Шпаргалки по КПЗС
Шпаргалки по КПЗС
|Понятие КПЗС. |
|Источники КПЗС. |
|Конституционно-правовые отношения, |
|субъекты КПЗС. |
|Понятие, сущность, характерные черты |
|конституций зарубежных государств. |
|Виды конституций. Порядок их принятия и|
|изменения. |
|Характерные черты и особенности |
|конституций стран запада, принятых |
|после 1945 |
|Понятие и механизм конституционного |
|надзора и контроля. |
|Понятие политической партии, |
|конституционно-правовой статус |
|политической партии. |
|Партийные системы и их виды. |
|Типология политической партии. |
|Гражданство зарубежных стран, порядок |
|его приобретения и утрата. |
|Сущность и характерные черты |
|конституционных прав и свобод. |
|Основные социально-экономические права |
|и свободы. |
|Основные политические права и свободы |
|Основные личные права и свободы. |
|Понятие форм государства. Многообразие |
|форм современных государств. |
|Понятие и классификация форм правления.|
| |
|Монархия: понятие и виды. |
|Смешанная форма правления ( Франция). |
|Президентская республика. |
|Парламентская форма правления. |
|Понятие и виды форм государственного |
|устройства. |
|Унитарное государство. |
|Федерация: понятие и признаки. |
|Автономия в зарубежных странах. |
|Демократический политический режим: |
|характерные черты и виды. |
|Авторитарный политический режим. |
|Фашизм: понятие, сущность, причины |
|появления. |
|Понятие и принципы избирательного |
|права. |
|Избирательный процесс. |
|Мажоритарные избирательные системы. |
|Понятие и виды |
|Мажоритарная избир. система абсолютного|
|большинства (понятие,виды) |
|Мажоритарная избир. Система |
|относительного большинства. |
|Пропорциональные избир. Системы, виды, |
|ограничения,пропорционализм |
|Референдум в нов. Странах |
|Гос. Власть – как институт |
|конституционного права. Пр-п разделения|
|властей. |
|Место главы государства в системе гос. |
|Органов |
|Президент. Правовое и фактическое |
|положение в республиках с различ. |
|Компетенция главы государства |
|Парламент, порядок формирования, |
|структура, полномочия |
|Внутренняя организация парламента, его |
|палата в з.с. |
|Правовое положение депутата парламента |
|Законодательная процедура парламента в|
|з.с. |
|Порядок формирования и структура |
|правительства |
|Статус и полномочия правительства. |
|Инст-т парламентской отв-ти прав-ва |
|Административно-территориальное |
|устройство з.с. |
|Общая характеристика и основные |
|принципы МСУ |
|Порядок организации и структура |
|муниципальных органов. |
|Компетенция муниц. Органов |
|Конституция разбившихся стран |
|Высшие представительные законодательные|
|органы (общ. характеристика) |
|Глава гос-ва и прав-ва в разб. Странах |
|Характерные черты американской |
|конституции |
|Основы правового статуса личности в США|
| |
|Конгресс США, стр-ра, полномочия |
|Порядок выбора президента США |
|Американский президент, статус, |
|полномочия |
|Верховный суд США, порядок формирования|
|и полномочия |
|59. Особенности американской партийной |
|системы. |
|60. Особенности федерализма в США. |
|61. Конституция и правовая система |
|Великобритании. |
|62. Парламент Великобритании, |
|полномочия палат. |
|63. Правительство Великобритании, |
|правовой статус и формирование. |
|64. Партийная система и политические |
|партии Великобритании. |
|65. Конституция Франции (общая |
|характеристика). |
|66. Партийная система и основные |
|политические партии Франции. |
|67. Основной закон ФРГ. Партийная |
|система и политические партии ФРГ. |
|68. Характерные черты германского |
|федерализма. |
|69. Парламент ФРГ, полномочия и |
|организация. |
|70. Правовой статус правительства ФРГ. |
|71. Конституция Италии. |
|72. Правительство Италии, порядок |
|формирования и полномочия. |
|73. Партийная система и основные |
|политические партии Италии. |
|74. Конституция Японии (общая |
|характеристика). |
|75. Монарх Японии, юридич. и фактич. |
|полномочия, политическая роль. |
|76. Партийная система и основные |
|политические партии Японии. |
|77. Конституция Индии и её эволюция. |
|78. Федерализм Индии. |
|79. Конституционные реформы в |
|государствах восточной европы 89-2000 |
|г.г. |
|80. Конституция Польской республики. |
|81. Сейм, Сенат – орган гос. контроля, |
|охрана прав Польши. |
|82. Президент и совет министров |
|польской республики, порядок |
|формирования. |
| |
Шпоры по « Конституционному праву зарубежных стран ».
