Финансы (Шпаргалка)
Финансы (Шпаргалка)
1. Как историч категория Ф появились с возн-ем гос-ва при расслоении об-ва
на классы. Впервые в 13-15 вв в торг гор Италии и сначала обозная любой ден
платеж, в далн – междунар расп-е и стал употреб-ся как ронятие, связ с с-
мой ден отн-ний между нас-ем и гос-вом по поводу образ-я гос фондов ден ср-
в.
в 16-17 вв появ ронятие гос финансы, гос б-т, гос кредит. В усл
капитализма Ф выражали экон отношения, связ-е с образ-ем, распред-м и исрол-
ем фондов ден ср-в в процессе распр-я и перерасп-я нац д-да. Осн ср-ва кап.
Гос-в стали концентр-ся в гос б-те.
20 в хар-ся более моцным разв-ем произв сил, образ-ем монополись
объединений, слиянием гос-ва с моноп-ми, охрана част собст-ти, свобода
предпр-ва, гос-ва стало уч-ть в процессе расп-я и исп-я общ продукта.
После ВМВ возр-ют р-ды гос-ва на милитаризм, р-ды на воен нужда с кон 19
до нач 20 понизились, а увел соц р-ды.
Увел р-ды по вмеш-ву гос-ва в эк-ку, стало активно помогать своим
монополиям на мир рынке, предост-я им экспортные премии. Вмеш-во в процесс
пр-ва и сферу соц отн-ий осуц-ся не т на нац, но и на межгосудар ур-не
(ЕС), р-ды появ на охрану окр среды, преод экон отсталости.
Увел р-дов вызвало необх-ть увел налогов. Налоги – это гл фин механизм
мобилизации р-сов в б-ты, орудие распр-я и перераспр-я р-сов.
В 20 в возросло зн-е прямых нн, 1970-90 гг увел зн-е косв нн за счет пост-
ия по акцизам и НДС, но однако собир-х д-дов не хватает на покрытие возр-х
рас-в государства. Б-ты кап стран в гг после ВМВ хар-ся крупн хронич деф-
ми, кот покр-ся займами, выпуск кот влечет за собой рост гос долга. После
ВМВ знач-но расш-сь зн-е мест регион Ф, внебюдж спец фондов, ф-в гос пр-ий,
также в это время получили разв-е Ф част нац и транснац корпораций.
Сущность Ф, закономерности их развития, сфера охват-х ими тов-ден отн-ий и
роль в реоцессе общ воспр-ва опред-ся экон строем об-ва, природой,
политикой и ф-ми гос-ва.
2. Стр-во соц Ф началось только после оконч-я гр войны. В1923-24гг набл-сь
преобл-е част собст-ти, но уже были нац-ны крупн пр-я пр-ти и торговли. Осн
задачами в это время были с одной стороны оживление эк-ки даже за счет част
сектора и кулачества, а с др стороны подд-ка гос сектора и подавление
частников. Эк и пол усл-я диктовали необх-ти максим концентрации фин р-сов
в руках гос-ва.
Гос-во создает 3 осн общ гос фонад ден ср-в:1. Гос б-т, 2. Фонд гос им-го
и лич страх-я, 3. Фонд гос сац страх-я. Гл ист-ми д-да в б-т являлись
налоги. 2 и 3 форм-ся за счет обяз и добр-х взносов страх-лей. Обяз стр-ю
подлежало им-во орг-ий всех форм собст-ти, добров-ми – физ лиц. 3 форм-ся
за счет взносов лиц, исп-х наем раб вилу. Этот фонд обесп-л сохр-е воспр-во
труд р-сов. Вышеуказ-я с-ма обеспечила выполнение постав-х гос-вом задач.
К 1930 г в пром-ти гос сектор стан-ся господствующим. Оптовая и рознич
торговля почти полн соср-сь в руках гос-ва, гл пр-ми с/х продукции стан-ся
колхозы и совхозы. Все пр-я действовали на усл-ях планового централ.
уПравления, показатели деят-ти пр-я носили директивный хар-р.
На этом этапе гос-во поставило др задачу – реконструкция всех отраслей н,х
на бвже соц индустриализации. Все также ост-сь огран-ть фин р-сов, отсутст-
ла помощь со стороны, поэт продол-сь политика жесткой централизации ср-в.
