МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Судебная реформа в Российском государстве на современном этапе

    Судебная реформа в Российском государстве на современном этапе

    Современный Гуманитарный Университет

    Юридический факультет

    Судебная реформа в Российском государстве

    на современном этапе.

    Курсовая работа

    студентки lll курса

    заочного отделения

    группа ЗЮ-04-С98

    Воронцовой

    Ларисы Леонидовны

    Научный руководитель

    ____________________

    ____________________

    Дата сдачи ___________

    Дата защиты __________

    Оценка _______________

    Москва 2001

    Оглавление

    Введение ……………………………………………………………………… 3

    Глава 1. Судебная власть, специфика, функции и формы осуществления. .. 5

    1. Понятие судебной власти, ее функции.

    2. Судебная власть в системе разделения властей.

    3. Формы осуществления судебной власти.

    Глава 2. Судебные реформы в России сегодня. …………………………… 10

    1. Судебная власть и права человека.

    2. Проблемы судебной власти.

    Заключение …………………………………………………………………... 17

    Библиография ………………………………………………………………... 19

    -3-

    Введение

    Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной

    является важным признаком демократического государства. Обособление

    судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о

    серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права,

    закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

    Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого

    произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных

    действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без

    осуществления подобной деятельности государство не может считаться

    правовым. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов

    на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни,

    судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении

    законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового

    контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том

    случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие

    Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей,

    признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному

    закону.

    Цель моей курсовой работы – попытаться рассмотреть судебные реформы в

    Российском государстве и определить проблемы судебной власти в современной

    России с помощью различных источников и литературы. Задачи исследования

    вытекают из поставленной цели и для этого необходимо точно знать основы,

    фундамент, на котором базируется идея судебного контроля, провести анализ

    нормативных актов и литературы по теме и сделать соответствующие выводы.

    Нельзя ограничиваться выяснением устройства суда, следует знать и о его

    деятельности, и для того, чтобы разобраться в дне сегодняшнем и наметить

    перспективу, нельзя не вспомнить о прошлом. Коммунистический

    режим считал разделение властей на законодательную,

    -4-

    исполнительную и судебную буржуазной выдумкой. Судебная власть, подлинный

    суд ему были не нужны, и с октября 1917 г. общечеловеческие ценности

    отрицались. Так продолжалось и после принятия международных норм,

    посвященных правосудию. Подытоживая многовековой опыт жизни людей в

    государственно-организационном обществе, Всеобщая декларация прав человека

    провозгласила: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в

    правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных

    прав, предоставленных ему конституцией или законами». О таком праве в

    советском государстве не могло быть и речи. В социалистический период

    российской истории суды находились под жестким контролем партии и Советов.

    Должность судьи, даже самого низшего звена, была номенклатурной и

    замещалась по указанию соответствующего партийного органа. До 90% судей

    были членами КПСС и проводили в жизнь уголовную политику партии.

    Господствовало «телефонное право» - согласование судебного приговора или

    решения с парткомом и вышестоящим судьей. Народные районные (городские)

    судьи избирались на безальтернативной основе из заранее подобранных и

    согласованных с парткомом кандидатов. Судьи вышестоящих судов избирались

    соответствующими Советами, отчитывались перед ними и могли быть ими

    отозваны. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически

    был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к

    подавлению, о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось.

    Понятие «судебная власть» возродилось в российской правовой науке и

    законодательстве (гл. 7 Конституции РФ) недавно – в начале 90-х годов. Лишь

    к этому времени наше общество нашло в себе силы противостоять бюрократии и

    смогло создать институты, защищающие права человека от полицейского

    произвола. После принятия новой Конституции РФ 1993 г. и реализации

    -5-

    концепции судебной реформы, предложенной Президентом РФ и одобренной

    Верховным Советом РСФСР в 1992 г., были приняты законы РФ «О статусе

    судей в Российской Федерации» (1996 г.), «О мировых судьях в Российской

    Федерации» (1998 г.), «О военных судах в Российской Федерации» (1999 г.),

    «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (1997

    г.), «О судебных приставах» (1997 г.). Таким образом, была создана

    законодательная база для становления и развития судебной власти в России.

