МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Финансово-промышленные группы

    Финансово-промышленные группы

    Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов

    Кафедра

    коммерческой логистики

    и оптовой торговли

    РЕФЕРАТ

    по

    логистике

    " Создание Финансово-промышленых групп

    и их деятельность"

    студента группы № 216

    Денисова Вячеслава

    Санкт- Петербург

    1996 год

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП И

    ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИХ СОЗДАНИЮ .

    2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП .

    3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ .

    4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Формулировку идеи и создание Финансово-промышленых групп в России можно

    рассматривать ,как результат ломки административно-хозяйственной системы в

    сфере экономики . Президент Российской федерации в своем указе № 2096 от 5

    декабря 1993 года исходил из того , что создание Финансово-промышленых

    групп :

    1. Обеспечит структурную перестройку российской экономики.

    2. Будет способствовать ускорению научно-технического прогресса .

    3. Повысит экспортные возможности и рыночную устойчивость российских

    предприятий на мировом рынке .

    4. Позволит добиться более высокого уровня управляемости по секторам

    народного хозяйства .

    5. Создаст предпосылки к проведению активной промышленной политики в ходе

    широкомасштабной приватизации .

    В Положении о Финансово-промышленых группах и порядке их создания цели

    формулируются более глубоко и расширенно . Здесь на первое место выдвинуто

    объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников , что по сути

    дела рассматривается как предпосылка или условие для :

    а. повышение конкурентоспособности и эффективности производства .

    б. создание рациональных технологических и кооперационных связей .

    в. увеличение экспортного потенциала .

    г. ускорение научно-технического прогресса .

    д. развитие конверсии оборонных предприятий .

    е. создание условий привлечения инвестиций .

    Правовые основы создания и деятельности Финансово-промышленых групп в

    Российской Федерации содержаться в Указе Президента РФ №2096 , в Положении

    о Финансово-промышленых группах и порядке их создания , Законах РФ о

    предприятиях и антимонопольной политике , о государственных и частных

    корпорациях , трастовых компаний , холдингах , о приватизации. В условиях

    подобной множественности законодательных актов и нормативных документов ,

    важно обеспечить взаимную непротиворечивость их положений , которая может

    сводить на нет в целом полезные начинания .

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    ГЛАВА 1

    КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП И ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИХ СОЗДАНИЮ

    Классификация Финансово-промышленых групп возможна по 2-ум признакам :

    1.Статус инициатора создания .

    1.1 Частно-инициированые Финансово-промышленые группы (на основе частной

    инициативы и добровольно ).

    1.2 Государственно-инициированые Финансово-промышленые группы , в том числе

    формируемые на основе решений Правительства Российской Федерации или

    международных соглашений .

    2. Способ объединения капиталов .

    2.1 Акционерные общества закрытого типа

    2.2 Трастовые компании (пакеты акций учредителей передаются в доверительное

    пользование одному из участников Финансово-промышленой группы).

    2.3 Консолидированные Финансово-промышленые группы (один из участников

    группы приобретает пакеты акций других предприятий и организаций , которые

    становятся участниками группы ).

    Очевидно , что возможно создание Финансово-промышленых групп и смешанного

    типа . В настоящее время установлен ряд ограничений , которые должны

    соблюдаться при создании Финансово-промышленых групп . Среди них :

    1. Запрет доверительного управления предприятием , где доля государственной

    собственности или собственности общественных организаций более 25%

    уставного капитала .

    2. Запрет Финансово-промышленых групп с долей государства свыше 25 %

    обьединенного капитала .

    3. Запрет участия в Финансово-промышленых группах организациям , у которых

    материальные активы в составе капитала меньше 50%.

    4. Перекрестное владение акциями участниками Финансово-промышленых групп .

    5. Запрет кредитно- финансовым учреждениям , входящим в Финансово-

    промышленые группы владеть более чем 10 % капитала любого другого участника

    группы .

