Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
процесса. Индикатор – показатель, кот.может быть исп-ан для прогноз-я
конъюнктуры рынка. Параметр – величина, хар-щая осн.св-во процесса ил
явления. Индекс – относит-й показатель, выражающий отн-е ур-ня данного
явления к ур-ню его в предыдущей период или к ур-ню аналогичного явления,
принятого в кач-ве базы. Фактор – числовая величина, находящаяся в
колич.определенной взаимосвязи с др.показателем, а также момент или
сущ.обст-во в процессе или явлении.Классиф-ть критерии ЭБ можно на
основании след.прихнаков: уровень объекта ЭБ (макроур-нь, мезоур-нь,
микроур-нь, ур-нь семьи и личности); степень значимости показателей (общие,
базовые, частные); период дест-я угроз и их прогноз-е; напр-е возд-я угроз
на эк-ку; состав угроз, хар-р и масштаб вероятного ущерба от их возд-я. Вся
совок-ть показателей делится на колич-е и кач-е.
6.4.Виды трудовых договоров(ТД) делятся на 3 вида:
договор с неопр-м сроком заключается:
а) обычный, когда, как правило, обусловливается сторонами место работы,
труд.ф-ция раб-ка, а во многих случаях и арзмер з\пл
б) при приеме на гос-ю службу
в) с молодым рабочим и молодым спец-ом по направлению по окончанию учебы в
профтехучилищах, в высших и ср.учебных завед-ях
г) принятых по конкурсу е) с нештатным раб-м
д) по совмещению проф-сии ж) о надомной работе.
срочный ТД заключается:
-конткракт, –по орг-ному набору, –для работы в районах кр.севера, -на
любой кален-й срок не выше 5 лет, -для произ-го обучения или ученический на
срок не более 6 месяцев.
ТД на время опр-й работы ограничен во времени хар-ом и обьемом работы. Он
м.б. 3 видов:
-о врем-ой работе, -о сезоной работы, -для опр-я др.работы кот. по своему
характеру и обьему д. оканчиваться ее выполнением.
ТД с сезоным раб-м заключаются для сезоным работ, кот. в силу природных и
климатических условий выполняются лишь в течение опр-го периода не
превышающего 6 месяцев. Перечни таках сезоных работ утв-ся для каждой
местности. В эти перечни входят работы по добыче и произ-ву строи-х
материалов, уборке снега,сбору плодов и т.д. Примаемо лицо д.б.
предупрежденно при заключ-е Д а в приказе прямо указано что данный раб-к
принимается на сезоную работу.
ТД с времен-м раб-м имеет свой особености. О временой работе раб-к
предупреждается при приеме и об этом отмечается в приеме на работу, он не
связан с хар-м работы, а с кратким временем выпол-я работы. Срок -до 2 мес-
в или 4 мес-в.
3.1-2.Концепция экономической (КБ) безопасности России – это офиц-я
система взглядов на ее нац.интересы, принципы, ср-ва и способы их реализ-ии
от внутр. и внеш. угроз. Исходя из положений КБ разраб-ся доктрины во
внешнеполит., экон., оборонной и иных видов безоп-ти. Первая попытка разраб-
ки КБ была сделана в мае 1990. Силу закона она получила лишь в нач. 1992,
когда был утвержден з-н «О безоп-ти». Стратегия обеспеч. нац. безоп-ти–
программа дествия по реализ. положений КБ на тот или иной промежуток
времени. Нац. интересы РФ: предотвращение угроз по всему спектру; террит.
целостность страны; сохран. гражд. мира, свободы и прав; интересы РФ в
политич. сфере. Нац. приоритеты – это первоочередные интересы нац. безоп-ти
РФ: формир-е у нации системы подлинных культ. ценностей; сохранение
независимости, суверенитета, террит. целостности; возрождение политич.
