Лекции по ценообразованию
Лекции по ценообразованию
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Литература:
1) Макконел, Брю, «Экономикс»
2) Рубенфельд, «Микроэкономика»
3) Липсиц, «Коммерческое ценообразование»
4) «Цены и ценообразование» под ред. Есипова.
5) МГИЭТ, «Цены и конкуренция», Моисеева
Тема 1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН
1. Структура курса и связь с другими дисциплинами.
2. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
3. Роль ценообразования в рыночной экономике.
4. Виды цен.
1.
Структура
|теоретические |практика |
|основы |ценообразования|
|ценообразовани| |
|я | |
2. Цена - денежное выражение стоимости товара.
Под ценой понимается одна из форм проявления производственных отношений,
увязывающих противоречивые интересы субъектов на различных уровнях
хозяйства.
Цена - оценка альтернативных возможностей (цена данного товара определяется
суммой цен других товаров, которые можно было бы приобрести за ту же
денежную массу).
Функция - совокупность операций, которые часто повторяются и имеют
одинаковую направленность.
Функции цен:
1) планово-директивная экономика:
- планово-учетная:
Ц = С(1 + ?), ? - доля прибыли, С - себестоимость;
- стимулирующая:
система ступенчатых цен;
?1 = 25%, ?2 = 15%
(10% - отраслевой фонд, 5% - предприятие), то есть ступенчатыми ценами
стимулировали переход от одного товара к другому;
- перераспределительная;
2) рыночная экономика:
- уравновешивание:
- ориентирующая (относительно конкурентов);
- распределительная;
- координирующая.
3. На что влияет цена:
1) валовый доход;
2) прибыль;
3) рентабельность производства;
4) отношения с покупателями;
5) отношения с партнерами.
10 заблуждений относительно цены:
1) Только низкая цена позволяет получить заказ.
2) Покупатели делают покупки разумно.
3) Качество определяет цену.
4) Потребители могут указать цену.
5) Для достижения успеха цены должны быть близкими к ценам конкурента.
6) Если не владеете крупной фирмой, то у вас мало шансов управлять ценами.
7) Производитель контролирует окончательную цену для потребителей.
8) Цена должна быть низкой при получении первого заказа и возрастать при
продолжении бизнеса.
9) Недорогие товары пользуются большим спросом во время экономического
спада.
10) Должен существовать свод правил для принятия оптимальной ценовой
политики.
Этапы ценовой реформы
|пробный рыночный |Появляется понятие «договорная |
|механизм |цена» (на опытные изделия, на |
|80-х гг.: |изделия высокого качества), |
| |«льготная цена» (с/х культуры -|
| |стимулирование развития с/х). |
|реформа в апреле |Предполагала |
|1991 г.: |контролируемые гос-вом цены: |
| |предельно фиксированные цены |
| |(верхний предел цены); |
| |регулируемые цены (отпускная |
| |цена предприятия + 20% |
| |надбавка; |
| |своободные цены (оптовые и |
| |розничные организации) с учетом|
| |спроса; |
| |неконтролируемые розничные |
| |цены. |
|либерализация цен |Коснулась всех товаров кроме |
|1992 г.: |товаров стратегического |
| |назначения. Продавец |
| |(производитель) мог назначить |
| |свои цены. |
|ценообразование в |Свободные цены без жесткого |
|условиях развития |государственного регулирования.|
| |Цена становится инструментом |
|рынка: |маркетинга. |
4. Виды цен.