    Но формирование ее еще не завершено, в частности до сих пор не принят закон

    РФ о судах общей юрисдикции, к которым относятся Верховный Суд РФ, высшие

    суды субъектов Федерации и районные (городские) суды. Федеральный

    конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее -

    ФКЗ) содержит несколько не совсем бесспорных положений. Так, согласно

    Конституции, каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора

    вышестоящим судом. Однако указания о деятельности Верховного Суда РФ в

    качестве суда первой инстанции закрепляют положение, по которому его

    постановления по уголовным и гражданским делам нельзя обжаловать в

    кассационном порядке. В ст. 12 ФКЗ о правовом положении судей читаем: «Все

    судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между

    собой только полномочиями и компетенцией». Однако в следующей фразе той же

    статьи о статусе судей говорится нечто иное: «Особенности правового

    положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в

    случаях, ими предусмотренных, - также законами субъектов Российской

    Федерации».

    -6-

    Глава 1. Судебная власть, специфика, функции и формы осуществления.

    Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь

    государственной власти, созданная для разрешения на основе закона

    социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами,

    юридическими лицами; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами

    исполнительной власти и должностными лицами; контроля за конституционностью

    законов; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании

    преступлений и проведении оперативно–розыскной деятельности; установления

    наиболее значимых юридических фактов. П. М. Баренбойм, например, считал

    природу судебной власти божественной. В подтверждение своих взглядов он

    приводит целый ряд аргументов, в том числе взятых из Библии, различных

    научных трактатов, в которых изложены соответствующие положения и

    выводы.[1] Используемый Конституцией РФ термин «судебная власть»

    представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей

    из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей

    место органов правосудия в системе государственного механизма. Основу

    судебной власти составляет совокупность судебных органов различной

    компетенции, действующих независимо от органов представительной и

    исполнительной власти. Специфическим признаком судебной власти является

    особая система контроля за ее деятельностью. Он может быть только правовым,

    контролем за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их

    принятия. Это исключает какое-либо вмешательство в отправление правосудия,

    а тем более в оценку решений суда органами законодательной и исполнительной

    власти с позиций их целесообразности. Такая система контроля носит в

    основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора

    в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим

    судом. Судебная власть выполняет ряд функций. Основная –

    осуществление

    -7-

    правосудия. Помимо правосудия важной функцией судебной власти является

    судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер

    процессуального принуждения, а также толкование правовых норм,

    удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Немаловажное значение

    для правоприменительной практики имеет и такая функция судебной власти, как

    ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан

    России. Ведь обвинительный приговор суда может существенно ограничить и

    лишить гражданина ряда конституционных прав, включая и основное – право на

    жизнь. И именно суд принимает решение о признании гражданина недееспособным

    в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания, с чем связаны

    ограничение конституционного права избирать и быть избранным, а также ряд

    других прав.

    В ст. 10 Конституции РФ закреплено разделение государственной власти на

    три ее составляющие, каждая из которых действует самостоятельно.[2] Однако

    законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное

    воздействие на функционирование судебной власти. Взаимодействие

    осуществляется на основе сдержек и противовесов. Органы законодательной

    власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу. Она

    охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности

    судов. Кроме того, органы законодательной власти участвуют в формировании

    судебной системы – назначении судей: Совет Федерации по представлению

    Президента РФ назначает судей трех высших федеральных судов –

    Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного. Для назначения судей

    федеральных судов в субъектах Федерации Президент РФ должен заручиться

    согласием законодательной власти этих субъектов (ст. 7 ФКЗ). Но, будучи

    назначены должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены,

    и указанные органы не вправе контролировать законность

    -8-

    приговоров и иных судебных решений. Более того, судьи следят за

    конституционностью законов, применяемых при рассмотрении дела. Вместе с тем

    бюджет судов принимает Государственная Дума РФ. Органы исполнительной

    власти участвуют в формировании судейского корпуса. Президент страны, не

    только глава государства, но и высшее должностное лицо исполнительной

    власти, на основании заключения квалификационной коллегии судей при

    согласии представительного органа субъекта Федерации и наличии

    представления Председателя Верховного Суда РФ назначает федеральных судей в

    субъектах Федерации, а также военных судей. Органы исполнительной власти

    создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых

    ими решений. Существует и неправовая зависимость судов от органов

    исполнительной власти, особенно на местах (аренда и ремонт помещений судов,

    предоставления судьям жилья и т.п.). Но, с другой стороны, судьи

    контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут

    признать их недействительными при рассмотрении жалоб граждан, а также

    применяя бланкетные диспозиции, содержащие ссылки на ведомственные акты при

    квалификации действий подсудимых по уголовным делам. Новое в становлении и

    развитии судебной власти в России – полное освобождение судов от контроля

    со стороны Министерства юстиции и его органов. Долгое время Минюст

    осуществлял организационное руководство судами, включая проверки и отчеты.

