Шпоры по правоведению
|всей страны, распространяющего свою |складываются в правовых государствах, для |
|юрисдикцию в равной степени в отношении |демократического режима характерно |
|всех территориальных единиц; |признание и защита прав и свобод человека |
|административно - территориальные единицы |и гражданина, невмешательство государства |
|имеют в основном равный юридический статус|в частную жизнь граждан без необходимости.|
|по отношению к центральным органам; единое|Для демократических режимов характерны |
|гражданство; единая система права, основу |также идеологическое многообразие, |
|которой составляет единая для всего |политическое многообразие |
|государства Конституция; единая судебная |(многопартийность), разделение властей, |
|система; общая для всех административно - |организация местного самоуправления, |
|территориальных единиц налоговая и |многоукладная экономика с различными |
|кредитная политика. (Великобритания, |формами собственности, рыночные отношения.|
|Франция, Италия, Швеция, Норвегия, | |
|Испания, Португалия, Греция, Таиланд, |В некоторых источниках выделяется ещё и |
|Япония, Финляндия, Египет). |либеральный (полудемократический) режим, |
|Федерация - добровольное объединение |он основывается на сведении до минимума |
|нескольких ранее самост-ых гос-ых |вмешательства государства в жизнь граждан |
|образований в единое государство. Признаки|и общества. Он обладает признаками |
|федерации: территория федерации состоит из|демократического режима лишь частично, но |
|территории ее субъектов; в федерации |и антидемократическим его однозначно |
|существуют два уровня государственного |назвать нельзя. |
|аппарата: федеральный и республиканский; |3. Авторитарный режим. |
|наличие двойного гражданства; субъекты |Для недемократических режимов характерно |
|федерации имеют право создавать свою |ущемление прав человека, власть не |
|правовую систему, принимать свою |формируется и не контролируется народом. |
|конституцию, что не должно идти вразрез с |Авторитарный режим более мягкий по |
|общими правовыми началами, установленными |сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, |
|федерацией; субъекты федерации могут иметь|однако, при нём личность не пользуется |
|свою собственную судебную систему; в |всеми правами и свободами, хотя они и |
|федерации используется двух канальная |провозглашаются, власть не подчиняется |
|система налогов: устанавливаются |праву, не формируется и не контролируется |
|федеральные налоги и налоги ее субъектов. |народом, выборы проводятся формально, |
|Конфедерация - это «государственный союз |управление чрезмерно централизовано и |
|государств», каждое из которых обладает |опирается на аппарат принуждения, включая |
|государственным суверенитетом. Признаки |внесудебные методы расправы. Оппозиция не |
|конфедерации: конфедерация является союзом|допускается, хотя могут существовать |
|суверенных государств, объединившихся для |различные политические силы. |
|достижения определенных целей; |Анархию можно определить как отсутствие |
|конфедерация - непрочное, как правило, |политического режима, безвластие. |
|временное образование; отсутствие единой |Тоталитаризм является всеохватывающей |
|территории (состоит из территорий входящих|властью, государство вмешивается во все |
|в ее состав гос-в); отсутствие единого |сферы жизни человека и общества. |
|гражданства; право свободного выхода | |
|субъектов из конфедерации; бюджет состоит | |
|из добровольных взносов ее членов; в | |
|предмет ведения конфедерации входит | |
|незначительный круг вопросов (войны и | |
|мира, международной политики); армия | |
|состоит из воинских контингентов | |
|государств – членов конфедерации. | |
|7. Понятие и классификация функций гос-ва:|8. Понятие и структура аппарата гос-ва: |
|Функции государства - это основные |Термин «государственный аппарат» |
|направления его деятельности, выражающие |употребляется в узком и широком смысле. |
|сущность и назначение гос-ва в обществе. В|В узком смысле под «государственным |
|функциях гос-ва проявляется та реальная |аппаратом» понимается подсистема органов |
|роль, которую оно играет в решении |государственного управления - |
|основных вопросов общественного развития |исполнительно -распорядительный |
|и, прежде всего в удовлетворении |(профессионально-управленческий. |
|разнообразных интересов населения страны. |чиновничий) аппарат. |
|Функции гос-ва устанавливаются в |В широком смысле под «государственным |
|зависимости от основных задач, стоящих |аппаратом» понимается вся система органов |
|перед гос-вом на том или ином этапе |государства и должностных лиц. В этом |
|развития. |случае понятие «государственный аппарат» |
|Функции гос-ва: Внутренние функции: |равно по объему понятию «механизм |
|экономическая, политическая, социальная, |государства». |
|правоохранительная, экологическая, |Наряду с органами государственного |
|обеспечение национальной безопасности, |управления (органами Исполнительной |
|строительство дорог, мелиорационных и др. |государственной власти) в системе органов |