В 1930-31 гг была проведена эк реформа в рез-те кот произошло знач сокр-е
кол-ва налогов. На этом этапе был принят след порядок расп-я прибыли пр-я:
28% ост-сь у пр-я, из них 5% - отч-я в поощер. Фонд, 12 на плановые кап
вложения, 8 прирост нормативасобст обор ср-в и 3 др р-ды, а остаток – 72% в
бюджет. Данная организация Ф позволила гос-ву выполнить поставл задачи и к
60-м гг страна по ур-ню позв-я пр-ти стан-ся одним из крупн. Индустр госв
мира. Масштабы пр-во обусловило процесс децинтрализации в упр-ии гос-м,
стали образ-ся фонда ден ср-в не т на ур-не гос-ва, но и на ур-не отрасли и
пр-я.
Была проведена нов реформа в 1965 г, кот уст-ла нов с-му распр-я и исп-я
прбыли: первыми произв-сь отчисле-я в б-т за польз-я произв ф-ми, затем
осуц-сь платежи банку, % по кредиту, затем в отраслевые и децентр-е фонды.
Остаток прибыли переч-ся в б-т. В итоге произошло несовпадение организ-х
гос-м конкр задач с задачами пр-ва. Эесткое централиз нормир-е затрат
сковывало инициативу пр-ий, сниж произв-ть, заинтер-ть в повышении эф-ти пр-
ва, что спос-ло появ-ю убыточ пр-ий и целых отраслей.
Стремясь изм-ть положе-е гос-во в 80 гг осуц=ет ряд пр-ий, стяз-х с некот
соверш-ем методов распр-я прибыли, сохраняя в неизменном виде налог с-му,
но эти задачи остались нерешенными. Эк-ка по инерции продолжала работать в
знач мере на экстенс основе, треб-сь вовлечение труд и матер р-сов. Сниж
темпы роста и 1/3 пр-ий оказ-сь убыточными. В 1989г гос б-т оказался
дефицитным. К 1992г в стране произошла смена политич ориентиров, гос-во
провозгласило курс на демократию и рынок, что потр-ло коренной перестройки
всей эк-ки в целом и Ф-в в часности. Розгосударствление. Рын эк-ка привела
к усилению роли финансов: 1. С возн-ем нов хоз субъектов возн-ют новые
группы фин отн-ий и взаимосвязь между ними усложняется, 2. Ф стан-ся самост
сжерой ден отно-ий, приобр-ют обособленность, изм-я в орг-ции гос Ф, образ-
сь пенс фонд, мед стра-х-я, понды по разв-ю НИР.
3. Финансовые отношения охватывают две сферы: 1.экономические денежные
отношения, связанные с формированием и использованием централизованных
денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной
системе и правительственных внебюджетных фондах; 2.экономические денежные
отношения, опосрсдствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов
предпредприятий.
Финансы представляют собой экономические отношенш занные с формированием,
распределением и исполызованием 'рализованных и децентрализованных фондов
денежньас срес целях выполнения функций и задач государства и обеспеченш вн
расширенного воспроизводства.',
Финансы – это лрежде всего распределительная категория. С их ПОМОЩЬЮ
Осуществляется вторичное распределени перераспределение национального
дохода. Вместе с тем следует отметить, что распределительные цессы
происходят не только через финансы, но и путем исл~ винил цен и кредита.
Как известно, цена есть денежное вь~ние стоимости товара. Прежде чем
произойдет распределе перераспределение национального дохода, товар должен
быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих
от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой
дальнейшего распределительного пр( В условиях гиперинфляции в Российской
Федерации произошел резкий рост цен и перераспределигельная функция цены
усилилась, Цены также регулируют спрос и предложение на товары тем самым
оказывают воздействие на воспроизводство.
Крупные перераспределительные процессы протек сфере кредитных отношений.
Финансы и кредит – взаи! занные категории. В сочетании они обеспечивают
круто< денежных фондов предприятий на расширенной основе дитные ресурсы
привлекаются в Российской Федераш покрьггия бюджетного дефицита.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Фш выполняют две основные
функции: распределительную и, рольную, осуществляемые ими одновременно.
Каждая фин вая операция означает распределение общественного прс и
национального дохода и контроль за этим распределени<
Расиределительная функция финансов.
Распределение национального дохода заключается в создании так называемых
основных, или первичных доходов. Их сумма равна националъному доходу.
Осиовнь~е доходы формируются при распределении националъного дохода среди
участников материального производства.
Финансовый метод распределения охватывает разл ур эк-ки: общегос, регион,
местный. Фин расп-ю присуще многоступ-ть, кот порождает разновидности:
внутрихоз, внутриотрасл, межотрасл, межтерритор. Названные виды распр-я
обсл-ся разн сферами фин с-мы: внутрихоз – финансами предприятий, внутриотр-
е – ф-ми пр-ий, ассоциаций, комплексов, межотрасл – гос б-том и внебюдж
фондами.