    Кроме того , установлен ряд ограничений по численности входящих в Финансово-

    промышленые группы предприятий и численности персонала. Необходимо отметить

    , что большинство ограничений вызывают споры среди специалистов и

    заинтересованных лиц .

    При создании Финансово-промышленых групп в России учитываются , следующие

    антимонопольные ограничения " Во избежания злоупотребления доминирующим

    положением не допускается приобретение крупными Финансово-промышлены ми

    группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение

    доступа на них иным хозяйственным субъектам , в том числе иностранным ; при

    создании Финансово-промышленых групп на принципах экспортных картелях не

    должны объединяться фирмы , являющиеся конкурентами на определенном рынке ,

    если включение таких фирм в Финансово-промышленые группы приведет к

    значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке

    ".

    ГЛАВА 2

    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП

    Создание Финансово-промышленых групп сводит до минимума проявление теневой

    экономики - по крайней мере менеджерского состава фирм и организаций .Для

    теневиков иметь дело с Финансово-промышлеными группами так же значительно

    сложнее . Правда , есть много вопросов с налогообложением и его правильной

    организацией , под которой мы прежде всего понимаем устранение двойного

    налогообложения . Не следует воспринимать Финансово-промышленые группы как

    ансамбль , только крупных предприятий , в ее составе могут быть и малые и

    средние предприятия , более того развитие последних может находить

    поддержку со стороны Финансово-промышленых групп , если только будут

    способствовать упрочению ее финансового положения . Объединение ресурсов в

    условиях Финансово-промышленых групп позволяет поддерживать экономическую

    стабильность ее элементов. Это немаловажно для поддержания социального

    климата в духе сотрудничества . Внутренняя обстановка состязательности

    будет способствовать развитию внешне экономической конкурентоспособности .

    завоеванию новых позиций на товарном рынке .

    Формирование финансово-промышленых групп рассматривается в качестве фактора

    , в известной мере блокирующего инфляцию . Это происходит по следующим

    причинам .

    1. Сокращается объем предоплат продукции , составляющей внутренний оборот

    данной Финансово-промышленой группы .

    2. Уменьшается объем предоплат по внешним операциям , благодаря надежности

    и наличию резервов по суммарному потенциалу членов Финансово-промышленых

    групп.

    3. Становится меньше объем различного рода неплатежей и следовательно

    потребности иметь резервы платежных средств , на случай попадания в зону

    неплатежей .

    4. Становится возможной организация на базе финансово-банковско структуры ,

    входящей в Финансово-промышленую группу системы взаиморасчетов и

    взаимозачетов задолженностей предприятий и организаций - членов Финансово-

    промы шленой группы.

    5. Сокращается потенциал двойного налогообложения , проблем от продукции ,

    не являющейся для Финансово-промы шленых групп конечной .

    6. Происходит сокращение продолжительности оборота оборотных средств , что

    способствует уменьшению объема необходимых денежных ресурсов .

    ГЛАВА 3

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

    Российской экономике сейчас ,как никогда, нужны лидирующие группы в

    активизации инвестиций , структурной перестройке , производстве

    конкурентоспособной продукции , возрождение индустриальной мощи страны ,

    укрепление позиций приоритетных наукоемких отраслей .Весь зарубежный , да и

    имеющийся уже собственный опыт говорит о том , что локомотивами преодоления

    кризисной ситуации могут и должны стать финансово-промышленые группы . По

    итогам 1994 года результаты работы первых внесенных в реестр финансово-

    промышленых групп четырех групп (Уральские заводы , Сибирь , Драгоценности

    Урала , Обьединеная горно- металлургическая компания ) позволяют сделать

    выводы о положительном влиянии интеграции промышленного и финансового

    капиталов на экономику . Так эти группы обеспечили прирост выпуска

    продукции на 4 % по отношении к прошедшему году при стабильной в целом

    численности работающих . Объединение капиталов дало возможность более чем в

    2 раза увеличить объем инвестиций в производственные проекты за счет

    собственных и привлеченных средств . Объем экспортных поставок возрос и

    составил 139 % к 1993 году . Улучшилось финансовое состояние групп за счет

    сокращения просроченной задолженности на 13 % .

