МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лекции по ценообразованию

    Лекции по ценообразованию

    ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

    Литература:

    1) Макконел, Брю, «Экономикс»

    2) Рубенфельд, «Микроэкономика»

    3) Липсиц, «Коммерческое ценообразование»

    4) «Цены и ценообразование» под ред. Есипова.

    5) МГИЭТ, «Цены и конкуренция», Моисеева

    Тема 1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН

    1. Структура курса и связь с другими дисциплинами.

    2. Понятие и функции цен в различных экономических системах.

    3. Роль ценообразования в рыночной экономике.

    4. Виды цен.

    1.

    Структура

    |теоретические |практика |

    |основы |ценообразования|

    |ценообразовани| |

    |я | |

    2. Цена - денежное выражение стоимости товара.

    Под ценой понимается одна из форм проявления производственных отношений,

    увязывающих противоречивые интересы субъектов на различных уровнях

    хозяйства.

    Цена - оценка альтернативных возможностей (цена данного товара определяется

    суммой цен других товаров, которые можно было бы приобрести за ту же

    денежную массу).

    Функция - совокупность операций, которые часто повторяются и имеют

    одинаковую направленность.

    Функции цен:

    1) планово-директивная экономика:

    - планово-учетная:

    Ц = С(1 + ?), ? - доля прибыли, С - себестоимость;

    - стимулирующая:

    система ступенчатых цен;

    ?1 = 25%, ?2 = 15%

    (10% - отраслевой фонд, 5% - предприятие), то есть ступенчатыми ценами

    стимулировали переход от одного товара к другому;

    - перераспределительная;

    2) рыночная экономика:

    - уравновешивание:

    - ориентирующая (относительно конкурентов);

    - распределительная;

    - координирующая.

    3. На что влияет цена:

    1) валовый доход;

    2) прибыль;

    3) рентабельность производства;

    4) отношения с покупателями;

    5) отношения с партнерами.

    10 заблуждений относительно цены:

    1) Только низкая цена позволяет получить заказ.

    2) Покупатели делают покупки разумно.

    3) Качество определяет цену.

    4) Потребители могут указать цену.

    5) Для достижения успеха цены должны быть близкими к ценам конкурента.

    6) Если не владеете крупной фирмой, то у вас мало шансов управлять ценами.

    7) Производитель контролирует окончательную цену для потребителей.

    8) Цена должна быть низкой при получении первого заказа и возрастать при

    продолжении бизнеса.

    9) Недорогие товары пользуются большим спросом во время экономического

    спада.

    10) Должен существовать свод правил для принятия оптимальной ценовой

    политики.

    Этапы ценовой реформы

    |пробный рыночный |Появляется понятие «договорная |

    |механизм |цена» (на опытные изделия, на |

    |80-х гг.: |изделия высокого качества), |

    | |«льготная цена» (с/х культуры -|

    | |стимулирование развития с/х). |

    |реформа в апреле |Предполагала |

    |1991 г.: |контролируемые гос-вом цены: |

    | |предельно фиксированные цены |

    | |(верхний предел цены); |

    | |регулируемые цены (отпускная |

    | |цена предприятия + 20% |

    | |надбавка; |

    | |своободные цены (оптовые и |

    | |розничные организации) с учетом|

    | |спроса; |

    | |неконтролируемые розничные |

    | |цены. |

    |либерализация цен |Коснулась всех товаров кроме |

    |1992 г.: |товаров стратегического |

    | |назначения. Продавец |

    | |(производитель) мог назначить |

    | |свои цены. |

    |ценообразование в |Свободные цены без жесткого |

    |условиях развития |государственного регулирования.|

    | |Цена становится инструментом |

    |рынка: |маркетинга. |

    4. Виды цен.

