредством религиозных верований и практики религиозной жизни

    психологических стимулов, которые указывают направление поведению и

    удерживают индивида в определенных рамках, установленных нормами.

    При рассмотрении религиозных норм важно принимать во внимание

    соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в

    религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются,

    порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические

    и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное

    регулирование основано на известном принципе: «как хотите, чтобы с вами

    поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии в своей

    основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала.

    Большинство религий в своих нормах призывают к обеспечению основных

    естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного

    регулирования, например христианства, положены библейские заповеди, в

    частности такие, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не

    судите, да не судимы будете» и др. В этих и других нормах четко

    прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки,

    выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека.[7]

    Исходя их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии, в

    частности религиозных норм, заключается в обеспечении стабильного

    функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как

    существо биосоциальное.

    Тесное взаимодействие религиозных норм с правовыми отмечалось и

    отмечается в ряде других правовых систем, в том числе и в дореволюционной

    России. Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение

    исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а

    велений закона также религиозной карой - одна из основных черт

    государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с

    древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти.

    Весьма актуальна, с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема

    взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области

    обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности

    от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего

    между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека.

    На реализацию прав и свобод человека влияет множество факторов, среди

    которых нельзя не учитывать как воздействие религии, так и проявление

    посттоталитарного синдрома. Только комплексный подход позволит решить эту

    многоплановую проблему. Не следует недооценивать и то обстоятельство, что в

    России неуклонно растет число верующих, а потому взвешенный и обоснованный

    синтез религиозных и правовых норм, как представляется, мог бы увеличить

    регулятивную силу последних.

    4. Взаимоотношение церкви и государства.

    История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и

    церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время

    влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в

    постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в

    известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом

    к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-

    нравственного возрождения народов.

    Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил

    соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны -

    по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия.

    Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит

    кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч

    государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению.

    Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика

    или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача

    политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг

    политики не есть ее ранг».[8]

    Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида

    статуса церкви в государстве:

    1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного

    положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

    2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

    Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество

    государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных

    отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций,

    принадлежащих к государственной церкви. В дореволюционной России такой

    статус был у Русской православной Церкви.

    Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

    1 В сфере экономических отношений - за церковью признается право

    собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения,

    предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает

    собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на

    нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была

    освобождена от податей и гражданских повинностей.

    1. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную

    помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные

    субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на

    содержание церковного аппарата).

    2. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе

    регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать

    брачно-семейные отношения.

    3. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в

    политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в

    государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России

    была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей

    духовенства, назначаемых по распоряжению царя.

    4. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том,

    что глава государства даже при республиканской форме правления дает

    религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь

    участвует и в коронации монархов.

    5. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и

    образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной

    продукции, кино, телевидения.

    Статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,

    все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех

    государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут

    существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с

    официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство

    всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия,

    Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям.

    Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.

    Режим отделения церкви от государства существует во многих странах -

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.