МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Судебная власть, ее общая характеристика

    Судебная власть, ее общая характеристика

    Введение.

    В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой

    просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность

    государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная

    власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы

    рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.

    Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но

    важна она не только своим существованием, а действительностью и

    применимостью в реальной жизни нашего общества.

    К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России.

    Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства

    реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и

    давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные

    правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость,

    неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут

    полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

    Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала

    коррумпированность судей.

    В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция

    Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь

    высший судебный орган для России и ее граждан.

    Глава 1.

    Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти

    Государственная власть – это публично-политическое отношение

    господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное

    принуждение.

    Характерные черты государственной власти[1]:

    1)распространяется на всё общество

    2)носит публично-политический характер

    3)опирается на государственное принуждение

    4)осуществляется специальными лицами, чиновниками

    5)система налогов

    6)деление населения по территориальному признаку

    Основа построения системы органов государственной власти - разделение

    государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской

    федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,

    исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и

    судебной власти самостоятельны».[2]

    Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью

    власти в Российской Федерации. Судебную власть можно определить как

    реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате

    органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и

    социальные процессы[3]. Субъектом, осуществляющим её, является только суд,

    обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими

    полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение

    людей и на процессы, происходящие в обществе.

    Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на

    принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и

    свобод человека — обязанность государства.

    В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция

    Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь

    высший судебный орган для России и ее граждан.

    Глава 2.

    Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

    Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства -

    судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов,

    возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем

    конституционного, гражданского, уголовного, административного и

    арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих

    гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная

    власть призвана охранять право, правовые устои государственной и

    общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в

    правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не

    может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности

    суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных

    влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и

    законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,

    правовой государственности в целом.[4]

    Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных

    признаков [5]:

    1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется

    государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют

    государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти,

    реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей

    государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

    2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,

    образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных

    на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять

    правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в

    России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном

    законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и

    арбитражных заседателей[6]. В соответствии с Всеобщей декларацией прав

    человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на

    основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с

    соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом

    [7].

    3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную

    власть вправе осуществлять только суды[8]. Важнейшая функция судебной

    власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации

    принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в

    преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

    4.Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики

    судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только

    Конституции Российской Федерации и закону [9]. Независимость судебной

    власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться

    воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию

    по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

    Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не

    делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо

    санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют

    самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной

    власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не

    входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не

    подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

    5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной

    власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно

    регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении

    конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной

    процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван

    обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную

    власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений,

    охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную

    власть.

    6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной

    власти[10]. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая

    начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта

    деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным

    законом и протекает в процессуальных формах.

    7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их

    полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими

    федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не

    вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею

    законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том

    числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции

    Российской Федерации и закону [11]. Особой юридической силой обладает

    толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом

    Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех

    органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений,

    организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[12].

    Глава 3.

    Система органов, осуществляющих судебную власть.

    Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе

    «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России

    осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном

    законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и

    арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать

    на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не

    предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о

    судебной системе, не допускается.

    Судебная власть самостоятельна и действует независимо от

    законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством

    конституционного, гражданского, административного и уголовного

    судопроизводства.

    Судебная система — совокупность всех действующих в Российской

    Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством

    задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов,

    построенная с учетом федеративного и административно-территориального

    устройства государства[13].

    Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

    . установления судебной системы Российской Федерации Конституцией

    Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной

    системе РФ;

    . соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных

    федеральными законами правил судопроизводства;

    . применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных

    конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов

    и норм международного права и международных договоров Российской

    Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов

    Российской Федерации;

    . признания обязательности исполнения на всей территории Российской

    Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    . законодательного закрепления единства статуса судей;

    . финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального

    бюджета.

    В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные

    (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации,

    составляющие судебную систему Российской Федерации.

    Систему федеральных судов составляют:

    1) Конституционный Суд Российской Федерации;

    2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

    3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

    Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды

    субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые

    судьи.

    Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным

    органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в

    форме конституционного судопроизводства[14].

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по

    гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам

    общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт

    разъяснения по вопросам судебной практики[15].