Ф нсы в ол тпкже контрольную функцию. Будут струментом формирования и
использования денежных дохс фондов, они объективно отражают ход
распределительного цесса, Контрольная функция проявляется в контроле за
рас~лснием валового внутреннего продукта по соответствующим дам и
расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финан контроль направлен на
обеспечение динамичного развития ственного и частного производства,
ускорение научно-техни го прогресса, всемерное улучшение кг~ества работы
во всех ях народного хозяйства. Он охватывает производственную
производственную сферы и нацелен на повышение экономи го стимулирования, на
рациональное и бсрежное расход~ материальных, трудовых и финансовых
ресурсов и природн гатств, сокращсние непроизводительных расходов и потерь,
чение бесхозяйственности и расточительства.
4. Совр фин с-ма гос-ва сост из: 1.централиз ф-сы (гос-е), 2.децентрализ ф-
сы (организаций, учреж-ий, пр-ий). Внутри этих сфер выд звенья Группировка
по звеньям осущ-ся в завис-ти от хар-ра деят-ти субъекта. Хар-р имеет
принципиальное зачение при форм-ии, распр-ии и исп-ии фин р-сов. Так, гос ф-
сы делятся на: 1.гос б-т, 2.регион (мест) б-т, 3.спец внебюдж фонды, 4.гос
кредит. В сфере ф-сов пр-ий, организ, учре-ий выд: 1.Ф пр-ий, функционир на
ком основе, 2.Ф пр-ий, организаций, учр-ий, осуществ некоммерч деят-ть, 3.Ф
обще-х объединений. Каждое звено фин с-мы подр-ся на подзвенья: так в сост
фин пр-ий, функционир на коммерч основе в завис-ти от отрасл принадлежности
м б выделены Ф пр-ти, транспорта, с/х, торговли. В завис-ти от организ-прав
формы собст-ти м б выд-ны финансы АО, ООО и т.д.
5. Государство в процессе своего функционирования ос~ вляет политическую
деятельность в различных сферах об венной жизни. Объектом этой деятельности
выступают з мика в целом, а также отдельные составные элементы: денежное
обращение, финансы, кредит, валютные отно~ и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по исп< ванию финансовых
отношений для выполнения государ своих функций представляет собой
финансовую политику.
Содержяиие финянсовой политики достаточно слс так как охватывает широкий
комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политик~ ределение ее основных
направлений, целей, главных зада'
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государс других субъектов
экономики.
Важной составной частью финансовой политики яв установление финансового
механика, при помощи которог исходит осуществление всей деятельности
государства в о~ финансов. Финансовый механизм представляет собой систе
тановленных государством форм, видов и методов органь финансовых отношений.
Финансовый механизм – это вн~ оболочю финансов, проявляющаяся в финансовой
пракп
Финансовый механизм подраздслястся на директив~ регулирующий.
Директивный финансовый л~ехаппзм, как правило, разра вается для финансовых
отношений, в которых непосредст участвует государство. В его сферу
включаются иалоги, го~ ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финанс~
ние, организация бюджетного устройства и бюджетного цесса, финансовое
планирование.
Регулирующий финансовый механизм определяет осн~ "правила игры" в
конкретном сегменте финансов, не за. вающем прямо интересы государства.
Такая разновидносз нансового механизма характерна для организации внутри)
ственных финансовых отношений на частных предприят~ этом случае государство
устанавливает общий порядок ис зования финансовых ресурсов, остающихся на
предприят~ сле уплаты налогов и других обязательных платежей, а приятие
самостоятельно разрабатывает формы, виды ден< фондов, направления их
использования.
Анализ применявшейся различными государствами ф совой политики позволяет
выделить три ее основных тип классическая; регулирующая; планово-
директивная.
До конца 20-х годов текущего столетия основным . финансовой политики
большинства стран был классический риант. Такая финансовая политики была
основана на трудах сиков политэкономии А. Смита (1723 – 1790) и Д. Рикарл –
1823) и их последователей. Основное ее направление – ь шательство
государства в экономику, сохранение свободноь куренции, использование
рыночного механизма как главногс лятора хозяйственных процессов. Следствием
этого было о~ чение государственных расходов и налотов, обеспечение ус для
формирования и исполнения равновесного (сбалансиро: го) бюджета. Система
управления финансовой деятельностью был ста и сосредоточивалась, как
правило, в одном органе уп~ ния – министерстве финансов (казначействе).
Бурное развитие производительных сил поставило государством еще в Х1Х в.