|общественных систем, транспортная, |государства выделяют законодательные |
|информационная, борьбы с последствиями |(представительные) органы государственной |
|стихийных бедствий. |власти, судебные органы (органы судебной |
|Внешние функции: обороны, дипломатическая,|государственной власти), органы |
|поддержка мирового порядка, |прокуратуры. |
|внешнеэкономическая, культурного |Необходимо иметь в виду, что система |
|сотрудничества, сотрудничество гос-в в |органов государства - это еще не все |
|решении глобальных проблем, экологическая,|государство. В целом государство состоит |
|информационная. |из государственных организаций, т.е. |
|Внутренние функции- это основные |органов государства, государственных |
|направления деятельности гос-ва по |учреждений, государственных предприятий. |
|управлению внутренней жизнью страны. |В систему органов государства формально не|
|Экономическая ф. выражается в выработке и |входят органы местного самоуправления. |
|координации гос-вом стратегии и тактики |Признаки государственного органа |
|развития страны в наиболее оптимальном |государственный орган есть определенное |
|режиме. Экономическая деятельность гос-ва |социальное, т.е. общественное образование;|
|проявляется в установлении налогов, выдаче| |
|кредитов, инвестиций, определении льгот в |государственный орган есть элемент |
|отношении некоторых субъектов |государства; |
|хозяйственной жизни, выработке программ |государственный орган есть система |
|экономического развития. |(целостное образование), имеющий свой |
|Политическая ф. обусловлена необходимостью|состав (совокупность элементов - |
|осуществления им гармонизации интересов |подразделений государственного органа) и |
|различных социальных групп. Используя |свою структуру (способ связи элементов), |
|такие методы, как проведение референдумов,|т.е. то, что и делает государственный |
|выборов, гос-во способно выявить |орган организацией; |
|действительную расстановку социальных сил,|государственный орган есть разновидность |
|учесть в своей политике интересы различных|государственной организации, от других |
|социальных групп и не допустить их |государственных организаций |
|открытого столкновения. Помимо этого |государственный орган отличает то, что он |
|гос-во обеспечивает защиту |наделен государственно-властными |
|конституционного строя, государственного |полномочиями, каждый государственный орган|
|суверенитета, ведет правотворческую |имеет свою, установленную законом, |
|деятельность и официально представляет |компетенцию; |
|население всей страны, как во внутренних, |в рамках своей компетенции государственный|
|так и внешнеполитических делах. |орган выступает от имени государства; |
|Социальная ф. Ее выполнение позволяет |каждый государственный орган имеет свои |
|обеспечить нормальные условия жизни для |функции. |
|всех членов общества вне зависимости от их|Принципы организации (формирования) и |
|участия в производстве материальных благ, |деятельности государственного аппарата - |
|а также от возраста, пола, здоровья и.т.д.|это наиболее важные, ключевые идеи и |
| |положения, лежащие в основе его построения|
|Правоохранительная ф. - это деятельность |и функционирования. Выделяют следующие |
|гос-ва по обеспечению точного и полного |принципы |
|выполнения положений законодательства |принцип приоритета прав человека: |
|всеми гражданами, организациями, |принцип законности и конституционности в |
|государственными органами. |организации и деятельности |
|Экологическая ф. Во многих странах |государственного аппарата, |
|разработано обширное природоохранное |принцип демократизма, который выражается, |
|законодательство, которое четко регулирует|прежде всего, в широком участии граждан в |
|деятельность людей и организаций в области|формировании и организации деятельности |
|использования окружающей среды, а к его |государственных органов; |
|нарушителям применяются суровые |принцип профессионализма государственных |
|меры.Внешние функции - это основные |служащих, включающий требования |
|направления его деятельности на |профессиональной этики; |
|международной арене. Их выполнение |принцип гласности, обеспечивающий |
|обеспечивает полноправное существование |информированность населения о происходящих|
|гос-ва в современном мире. Ф. обороны |государственно-правовых процессах; |
|имела первостепенное значение в прежние |принцип иерархичности в построении и |
|времена. В настоящее время мир становится |принцип субординации деятельности |
|все более цивилизованным, международные |государственного аппарата, выражающийся в |
|организации берут на себя регулирование |подчиненности и подотчетности нижестоящего|
|территориальных притязаний и разрешение |органа вышестоящему; |
|конфликтов между гос-вами, предупреждая их|принцип координации в деятельности |
|военное столкновение. Дипломатическая ф. |государственных органов - выражающийся в |
|способствует поддержанию приемлемых |их взаимодействии по «горизонтали»; |
|отношений со всеми странами независимо от |принцип сочетания коллегиальности и |
|того какой идеологии они придерживаются, |единоначалия; |
