МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственное регулирование предпринимательства

    Государственное регулирование предпринимательства

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности

    в России

    Предмет: «Предпринимательство

    и безопасность деятельности»

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 2

    История вопроса 5

    Правовое регулирование предпринимательства 7

    Проблемы лицензирования предпринимательства 12

    Налоговое регулирование предпринимательства 16

    Государственная поддержка предпринимательства 19

    Заключение 23

    Литература 25

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего

    развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на

    этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития

    предпринимательства.

    Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора

    концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой

    правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем

    развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических

    разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование

    предпринимательства.

    Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего

    требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня

    общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за

    нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела

    необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и

    межсистемного механизма регулирования предпринимательства

    Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос о

    величине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских

    структур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: первая

    состоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущая

    предпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулирования

    и контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределы

    такого вмешательства не имеют достаточного теоретического обоснования.

    В силу этого представляется актуальным теоретическое исследование

    проблем государственно-правового регулирования предпринимательства и

    разработка рекомендаций по его совершенствованию.

    Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время

    взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием

    противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени

    отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного

    регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России

    организацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее

    совершенствование системы безопасности в целом.

    Государство является основным субъектом обеспечения безопасности

    предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства

    следует понимать также как готовность и способность институтов власти

    создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя.

    Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений,

    опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это

    необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

    Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в

    соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих

    принципов управления государством, закрепленных в действующем

    законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость,

    сочетание государственного регулирования и независимости субъектов

    предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих

    субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя,

    ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

    Повышение эффективности деятельности государственных

    правоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательства

    требует усиления их взаимодействия с не-государственными службами

    безопасности по следующим направлениям: совместная разработка необходимой

    правовой базы; взаимный обмен информацией; сотрудничество в создании

    организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства:

    совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов по

    технической защите; разработка и осуществление совместных учебных программ

    подготовки и переподготовки кадров.

    Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в

    России, находится в стадии становления. Существующая правовая система

    России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное

    право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть

    предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие

    эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам

    ведения деятельности и разрешения споров.

    Методы государственного макроэкономического регулирования включают в

    себя экономические и административные. Административные методы

    предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности,

    ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий

    надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам.

    Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие

    (косвенные).

    Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория

    присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях

    административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь

    протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не

    существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В

    процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные

    изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны

    сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

    Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает

    активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении

    целенаправленной политики регулирования предпринимательства.

    Задача происходящих преобразований в экономической и политической

    системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять

    в том, чтобы государство из силы, господствовавшей в недалеком прошлом над

    хозяйствующим субъектом, превратилось в орган, выражающий и защищающий

    интересы последнего. При такой постановке вопроса вся совокупность

    отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность, безусловно,

    нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в той

    мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъекта

    предпринимательства и личности, субъекта предпринимательства и региона.

    Необходимо определить основные функции государства в этой сфере. Оно

    осуществляет регулирующие функции в этой области через органы

    законодательной, исполнительной и судебной властей. Регулирование

    предпринимательства достигается проведением единой государственной

    политики, системой мер экономического, политического, правового,

    организационного характера.

    1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

    Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что

    роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и

    регулировании предпринимательства.

    Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата

    четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о

    попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении

    Владимира Мономаха о "необходимости и учить купечество и поддерживать

    его".[1] И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России

    превратилась в одну из основных экономических функций государства.

    Мероприятия отдельных монархов, проводимые в целях поддержки

    предпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты порой

    не отличались преемственностью и системностью. Результатом явились

    скачкообразный характер развития предпринимательства в России, большое

    влияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденций

    становления и генезиса российского предпринимательства.

    С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную

    зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и

    покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации

    экономического развития. Особенностью допетровского периода развития

    явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового

    предпринимательства происходило естественным путем благодаря не

    правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед

    мелкой.

    Совершенно иными путями шло развитие в России крупного

    предпринимательства в сфере производства в период Петровских

    преобразований. В этот период именно государство, а не частный капитал,

    выступало главным инициатором развития большинства направлений

    предпринимательской деятельности. В целях стимулирования расширения

    действующих производств использовались различные льготы. Сбыт изготовленных

    изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образом

    приобретением товаров казной. А в тех случаях, когда товары не требовались

    казне, сбыт фабричных изделий обеспечивался высокой привозной (таможенной)

    пошлиной, а иногда прямым запрещением ввоза иностранных товаров того же

    рода или даже монополией производства и продажи, предоставленной отдельным

    фабрикантам. Отличительной чертой методов государственной поддержки

    предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной

    характер.

    Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721

    году посессионного права,[2] заключавшегося в дозволении фабрикантам и

    заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать

    деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных

    людей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия для

    перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень

    развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX века.

    В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки

    предпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новых

    методов и средств государственной поддержки предпринимательства

    характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это -

    появление первых профессиональных журналов для предпринимателей ("Северная

    почта" и "Журнал мануфактур и торговли"), способствовавших распространению

    полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также

    открытие специальных школ, готовивших специалистов в области

    предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический

    институт-1826 г.). [3]

    Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х

    годов) проявлялась, прежде всего, в поддержке мануфактурного капитала,

    отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливая

    ответственность предпринимателей за расходование и возврат кредитов,

    выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х

    годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход

    к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и

    вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также

    стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства.

    С конца XIX века в России начинается восстановление значения

    государственного предпринимательства; усиливается с его стороны

    вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные,

    прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты

    национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику

    протекционизма в отношении ведущих предприятий).

    2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Вопрос о правовых основах государственного регулирования

    предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания

    принципов осуществления такой политики. Принципы государственного

    регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи,

    закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и

    функционирует механизм российской государственности в сфере

    предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих

    общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем

    законодательстве и используются в процессе управления страной.[4]

    Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он

    распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем

    субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование

    строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.

    Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что

    его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в

    установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых

    норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами

    правоотношений, является основой для обеспечения режима законности

    деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа

    функционирования как государства в целом, так и предпринимательской

    деятельности в частности.

    Принцип целесообразности государственного регулирования

    предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только

    тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии

    предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его

    применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного

    эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание

    препятствий нарушениям правовых норм.

    Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу

    справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права,

    является руководящим началом правового регулирования. Справедливость

    государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права

    закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в

    соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в

    их соразмерности.

    Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства -

    взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом

    основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской

    деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в

    этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной

    властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого

    человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности

    предпринимательской деятельности.

    Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии

    предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35

    в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии

    предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего

    имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества

    для государственных нужд может быть произведено только при условии

    предварительного и равноценного возмещения; право наследования

    гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему

    -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции

    понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами.

    Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое

    и правовое пространство в стране.

    Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие

    Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области

    экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной

    жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются

    высшей ценностью.

    Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об

    акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке

    Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие

    современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция

    Таможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международных

    договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных

    актов.[5]

    Для развития конкуренции, как одного из главных направлений

    становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным

    является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.