лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина
лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина
Лекция №1
Введение, содержание и методология дисциплины.
План лекции:
1. Теоретические аспекты курса.
2. Цель и задачи курса в условиях рыночной экономики.
3. Содержание дисциплины и её связь с другими науками.
4. Основные принципы товароведения и их характеристики.
I Теоретические аспекты курса.
Основные теоретические понятия: рынок, функции рынка и его структура;
определение товара, продукции, услуги.
Состояние экономики обеспечивает осуществление процесса включающего
смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной
на товарную. Элементом товарного хозяйства является товарный рынок.
1. Рынок есть система многообразных экономических отношений возникающих
в процессе производства, распределения, обмена, основанная на двух основных
принципах:
1) Свобода экономической деятельности.
2) Свобода предпринимательства.
Состав единого рынка.
сектора:
социальный
информационный
экономической инф.
технической инф.
1. Товарный рынок.
Современный товарный рынок включает в себя: рынок товаров и услуг и
рынок средств производства. Он распространяет своё действие на
потребительские (продовольственные и промышленные) товары и услуги, в том
числе услуги предприятий сферы сервиса.
Рынок средств производства начал формироваться в экономике недавно,
этот огромный по масштабам и стоимости рынок состоит из двух частей:
1) Орудия труда в виде производственных зданий, сооружений, аппаратуры
и т.д.
2) Предметы труда в виде сырья, материалов, полуфабрикатов из которых
посредством орудий труда появляется конечный продукт производства.
2. Рынок капитала.
Рынок финансов по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого
в производство, чтобы получить определённую прибыль. В России быстрыми
темпами развивается рынок ценных бумаг – особый вид денежных документов
обладающих выраженной в денежных еденицах стоимостью. К ценным бумагам
относятся сертификаты, акции, векселя и т.д. Рынок инвестиций и ценных
бумаг являются частью экономики, он призван обслуживать товарный рынок и
формировать на рыночной основе товарно-денежные отношения.
3. Рынок труда.
Рынок труда является единственным ценителем рабочей силы. Он побуждает
работника компании (фирмы) повышать свой квалификационный уровень, повышать
качество своего труда, совершенствовать его, стремясь не попасть в число
безработных. Результатом этого является свойственная экономике более
высокая эффективность труда.
2. Продукция – это результат деятельности, предназначенный для
удовлетворения реальных или потенциальных потребностей человека. Продукции
присущи две основные характеристики:
1) Продукция должна быть произведена.
2) Она должна удовлетворять чьим-либо потребностям.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-
продажи.
3. Товар – это материальная продукция предназначенная для купли-
продажи, то есть под товаром подразумевается продукт труда предназначенный
для обмена.
4. Услуга – представляет собой полезное действие или выгоду
потребительской стоимости товара получаемую взамен выгоды или ценностей
необходимых продавцу или производителю услуги.
Классификация услуг по Ловелоку.
|Основные классы услуг |Сфера услуг |
|1. Осязаемые действия направленные |Услуги спортивных заведений, |
|на тело человека. |парикмахерские, здравоохранение и |
| |т.д. |
|2. Осязаемые действия направленные |Все виды ремонтных работ, химчистка,|
|на товары и другие физические |мойка машин, СТО и т.д. |
|объекты. | |
|3. Неосязаемые действия направленные|Образование, наука, культурные |
|на сознание человека. |заведения и т.д. |
|4. Неосязаемые действия с |Банки, страхование, реклама, |
|неосязаемыми активами |торговля недвижимостью и т.д. |
Отличие услуг от товара:
неосязаемость
неразрывность индивидуальный характер
услуги
производства от
потребления
изменчивость
качества
5. Товароведение – это наука о характеристиках товара, определяющих их
потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик.
Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.
II Цель и задачи товароведения.
Задачи товароведения:
1. Управление ассортиментом товаров.
2. Оценка качества товаров (в том числе новых отечественных и импортных).
3. Установление принципов и методов товароведения обуславливающих его
научные основы.
4. Систематизация товаров путём рационального применения методов
классификации и кодирования.
Цель товароведения заключается в изучении основополагающих характеристик
товара составляющих его потребительную стоимость, а также их изменение на
всех этапах товародвижения.