Написаны по лекциям Мишина А.А. и Колесникова Е.В.
Дан полный обзор экзаменационных вопросов. Шпоры готовы к раcпечатке, все
написано мелким, но читаемым шрифтом, ну очень удобны на экзамене ;-)
Автор: Вадим Чернов, Федукин Алексей, Плюхин Станислав. Саратов.
Россия.
Поволжская Академия Государственной Службы. 2 курс. Группа 208. 5 июня
2001г.
| | |
|1.Понятие КПЗС |4. Понятие, сущность, характерные |
| |черты конституций зарубежных гос-в |
|Термин “КП” имеет 3 значения: | |
|отрасль действующего права, наука, |В современной науке КП термин |
|учебная дисциплина. Как отрасль |“конституция” употребляется в 2 |
|права оно представляет собой систему|основных значениях: конституция |
|внутренне согласованных юридических |фактическая и конституция |
|норм, содержащихся в конституциях, |юридическая. Фактическая конституция|
|законах, декретах президента и т.д. |– это реально существующие основы |
|Как наука – совокупность различных |общественно-политического строя, |
|теорий, учений, взглядов по вопросам|действительное положение личности в |
|конституционного права. Как учебная |той или иной стране. Конституция |
|дисциплина предмет преподавания в |юридическая – это документ, основной|
|высшей школе. Свое название КП |закон, имеющий высшую юридическую |
|получило от особого юридического |силу, принимаемый и изменяемый в |
|документа – конституции, которую |особом порядке, регулирующий в |
|официально (Германия) или |большем или меньшем объеме основы |
|неофициально (Болгария) обычно |социально-экономического строя, |
|называют основным законом. КП |политической системы, правового |
|регулирует основы |статуса личности, духовной жизни |
|социально-экономической структуры |общества, т.е. имеющий особый |
|общества, его политической системы, |объект. Высшая юридическая сила |
|духовной жизни и правового статуса |конституции означает, что все |
|личности. В социально-экономической |остальные законы, иные акты, |
|сфере КП определяет основы отношений|правоприменительная практика должны |
|собственности, социальную структуру |соответствовать ей, иначе они не |
|государства; в политической сфере – |действительны. Особый порядок |
|создание и роль политических партий,|принятия конституции обычно |
|избирательных объединений, |предполагает принятия конституции |
|организацию государства; в духовной |специально созываемым для этого |
|сфере – может допускать плюрализм |учредительным собранием, парламентом|
|(множественность) идеологий, а может|квалифицированным большинством |
|закреплять одну из них в качестве |голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего |
|официальной, господствующей |состава парламента, референдумом или|
|(например: марксизм-ленинизм и идеи |иными способами. Конституция |
|Мао Цзедуна в Китае). Важнейшая |юридическая может представлять собой|
|часть КП – основы правового |один документ (это консолидированная|
|положения личности: конституционные |или кодифицированная конституция). |
|права, обязанности, их гарантии. |Таково подавляющее большинство |
| |конституций стран мира (Китая |
| |1982г., Украины 1996г.). В ряде |
| |стран конституция представляет собой|
| |совокупность законов, принятых в |
| |разное время (неконсолидированная |
| |или не кодифицированная |
| |конституция). Название каждому из |
| |них обычно дается в соответствии с |
| |предметом регулирования: «Форма |
| |правления», «Акт о престолонаследии»|
| |- в Швеции, Сеймовый устав – в |
| |Финляндии. Конституции обычно |
| |состоят из преамбулы (введения), |
| |глав (разделов, частей), статей |
| |(делятся на пункты). Завершается |
| |конституция переходными и |
| |заключительными постановлениями, |
| |которые предусматривают |
| |преемственность государственной |
| |власти, порядок создания новых |
| |органов. |
| |Сущность конституции, как |
| |юридического документа состоит в |
| |особом содержании предмета |
| |регулирования, ее высшей юридической|
| |силе, в повышенной стабильности, что|
| |связано с порядком ее принятия и |
| |изменения. Как политический документ|
| |конституция закрепляет соотношение |
| |социальных сил в обществе, их борьбу|
| |и сотрудничество, достигнутый |
| |компромисс, а иногда, напротив, - |
| |господство определенных слоев |
| |населения или военно-политических |
| |группировок (последнее в первую |
| |очередь относится к временным |
| |конституциям, принимаемым в |
| |результате военных переворотов). Как|
| |идеологический документ конституция |
| |в концентрированном виде отражает |
