МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Судебная реформа

    Судебная реформа

    Содержание

    Введение 2

    1. Современное устройство судебной системы 4

    2. Изменение статуса судей 10

    3. Изменение процессуальных полномочий судей 15

    4. Введение суда присяжных 17

    Заключение 24

    Список литературы 25

    Введение

    В данной работе рассматривается проблема судебного реформирования

    страны и роль судебной реформы в государственном устройстве на современном

    этапе.

    Сторонники судебной реформы понимали бесперспективность отдельных,

    несвязанных между собой попыток корректировки действовавшего

    законодательства, и то, что укоренившиеся ведомственные интересы будут

    тормозить реформирование судебной системы и правоохранительных органов.

    «Концепция судебной реформы» была представлена в Верховный Совет РСФСР

    первым Президентом РФ осенью 1991 г. В ней были отражены планы

    реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры,

    Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно-процессуальном

    законодательстве: организация состязательного процесса, установление

    паритета между обвинением и защитой, введение более высоких стандартов для

    установления допустимости доказательств и судебного контроля за

    предварительным следствием, включая судебное санкционирование задержания,

    заключения под стражу и вторжения в частную жизнь. Чтобы сделать судебную

    власть влиятельной силой, независимой от исполнительной и законодательной

    властей, предлагалось восстановить суд присяжных.

    Впрочем, первые практические шаги реформы были сделаны еще в июле 1991

    г. с принятием законов «О Конституционном Суде РСФСР» и «Об арбитражном

    суде». Действовавшие до того времени государственные арбитражи были, по

    сути, административными органами, которые не столько разрешали

    экономические споры, сколько «укрепляли» плановую государственную

    дисциплину. Их заменили арбитражные суды, в сферу действия которых попали

    почти все хозяйственные дела, причем предприятия получили право оспаривать

    решения государственных органов в сфере экономики.

    Создание Конституционного Суда (КС) стало беспрецедентным явлением для

    России. Советские суды никогда не имели полномочий по проверке законов или

    подзаконных актов на их соответствие Конституции, из-за чего

    конституционные права граждан оставались пустой декларацией. Разработанный

    по европейским образцам закон предусмотрел несменяемость судей КС, их

    неподотчетность никому, запрет заниматься политической деятельностью и

    работать по совместительству. Их главная задача - определять

    конституционность международных договоров России, федерального

    законодательства, законодательства субъектов Федерации и

    правоприменительной практики. Судьи должны руководствоваться исключительно

    Конституцией, а не решениями законодательной и исполнительной властей.

    Вопрос судебной реформы в настоящее время очень широко освещается в

    юридической литературе.

    Здесь в первую очередь следует отметить работы авторов Климова О.Ю.

    «Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального

    законодательства» и Филиппова П.С. «Социально-экономические проблемы

    России». В этих трудах авторы делают анализ некоторых итогов судебной

    реформы в Российской Федерации и рассматривают узловые моменты ее

    происхождения, связанные с проблемами судебной власти, а также эти работы

    содержат положения и предложения к проводимой судебной реформе в РФ.

    Данная работа состоит из четырех частей, которые рассматривают

    следующие актуальные аспекты: 1. современное устройство судебной системы;

    2. изменение статуса судей; 3. изменение процессуальных полномочий судей;

    4. введение суд присяжных.

    1. Современное устройство судебной системы

    Согласно закону «О судебной системе Российской Федерации» в нашей

    стране действуют федеральные суды (Конституционный Суд, федеральные суды

    общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и суды субъектов Федерации

    (конституционные или уставные суды и мировые судьи). Создание других судов,

    в том числе чрезвычайных, не допускается.

    Конституционный Суд РФ существует самостоятельно, без связи с

    конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов

    конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных

    органов, т. е. самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть,

    проверяет законность нормативных актов и соответствие их Конституции. Кроме

    того, законность некоторых нормативных актов проверяют конституционные

    (уставные) суды и суды общей юрисдикции.

    Система федеральных судов общей юрисдикции включает в себя три группы

    судов. Первая группа - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые,

    областные, суды автономной области, автономных округов, городов

    федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по

    гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им. Вторая

    группа - военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту

    дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и

    формированиях. Третья группа - специализированные суды, которые благодаря

    специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать

    определенные категории гражданских и административных дел. Для их создания

    предстоит разработать концепцию организации, деятельности, места в системе

    судов общей юрисдикции (подведомственность, система обжалования решений и

    т. д.). В свою очередь, это потребует внесения дополнений и изменений в

    соответствующее законодательство и изыскания источников финансирования.

    Система арбитражных судов делится на три уровня: первый - Высший

    Арбитражный Суд, второй - федеральные арбитражные суды округов, третий -

    арбитражные суды республик, краев, областей, автономных областей и

    автономных округов, городов федерального значения. Функции арбитражного

    суда и его структура имеют много схожего с судом общей юрисдикции. Отличие

    в том, что последний создается в самых малых административно-

    территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению. Но система

    арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к

    населению.