развития гос-ва; укрепление нац. эк-ки и соц.стабильности; восстан-е
внеш.экон.связей и сотрудничества; обеспечение доступа гос-ва к
внеш.источникам ресурсов рынка, свободы торговли на равных с др.гос-ми;
ликвид-я преступности и правонаруш-й; развитие образования, науки,
культуры; экон.безоп-ть; создание надежной системы нац.безоп-ти. Предметом
гос.деят-ти в обл-ти экон.безоп-ти явл-ся: опр-е и мониторинг факторов,
подрыв-их устойч-ть соц-эк системы и гос-ва в краткосрочной и
долгосроч.перспективе; формир-е экон.политики институц-х преобраз-й, устран-
их или смягч-их вредное возд-е этих факторов в рамках единой программы
экон.реформ. Стратегия эк.безоп-ти вкл-т: хар-ку внеш. и внутр.угроз как
совок-ть условий и факторов, создающих опасность жизн.важным эк.интересам
личности, общ-ва и гос-ва; опр-е критериев и параметров состояния эк-ки,
отвеч-их треб-ям эк.безоп-ти; механизм обеспеч-я эк.безоп-ти страны на
основе прим-я всеми институтами гос.власти прав-х, эк-х, адм-х мер
воздействия.
Практич-я реализ-я гос.стратегии ЭБ должна осущ-ся через систему конкр-х
мер, мех-ов, реализ-х на основе качеств-х индикаторов и колич.показателей.
Такая система сост-ет основу и содерж-е эк.политики гос-ва. ЭБ обесп-ся как
чисто эк.методами, так и ср-ми неэк.хар-ра: политич., военными. и иными,
вкл-я защиту секретов. На данном этапе реально сущ-т внутр. и внеш.угрозы,
недопущ-е кот-х должно быть важным эл-ом гос.политики. ВНУТР.угрозы –
структур-я деформир-ть эк-ки; низкая конкурентоспос-ть эк-ки, вызванная
отсталостью технологич.базы и низким кач-ом продукции, высокими изд-ми пр-
ва; утечка мозгов; отставание прироста разведки запасов полезн.ископ-х от
их добычи; высокая монополиз-я эк-ки; низкая инвестиц-я активность…
ВНЕШ.угрозы – завоевание инстр.фирмами внур.рынка РФ; недостаточный
экспорт. и валют.контроль; высокий ур-нь внеш.долга; дискрим-е меры
др.стран во взаимоотн-ях с РФ…
2.8.Монополия предполагает, что дона фирма явл-ся еднст-м произв-ем какой-
либо прод-ии, не имеющей аналогов. Моноп-я власть означает возм-ть для
фирмы влиять на цену и повышать эк.прибыль, ограничивая объем пр-ва сбыта.
Чистая мон-я встреч-ся довольно редко – либо моноп-я власть делится между
неск-ми крупными фирмами, либо на рынке дейст-т множ-во небольших фирм,
каждая из кот-х производит отлич-ся от др.прод-ю. На рынках несоверш-й
конкур-и каждая фирма в той или иной степени обладает рын.властью, что
позволяет ей уст-ть цену выше пред-го дозода и получать эк.прибыль. разница
между ценой и пред-м доходом зависит от эл-ти спроса на прод-ю фирмы: чем
более эл-ен спрос, тем меньше возм-ей получения доп.дохода, меньше
рын.власть фирмы. В условиях чистой монополии, когда спрос на прод-ю фирмы
совпадает с рын-м, его эл-ть явл-ся опр-ей в оценке рын.власти фирмы. В
др.случаях, когда рын.власть делится между неск-ми фирмами, она зависит от
след.факторов: эл-ть рын.спроса (спрос на прод-ю отд.фирмы не может быть
менее эл-ым, чем рын.спрос. Чем большее кол-во фирм представлено на рынке,
тем более эл-ын будет спрос на прод-ю каждой из них. Присутствие конкур-в
не позволяет отд-й фирме значительно поднимать цену без опасения потерять
часть своего рынка сбыта); кол-во фирм на рынке; поведение фирм на рынке
(если фирмы на рынке будут придерж-ся стратегии жесткой конкур-и, снижать
цены для захвата большей части рынка и выиеснения конкур-в, цены могут
снизиться почти до конкур-го ур-ня). Получ-е высоких прибылей явл-ся мощным
стимулом, привлекающим новые формы в монополиз-ю отрасль. Чем выше прибыль
П-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем
расшир-я пр-ва и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с
прод-ей, способной эф-но заменить прод-ю монополиста, приводит к
переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет
вынужден снижать цену, отказ-ся от части прибыли, чтобы сохр-ть положение
на рынке.