    К настоящему времени в реестр финансово-промышленых групп внесено уже

    28 групп ( список можно посмотреть в Приложениях ) . В их состав на

    добровольной основе вошло 450 предприятий , в том числе 67 финансово -

    кредитных учреждений . Общая численность работающих в созданных финансово-

    промышленых группах превышает 2,5 миллиона человек , при годовом объеме

    равном 26 триллионов рублей . Финансово-промышленые группы в России

    создаются не только де-юре , но и де-факто , в процессе приватизации и

    становлении рынка ценных бумаг , в том числе без получения статуса

    финансово-промышленой группы , рыночными методами консолидации пакетов

    акций . О масштабных процессах формирования финансово-промышленых групп де-

    факто можно судить по деятельности таких структур как : РАО "Газпром" , АО

    "ВАЗ" , АО "КамАЗ" , МАК "Вымпел" и тесно сотрудничающих с ними банков , а

    также банковских холдингах и альянсов , например "Менатеп" , других

    интегрированных структур , таких как "Русская Недвижимость ","Олби ",

    группа "Альфа". Они объединяют финансовые , страховые , промышленные и иные

    структуры . В перспективе с учетом потенциала Российской экономики следует

    ориентироваться на становление в ней 10 - 20 особенно мощных универсальных

    финансово-промышленых групп и 100-150 крупных сопоставимых по размерам с

    зарубежными корпоративными объединениями обеспечивающих более 50 %

    промышленного производства . При этом ведущие коммерческие банки , входящие

    в состав финансово-промышленых групп могут контролировать около 70 %

    банковских активов , а торговые компании обеспечивать 50 % торгового

    капитала страны . Неправильно было бы считать ,что в финансово-промышленые

    группы объединяются лишь мощные хозяйственные структуры . Нет возможны

    объединения " разнопрофильных " капиталов различного масштаба . Все зависит

    от желания предпринимателей соединить свои усилия для решения тех или иных

    задач . По данным Госкомпрома Российской Федерации из 50 крупнейших банков

    страны в состав действующих финансово-промышленых групп входят :

    Онэксимбанк , Инкомбанк , "Российский кредит" , Промстройбанк , Авто банк ,

    "Менатеп". На зарегистрированные финансово-промышленые группы приходится

    около 190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в финансировании

    около 4 миллиардов $. Наиболее крупные участники финансово-промышленых

    групп представлены заводами г. Ижевска , химзаводами г. Ангарска .

    В состав финансово-промышленых групп входят Кузнецкий металлургический и

    Новокузнецкий аллюминевый комбинаты , Лебединский горно-обогатительный

    комбинат , "ВАЗ" , "Кам АЗ" , "ГАЗ" , Уральский автозавод , Челябинский

    тракторный . Значительнее выглядят масштабы деятельности неофициальных

    финансово-промышленых групп , счет им уже пошел на сотни . Среди таких

    связок " Банк- финансово-промышленая группа " можно назвать Империал

    ,Газпромбанк - РАО "ГАЗПРОМ "; Империал, Лангенис - "ЛУКойл "; Токобанк ,

    Юганснефтебанк - "ЮКОС "; Башпромбанк , Каминбанк - "КамАЗ" ;" Российский

    кредит" - "РусХим ". Немало и других примеров : Московский индустриальный

    банк основа финансово-промышленой группы "Нефтеком" контролирующей около 30

    % производства оборудования для нефте - газодобывающей отраслей в СНГ .