    В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации»

    судьи верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов

    федерального значения, автономных областей и автономных округов, а также

    районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению

    председателя Верховного Суда, который, в свою очередь, основывается на

    заключении квалификационных судей этих судов, согласованном с

    законодательными органами субъектов Федерации. Кроме того, закон упоминает

    о мировых судьях, процедура назначения которых устанавливается

    законодательством субъекта.

    Мировые судьи работают уже в 33 субъектах Федерации. По закону «О

    мировых судьях в Российской Федерации» такой судья избирается на пять лет

    населением или назначается органом законодательной власти субъекта

    Федерации. Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков,

    которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета

    один участок на 15–30 тыс. жителей. Зарплата мирового судьи составляет 60%

    оклада председателя Верховного Суда, а в городах федерального значения -

    64% и начисляется из федерального бюджета. Материально-техническое

    обеспечение (предоставление помещений, мебели и канцтоваров) возложено на

    органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего субъекта

    Федерации.

    Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в

    единую судебную систему России. Их постановления, распоряжения, требования,

    поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и

    органов власти. Эти суды ближе к населению: их решения обжалуются не в

    областном суде, куда многим трудно добираться, а в суде районном.

    В компетенцию мировых судей входят дела, которые не требуют долгих

    разбирательств, но неизбежно зависают в перегруженных федеральных судах.

    Это дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни

    имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением

    дел об установлении отцовства и материнства, лишении родительских прав и

    усыновлении). А также дела, связанные с трудовыми отношениями (за

    исключением дел о восстановлении на работе), споры в отношении

    собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500

    МРОТ, и дела об определении порядка пользования земельными участками,

    строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе

    рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых

    предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы.

    В законе «О судебной системе Российской Федерации» проигнорированы

    многие положения «Концепции судебной реформы», в частности, о необходимости

    введения федеральных судебных округов, не совпадающих с административно-

    территориальным делением. Это положение важно, поскольку таким образом

    удалось бы вывести суды из-под влияния местных властей.

    Чтобы приблизить правосудие к населению, эксперты предлагают создать в

    областных и приравненных к ним судах несколько (конкретное число зависит от

    размеров субъекта Федерации) апелляционно-кассационных палат, расположенных

    в разных населенных пунктах. Введение этих палат связано также с

    требованиями Международного пакта о гражданских и политических правах, а

    также конвенциями Совета Европы, членом которого стала Россия. Не секрет,

    что нынешний кассационный пересмотр во многом формален и большинство

    судебных решений отменяется в надзорной инстанции, пробиться в которую

    удается далеко не всем. Но даже подать кассационную жалобу в краевой

    (областной) суд, который нередко находится за сотни километров от районного

    центра, и направить туда адвоката большинству просто не по карману. Таким

    образом, нарушается основополагающий принцип доступности правосудия.

    Как юристы-практики, так и теоретики права призывают создать отдельные

    специализированные ветви судебной системы, в компетенцию каждой из которых

    входило бы рассмотрение дел определенных категорий в специфических

    процессуальных формах. Это повысило бы качество правосудия. Речь идет

    прежде всего о ювенальной (специализирующейся на проблемах

    несовершеннолетних) и административной юстиции.

    Председатель Верховного Суда А. Лебедев внес в Госдуму законопроект «О

    федеральных административных судах в Российской Федерации». Суть проекта

    состоит в том, что под крышей Верховного Суда, где предполагается учредить

    Коллегию по административным делам, появится вертикаль специальных судов,

    призванных рассматривать дела, вытекающие из административно-властных

    полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Речь

    идет о рассмотрении споров между субъектами Федерации и органами местного

    самоуправления, жалоб граждан, оспаривающих те или иные нормативные

    документы, жалоб на действия должностных лиц и организаций, а также

    вопросов, связанных с нарушением избирательных прав. Причем округа

    административных судов не будут совпадать с административно-территориальным

    делением. Так, жалобы на деятельность органов самоуправления должны

    рассматриваться межрайонными судами, а связанные с обжалованием нормативных

    актов - окружными. Территориальные округа административного суда будут

    включать в себя несколько субъектов Федерации, при этом второй инстанцией

    станет Верховный Суд. Реализация этого законопроекта потребует значительных

    бюджетных расходов.

    У идеи создания административной юстиции, а в дальнейшем - трудовых и

    финансовых судов немало сторонников. Но специализация не должна нарушать

    единства судебной власти, поскольку оно строится не на административном

    подчинении, а на единых законах, которым только и должен подчиняться судья.

