Уголовное преследование как функция государства
Халиулина А.Г., 1997 г. и др.).
В цивилизованной правовой действительности каждый правовой институт
или отдельные нормы права имеют глубокие социальные корни и учреждаются для
выполнения определенных общественно значимых функций. Являясь выражением
воли государства и народа и имея в основе своей политическую природу, они
всегда вызываются к жизни как ответная реакция на назревшие социально-
экономические потребности существующего строя[27], преследуют цель наиболее
эффективного регулирования конкретных общественных отношений.
Но общественные отношения, практика, как известно, постоянно
развиваются, каждый этап развития выдвигает свои задачи, наполняет их новым
конкретным содержанием. А закон должен улавливать пульс общественной жизни,
отражать объективные ее запросы и служить этим задачам.
http://romashkaspb.nm.ru/
Так как социальная обусловленность права (правовых норм) - это их
необходимость, соответствие, адекватность регулируемым общественным
отношениям, изучение социальной обусловленности уголовного преследования
предполагает установление того, насколько они социально значимы, объективно
необходимы и гармонируют с задачами сегодняшнего дня. Отправляясь от
марксова учения о том, что "процесс есть форма жизни закона"[28],
"преступник производит не только преступление, но и уголовное право... всю
уголовную юстицию... и т.д."[29], и учитывая, что институт уголовного
преследования есть крупное подразделение уголовно-процессуального права, в
самом общем виде на этот вопрос можно было ответить так: уголовное
преследование нужно для обслуживания уголовно-правовых отношений, будет
необходимо до тех пор, пока существует преступность и надо бескомпромиссно,
решительно с нею бороться. Но такой ответ проблему не решает, ибо специфику
уголовного преследования не отражает, приемлем для аналогичного ответа
применительно к любым другим институтам уголовного процесса.
Чтобы ответить на указанный вопрос, надлежит осмыслить и оценить
социальную полезность целей уголовного преследования, ибо именно в целях
правовой материи, в их содержании находят отражение объективные социальные
потребности, именно в них "все социальные цели уже представлены в правовой
форме"[30]. Базируясь на этом, можно сказать, что обозначенные в законе
цели уголовного преследования есть правовое выражение тех социальных
причин, которые определяют необходимость упомянутого института как средства
решения задач уголовного процесса.
В свою очередь, данное обстоятельство подчеркивает неразрывную связь
понятия "социальная обусловленность уголовного преследования" с его
юридической природой, связанной с необходимостью проведения в жизнь норм
уголовного права и реализации обязанности виновников преступления отвечать
за свои действия. Уголовный закон может всецело проявить себя и применяться
к конкретному виновному лицу только через уголовное преследование. В
правовом плане именно уголовный закон диктует необходимость этого феномена
как института и как деятельности органов уголовной юстиции.
Соответственно уголовное преследование следует истолковывать не только
как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в
вышеотмеченных целях , но и как правовой институт, регулирующий эту
деятельность. Как институт оно складывается из норм, имеющих отношение к
данной деятельности, начиная с возбуждения уголовного дела и кончая
последней стадией уголовного процесса, а при определенных условиях даже
мерами постпенитенциарного воздействия. Его источником являются нормы
различных отраслей права: международного, конституционного, уголовного,
уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского,
прокурорско-надзорного, трудового, семейного и т.д. Отсюда названный
институт носит межотраслевой, многоплановый, комплексный характер. Его суть
как регулятора - адресованное органам обвинения требование принять все
дозволенные меры, чтобы достичь целей уголовного преследования.
Несмотря на то, что в уголовно-процессуальном законодательстве
выделена специальная глава, посвященная уголовному преследованию, оно не
является какой-то обособленной правовой категорией, а, напротив, тесно
связано со всеми другими уголовно-процессуальными институтами,
взаимодействует с ними. Поэтому его правовыми основами выступает по
существу весь массив законодательства, относящегося к уголовному процессу.
Поскольку уголовное преследование как деятельность есть способ выполнения
задач уголовного судопроизводства, достижению этой цели служит все уголовно-
процессуальное право.