III Содержание дисциплины и её связь с другими науками.
Эта наука включает в себя два раздела:
1. Общая часть.
2. Частное товароведение.
В общей части рассматриваются теоретические основы, которые являются
основополагающими для частных разделов товароведения.
Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития сегмента
рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы т.д.
Схема анализа данного раздела:
1. Понятие о товарной группе или виде товаров.
2. Краткая характеристика потребительских свойств товара (надёжность,
назначение).
3. Частная классификация ассортимента.
4. Факторы формирующие качество и факторы влияющие на сохранность, хранение
и подготовку товара к реализации.
1. Математика, статистика, математическое моделирование и т.д.
2. Химия, биология, физика, микробиология и т.д.
3. Стандартизация, сертификация и т.д.
4. Коммерция, организация и технология коммерческой деятельности, маркетинг
и т.д.
5. Организация производства, экономика предприятия, бухгалтерский учёт и
т.д.
IV Основные принципы товароведения и их характеристики.
1. Первый принцип товароведения – безопасность. Это принцип который
заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью
нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей
(данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания,
транспортировки, хранения товаров).
2. Принцип эффективности – заключается в достижении наиболее
оптимального результата при производстве, реализации и эксплуотации
товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах.
3. Принцип совместимости – определяемый пригодностью товаров, процессов
или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных
воздействий.
4. Взаимозаменяемость – это принцип, определяемый пригодностью одного
товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и
тех же требований.
5. Систематизация – это принцип, заключающийся в установлении
определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный
принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят
классификация, кодирование товаров.
Тест к лекции №1.
1. Что является предметом дисциплины товароведение, экспертиза и
стандартизация?
а) Товар
б) Товарный рынок
в) Потребительные стоимости товаров
г) Все ответы верны
2. Какое определение товара правильное?
а) это часть товарного обеспечения представляющая собой совокупность
товарной массы в процессе движения её из сферы производства к потребителю.
б) Это материальная продукция предназначенная для купли-продажи.
3. Что подразумевается под следующим определением: "это результат
деятельности, предназначенный для удовлетворения потребности"?
а) товар
б) продукция
в) услуги
4. В состав какого элемента из перечисленных ниже рынков входит рынок
средств производства?
а) товарного
б) рынка труда
в) рынка финансов
5. Что подразумевается под принципом совместимости?
а) отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения
товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей
б) пригодность товаров к совместному использованию
в) пригодность одного товара для использования вместо другого товара в
целях выполнения одних и тех же требований.
Лекция №2
Классификация и функционирование предприятий торговли.
План лекции:
1. Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли.
2. Торговые услуги, их характеристики.
3. Основные принципы и факторы размещения предприятий торговли.
4. Специализация и типизация магазинов.
I Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли.
Торговое предприятие – это основное звено сферы обращения обладющее
хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение
товаров от производителя к потребителю и реализующее собственные интересы
на основе удовлетворения потребностей людей представленных на рынке.
Особенность торговых предприятий: с позиции общесистемного подхода
особенностью торгового предприятия как открытой системы является
присутствие человека в качестве активного элемента системы.
Классификация предприятий торговли:
|Виды и |Формы обслуживания |Признак типа |Функциональные |
|особенности |покупателей |зданий |особенности |
|устройства |применяемые на |предприятий |предприятий |
|предприятий |предприятиях торговли |торговли |торговли |
|торговли | | | |
|1. Магазины |1. Самообслуживание |1. Отдельно |1. Стационарные |
|2. |2. Продажа товаров по |стоящие |2. Передвижные |
|Магазины-скла|предварительным |2. |3. Сезонные |
|ды |заказам |Встроенно-пристро| |
|3. Павильоны |3. Индивидуальное |енные | |
| |обслуживание |3. Торговые | |
| |4. Продажа товаров с |комплексы | |
| |открытой выкладкой | | |
| |5. продажа по образцам| | |
1.Виды и особенности предприятий торговли:
1) Магазины. Составляют приблизительно 90 % розничной сети. Они
располагают набором помещений и оборудования, необходимых для выполнения
торгово-технологических процессов.
