Рынок ценных бумаг
Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с
правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль
за исполнением своими участниками (членами) законодательства
Российской Федерации о защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг.
2. Самрегулируемые организации осуществляют контроль, указанный
в пункте 1 настоящей статьи, по собственной инициативе, на
основании обращения федерального органа исполнительной власти
по рынку ценных бумаг и иных федеральных органов исполнительной
власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов.
Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля
определяются учредительными документами, правилами и
стандартами деятельности саморегулируемой организации.
2) Порядок рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и заявлений
инвесторов
1. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы и заявления
инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных
лиц и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными
документами, правилами и стандартами ее деятельности.
2. По итога рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая
организация вправе принять следующее решение:
- применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами
деятельности этой организации;
- рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору
причиненный ущерб во внесудебном порядке;
- исключить профессионального участника из числа своих участников
(членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по
рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или
приостановлению действия лицензии указанного профессионального
участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг;
- направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные
федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их
компетенцией для рассмотрения.
3. Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный
орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах
рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею
решениях.
4. В случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и
заявлениям инвесторов, неисполнения законодательства
Российской Федерации о защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган
исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить
к саморегулируемой организации санкции, установленные
Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
3) Компенсационные и иные фонды саморегулируемых организаций
В целях возмещения понесенного инвесторами
физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных
участников – участников (членов) саморегулируемой организации
саморегулируемая организация вправе создавать компенсационные и иные фонды.
Общественное регулирование, или регулирование через общественное
мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на
какие-то действия на рынке ценных бумаг являются первопричиной, по которой
начинаются те или иные регулятивные действия государства или
профессионального рынка.
3. Регулирование рынка ценных бумаг общественными объединениями
В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.99г. № 46-ФЗ
определены права общественных объединений интересов инвесторов.
1) Защита прав и законных интересов – физических лиц их общественными
объединениями
1. Общественные объединения инвесторов – физических лиц
федерального, межрегионального и регионального уровней вправе
осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов –
физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения инвесторов – физических лиц вправе:
- обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов
инвесторов – физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в
порядке, установленном процессуальным законодательством Российской
Федерации;
- осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации
имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных
требований инвесторов – физических лиц в связи с противоправными
действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
- создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения
защиты прав и законных интересов инвесторов – физических лиц;
- объединяться в ассоциации и союзы. (4)
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
1) Создание нормотивной базы функционирования рынка, т.е. разработка
законов, постановлений, инструкций, правил и т.д.
2) отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных
бумаг, как, пожалуй и любой другой рынок, невозможен без
профессиональных посредников. Однако не любое лицо и не любая
организация могут занять место профессионального посредника.
3) Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и
правил функционирования рынка; этот контроль выполняется
соответствующими контрольными органами;
4) Систему функций за отклонение от норм и правил, установленных на
рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные
предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключения из рядов
участников рынка.
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
5.1. Анализ условий и процессов формирования рынка местных ценных бумаг
Республики Мордовия
В настоящее время в Республике Мордовия действует 7 коммерческих
банков, в том числе один – кредитно-страховой, три страховых компании, одна
товарная биржа, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции
Республики Мордовия, инвестиционные фонды.
По состоянию на начало 1997 года, в Республике Мордовия было
приватизировано 314 предприятий, что составляет около 40% от общего
количества предприятий, находившихся на самостоятельном балансе. Основной
способ приватизации – акционирование (зарегистрировано 201 акционерное
общество). Из числа приватизированных около 114 предприятий – промышленные,
39 относятся к строительной отрасли, 55 – к торговле, 31 – бытовому
обслуживанию населения, 32 – обслуживающие АПК.
Во всех отраслях производственной сферы Республики Мордовия наблюдался
спад производства. В 1996 году по отношению к 1995 году объем промышленного
производства составил 83%, что было на 12,6% ниже среднероссийского
значения (55 место) и на 3,1 ниже среднерайонной величины (4 место), а
валовой надой молока снизился на 14% (62 место в России и 5 место в
районе). Менее заметный спад производства произошел по объемам реализации
на убой скота и птицы и объемам розничного товарооборота. По данным
показателям Республика занимала соответственно 1 место в районе, 11 и 30
места в стране (соответственно на 4 и 5 % меньше, чем в среднем по стране и
в районе). Таким образом, Республика Мордовия по уровню развития отраслей
производственной сферы в 1996 году находилась в числе отстающих регионов
России.