В юридической литературе уголовное преследование нередко трактуется
как уголовно-процессуальная функция, как одно из основных направлений
уголовно-процессуальной деятельности. Однако в это понятие вкладывается
разное содержание. Так, по мнению М.С.Строговича, "уголовное преследование
- это обвинение как процессуальная функция, т.е. обвинительная
деятельность"[31]. По утверждению Л.М.Ларина, "уголовное преследование есть
предшествующая разрешению дела уголовно-процессуальная деятельность,
которая состоит в формулировании и обосновании вывода о совершении
определенным лицом конкретного общественно опасного деяния,
предусмотренного уголовным законом". Оба автора возбуждением уголовного
преследования считают вынесение постановления о привлечении лица в качестве
обвиняемого, а также задержание и применение меры пресечения до
предъявления обвинения.
Вместе с тем А.М.Ларин усматривает своеобразное уголовное
преследование в производстве по применению принудительных мер медицинского
характера, предлагая признать специфическим актом возбуждения уголовного
преследования постановление о назначении судебно-психиатрической
экспертизы[32].
С точки зрения М.А.Чельцова, в уголовное преследование входит также
возбуждение уголовного дела[33]. Для этого были правовые основания. В
частности ст.94 УПК РСФСР 1923г. устанавливала обязанность прокуратуры
"возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными
органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению", а
ст.4 того же УПК содержала правило: "Уголовное преследование не может быть
возбуждено, а возбужденное не может быть продолжаемо и подлежит прекращению
во всякой стадии процесса".[34] Следовательно, в понятие "возбуждение
уголовного преследования" законодатель того времени вкладывал смысл
возбуждения уголовного дела.
В том же смысле употреблялся термин "возбуждение уголовного
преследования" в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных
республик 1924г. и в иных правовых актах советского времени. Такой вывод
напрашивается также при анализе ст.1, 27, 31, 35 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации" в редакции Закона от 17 ноября 1995г.
Очевидно, поэтому уголовное преследование применительно к прокуратуре
раскрывается как функция, состоящая "в возбуждении уголовного дела по
основаниям и в порядке, установленном уголовно-процессуальным
законодательством, в осуществлении расследования преступлений, в решении
вопроса о направлении уголовных дел для рассмотрения в суд независимо от
того, каким органом осуществлено расследование, и в поддержании
государственного обвинения в суде по любому уголовному делу".[35]
Тем не менее сущность уголовного преследования не может быть
ограничена только этими положениями. Как уголовно-процессуальная функция
оно имеет более емкое содержание. В этом плане З.З.Зинатуллин прав, когда
пишет: "Уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного
дела и имеет место на всем протяжении производства по уголовному делу, во
всех стадиях уголовного процесса, т.е. до тех пор, пока есть основания
считать определенное лицо виновным в совершении преступления и
заслуживающим применения к нему подлежащей отбытию той или иной меры
уголовного наказания... По своему содержанию уголовным преследованием
охватывается весь возможный комплекс действий и отношений, связанных с
задержанием лица по подозрению в совершении преступления, применением мер
уголовно-процессуального пресечения, производством комплекса действий,
связанных с собиранием, исследованием и оценкой средств доказывания
(доказательств, их источников и способов получения и использования
доказательств), направленных на его изобличение, обоснование уголовной
ответственности и осуждения, а также обеспечение правового режима отбывания
назначенного по приговору суда наказания".[36]
Сказанное согласуется с этимологией слова "преследовать": "следовать
за кем-нибудь с целью поимки", "подвергать чему-нибудь неприятному",
"притеснять", "стремиться к чему-нибудь"[37] , - например, к установлению
оснований возбуждения уголовного дела, к раскрытию преступления, к
изобличению преступника, к выяснению отягчающих уголовную ответственность
обстоятельств или причин и условий совершения преступления. Если исходить
из такой интерпретации слова "преследовать", то к элементам уголовного
преследования относятся: собирание доказательств, дающих основание для
признания лица подозреваемым в совершении преступления, уличающих
обвиняемого в причастности к преступлению, применение к подозреваемому и
обвиняемому мер процессуального принуждения, их розыск, меры к установлению
лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, формулирование и
предъявление обвинения, составление и утверждение обвинительного
заключения, отстаивание позиции обвинения при назначении судебного
заседания, вручение подсудимому копии обвинительного заключения,
поддержание обвинения в суде первой инстанции и действия субъектов
обвинения в стадиях исполнения приговора, апелляционного, кассационного,
надзорного производства и производства по вновь открывшимся обстоятельствам
дела.