    1) по сферам товарного обслуживания:

    - оптовые цены;

    - розничные цены (с наценками);

    - закупочные цены (свойственны для сельского хозяйства, не содержат акцизов

    и НДС);

    - цены и тарифы на услуги;

    - отпускная цена предприятия общественного питания (по сути - розничные);

    2) по способу отражения транспортных расходов:

    - цена франко-отправления (франко = свободный), связана с условиями

    поставки из пункта отправления, цена-нетто;

    - цена франко-назначения, цена-брутто, в ней могут быть скидки, налоги,

    объясняется особенностями местных условий. Такие цены часто используются

    во внешней торговле;

    3) по формам продаж:

    - контрактные или договорные цены (фиксируются в документе);

    - биржевые котировки (считается самым точным отражением ситуации на рынке);

    - цены ярмарок и выставок (могут быть не совсем точными);

    - аукционные цены;

    4) по стадиям продаж:

    - цена спроса;

    - цена предложения;

    - цена реализации;

    5) по степени регулирования:

    - жестко фиксированные цены (устанавливаются по решению органов власти);

    - регулируемые цены (напр., сезонные, регулируемые в определенных пределах

    органами власти);

    - свободные цены.

    6) по степени устойчивости во времени:

    - твердые цены (устанавливаются на весь период договора);

    - подвижные цены поставок (учитывают изменение спроса);

    - скользящие цены (цены "с оговорками", фиксируются как правило в договорах

    длительного действия с указанием поправок, которые могут возникать в

    зависимости от обстоятельств);

    - цены с последующей фиксацией (оговаривается база цены, исходная цена и

    сроки, в течение кот. она действует, после этого срока могут быть

    изменения).

    7) прочие:

    - базовая цена (расчетная цена - по формуле; справочная цена (часто

    завышена); прейскурантные цены (иногда завышены);

    - трансфертные цены или передаточные цены (действуют внутри фирмы, в

    транснациональных компаниях, по этим ценам продукция передается из одного

    подразделения в другое, таможенные платежи на товар не налагаются);

    - мировые цены (цены, которые формируются исходя из общей ситуации на

    данных рынках);

    - демпинговые цены (заниженные цены, как правило, появляются, когда фирма

    хочет выйти на рынок, разрешено по закону 8-10%).

    Реальные и действующие цены.

    Действующая или номинальная цена отражает текущее состояние цен на данном

    рынке. Реальная цена (сопоставимая) - цена, рассчитанная относительно

    совокупного показателя, называемого индексом цен на потребительские товары

    (ИПЦ).

    [pic]

    Пример:

    |Дано: ИПЦб = 125,3 |Решение: |

    |ИПЦi = 337 |[pic] |

    |Цдб = 0,5 д.е./шт. |0,37>0,5 => цена оказалась ниже|

    |Цдi = 1 | |

    |Определить Црi |Ответ: 0,37 |

    Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

    1. Спрос, факторы, влияющие на спрос, графическое и математическое

    представление спроса.

    2. Предложение, понятие, факторы, определяющие, графическое и

    математическое представление предложения.

    3. Цена равновесия и ее изменение в зависимости от соотношения спроса и

    предложения.

    1. Спрос - обеспеченная денежной массой потребность в том или ином товаре.

    Спрос - это платежеспособная потребность покупателя.

    Спрос может быть индивидуальным и совокупным. Совокупный спрос определяется

    потребителями в целом, реакцией рынка на то или иное изменение факторов.

    Кривая совокупного спроса

    Кривая спроса - геометрическое место точек, каждая из кот. показывает,

    какое кол-во товара потребитель готов приобрести по данной цене.

    Факторы, влияющие на спрос:

    1) вкусы покупателей, отношение покупателя к товару;

    2) количество покупателей на данном рынке (если увеличивается, кривая

    сдвигается вправо);

    3) доход покупателей (при уменьшении кривая сдвигается влево);

    4) цена товаров-заменителей;

    5) инфляция (заставляет кривую подниматься вверх).

    [pic], где a0 - свободный член;

    a1 - определяет угол наклона кривой;

    [pic]

    Пример:

    |Дано: Q1 = 300 |Решение: |

    |P1 = 50 |[pic] |

    |Q2 = 500 |[pic] |

    |P2 = 40 |[pic] |

    | |[pic] |

    | |[pic] |

    |Можно ли описать |Ответ: [pic] - уравнение прямой|

    |кривой? |спроса (т.к. аппроксимируем, |

    | |лин. зависимость) |

    2. Предложение - то количество товара, которое производитель готов

    предложить на данном рынке.

