Государственное регулирование предпринимательства
Государственное регулирование предпринимательства
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
в России
Предмет: «Предпринимательство
и безопасность деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
История вопроса 5
Правовое регулирование предпринимательства 7
Проблемы лицензирования предпринимательства 12
Налоговое регулирование предпринимательства 16
Государственная поддержка предпринимательства 19
Заключение 23
Литература 25
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего
развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на
этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития
предпринимательства.
Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора
концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой
правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем
развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических
разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование
предпринимательства.
Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего
требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня
общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за
нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела
необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и
межсистемного механизма регулирования предпринимательства
Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос о
величине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских
структур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: первая
состоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущая
предпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулирования
и контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределы
такого вмешательства не имеют достаточного теоретического обоснования.
В силу этого представляется актуальным теоретическое исследование
проблем государственно-правового регулирования предпринимательства и
разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время
взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием
противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени
отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного
регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России
организацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее
совершенствование системы безопасности в целом.
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности
предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства
следует понимать также как готовность и способность институтов власти
создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя.
Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений,
опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это
необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.
Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в
соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих
принципов управления государством, закрепленных в действующем
законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость,
сочетание государственного регулирования и независимости субъектов
предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих
субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя,
ограниченность числа субъектов государственного регулирования.
Повышение эффективности деятельности государственных
правоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательства
требует усиления их взаимодействия с не-государственными службами
безопасности по следующим направлениям: совместная разработка необходимой
правовой базы; взаимный обмен информацией; сотрудничество в создании
организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства:
совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов по
технической защите; разработка и осуществление совместных учебных программ
подготовки и переподготовки кадров.
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в
России, находится в стадии становления. Существующая правовая система
России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное
право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть
предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие
эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам
ведения деятельности и разрешения споров.
Методы государственного макроэкономического регулирования включают в
себя экономические и административные. Административные методы
предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности,
ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий
надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам.
Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие
(косвенные).
Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория
присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях
административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь
протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не
существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В
процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные
изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны
сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.
Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает
активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении
целенаправленной политики регулирования предпринимательства.
Задача происходящих преобразований в экономической и политической
системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять
в том, чтобы государство из силы, господствовавшей в недалеком прошлом над
хозяйствующим субъектом, превратилось в орган, выражающий и защищающий
интересы последнего. При такой постановке вопроса вся совокупность
отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность, безусловно,
нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в той
мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъекта
предпринимательства и личности, субъекта предпринимательства и региона.
Необходимо определить основные функции государства в этой сфере. Оно
осуществляет регулирующие функции в этой области через органы
законодательной, исполнительной и судебной властей. Регулирование
предпринимательства достигается проведением единой государственной
политики, системой мер экономического, политического, правового,
организационного характера.
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что
роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и
регулировании предпринимательства.
Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата
четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о
попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении
Владимира Мономаха о "необходимости и учить купечество и поддерживать
его".[1] И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России
превратилась в одну из основных экономических функций государства.
Мероприятия отдельных монархов, проводимые в целях поддержки
предпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты порой
не отличались преемственностью и системностью. Результатом явились
скачкообразный характер развития предпринимательства в России, большое
влияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденций
становления и генезиса российского предпринимательства.
С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную
зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и
покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации
экономического развития. Особенностью допетровского периода развития
явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового
предпринимательства происходило естественным путем благодаря не
правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед
мелкой.
Совершенно иными путями шло развитие в России крупного
предпринимательства в сфере производства в период Петровских
преобразований. В этот период именно государство, а не частный капитал,
выступало главным инициатором развития большинства направлений
предпринимательской деятельности. В целях стимулирования расширения
действующих производств использовались различные льготы. Сбыт изготовленных
изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образом
приобретением товаров казной. А в тех случаях, когда товары не требовались
казне, сбыт фабричных изделий обеспечивался высокой привозной (таможенной)
пошлиной, а иногда прямым запрещением ввоза иностранных товаров того же
рода или даже монополией производства и продажи, предоставленной отдельным
фабрикантам. Отличительной чертой методов государственной поддержки
предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной
характер.
Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721
году посессионного права,[2] заключавшегося в дозволении фабрикантам и
заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать
деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных
людей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия для
перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень
развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX века.
В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки
предпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новых
методов и средств государственной поддержки предпринимательства
характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это -
появление первых профессиональных журналов для предпринимателей ("Северная
почта" и "Журнал мануфактур и торговли"), способствовавших распространению
полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также
открытие специальных школ, готовивших специалистов в области
предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический
институт-1826 г.). [3]
Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х
годов) проявлялась, прежде всего, в поддержке мануфактурного капитала,
отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливая
ответственность предпринимателей за расходование и возврат кредитов,
выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х
годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход
к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и
вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также
стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства.
С конца XIX века в России начинается восстановление значения
государственного предпринимательства; усиливается с его стороны
вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные,
прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты
национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику
протекционизма в отношении ведущих предприятий).
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Вопрос о правовых основах государственного регулирования
предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания
принципов осуществления такой политики. Принципы государственного
регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи,
закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и
функционирует механизм российской государственности в сфере
предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих
общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем
законодательстве и используются в процессе управления страной.[4]
Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он
распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем
субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование
строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.
Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что
его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в
установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых
норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами
правоотношений, является основой для обеспечения режима законности
деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа
функционирования как государства в целом, так и предпринимательской
деятельности в частности.
Принцип целесообразности государственного регулирования
предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только
тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии
предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его
применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного
эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание
препятствий нарушениям правовых норм.
Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу
справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права,
является руководящим началом правового регулирования. Справедливость
государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права
закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в
соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в
их соразмерности.
Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства -
взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом
основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской
деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в
этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной
властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого
человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности
предпринимательской деятельности.
Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии
предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35
в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии
предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения; право наследования
гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему
-проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции
понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами.
Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое
и правовое пространство в стране.
Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие
Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области
экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной
жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются
высшей ценностью.
Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об
акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке
Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие
современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция
Таможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международных
договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных
актов.[5]
Для развития конкуренции, как одного из главных направлений
становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным
является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с
Страницы: 1, 2, 3
|