    Критики идеи создания специальных судов ссылаются на то, что из-за

    отсутствия ресурсов и мест для размещения не удастся создать достаточное

    количество таких судов и в условиях российских просторов специальные суды

    будут отдалены от населения так же, как арбитражные. Они считают, что

    лучше, используя мировой опыт, создать достаточное число квазисудебных

    юрисдикций, которые в предварительном порядке, в упорядоченной

    процессуальной форме, разрешали бы жалобы по пенсионным, трудовым,

    семейным, налоговым и иным спорам в рамках органов государственного и

    местного управления. Пока такие жалобы, как правило, рассматривают

    работники, выполняющие оперативно-исполнительскую работу.

    Квазисудебные органы следует создать на местах без собственного

    аппарата, используя возможности органов управления. Они будут ближе к

    непосредственным «потребителям». А чтобы защитить интересы сторон спора,

    следует упорядочить процедуры их деятельности, придать ей судоподобную

    форму (с правом на защиту, правилами представления и исследования

    доказательств, ведением протокола). Сторона, несогласная с решением

    квазисудебной юрисдикции, должна иметь право обжаловать его в общий суд.

    Тогда до суда будут доходить действительно спорные дела, не разрешенные в

    досудебном порядке. Обращение с жалобой в административном порядке

    соответствует менталитету россиян, особенно если такая квазисудебная

    инстанция будет более активна в исследовании обстоятельств дела, чем суд.

    Ведь в суде процесс должен строиться на принципах состязательности, когда

    стороны обязаны сами доказывать свою правоту.

    Эксперты предлагают также способствовать развитию третейских судов.

    Третейский суд, хотя и называется судом, но не является судебным органом,

    потому что имеет общественный характер, не осуществляет правосудия и не

    обладает процессуальной формой рассмотрения дел. В третейском суде стороны

    могут по своему усмотрению определить порядок разрешения спора. Такой суд

    более просто организован, дела в нем рассматриваются быстрее, при этом

    больше внимания обращается на разрешение конфликта, чем на соблюдение

    процедуры.

    Однако третейские суды как альтернатива государственным непопулярны в

    России, за исключением постоянно действующей Морской арбитражной комиссии и

    Международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате.

    Причина в том, что даже суды общей юрисдикции далеко не всегда могут

    обеспечить явку ответчиков и свидетелей, что уж говорить о третейских.

    2. Изменение статуса судей

    Принятый в развитие «Концепции судебной реформы» закон «О статусе

    судей в РФ» провозгласил самостоятельность судебной власти, ее

    независимость от законодательной и исполнительной властей. Наделение судей

    пожизненными полномочиями, их несменяемость (смена суда или должности

    возможна только с согласия самого судьи), личная независимость (допросить,

    арестовать, обыскать судью стало возможным только с согласия

    соответствующего органа судейского самоуправления - съезда и совета судей,

    высшей квалификационной коллегии судей), неподотчетность судей никому и

    подчинение их только закону, ограниченный перечень оснований и сложный

    порядок лишения судей полномочий, запрещение судьям заниматься политикой,

    высокое денежное содержание и материально-бытовые гарантии - все это

    вселяло надежду на выход судебной системы из глубокого кризиса, в котором

    она оказалась к 1992 г.

    Созданные в соответствии с законом органы судейского самоуправления

    позволяли давать отпор не только поборникам «телефонного права», но и

    любому давлению на судей, участвовать в законотворческом процессе, повысить

    социальный престиж профессии. Казалось, произошел определенный перелом,

    позволявший реализовать идеи «Концепции судебной реформы».

    Но сложное переплетение объективных факторов, связанных с условиями

    работы судей, с психологическими факторами, вызванными низкими моральными и

    профессиональными качествами, их безответственностью и безнаказанностью за

    брак в работе, не позволило улучшить деятельность судов. Волокита при

    рассмотрении дел стала традиционной. Гражданские дела пылятся в судах

    годами, обвиняемые по уголовным делам находятся под стражей неразумные

    сроки. Если срок содержания под стражей на время предварительного

    следствия, хотя и чрезмерно длительный, все же ограничен, то после

    окончания предварительного следствия арестованный может дожидаться суда

    сколь угодно долго. Этим объясняется, что лишь треть арестованных числится

    за следователями, а остальные - за судами.

    В качестве примера приведем такой факт, что в Москве межмуниципальные

    суды не рассматривают в установленные сроки почти 50% уголовных дел, а

    отдельные суды - 80%. В Астрахани, в Ленинском районном суде, одно

    уголовное дело рассматривалось 2,5 года. Были задействованы четверо судей,

    но ни один не разрешил дело в срок. Из-за неявки свидетелей и потерпевших

    оно откладывалось 15 раз. Все это время обвиняемый находился в тюрьме.

    Наконец был вынесен обвинительный приговор, хотя никто из лиц, вызванных в

    суд, так и не явился

    Любую реформу можно задушить нехваткой денег. Выделяемых судам из

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.