    Кривая предложения - геометрическое место точек, каждая из кот. показывает,

    какое кол-во товара производитель на данном рынке готов предложить по

    соответствующей цене.

    Кривая совокупного предложения

    Факторы:

    1) количество производителей на данном рынке (если больше - вправо);

    2) технология производства;

    3) цена экономических ресурсов;

    4) налоги и субсидии;

    5) природно-климатические условия.

    [pic], где [pic] - угол наклона, темп роста

    3. Цена равновесия соответствует такой ситуации на рынке, когда потребитель

    готов приобрести по данной цене определенное количество товара, а

    производитель готов предложить это количество товара по этой же цене.

    Рынок не может длительное время находиться в состоянии равновесия.

    Цена равновесия меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

    Существует 4 разновидности таких изменений.

    1. Увеличился доход

    [pic]

    2. Уменьшился доход

    [pic]

    3. Введение дополнительных налогов

    [pic]

    4. Государство ввело дотации производителям за увеличение выпуска

    [pic]

    Возможно одновременное движение обеих кривых. Поэтому прежде всего при

    ценообразовании надо учитывать анализ факторов.

    Существуют также критические варианты

    1) Производитель, в принципе, готов предлагать «золотой автомобиль», но

    потребители не готовы его покупать.

    2) Речь идет о таком товаре, как воздух.

    Изменения в соотношении спроса и предложения влияют на цену равновесия, а

    цена равновесия - ориентир для предпринимателя.

    Тема 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕНОВУЮ СТРАТЕГИЮ БИЗНЕСА

    1. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности

    спроса по цене на выбор ценовой политики.

    2. Перекрестная эластичность и ее измерение.

    3. Эластичность спроса по доходу.

    4. Эластичность предложения и ее показатели.

    5. Эластичность ценовых ожиданий.

    6. Влияние эластичности спроса по цене на принятие решений относительно

    объема выпуска продукта.

    1. Прямая эластичность спроса по цене - чувствительность спроса на товар в

    зависимости от изменения цены.

    Эластичность спроса по цене - это относительное изменение спроса при

    изменении цены.

    Коэффициент эластичности - изменение спроса в процентах при изменении цены

    на 1%.

    Предел отношения относительного приращения объема к относительному

    изменению цены отражает сущность эластичности.

    [pic]

    [pic] - точечная эластичность (*)

    ([pic]- угол наклона кривой)

    То есть показатель имеет отрицательное значение. Традиционно в расчетах

    эластичность спроса по цене берется по модулю, без учета знака. Различают

    точечную эластичность спроса по цене и дуговую эластичность спроса по цене.

    В точке А: берем dP и dQ, P и Q в точке А.

    В точке В: берем dP и dQ, P и Q в точке В.

    Эластичность разная!!!

    Эластичность определяется по формуле (*) только в конкретной точке. Но

    эластичность в различных точках тоже разная. Поэтому используют дуговую

    эластичность.

    [pic] - дуговая эластичность

    Эластичность в верхней части кривой выше, чем в нижней.

    Если показатель эластичности меньше 1, это так называемые товары

    неэластичного спроса или товары низкой эластичности. Если Е=1, то

    эластичность единичная (угол наклона 45 градусов). если Е>1, то

    эластичность высокая, рынок очень хорошо откликается на изменение цены на

    товар.

    Пример:

    Отклик 1-го рынка ? в 3 раза больше, следовательно рынок 1 больше реагирует

    на изменение цены, он более эластичен.

    Стратегия ценообразования на рынках:

    1-й рынок: стратегия снижения цены, т.к. отклик будет больше, масса прибыли

    при снижении цены окажется больше.

    2-й рынок: стратегия повышения цены, т.к. потери продаж от повышения цены

    будут меньше, чем выгода, которую получает бизнесмен от повышения цены.

    Предельные случаи эластичности

    [pic]

    это абсолютно неэластичный спрос, это значит, что изменение цены не влияет

    на количество покупаемого товара. Пример - соль.

    [pic]

    это рынок совершенной конкуренции.