В 1997 году в экономике Мордовии наметились устойчивые тенденции
стабилизации. Объем промышленного производства в сопоставимых ценах вырос
за год на 7,9% и составил 5326 млрд. руб. Основная его доля (91,7%)
приходится на крупные и средние предприятия и лишь 8,3% - на малые и
совместные фирмы. Повысилась и инвестиционная активность. Объем инвестиций
в основной капитал за 1997 год составил 1301,3 млрд. руб. или 100,2% к 1996
году. За счет собственных средств предприятий и организаций, заемных и
привлеченных средств, а также средств внебюджетных инвестиционных фондов и
средств индивидуальных застройщиков финансировалось 70,9% объема
инвестиций. Из средств федерального бюджета профинансировано 16,3% общего
объема капвложений, а из местного – 12,8.
Однако, несмотря на наметившиеся в 1997 году тенденции к стабилизации
экономики республики: роста объемов промышленного года (+7,9% к уровню 1996
года), инвестиционной активности (+2%), замедление темпов инфляции (+0,1%),
сложное финансовое состояние хозяйствующих субъектов обостряет проблему
неплатежей.
Общий объем неплатежей на 1 января 1998 года составил 4,9 трлн. руб. и
увеличился за год в 1,5 раза (табл. 1).
Таблица 1
Динамика кредиторской задолженности
(по состоянию на 1 января 1998г., млрд. руб.)
|Годы |Кредиторская задолженность |Дебиторская задолженность |
| |Всего |В т.ч. просроченная |Всего |В т.ч. просроченная |
| | |всего |В % к | |всего |В % к |
| | | |общей | | |общей |
| | | |задолжен-н| | |задолжен-н|
| | | |ости | | |ости |
|1994 |170,9 |- |- |145,1 |- |- |
Продолжение табл. № 1
|1995 |511,6 |222,9 |43,6 |441,7 |235,2 |53,2 |
|1996 |1818,6 |715,8 |39,4 |906,2 |406,9 |44,9 |
|1997 |3286,0 |1555,8 |47,3 |1494,3 |776,6 |52,0 |
|1998 |4900,5 |2858,2 |58,3 |2101,8 |1050,7 |50,0 |
Основной размер (88%) неплатежей приходится на задолженность
поставщикам и недоимки по бюджетным платежам. В структуре неплатежей третья
часть приходится на недоимки по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Оценка условий и основных участников рынка ценных бумаг в Республике
Мордовия показала, что создание и совершенствование рынка происходит в
общем русле реформирования экономики, становления рыночных отношений,
структурной и институциональной перестройки. На рис. 1 представлена схема
взаимоотношений основных участников рынка ценных бумаг в зависимости от их
функционального назначения.
Основным инвестором на республиканском рынке ценных бумаг является
индивидуальный инвестор и в подавляющем большинстве это – работники
приватизированных предприятий, получившие свою долю собственности акциями,
а также использующие свои сбережения для приобретения ценных бумаг. На долю
физических лиц приходится около 40% корпоративных ценных бумаг.
О том, что потенциал населения республики как инвестора значителен,
свидетельствует тот факт, что даже при невысоком уровне жизни населения в
Мордовии, вклады в банках составили на 1 января 1998 года 513,3 млрд. руб.
Однако привлекательность сбережений средств в ценных бумагах пока невысока,
и это должно стать главной задачей формулирующегося рынка ценных бумаг.