    Но в связи с созданием Судебного департамента при Верховном Суде РФ[3] и

    принятием Положения о Министерстве юстиции РФ все полномочия Минюста в

    отношении судебной системы отменены, и эта система стала замкнутой. Теперь

    Судебный департамент занимается организационным обеспечением судов, их

    финансированием, ведет судебную статистику и т.д. Суд не входит в систему

    правоохранительных органов, не является органом борьбы с преступностью и

    -9-

    не отвечает за ее состояние.[4] Недопустимо включение судебной власти в

    разные комитеты и комиссии по борьбе с преступностью, где роль координатора

    играет прокуратура. Судебная власть контролирует работу правоохранительных

    органов, оценивает их выводы и только таким образом участвует в сдерживании

    преступности.

    Судебная власть осуществляется в формах конституционного, гражданского,

    административного, уголовного, арбитражного правосудия, а также разъяснений

    Пленума Верховного Суда РФ, основанных на анализе судебной практики и

    судебной статистики; кадрового обеспечения судов органами судейского

    сообщества; организационно-технического и финансового обеспечения судов

    Судебным департаментом при Верховном Суде РФ; контроля за исполнением

    судебных решений. В отношении Конституционного Суда РФ высказано ошибочное,

    по мнению многих исследователей, мнение, что он «не осуществляет

    конституционное правосудие»[5] и является органом конституционного

    контроля. Деятельность Конституционного Суда РФ по своему характеру

    является юрисдикционной, она осуществляется в судебно-процессуальных формах

    и, как правило, направлена на разрешение социально-правовых конфликтов,

    т.е. содержит все признаки, позволяющие утверждать, что Конституционный Суд

    РФ осуществляет правосудие, а не «контроль» или «надзор». Что касается

    разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по

    вопросам судебной практики, то обращает на себя внимание то обстоятельство,

    что из Конституции РФ устранено понятие «руководящие разъяснения Пленума»,

    присутствующее в Законе РСФСР «О судоустройстве» 1981 г. Кроме того,

    компетенция Пленума ограничена вопросами судебной практики, значит, судья

    вправе не согласиться с разъяснением Пленума, признав его не

    соответствующим Конституции.

    -10-

    Глава 2. Судебные реформы в России сегодня.

    Как упоминалось выше, принятие Конституции РФ 1993 г. стало первым

    значительным шагом к дальнейшему демократическому развитию государства и

    освобождению судебной власти от влияния других ветвей власти. В течение

    последних 7 – 8 лет вышло значительное (но еще не достаточное и порой

    противоречивое по содержанию) количество законов и нормативных актов,

    направленных на решение вопросов по организации и осуществлению судебной

    власти. В данный момент, например, Государственная Дума рассматривает

    несколько поправок в УК РФ, одной из которых является положение о том, что

    разрешение на арест должны давать суды (вместо прокуратуры). Д. Козак,

    заместитель руководителя администрации Президента РФ в программе

    «Подробности» от 29.01.01 канала РТР заявил, что считает прокуратуру

    готовой отдать такие полномочия суду и единственное, что требуется, это

    увеличить количество судей, т.к. объем работы возрастет.

    Федеральный закон от 23 мая 1992 г.[6] ввел в России всемирно

    признаваемый и почитаемый институт Habeas Corpus Act (Англия, 1679 г.),

    согласно которому всякое лишенное свободы лицо имеет право потребовать

    немедленного доставления его в суд для проверки законности содержания под

    стражей. Этот Закон не вызвал энтузиазма у правоохранительных органов. В

    1993 – 1995 гг. была организована кампания против судей, освобождающих

    обвиняемых от ареста: в МВД был составлен список «либеральных» судей (111

    человек), и в печати появилась масса публикаций с намеками, что судьи

    освобождают от арестов небескорыстно. Прокуратура потребовала, чтобы

    освобождение из-под стражи не происходило прямо в зале суда, а

    откладывалось до рассмотрения прокурорского протеста. В результате такого

    нажима применение института Habeas Corpus Act в России все более

    ограничивалось: удовлетворено жалоб в 1994 г. – 20%, в 1998 г. – 16,5%.

    Судей запугали настолько, что они начали

    -11-

    арестовывать больше, чем освобождать от ареста. В 1997 г. судами было

    освобождено из-под стражи 13 172 человека, а взято под стражу – 52 405

    человек. В 1998 г. – соответственно 11 121 и 61 027 человек. В ч. 2 ст. 23

    Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на тайну переписки,

    телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение

    этого права допускается только на основании судебного решения. Но не

    отменена противоречащая Конституции РФ ст. 174 УПК РСФСР, предусматривающая

    санкционирование такого рода действий прокурором. В отличие от этого Закон

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.