    2. Перекрестная эластичность по цене товара Х по товару У показывает,

    насколько в относительном выражении изменится количество товара Х, на

    которое предъявляется спрос, при изменении цены товара У на 1%.

    Изменение цены на один товар будет влиять на потребление другого товара.

    Пример: фотоаппарат и пленка.

    [pic] (дуговая эластичность)

    1) Взаимозаменяемые товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность.

    Пример: масло и маргарин.

    Перекрестная эластичность для таких товаров [pic].

    2) Взаимодополняемые товары, один без другого использоваться не может.

    Пример: автомобиль, бензин. [pic]

    3) Независимые товары. [pic]

    3. Эластичность спроса по доходу показывает, каково относительное изменение

    количества товара, на который предъявляется спрос, при изменении дохода

    потребителей на 1%.

    [pic]

    Кривые Энгеля

    1: продукты питания

    2: одежда и безопасность

    3: коммунальные платежи

    4: книги

    5: путешествия

    6: сбережения

    Рядом статистических исследований было установлено, что затраты на питание

    в зависимости от доходов сначала растут, а потом уменьшаются. Поэтому надо

    учитывать специфику рынка которая определяется характером товара (какую

    потребность удовлетворяет), характером потребителя (климатические условия,

    культурные, национальные особенности...)

    4. Эластичность предложения

    [pic] (всегда со знаком “+”)

    Пример:

    |Дано: P1 = 30 |Решение: |

    |P2 = 50 |[pic] |

    |QS1 = 1000 | |

    |QS2 = 1300 | |

    |Найти: [pic] |Ответ: [pic] |

    5. Эластичность ценовых ожиданий - показатель, который отражает соотношение

    относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен.

    [pic]

    Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.

    Если 0 0 |эласт. |в % |^ |v |

    | |спрос |отношении | | |

    | | |изменение QD| | |

    | | |больше, чем | | |

    | | |изменение P | | |

    | | |(?Q1 на | | |

    | | |рис.) | | |

    |ED(P) = ? |абс. |P не зависит|v |^ |

    | |эласт. |от Q | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | |при неизм. Q |

    Тема 4. ЦЕНА И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРОВ

    1. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая

    полезность, предельная и общая.

    2. Закон убывающей предельной полезности и его виляние на цены.

    3. Потребительский оптимум и его определение при количественном измерении

    полезности

    1. В соответствии с тем, какой способ измерения используется, существуют

    теории: кардиналистический подход (количественное измерение полезности),

    ординалистический подход (порядковое измерение).

    Первый основывается на введении искусственных условных единиц - ютилей (от

    сл. ulitity). Второй подход использует соотношение товаров. Происходит

    упорядочивание набора товаров по предпочтительности.

    Математический подход к порядковому способу: он базируется на аксиомах о

    свойствах отношений предпочтения и безразличия:

    1) сравнимость наборов: хуже (), все равно, безразлично (=);

    2) транзитивность отношений: если х1>х2, х2>х3 => х1>х3;

    3) ненасыщенность: > лучше, чем |TU = 96 | |

    | |opt | | |

    |III:|4*1 + 5*2 = 14 > Д |TU = 121 | |

    |IV: |7*1 + 6*2 = 19 > Д |TU = 143 | |

    Тема 5. Порядковый способ измерения полезности

    1. Кривые безразличия и их характеристики.

    2. Предельная норма замещения (замены), ее смысл (математический и

    экономический).

    3. Бюджетная линия. Графическое и математическое представление. Сдвиги

    бюджетных линий. Эффект дохода и эффект замещения.

    4. Потребительский оптимум при порядковом способе измерения полезности.

    5. Предельные случаи кривых безразличия.

    1. Функция полезности: условное представление

    Кривые безразличия

    Кривая безразличия представляет собой совокупность (геометрическое место)

    точек, каждая из которых показывает, какое сочетание товаров А и В

    обеспечит покупателю одну и ту же полезность.

    Задача потребительского выбора заключается в том, чтобы максимизировать

    функцию полезности при ограничениях (доход и цены).

    Кривая безразличия - линия равной полезности наборов товаров. Карта кривых

    безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия и дает

    представление о системе предпочтений потребителя.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.