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим

    экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной

    деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную

    власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из

    правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между

    предприятиями , учреждениями, организациями, являющимися юридическими

    лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую

    деятельность без образования юридического лица и имеющих статус

    предпринимателя[16].

    И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды

    представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей

    судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного

    строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и

    правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной

    системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем

    установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми

    судами установленных правил производства, применения всеми судами

    Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности

    исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской

    Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов

    судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая

    из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не

    вмешивается в деятельность других.

    Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ,

    Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов

    автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-

    Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции

    входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды

    гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок

    назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов

    общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом

    РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и

    административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в

    соответствии с административно-территориальным делением государства - так

    называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6

    краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд

    автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных

    им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других

    воинских формирований - военные суды.

    Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской

    Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды

    республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации.

    Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является

    нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах

    административно-территориальных образований, так и вне их границ.

    Одной из важных характеристик судебной системы является понятие

    «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей

    юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные

    одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое

    место в судебной системе.

    По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев

    (уровней):

    . основное звено — районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

    . среднее звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды,

    городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и

    автономных округов;

    . высшее звено — Верховный Суд РФ.

    Подобным образом подразделяются военные суды:

    . основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

    . среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и

    групп войск;

    . высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

    Так же подразделяются и арбитражные суды:

    . основное звено — арбитражные суды субъектов Российской федерации

    . среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов

    образовано десять);

    . высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

    По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

    . суды первой инстанции;

    . суды второй (кассационной) инстанции;

    . суды надзорной инстанции.

    Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),

    выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных

    дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и

    обоснованности этих решений).

    Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью

    осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения

    иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции

    могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное

    количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают

    районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные

    дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда

    Российской Федерации[17].

    Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей

    доказательств и установлении истины. В результате разбирательства

    уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения,

    которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

    Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом

    срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную

    силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым,

    потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд

    второй инстанции.

    Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной

    и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд

    Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или

    кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность

    решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

    . признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а

    кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

    . установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не

    соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на

    новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело

    на дополнительное расследование; изменить в определенных

    пределах приговор или решение; вынести новое решение по

    гражданскому делу.

    По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции

    выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не

    подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно

    может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

    Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе

    (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного

    Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры

    республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители)

    проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений

    суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо

    нижестоящей надзорной инстанции.

    Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов

    субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме

    Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

    Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

    Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в

    судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в

    деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная

    инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или

    отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела

    на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со

    стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело.

    Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или

    определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

    Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой

    инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и

    проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

    Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

    «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних

    судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной

    и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор,

    но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об

    оценке доказательств, характере решения.

    Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в

    главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в

    заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из

    органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.

    Заключение.

    В данной работе раскрыты такие вопросы, как : понятие судебной

    власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных

    признаков, так же раскрыта система органов, , осуществляющих данную власть

    в России. Помимо этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы»

    и «судебная инстанция».

    В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой

    курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на

    значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то,

    принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс,

    новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-

    правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют

    еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях

    повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо

    обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для

    органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие

    с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и

    послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала

    основополагающие принципы работы судебной власти, но не может

    регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого

    необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов,

    регламентирующих осуществление правосудия в наше время

    . Список литературы.

    1. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар-

    1998.

    2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской

    Федерации. М-1999.

    3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000.

    4. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права» М-1996.

    5. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997

    Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

    6. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской

    Федерации (от 31.12.96)

    7. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48)

    8. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации (от 21.07.94)

    9. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации (от 07.08.00)

    -----------------------

    [1] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар

    1998 г. стр.125

    [2] Конституция РФ ст.10

    [3] К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000. стр.42.

    [4] В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М-1996 г. стр. 84–85.

    [5] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.43-46.

    [6] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.

    [7] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.

    [8] Закон о Судебной системе ст. 1

    [9] Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2

    [10] Конституция РФ ст. 118,

    [11] Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2

    [12] Закон о Конституционном Суде ст. 106

    [13] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.49

    [14] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар

    1998 г. стр. 148

    [15] Конституция РФ ст.126

    [16] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар

    1998 г. стр. 152

    [17] Уголовно Процессуальный Кодекс РФ. Ст. 38


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.