В любом случае уголовное преследование нерасторжимо институтом
уголовной ответственности, производно и зависимо от него, существует во имя
торжества принципа неотвратимости ответственности за содеянное. Оно может
проявить себя в виде негативных последствий для лица и после полного
отбытия им уголовного наказания, снятия или погашения судимости.
Таким образом, уголовное преследование - многофакторное,
многостадийное, имеющее сложную структуру явление. И оно не завершается
вынесением и вступлением в законную силу обвинительного приговора, как это
утверждает М.С.Строгович, а продолжается и в последующих стадиях уголовного
процесса, если, разумеется, есть к тому надлежащие предпосылки.
Значение уголовного преследования громадно, тем более на современном
этапе, когда преступность в стране достигла уровня, реально угрожающего
жизненно важным устоям общества, гарантированным законом правам и свободам
граждан, национальной безопасности, социально-экономическому развитию и
стабильности государства. Усиливаются ее организованность, агрессивность и
профессионализм, появляются новые, все более опасные виды преступлений.
Происходит сращивание экономической и насильственной преступности, получают
распространение убийства, терроризм, бандитизм, разбойные нападения,
похищения людей, захваты заложников, незаконный оборот оружия, наркобизнес
и другие тяжкие и особо тяжкие виды преступлений.
При этих условиях многократно возрастает роль уголовного преследования
в борьбе с преступностью, ибо без расследования и раскрытия преступлений,
без успешного решения процедурных вопросов в установленном законом порядке
невозможно эффективно реализовать нормы уголовного закона. Именно в силу
своего призвания воплотить в жизнь положения Уголовного кодекса РФ по
конкретным делам, оно является необходимым средством борьбы с преступными
проявлениями. В тех случаях, когда преступления связаны с посягательствами
на личность, ее права и свободы, уголовное преследование обеспечивает
уголовно-правовую защиту этих общечеловеческих ценностей, а также
реализацию конституционного принципа доступа потерпевшего к правосудию и
возмещения ему причиненного вреда (ст.52 Конституции РФ). В соответствии с
Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. [38] "О
положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" основной
функцией уголовного правосудия должно быть удовлетворение запросов и охрана
интересов потерпевшего. Она осуществляется вследствие уголовного
преследования. Не будь этого канала, в принципе невозможно было бы и
приведение в действие средств защиты прав и законных интересов
подозреваемого и обвиняемого. По словам А.М.Ларина, "защита мыслима лишь
постольку, поскольку существует обвинение, уголовное преследование, от
которого надо защищаться".[39]
По мнению многих процессуалистов уголовное преследование представляет
собою сложную деятельность. В нее входят действия следственных органов и
прокуратуры, заключающиеся в собирании доказательств, уличающих обвиняемого
или устанавливающих обстоятельства, отягчающие его вину, в применении
принудительных мер, обеспечивающих изобличение обвиняемого, а также
действия, направленные на то, чтобы обосновать перед судом предъявленное
обвинение, убедить суд в виновности обвиняемого и необходимости применить к
нему заслуженное наказание. В 1951 году М.А. Строгович определил уголовное
преследование как «...деятельность следователя (или органа дознания) и
прокурора в отношении определенного лица, привлеченного к уголовной
ответственности в качестве обвиняемого, направленная на то, чтобы
изобличить это лицо в совершении преступления, доказать его виновность,
обеспечить применение к нему заслуженного наказания».