6.5.Расторжение ТД означает его прекращение одностороним волеизьявлением
(адм-ции,или работника, или по требованию 3 лица).
Раб-к имеет право расторгнуть по своей инициативе ТД заключ-й на неопр-й
срок предупредив об этом адм-ю писменно за 2 недели, а при уважит-х
причинах потвержденых документально в срок о кот-м просит раб-к. По
истечению срока предупреждения раб-к в праве прекратить работу а адм-я обя-
на выдать ему труд.книжку и произ-ти расчет. Если раб-к оставит без приказа
адм-й до истечения срока предупреждения то он м.б. уволен до окончания 2
недель по инициативе адм-й за прогул без уважит-х причин. Если раб-к не
оставил по истечению предуп-го срока и не было приказа о его увольнение то
Д считается продолженым на прежних условиях и адм-я не м. его уволить по
ранее поданного заявлению если он не потвердил вновь свое заявление.
Адм-я по своей инициативе м. расторгнуть ТД по след. основаниям:
ликвидация пр.пр, сокрашение числености или штата раб-ка
обнаружевшееся несоот. Раб-ка занимаемой им должности
S-кое неисп-ие раб-м своих обя-й
прогул
неявка на работу в течение 4 мес-в подряд вследствии временой
трудоспособности
восстановление на работе в пред-м законом порядке раб-ка ранее
выполнявшего эту работу
появление на работе в нетрезвом состояние и т.п.
совершения по месту работу хищения гос-го и общ-го имущ-ва
По всем указаным общим осн-ям адм-я м. расторгнуть с любым раб-м ТД как с
неопр-м сроком так и срочный но соблюдением опр-х правил увольнения по
каждому основанию.
ТД м.б. расторгнут по инициативе 3 лиц. Требования этих органов об
увольнение раб-ка адм-я д. выполнить. Основаниями увольнения раб-ка м.б.
требования: проф.органа; суда, избравшего в кач-ве меры наказания за
преступление увольнение от должности; военкамата при призыве или
поступление раб-ка на военую службу. Закон точно указал не только за какие
проступки но и категорию раб-ов увольняемых или смещаемых по требованию
профсоюзов. Это рук-щие раб-ки к кот-м отн-ся:
А) рук-ли пр\пр, учреж-й, орг-й Б) их зам-ли В) гл.спец-ты Г) рук-ли
стр-х подразделение Д) их зам-ли.
9.4.В зав-ти от формы соб-ти, лежащей в основе ЮЛ, выдел-ся гос. и частные
(негос.) ЮЛ. К числу гос-х отн-ся все унит-е пр\пр, а также некот-е учреж-
я. Коммер. и некоммер. орг-ии раздел-ся по тому, каковы осн-е цели их дея-
ти: извлечение прибыли, а также ее распред-е м.участ-ми, либо иные цели, не
связанные с предпри-вом. Некоммер.орг-и вправе осущ-ть предприн. дея-сть
лишь постольку, поскольку это необх-мо для достиж-я их уст-х целей.
В зав-ти от состава учред-й м. выделять: ЮЛ, учред-ми кот-х м. выступать
только ЮЛ (союзы и ассоциации), только гос-во (унит-е пр\пр), или же любые,
за отдел-ми исключениями, субъекты права (все остальные ЮЛ).
Различный хар-р прав участ-ов в отн-и ЮЛ позволяет классиф-ть: орг-и, на
имущ-во кот-х учредители имеют право соб-ти или иное вещное право: гос. и
муниц. унитарные пр\пр, а также учреждения; орг-и, в отн-и кот-х участ-ки
имеют обязательст-е права: хоз-ые товарищ-ва и общ-ва, кооперативы; орг-и,
в отн-и кот-х их участ-ки не имеют имущ-х прав:общ-е объед-я и религ-е орг-
и, фонды и объед-я ЮЛ.