|Эмитенты |
|Инвесторы |
|Фондовые |
|посредники |
|Государственные | |Организации, | |Информационные |
|органы | |обеспечивающие | |агентства |
|регулирова-ния и | |исполнение сделок| | |
|контроля | | | | |
|Организации, обеспечивающие | |Организации, обеспечивающие |
|заключение сделок | |исполнение сделок |
|Государственные | |ОФЗ и ОЗФЗ |
|ценные бумаги | | |
|ОЗС |
|Республиканские | |Облигации Первого |
|ценные бумаги | |республиканского займа |
|Простые векселя |
|Ценные бумаги| |Ценные бумаги | |Акции акционерных |
|в РМ | |кре-дитных учреждений| |ком-мерческих банков |
|Депозитные сертификаты |
|Векселя |
|Корпоративные ценные | |Акции приватизированных |
|бумаги | |предприятий Мордовии |
|Акции других частных |
|эмитентов Мордовии |
|Акции акционерных обществ|
|других регионов |
Рис. 2 Структура ценных бумаг
К основным проблемам развития рынка ценных бумаг в Республике Мордовия
следует отнести: низкий уровень капитализации рынка; неликвидный характер
корпоративных ценных бумаг, находящихся в обращении; неразвитость системы
коллективного инвестирования. Решение этих проблем позволило бы привлечь
средства для стабилизации и развития экономики республики.
2. Перспективы финансового обеспечения экономики региона с развитием
рынка ценных бумаг
Перспективы финансового обеспечения экономики региона с развитием
рынка ценных бумаг рассматриваются основные направления совершенствования
денежно-кредитной политики в регионе, вопросы создания и укрепления
инфраструктуры рынка ценных бумаг, предлагается система поддержки
институциональных инвесторов и дается оценка эффективности функционирования
рынка местных ценных бумаг.
Принципиальное значение для достижения целей экономической политики
имеет создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, повышение
уровня накопления основного капитала в экономике, создание условий для
осуществления инвестиций в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли
экономики, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.
Для роста инвестиций в экономику необходимо предпринять усилия по
оздоровлению воспроизводственной структуры в секторе нефинансовых
предприятий экономики с целью повышения на 1 – 2 % отдачи основных фондов
(или как минимум ее стабилизации). В этих условиях существуют объективные
предпосылки, позволяющие прогнозировать в 1999 году объем инвестиций на
уровне 100 – 102 % от уровня 1998 года. (52)
В Республике Мордовия необходимо создавать экономический и
организационно-правовой механизм, адекватный основным направлениям рыночных
преобразований в России, учитывающий ее региональную специфику и способный
обеспечить вывод народного хозяйства из кризиса, а затем и ее
поступательное развитие. В структуру данного механизма должны войти и
органически сочетаться методы как административного, так и экономического
государственного воздействия на хозяйственную деятельность ее субъектов –
представителей различных форм собственности.
Экономический механизм регионального развития в новых условиях должен
обеспечивать:
- защиту интересов всего населения республики;
- активизацию хозяйственной деятельности на основе улучшения
использования ее природно-экономического потенциала;
- создание условий для ускоренного развития прогрессивных технологий;
- целенаправленное воздействие на изменение структуры хозяйства
республики с учетом общегосударственных интересов.
Поскольку инфраструктурное обеспечение развития экономики, в первую
очередь, сопряжено со становлением финансово-кредитной системы, в
республике должна быть создана трехступенчатая кредитная система с четким
разграничением функций учреждений: первая ступень – Национальный банк;
вторая – банковская система (коммерческие, сберегательные, инвестиционные и
ипотечные банки); третья – специализированные институты (страховые
компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, общества
по кредитованию жилищного строительства, ломбарды и т.д.). В этой схеме
банковская система в республике пока не имеет инвестиционных и ипотечных
банков, а третья ступень представлена только страховыми компаниями и
пенсионными фондами. При должном развитии она, будучи главным элементом
рынка капиталов, стала бы поставщиком денежных средств для воспроизводства,
базирующегося на рыночных отношениях.
Необходимо также рациональное взаимодействие финансового капитала с
промышленностью, которое может быть достигнуто созданием 2 – 3-х финансово-
промышленных групп. Возникновение финансово-промышленных групп становится
принципиально возможным благодаря развитию банковской системы и становлению
в республике достаточно крупных коммерческих банков.
Кроме того, развитие кредитно-банковской системы в Республике Мордовия
предусматривает в свою очередь решение ряда проблем, возникающих исходя из
взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками в регионах. Процесс развития
кредитной системы усложнен в настоящее время банковским кризисом, для
преодоления которого необходима реструктуризация банков.
Необходимо отметить, что развитие банковской деятельности в настоящее
время связывается с обеспечением инженерной инфраструктурой на базе нового
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|