1) по сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены;
- розничные цены (с наценками);
- закупочные цены (свойственны для сельского хозяйства, не содержат акцизов
и НДС);
- цены и тарифы на услуги;
- отпускная цена предприятия общественного питания (по сути - розничные);
2) по способу отражения транспортных расходов:
- цена франко-отправления (франко = свободный), связана с условиями
поставки из пункта отправления, цена-нетто;
- цена франко-назначения, цена-брутто, в ней могут быть скидки, налоги,
объясняется особенностями местных условий. Такие цены часто используются
во внешней торговле;
3) по формам продаж:
- контрактные или договорные цены (фиксируются в документе);
- биржевые котировки (считается самым точным отражением ситуации на рынке);
- цены ярмарок и выставок (могут быть не совсем точными);
- аукционные цены;
4) по стадиям продаж:
- цена спроса;
- цена предложения;
- цена реализации;
5) по степени регулирования:
- жестко фиксированные цены (устанавливаются по решению органов власти);
- регулируемые цены (напр., сезонные, регулируемые в определенных пределах
органами власти);
- свободные цены.
6) по степени устойчивости во времени:
- твердые цены (устанавливаются на весь период договора);
- подвижные цены поставок (учитывают изменение спроса);
- скользящие цены (цены "с оговорками", фиксируются как правило в договорах
длительного действия с указанием поправок, которые могут возникать в
зависимости от обстоятельств);
- цены с последующей фиксацией (оговаривается база цены, исходная цена и
сроки, в течение кот. она действует, после этого срока могут быть
изменения).
7) прочие:
- базовая цена (расчетная цена - по формуле; справочная цена (часто
завышена); прейскурантные цены (иногда завышены);
- трансфертные цены или передаточные цены (действуют внутри фирмы, в
транснациональных компаниях, по этим ценам продукция передается из одного
подразделения в другое, таможенные платежи на товар не налагаются);
- мировые цены (цены, которые формируются исходя из общей ситуации на
данных рынках);
- демпинговые цены (заниженные цены, как правило, появляются, когда фирма
хочет выйти на рынок, разрешено по закону 8-10%).
Реальные и действующие цены.
Действующая или номинальная цена отражает текущее состояние цен на данном
рынке. Реальная цена (сопоставимая) - цена, рассчитанная относительно
совокупного показателя, называемого индексом цен на потребительские товары
(ИПЦ).
[pic]
Пример:
|Дано: ИПЦб = 125,3 |Решение: |
|ИПЦi = 337 |[pic] |
|Цдб = 0,5 д.е./шт. |0,37>0,5 => цена оказалась ниже|
|Цдi = 1 | |
|Определить Црi |Ответ: 0,37 |
Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1. Спрос, факторы, влияющие на спрос, графическое и математическое
представление спроса.
2. Предложение, понятие, факторы, определяющие, графическое и
математическое представление предложения.
3. Цена равновесия и ее изменение в зависимости от соотношения спроса и
предложения.
1. Спрос - обеспеченная денежной массой потребность в том или ином товаре.
Спрос - это платежеспособная потребность покупателя.
Спрос может быть индивидуальным и совокупным. Совокупный спрос определяется
потребителями в целом, реакцией рынка на то или иное изменение факторов.
Кривая совокупного спроса
Кривая спроса - геометрическое место точек, каждая из кот. показывает,
какое кол-во товара потребитель готов приобрести по данной цене.
Факторы, влияющие на спрос:
1) вкусы покупателей, отношение покупателя к товару;
2) количество покупателей на данном рынке (если увеличивается, кривая
сдвигается вправо);
3) доход покупателей (при уменьшении кривая сдвигается влево);
4) цена товаров-заменителей;
5) инфляция (заставляет кривую подниматься вверх).
[pic], где a0 - свободный член;
a1 - определяет угол наклона кривой;
[pic]
Пример:
|Дано: Q1 = 300 |Решение: |
|P1 = 50 |[pic] |
|Q2 = 500 |[pic] |
|P2 = 40 |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] |
|Можно ли описать |Ответ: [pic] - уравнение прямой|
|кривой? |спроса (т.к. аппроксимируем, |
| |лин. зависимость) |
2. Предложение - то количество товара, которое производитель готов
предложить на данном рынке.