В зав-ти от объема прав самого ЮЛ на исп-ое им имущ-во м. различать: ЮЛ,
обладающие правом операт-го упр-я на имущество: учреждения и казенные
пр\пр;ЮЛ, обладающие правом хоз-го ведения на имущ-во: гос-е и муниц.
унитарные пр\пр (кроме казенных); ЮЛ, обладающие правом соб-ти на имущ-во
- все др. ЮЛ.
Хоз-ые товарищ-ва и общ-ва м. классиф-ть по тому, что более важно для
участ-в:объед-е их личных усилий для достиж-я предприн.целей (товарищ-ва)
или объед-е капиталов (общ-ва). По степени увелич-я предприн-го риска участ-
ов, хоз-ые общ-ва и товарищ-ва м. выстраиваться в след. цепочку: полное
товарищ-во, товарищ-во на вере, ОДО, ООО, АО.
Порядок создания ЮЛ также м. выступать в кач-ве критерия классификации: в
таком случае ЮЛ делятся на образуемые в разреш-м или, нормативно-явочном
порядке.
По составу учред-х док-в разграничиваются договорные ЮЛ – хоз-е
товарищества, договорно-уставные – ООО и ОДО, ассоциации и союзы, а также
уставные ЮЛ.
Корпорации хар-ся наличием членства, общей для многих учас-в цели, независ-
ю своего сущ-я от смены участ-в. Учреждения обычно создаются одним учред-м,
кот-й сам опр-ет и цели ЮЛ, и состав имущ-ва, необх-й для их достижения.
9.7.Гр-не и ЮЛ по своему усмотрению осущ-т принадл-е им ГП. Все вопросы,
связанные с исп-м субъек-х прав решаются управомоч-ми лицами по их соб-му
усмотрению. При этом отказ гр-н и ЮЛ от осущ-я принадл-щих им прав не
влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусм-х законом.
Реализация некот-х субъек-х прав зависит не только от усмотрения управомоч-
х лиц, но и от предписаний закона.
Наиболее часто гр-не и ЮЛ распоряж-ся принадлежащими им правами путем их
осущ-я. Под осущ-м права понимается реализ-я тех возможностей, кот-е
предост-ся законом или договором обладателю субъек-го права. Субъек-ые ГП
осущ-ся поср-ом соб-х юр-ки значимых актив-х дей-й управомоч-х лиц. Право
требования соот-щего поведения обязанных лиц. Осущ-е субъек-х прав в этом
плане всегда представляет собой органический сплав возможностей совершения
соб-х дей-й управомоч-м лицом с возможностью требовать испол-я или
соблюдения юр-их обя-ей др. лицами. Конкретная реализация этих возможностей
и представляет собой способы осуществления права.
Выбор способа осущ-я права зависит не только от усмотрения субъекта, но и
от конкретного содержания субъек-го права.
Осущ-е субъек-х прав находится в неразрывной связи с испол-м обя-тей.
Наиболее наглядно это проявляется при реализации права требования, особенно
в тех случаях, когда управомоч-е лицо м. добиваться от обя-го субъекта
выпол-я опр-ых актив-х дей-й, в частности передачи имущ-ва, выпол-я работ,
оказания услуг и т.п. Связь между правом на актив-е дей-я и обя-тью 3-х лиц
не препятствовать их совершению менее заметна, однако безусловно
присутствует в правовой действительности.
Под понятием «охрана ГП» охватывается вся совок.мер, обеспеч-щих норм-й
ход реализации прав. Право на защиту можно опр-ть как предоставленную
управомоч-му лицу возможность применения мер правоохран-го хар-ра для
восстан-я его нарушенного или оспариваемого права. Право на защиту яв-ся
состав.частью самого субъек-го права наряду с правом на соб-ые дей-я, а
также правом требовать опр-го поведения от обя-х лиц .