| |господствующую в обществе или |
| |принятую ее руководящими силами |
| |социально-политическую доктрину, |
| |определенное мировоззрение. |
| | |
|2. Источники КПЗС. |5.Виды конституций. Порядок их |
| |принятия и изменения. |
|Источниками КПЗС являются | |
|нормативные акты, которые содержат |Классификация конституций по |
|нормы, регулирующие |социальным признакам: различаются |
|конституционно-правовые отношения. |конституции буржуазного и |
|Главным источником данной отрасли |социалистического типов, а также |
|права в подавляющем большинстве |конституции переходные к буржуазному|
|стран (кроме некоторых мусульманских|типу (в странах капиталистической |
|государств). К другим источникам |ориентации) и переходные к |
|относятся: законы – конституционные |социалистическому типу (в |
|(вносят изменения в конституцию или |революционно-демократических |
|дополняют ее), органические |государствах). В основу такой |
|(принимаются в усложненном порядке и|классификации положены социальные |
|обычно регулируют какой – либо |признаки: характер закрепляемого |
|институт КП в целом), обыкновенные |основным законом общественного строя|
|(регулируют отдельные вопросы, |и природа политической власти. |
|например закон о выборах |Классификация конституций по |
|президента), чрезвычайные ( могут |юридическим признакам: в зависимости|
|отступать от положений конституции, |от формы различают 2 вида |
|но принимаются только на короткий |конституций: писаные и неписаные. |
|срок, обычно на несколько месяцев, |Писаная – особый законодательный акт|
|хотя и с правом парламента продлить |или несколько нередко разновременных|
|этот срок); внутригосударственные |актов (Финляндия, Швеция), которые |
|публично-правовые договоры |официально провозглашены основными |
|(например: соглашение о разделе |законами данной страны. Неписаная – |
|Чехословакии с 1 января 1993г, |совокупность различных законов, |
|Конституционное соглашение между |судебных прецедентов и обычаев. Эти |
|президентом и парламентом Украины |акты и нормы в своей совокупности |
|1995г.; регламенты парламентов и их |закрепляют в какой-то мере основы |
|палат, устанавливающие внутреннюю |существующего строя, но формально не|
|организацию и процедуру работы |провозглашены в качестве основных |
|парламентов. Они принимаются либо в |законов (Великобритания, Новая |
|форме постановлений каждой палаты |Зеландия). По порядку издания: |
|для себя и не требуют одобрения |подразделяются на: октроированные |
|другой палаты (Германия), либо в |(дарованные); принятые |
|форме закона при однопалатном |представительным органом |
|парламенте (Китай); акты глав |(учредительным собранием, |
|государств и исполнительной власти |парламентом); одобренные на |
|(указы монархов, декреты |референдуме. По способу изменения: |
|президентов, постановления |гибкие и жесткие. Гибкие изменяются |
|правительства, акты министров, |в том же порядке, что и другие |
|некоторых ведомств); акты органов |законы (Великобритания). Для |
|конституционного контроля |внесения изменений в жесткие |
|(конституционных судов) проверяют |конституции требуется |
|соответствие тех или иных законов |(квалифицированное большинство |
|конституции; судебные прецеденты – |голосов, двойной вотум и т.д.). В |
|решение судов высоких инстанций, |зависимости от периода действия: |
|публикуемые ими и становящиеся |постоянные и временные. Постоянная –|
|основой для принятия другими судами |в ней не устанавливается заранее |
|аналогичных решений по подобным |каких-либо сроков ее действия. |
|делам; конституционный обычай – |Временная ограничивает срок своего |
|сложившееся в практики органов |действия или устанавливает условия, |
|государственной власти правило, |при наступлении которых она |
|имеющее устный характер, опирающийся|заменяется постоянной (временная |
|на согласие участников отношений и |конституция ОАЭ 1971г., Судана |
|не пользующееся судебной защитой в |1985г. Принятие конституции. Одним |
|случае его нарушения. |из демократических способов принятия|
|(распространены в Великобритании, |конституции считается принятие ее |
|Новой Зеландии; религиозные |учредительным собранием. Это |
|источники, особенно в монархических |однопалатный орган, после принятия |
|государствах с феодальными и |конституции распускается и |
|родовыми пережитками. В единичных |заменяется на парламент. Некоторые |
|мусульманских странах конституцию |конституции приняты парламентами, |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|