|какую систему хозяйствования они |принцип сочетания выборности и |
|используют. Поддержка мирового |назначаемости при формировании |
|правопорядка (внешне-политическая ф.) |государственного аппарата. |
|заключается в политическом сотрудничестве | |
|гос-в с тем, чтобы исключить глобальные | |
|вооруженные конфликты. Внешнеэкономическая| |
|ф. связана с развитием взаимовыгодного | |
|сотрудничества гос-в, которое проявляется | |
|в международном разделении труда, | |
|специализации и кооперировании | |
|производства, обмене новейшими | |
|технологиями, координации товарооборота, | |
|развитии кредитно-финансовых связей. | |
|Культурное сотрудничество между странами | |
|осуществляется на основе двусторонних и | |
|многосторонних договоров между | |
|государствами, неправительственными | |
|организациями. Сотрудничество гос-в в | |
|решении глобальных проблем современности | |
|(рациональное использование природных | |
|ресурсов, охрана окружающей среды, | |
|сохранение энергии, поддержание мира, | |
|проведение демографической политики и | |
|ДР.). | |
|12. Понятие и основные признаки правового |13. Социально-правовая защита прав |
|гос-ва: Правовому государству присущи |человека и гражданина в правовом гос-ве: |
|следующие признаки: |Гарантии прав и свобод человека и |
|Господство (верховенство) права. Это |гражданина - условия, средства, меры, |
|означает, что высшей формой выражения |направленные на обеспечение их |
|свободы людей должен быть закон. Но не |осуществления, на их охрану и защиту. |
|всякий закон считается правовым, а лишь |Принцип гарантированности является одним |
|тот который отвечает сложившимся реалиям, |из принципов правового статуса человека и |
|жизненным потребностям людей, который |гражданина. Конституцией РФ и федеральными|
|воплощает принципы права. Законы должны |законами закрепляются как общие гарантии |
|приниматься с соблюдением определенной |реализации всех прав и свобод, так и |
|процедуры и не должны противоречить |конкретные гарантии отдельных прав и |
|Конституции и международно-правовым |свобод, наиболее важные гарантии |
|нормам. Но важно, чтобы правовым законам |закрепляются в Конституции РФ. |
|подчинялась и сама государственная власть,|Конституционные гарантии прав и свобод |
|которая создает законы. Нормы права должны|человека и гражданина: 1) Государственная |
|быть обязательными для государственных |защита прав и свобод. Права и свободы |
|органов в той же мере, что и для граждан. |человека и гражданина определяют |
|Разделение властей. Говорить о разделении |содержание всех органов государственной |
|властей не совсем корректно. |власти и местного самоуправления. |
|Государственная власть едина. Речь идет о |Правительство РФ осуществляет меры по |
|распределении функций в государственном |обеспечению прав и свобод граждан, |
|управлении, о рассредоточении, о |прокуратура осуществляет надзор за |
|распределении государственных дел. |соблюдением прав и свобод человека и |
|Воплощение принципа разделения властей |гражданина, Уполномоченный по правам |
|позволяет: предотвратить злоупотребление |человека рассматривает жалобы граждан РФ и|
|властью; повысить профессионализм в |других заявителей на решения и действия |
|государственном управлении; осуществлять |государственных органов и органов местного|
|контроль за действиями государственных |самоуправления и принимает меры по |
|органов; возлагать на виновных лиц |восстановлению нарушенных прав. 2) Право |
|ответственность за ошибки в |на самозащиту. Каждый вправе защищать свои|
|государственном управлении. |права и свободы всеми способами, не |
|Широкие и реальные права и свободы |запрещёнными законом. 3) Судебная защита |
|личности. Право на жизнь, право на |прав и свобод. гарантируется судебная |
|свободу, неприкосновенность личности и |защита их прав и свобод. Решения и |
|жилища, на образование, социальное |действия (или бездействие) органов |
|обеспечение, судебную защиту и другое |государственной власти, органов местного |
|закрепляются в Конституции. В правовом |самоуправления, общественных объединений и|
|государстве существуют реальные |должностных лиц могут быть обжалованы в |
|экономические, политические, духовные |суд. 4) Право на международную защиту. |
|предпосылки для их реализации Согласно |каждый вправе в соответствии с |
|Конституции РФ права и свободы человека и |международными договорами РФ обращаться в |
|гражданина могут быть ограничены только в |межгосударственные органы по защите прав и|
|той мере, в какой это необходимо в целях |свобод человека , если исчерпаны все |
|защиты основ конституционного строя, |имеющиеся внутригосударственные средства |
|нравственности, здоровья, прав и законных |правовой защиты. 5) Квалифицированная |
|интересов других лиц, обеспечения обороны |юридическая помощь. гарантируется право на|
|страны и безопасности государства. |получение квалифицированной юридической |
|Взаимная ответственность государства и |помощи. 6) Защита прав потерпевших. права |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|