Кривая предложения - геометрическое место точек, каждая из кот. показывает,
какое кол-во товара производитель на данном рынке готов предложить по
соответствующей цене.
Кривая совокупного предложения
Факторы:
1) количество производителей на данном рынке (если больше - вправо);
2) технология производства;
3) цена экономических ресурсов;
4) налоги и субсидии;
5) природно-климатические условия.
[pic], где [pic] - угол наклона, темп роста
3. Цена равновесия соответствует такой ситуации на рынке, когда потребитель
готов приобрести по данной цене определенное количество товара, а
производитель готов предложить это количество товара по этой же цене.
Рынок не может длительное время находиться в состоянии равновесия.
Цена равновесия меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Существует 4 разновидности таких изменений.
1. Увеличился доход
[pic]
2. Уменьшился доход
[pic]
3. Введение дополнительных налогов
[pic]
4. Государство ввело дотации производителям за увеличение выпуска
[pic]
Возможно одновременное движение обеих кривых. Поэтому прежде всего при
ценообразовании надо учитывать анализ факторов.
Существуют также критические варианты
1) Производитель, в принципе, готов предлагать «золотой автомобиль», но
потребители не готовы его покупать.
2) Речь идет о таком товаре, как воздух.
Изменения в соотношении спроса и предложения влияют на цену равновесия, а
цена равновесия - ориентир для предпринимателя.
Тема 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕНОВУЮ СТРАТЕГИЮ БИЗНЕСА
1. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности
спроса по цене на выбор ценовой политики.
2. Перекрестная эластичность и ее измерение.
3. Эластичность спроса по доходу.
4. Эластичность предложения и ее показатели.
5. Эластичность ценовых ожиданий.
6. Влияние эластичности спроса по цене на принятие решений относительно
объема выпуска продукта.
1. Прямая эластичность спроса по цене - чувствительность спроса на товар в
зависимости от изменения цены.
Эластичность спроса по цене - это относительное изменение спроса при
изменении цены.
Коэффициент эластичности - изменение спроса в процентах при изменении цены
на 1%.
Предел отношения относительного приращения объема к относительному
изменению цены отражает сущность эластичности.
[pic]
[pic] - точечная эластичность (*)
([pic]- угол наклона кривой)
То есть показатель имеет отрицательное значение. Традиционно в расчетах
эластичность спроса по цене берется по модулю, без учета знака. Различают
точечную эластичность спроса по цене и дуговую эластичность спроса по цене.
В точке А: берем dP и dQ, P и Q в точке А.
В точке В: берем dP и dQ, P и Q в точке В.
Эластичность разная!!!
Эластичность определяется по формуле (*) только в конкретной точке. Но
эластичность в различных точках тоже разная. Поэтому используют дуговую
эластичность.
[pic] - дуговая эластичность
Эластичность в верхней части кривой выше, чем в нижней.
Если показатель эластичности меньше 1, это так называемые товары
неэластичного спроса или товары низкой эластичности. Если Е=1, то
эластичность единичная (угол наклона 45 градусов). если Е>1, то
эластичность высокая, рынок очень хорошо откликается на изменение цены на
товар.
Пример:
Отклик 1-го рынка ? в 3 раза больше, следовательно рынок 1 больше реагирует
на изменение цены, он более эластичен.
Стратегия ценообразования на рынках:
1-й рынок: стратегия снижения цены, т.к. отклик будет больше, масса прибыли
при снижении цены окажется больше.
2-й рынок: стратегия повышения цены, т.к. потери продаж от повышения цены
будут меньше, чем выгода, которую получает бизнесмен от повышения цены.
Предельные случаи эластичности
[pic]
это абсолютно неэластичный спрос, это значит, что изменение цены не влияет
на количество покупаемого товара. Пример - соль.
[pic]
это рынок совершенной конкуренции.
2. Перекрестная эластичность по цене товара Х по товару У показывает,
насколько в относительном выражении изменится количество товара Х, на
которое предъявляется спрос, при изменении цены товара У на 1%.