В своей монографии, посвященной исследованию функции уголовного
преследования, осуществляемой прокуратурой России, А.Г. Халиулин,
анализируя точки зрения процессуалистов по вопросу понятия и содержания
уголовно-процессуальных функций, приводит перечень, включающий двенадцать
основных уголовно-процессуальных функций, среди которых названа и функция
уголовного преследования. По мнению А.Г. Халиулина в понятие, «уголовное
преследование» должны входить возбуждение уголовного дела, производство
расследования (в части собирания обвинительных доказательств) выдвижение
обвинения против конкретного лица, формулирование этого обвинения и
поддержания его в суде.
Уголовное преследование - это предусмотренная уголовно-процессуальным
законом обязанность компетентных органов государства (органа дознания,
дознавателя, следователя, прокурора), а также право потерпевшего и частного
обвинителя осуществлять деятельность, направленную на установление события
общественно опасного деяния, изобличение лица, его совершившего.
Уголовное преследование - это сложное последствие, возникающее в связи
с совершением уголовно наказуемого деяния, которое содержит следующие
элементы:
1) основанную на нормах уголовно-процессуального закона и вытекающую
из факта совершения деяния (действия, бездействия), содержащего признаки
преступления, обязанность органа дознания, дознавателя, следователя,
прокурора в результате всестороннего, полного и объективного исследования
обстоятельств дела, установить и изобличить виновного;
2)выдвижение в установленном законом порядке обвинения в совершении
общественно опасного деяния, запрещенного под угрозой наказания Уголовным
законом;
3) утверждение прокурором обвинительного заключения;
4) поддержание государственного обвинения в суде.
Возникновение уголовного преследования, на мой взгляд, связано с
фактом совершения деяния, содержащего признаки преступления. То есть
уголовное преследование является корреспондирующим правом должностных лиц
государственных органов, компетентных осуществить расследование, применить
предусмотренные законом приемы и методы, направленные на установление
события преступления и изобличение лица, его совершившего, и обязанность
при этом действовать в рамках закона на обязанность лица, совершившего
преступление, претерпеть отрицательные последствия противоправного
поведения.
Если преступление неизвестно правоохранительным органам или не будет
установлено признаков такового, то возникшее правоотношение не наполнится
реальным содержанием, а уголовная ответственность останется не
реализованной, то есть не получит своего развития в остальных элементах.
При этом уголовное преследование также не сможет реализоваться. Обязанность
лица претерпеть лишения за совершенное преступление и обязанность
государства подвергнуть уголовному преследованию такое лицо ограничивается
сроками давности (ч. 1 ст. 78 УК РФ; п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
Уголовная ответственность останется до конца нереализованной в тех
случаях, когда органы расследования, установив обстоятельства совершения
преступления, сочтут возможным на основании уголовного закона и при наличии
необходимых условий освободить лицо, совершившее преступление, от
уголовного преследования. В этом случае уголовное преследование
прекращается (то есть искусственно прерывается), не получив логически
естественного развития, что исключает объективную реализацию уголовной
ответственности.
Реализация института уголовного преследования означает, что после
возникновения уголовно-процессуального правоотношения права и обязанности
его субъектов (виновного в совершении преступления и органа дознания,
дознавателя, следователя, прокурора) были реализованы в точном соответствии
с предписаниями закона. Поэтому о начале реализации уголовного
преследования можно говорить лишь с момента возбуждения уголовного дела,
ибо только с этого момента должностные лица вправе производить все
предусмотренные законом следственные и иные процессуальные действия,
применить меры принуждения и пресечения.
Однако уголовное преследование до конца не реализуется, если уголовное
дело было возбуждено по факту совершения преступления, а в ходе
предварительного расследования установить лицо, его совершившее, не
представилось возможным, либо, когда в ходе расследования будут установлены
обстоятельства, исключающие преступность деяния, либо доказано, что лицо,
совершившее запрещенное уголовным законом деяние, не подлежит уголовной
ответственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|