    Золото-Платина банк участвует в финансово-промышленой группе объединяющей

    около 40 предприятий золотопромышленного комплекса Урала . Свыше 30

    компаний входят в холдинг "Инкомбанк " , специализирующимся на инвестициях

    в промышленность , в том числе в Военно-промышленный комплекс , торговлю ,

    страховании , операциях на рынке ценных бумаг и недвижимости ;трасте и так

    далее .

    В разных регионах России уже подросли около 100 банков ( а надо бы

    300-400 ) способные выступить коагулянтами финансово-промышленых групп .

    Их организация не только бы ускорила бы капиталообразование , повысила бы

    прямую заинтересованность всех участников финансово-промышленых групп в

    долгосрочном инвестировании , но и быстро сконцентрировала бы необходимую

    критическую массу ресурсов , для сырьевых и добывающих отраслей . с большим

    экспортным потенциалом ( нефть , газ , золото , лес) , для прорыва в

    передовых производствах и научно-технической революции . Во всех этих

    случаях коммерческие банки помогают реализовать схему , десятилетиями

    отрабатывающуюся за рубежом . она подразумевает сведение под одну крышу -

    отраслевую и региональную - трех структур . Финансовую : банк,

    инвестиционная и страховая компания , пенсионный фонд , консалтинговую

    фирму , брокерские конторы (с выходом на валютные , фондовые , и товарно-

    сырьевые биржи ) , внешнеэкономические информационные подразделения .

    Производственную : предприятия , которые финансово-промышленая группа

    подписывает деньгами . Коммерческую : торговые компании , товарно-сырьевые

    биржи , транспортную и сервисную фирму .

    ГЛАВА 4

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП

    К мерам государственной поддержки деятельности финансово-промышленых групп

    относятся следующие :

    1. Передача в коммерческое или трастовое управление финансово-промышленых

    групп временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий -

    участников финансово-промышлены групп .

    2. Зачет задолженности предприятия , акции которого реализуются на

    инвестиционных конкурсах , в обьем инвестиций предусмотренных условиями

    конкурса для ФПГ покупателя .

    3. Предоставление государственных гарантий для привлечения различных

    инвестиционых ресурсов , в том числе с использованием механизма залога .

    Все эти меры можно рассматривать как меры по стимулированию создания и

    увеличения финансово-промышленых групп , нежели как действительные способы

    поддержки развития . В качестве дополнительной поддержки предложены :

    1. Выдача гарантий по эмитируемым финансово промышленым группами ценным

    бумагам .

    2. Переход на налогообложение по общей конечной продукции .

    3. Предоставление прав на ускореную амортизацию основных фондов .

    4. Предоставление льгот по налогам на операции с ценными бумагами .

    Бросается в глаза разброс и нелогичность предлагаемых мер . При

    неразвитости трастового законадательства передача в траст пакетов акций

    приведет , скорее всего к затяжным организационно- управленческим спорам и

    выяснению отношений между участниками финансово-промышленой группы .Зачет

    задолжености покупаемого финансово-промышленой группой предприятия

    винвестиции имел бы смысл , если бы финансово-промышленая группа уже на

    раннем этапе своего функционирования , обладала настолько значительными

    финасовыми ресурсами , что могла бы осуществлять инвестиции и расширяться .

    Тем не менее нет уверенности в насущности данной проблемы для финансово-

    промышленой группы в настоящий моент . Государственные гарантии для

    привлечения инвестиционых ресурсов едва ли можно считать чем-то

    значительным. Для западного инвестора гарантия нашего государства при

    крайней нестабильности политической ситуации вообще вещь очень спорная .