Изменение цены на один товар будет влиять на потребление другого товара.
Пример: фотоаппарат и пленка.
[pic] (дуговая эластичность)
1) Взаимозаменяемые товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность.
Пример: масло и маргарин.
Перекрестная эластичность для таких товаров [pic].
2) Взаимодополняемые товары, один без другого использоваться не может.
Пример: автомобиль, бензин. [pic]
3) Независимые товары. [pic]
3. Эластичность спроса по доходу показывает, каково относительное изменение
количества товара, на который предъявляется спрос, при изменении дохода
потребителей на 1%.
[pic]
Кривые Энгеля
1: продукты питания
2: одежда и безопасность
3: коммунальные платежи
4: книги
5: путешествия
6: сбережения
Рядом статистических исследований было установлено, что затраты на питание
в зависимости от доходов сначала растут, а потом уменьшаются. Поэтому надо
учитывать специфику рынка которая определяется характером товара (какую
потребность удовлетворяет), характером потребителя (климатические условия,
культурные, национальные особенности...)
4. Эластичность предложения
[pic] (всегда со знаком “+”)
Пример:
|Дано: P1 = 30 |Решение: |
|P2 = 50 |[pic] |
|QS1 = 1000 | |
|QS2 = 1300 | |
|Найти: [pic] |Ответ: [pic] |
5. Эластичность ценовых ожиданий - показатель, который отражает соотношение
относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен.
[pic]
Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.
Если 0 0 |эласт. |в % |^ |v |
| |спрос |отношении | | |
| | |изменение QD| | |
| | |больше, чем | | |
| | |изменение P | | |
| | |(?Q1 на | | |
| | |рис.) | | |
|ED(P) = ? |абс. |P не зависит|v |^ |
| |эласт. |от Q | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | |при неизм. Q |
Тема 4. ЦЕНА И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРОВ
1. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая
полезность, предельная и общая.
2. Закон убывающей предельной полезности и его виляние на цены.
3. Потребительский оптимум и его определение при количественном измерении
полезности
1. В соответствии с тем, какой способ измерения используется, существуют
теории: кардиналистический подход (количественное измерение полезности),
ординалистический подход (порядковое измерение).
Первый основывается на введении искусственных условных единиц - ютилей (от
сл. ulitity). Второй подход использует соотношение товаров. Происходит
упорядочивание набора товаров по предпочтительности.
Математический подход к порядковому способу: он базируется на аксиомах о
свойствах отношений предпочтения и безразличия:
1) сравнимость наборов: хуже (), все равно, безразлично (=);
2) транзитивность отношений: если х1>х2, х2>х3 => х1>х3;
3) ненасыщенность: > лучше, чем |TU = 96 | |
| |opt | | |
|III:|4*1 + 5*2 = 14 > Д |TU = 121 | |
|IV: |7*1 + 6*2 = 19 > Д |TU = 143 | |
Тема 5. Порядковый способ измерения полезности
1. Кривые безразличия и их характеристики.
2. Предельная норма замещения (замены), ее смысл (математический и
экономический).
3. Бюджетная линия. Графическое и математическое представление. Сдвиги
бюджетных линий. Эффект дохода и эффект замещения.
4. Потребительский оптимум при порядковом способе измерения полезности.
5. Предельные случаи кривых безразличия.
1. Функция полезности: условное представление
Кривые безразличия
Кривая безразличия представляет собой совокупность (геометрическое место)
точек, каждая из которых показывает, какое сочетание товаров А и В
обеспечит покупателю одну и ту же полезность.
Задача потребительского выбора заключается в том, чтобы максимизировать
функцию полезности при ограничениях (доход и цены).
Кривая безразличия - линия равной полезности наборов товаров. Карта кривых
безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия и дает
представление о системе предпочтений потребителя.
Страницы: 1, 2
|