вопрос об изменении подхс финансовой политика. Особенно остро встал вопрос
об конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострилс. комплекс
экономических, политических и социальных пр большинства государств. В этот
период в западных страна ществляется переход к регулируюшей финансовой
политике (по Кейнсу). Они исходили из необходимости вмешательства
гулирования государством циклического развития экономики нансовая политика
наряду с ее традиционными задачами преследовать цсль использовать
финансовьп" механизм д~ гулирования экономики и социальных отношений в
обеспечения полной занятости населсния.
ОсновнЫМи инструментами вмешательства в экономику < вятся государственные
расходы, за счет которых формирует~ полнительный спрос. Поэтому
государственные расходы о( чивают рост предпринимательской деятельности,
увеличен~ ционального дохода и способствуют ликвидации безработив тем
финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулируюшей финансовс литики кардинально
изменяется. Главным механизмом р< рования становится подоходный налог,
использующий пр сивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у эконом ких
субъектов доходов, используемых в виде сбережени~ позволяет обеспечить
сбалансированность бюджета госуд; при высоком уровне расходов.
Она обеспечила в 30 – 60-х годах стабильный экономи' рост, высокий уровень
занятости и эффективную систему ~ сирования социальннх нужд в большинстве
этих стран. В 70-х годах в основу финансовой политики была пол
неокоисервативная стратегия, связанная с неоклассически правлением
экономической тсории. Эта разновидность фи: вой политики не отказывалась от
регулирования как ее це ли, но ограничивала вмешательство гос-ва в эк-ку и
социальную область.
Планово-директивная финансовая политика приме~ в странах, использующих
административно-командную с~ управления экономикой. Основанная на
государственной венности на средства производства плановая система упра~
позволяет осуществлять прямое директивное руководство сферами экономики и
социальной жизни, в том числе и фи~ ми. Цель финансовой политики в этих
условиях – обесп» максимальной концентрации финансовых ресурсов у тосуй (в
первую очередь у центральных органов власти и управ для их последующего
перераспределения в соответствии с ~ ньгми направлениями государственного
плана.
6 в 5-ом.
7. След выд-ть 2 уровня управления финансами: 1.государства,
2.хозяйственного субъекта. Если речь идет об упра-ии Ф со стороны гос-ва,
то м выд-ть гос упр-е внутри частного сектора и внутри гос-го. Если речь
идет об упр-ии Ф хоз субъекта, то оно осущ-ся как со стороны гос-ва, так и
отделами дан предприятия. В наст время в разв странах упр-е част сектором
фин отн-ий со стороны гос-ва осуз-ся через налог политику, регламентацию
кредитных отношений, регулирование финанасового рынка, формиров-е
аммортизац фонда, систему гос поддерфки.
В сферу непосредств гос упр-я входят только гос Ф – это упр-е регулир-ся
высшим законодат органом через принятие финансовых, утверждение госбюджета
и его учет, отчетность, введение и отмена налога, утв-е предльного р-ра гос
долга, опр-е источника финанс-я дефицита б-та.
8. Правовые основы гос упр-я Ф восстановлены через Конституцию РФ.
Полномочия данной Конституции Президента РФ позволяет ему оказывать
огромное влияние на весь процесс упр-я Ф в стране. В своем ежегодном
послании к Федер собранию он формулирует осн принципы фин п-ки гос-ва на
дан период – это во много предопределяет фин деят-ть прв-ва. Кроме того в
рука предидента нах-ся кадровые назначения, так с согласия Гос Думы он назн-
ет председателя прв-ва РФ, а по его предложению назн-ся заместители
председателя прав-ва РФ: Федральный Министр. Президент предст-ет Госдуме
кандидатуру на должность управляющего ЦБ, руководителя Госналогслужбы.
Президент РФ не только подписывает федер законы, но и наделен правом
вносить в Госдуму законопректы.
Прав-во РФ разр-ет федер бюджет, предст-ет его в Госдуму, обесп-ет его
исполнение, пердставл-ет отчет об исполнении федер б-та, аналогич ф-ии
выполняет исполн власть субъектов РФ.
Госдума прин-ет федер законы по вопросам жедер бюджета, фед налогов, фин,
вал, кред, тамож регулирования, ден эмиссии, а также о войне и мире, защите
гос границы, ратификация, денонсация имущ-х договоров. Все эти законы
подлежат обя-му рассм-ю Советом Федерации. Совет Федерации и Госдума контр-
ют осущ-е федер бюджета. С этой целью образ-ся счетная палата.
9. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает
Министерство финансов России и его органы на местах.
Основными задачами Министерства финансов РФ являю:
разработка и реализация стратегических направлений единой гос финан
Страницы: 1, 2, 3
|