    они скорее предпочли бы гарантии известного банка . На внутреннем же

    наблюдается нехваткаинвестиций , а особенно такого маштаба как финансово-

    промышленые группы . Основная задача состоит в том , чтобы дать

    возможность финансово-промышленой группе стать достаточно сильными ,

    слитыми структурами , способными и по своему финансовому положению и по

    научно - техническому и по производственному потенциалу конкурировать с

    западными Транснациональными корпорациями . Следует учитывать , что

    усилению российских финансово-промышленых групп будут препятствовать

    крупные западные Транснациональные корпорации ( в пратике функционирования

    российских энергетических корпораций такие примеры неоднократно имели место

    ), в том числе это может иметь место и на российском рынке . Основным

    инструментом бывает , как правило , демпинг и нечестная торговля . Поэтому

    первостепенной задачей является разработка правовых норм , определяющих

    порядок выявление нечестной торговой практики и штрафные или

    компенсационные санкции за нее .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Создание финансово-промышленых групп окажет разносторонеее положительное

    влияние на развитие российской промышленности . К концу 1997 года можно

    ожидать такие результаты этого влияния в контексте других мер экономической

    политики : стабилизация производства , усиление конкуретного характера

    экономической среды , стабилизация научно технической деятельности ,

    улучшение инвестиционной обстановка , структурные сдвиги , финансовая

    стабилизация , усиление социальной базы экономических реформ . В работе по

    формированию финансово-промышленых групп важно использовать зарубежный

    опыт концернов , трестов , промышленных конгломератов , в том числе и по

    взаимодействию с малым предпринимательством . Финансово-промышленые группы

    явились одним из мощных механизмов разного подьема экономики многих

    капиталистических стран . В их числе например Япония , занимающее

    устойчивое второе место после США . С целью обеспечения инвестиционой

    привекательности проектов финансово-промышленых групп необходимо скорейшее

    внедрения механизма представления правительственных гарантий под средства ,

    привлекаемые для финансирования проектов в приоритетных направлениях

    деятельности ; государственное страхования проектов от коммерческих рисков

    ; предоставление налоговых льгот по реинвестируемой прибыли в проекты ;

    освобождение участников финансово-промышленой группы от налога на ценные

    бумаги (эмиссию), выпускаемых под реализацию приоритетных с точки зрения

    государства промышленных проектов . В число приоритетных направлений ,

    определенных Правительством РФ , в качестве наиболее значимых сфер

    деятельности финансово-промышленых групп входят новые технологии нефте- и

    газоотдачи пластов , радиоэлектроника , электротехническое оборудование ,

    судостроение , автомобилестроение , средства связи и телекомуникаций ,

    тяжелое и транспортное машинностроение , медицинское оборудование ,

    аллюминивое производство , материалы для обеспечения жилищного

    строительства .

    Уже превые шаги финансово-промышленых групп - региональных ,

    диверсифицированных и на базе замкнутых производственных и технологических

    циклов показали :

    Группы - отличное подспорье для преодоления депрессий,

    модернизации индустрии , созданию новых рабочих мест . В тех областях ,

    где местные власти не растаскивают финансово-промышленые группы на части ,

    вырывая из них самые лакомые кусочки , а создают для них режм наибольшего

    благоприятсвования , оживляется производство , увеличивается занятость и

    налоговые поступления в бюджет . У администраии появляются ресурсы , для

    жилищных , экологических , образовательных , пенсионных , медицинских и

    иных социальных программ .

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Забелкина Е.В. Транснациональные корпорации и финансово-промышленые

    группы .- Спб.: Издательство СпбУЭиФ, 1995 год

    2. Усенко Д.Н. Создание финансово-промышленых групп и их влияние на

    динамику инфляции .- Спб .: Издательство

    СпбУЭиФ , 1994 год

    3. Ефимов В.А. Финансово-промышленые группы в экономике России //

    Экономика и жизнь . Спб рег.выпуск - 1996. -№ 41

    4. Макаревич Л.Н. Проблемы создания финансово-промышленых групп в России

    // Банковское дело .- 1995 .- №12

    5. Львов Д. , Дементьев В. Финансово-промышленые группы в российской

    экономике // Журнал для акционеров . - 1995.- №2

    6. Калин А. , Куликов В. Как ускорить развитие российских финансово-

    промышленых групп // Российский экономический журнал .- 1995 .- № 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.