Предметом защиты яв-ся не только субъек-е ГП, но и охраняемые законом
интересы.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организац-х
меропр-й по защите субъек-х прав и охраняемых законом интересов . Различают
две основные формы защиты - юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты есть дея-ть уполном-х гос-ом органов по защите
наруш-х или оспарив-х субъек-х прав. Суть - лицо, права и законные интересы
кот-го нарушены неправомерными дей-ми, обращается за защитой к гос. или
иным компетентным органам (в суд, арб-й, третейский суд, вышестоящую
инстанцию и т.д.), кот-е уполномочены принять необх-е меры для восстан-я
наруш-го права и пресечения правонарушения.
В кач-ве ср-ва суд. защиты ГП и охраняемых законом интересов выступает
иск. Ср-ом защиты ГП осущ-мой в адм.порядке, яв-ся жалоба. В некоторых
случаях применяется смешанный порядок защиты нарушенных ГП. В этом случае
потерпевший прежде, чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в
гос.орган упр-я. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой дей-я граж-
н и орг-ций по защите ГП и охраняемых законом интересов, которые
совершаются ими само-но, без обращения за помощью к гос-м и иным
компетентным органам.
7.5.Под органом ИВ как ветви гос.власти следует понимать политич.учрежд-е,
созд-е для уч-ия в осущ-ии ф-й этой власти и наделенное в этих целях
полномочиями гос-власт.хар-ра. Прав.положение органов ИВ во многом предопр-
ся тем, что они в своей основе все в большей степени стан-ся органами
полит.рук-ва в уст-х сферах. В соот-ии с федер-м гос.устройством различают
федер.органы ИВ и органы ИВ субъектов. По орг-прав формам различ-ся: пра-
ва, совмины, министерства, госкомы, службы, гл.упр-я, инспекции, агентства,
департаменты, адм-ии, мэрии, отделы... По хар-ру компетенции выд-ся органы
общей (рук-ят на подвед-й террит-и всеми или больш-м сфер упр-я и отраслей,
обесп-я соц-культ, эк.развитие), отраслевой (пожвед-е отрасли),
внутриотраслевой (рук-ят в рамках поруч-х участков работ), межотраслевой
(вып-т общие спец-е ф-ии для всех или больш-ва отраслей и сфер упр-я)
компетенции. По порядку разреш-я подвед-х вопросов выд-т коллегиальные и
единоначальные органы.
9.6.Сделки - это «дей-я граж-н и ЮЛ, направ-ые на уст-ние, изм-ие или
прекращ-ие ГП и обя-тей». Сделку хар-ют след. признаки:а)сделка-это всегда
волевой акт, т.е.дей-я людей;б)это правомерные действия;
в) сделка спец-но направлена на возник-е, прекращ-е или изм-ие ГП\О;
г) сделка порождает гр.отн-я,
Классиф-я сделок на виды производится по различным признакам.
В зав-ти от числа участ-щих в сделке сторон, сделки бывают
односторонними, двустор-ми и многостор-ми. Односторонней считается сделка,
для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (составление
завещания).Сделки, для совершения кот-х требуется согласование воли двух
или более лиц, являются двух- и многосторонними(договор).
По моменту, к кот-му приурочивается возник-е сделки, сделки бывают
реальными и консенсуальными . Консенсуальными признаются все сделки, для
совершения кот-х достаточно достижения соглашения о совершении сделки. По
значению основания сделки для ее дейст-сти различают каузальные и
абстрактные. По общему правилу дейст-сть сделки прямо зависит от наличия
основания. Если каузальная сделка совершена с соблюдением всех необх-х
условий, но у нее отсутствует основание, такая сделка яв-ся недейст-ой.
Сделки бывают бессрочными и срочными.
Выделяют бирж.сделки это сделки, совершаемые на бирже с тов-м, допущенным
к обращению на бирже. Бирж.сделки офор-ся маклерскими записками. Выделяют
также фидуциарные сделки, кот-е имеют доверительный хар-р.
Сделка предст-ет собой единство 4 элементов: субъектов –лиц, участ-щих в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|