2) Магазины-склады. Осуществляют торговлю строительными материалами и
хозяйственными товарами. Имеют помещения для товарных образцов и так же
имеют благоустроенные площадки.
3) Павильоны. Представляют собой сооружения лёгкой конструкции и
относятся к мелкорозничной торговой сети.
2. Формы обслуживания.
Под формой обслуживания понимается способ доведения товар до потребителя.
1) Самообслуживание. Покупатели самостоятельно выбирают товары и
доставляют к единому узлу расчета. Исключения составляют электроприборы,
ювелирные изделия.
2) Продажа товаров по предварительным заказам, т.е. покупатель
заказывает необходимые товары и получает их в обусловленное время по месту
работы или на дому.
3) Индивидуальное обслуживание – это обслуживание покупателей через
прилавок.
4) Продажа с открытой выкладкой. Покупатель выбирает товар из
предложенных на полках и горках.
5) Продажа товара по образцам применяется при продаже технически
сложных и крупногабаритных товаров.
3. Типы зданий:
1) Отдельно стоящие ("Рубин")
2) Встроенно-пристроенные (различные пристройки в домах)
3) Торговые комплексы – торгуют как продовольственными, так и
непродовольственными товарами.
Здания должны отвечать технологическим и архитектурным требованиям.
4. Основные функции торгового предприятия обусловлены функцией торговли
как экономической категории.
Функции торгового предприятия:
1. Реализация товаров потребителям (Т-Д-Т).
2. Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную
функцию, торговля организовывает пространственное перемещение товаров от
производителя к потребителю, осуществляя при этом ряд операций по
продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка,
хранение товаров).
3. Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным
активным воздействие на производство в части объёма и выпуска производимой
продукции.
4. Функции обусловленные концепцией маркетинга:
. Разработка товаров
. Рыночные исследования
. Определение цены
. Создание служб сервиса
II Торговые услуги, их характеристики.
Торговая услуга – это различные виды полезных действий дополнительно
оказываемых торговыми предприятиями покупателям в процессе покупки или
потребления товаров.
Виды торговых услуг:
1. Услуги связанные с продажей товаров.
2. Услуги оказываемые покупателям после приобретения товаров.
3. Услуги связанные с созданием комфортных условий покупателю.
1. К услугам связанным с продажей товаров относят:
1) Комплектование товарного ассортимента
2) Консультация продавца
3) упаковка товаров
4) Приём предварительных заказов.
2. К услугам оказываемым покупателям после приобретения товаров
относят:
1) Доставка
2) Гарантийное обслуживание
3) Сборка
4) Подарочная упаковка
3. К услугам связанным с созданием комфортных условий покупателю
относят:
1) Организация автостоянок
2) Организация пунктов обмена валюты
3) Организация кафетериев
4) Телефонные услуги
Услуги могут быть бесплатными и платными. К бесплатным относят услуги
которые связанны непосредственно с продажей (реклама, консультация
продавца). К платным услугам относят услуги связанные с дополнительными
затратами (доставка, установка, послегарантийное обслуживание). Наиболее
благоприятные условия для дополнительных услуг имеются в крупных
специализированных магазинах.
III Основные принципы и факторы размещения предприятий торговли.
Постоянное развитие и обновление торговой сети, совершенствование её
структуры требует рационального размещения предприятий торговли. На
размещение торговых предприятий оказывают свое влияние определённые факторы
и принципы.
Факторы:
1) Экономический
2) Градостроительный
3) Социальный
4) Транспортный
Принципы:
1) Принцип группового размещения
2) Принцип равномерного размещения
Факторы:
1. Экономический фактор – обеспечение необходимой эффективности капитальных
вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их
доходности.
2. Градостроительные факторы:
. Величина города
. Плотность населения
. Размещение мест
. Приложение труда
3. Транспортный фактор – направление и интенсивность потоков движения
общественного и индивидуального транспорта.
4. Социальный фактор – необходимость снижения совокупных затрат времени на
посещение предприятий торговли и достижение высокого уровня культуры
обслуживания.
Принципы:
1. Равномерность размещения предполагает расположение предприятий торговли
равномерно по всей территории города с учётом плотности населения (магазины
торгующие товарами повседневного спроса).
2. Групповое размещение означает необходимость территориального сближения
магазинов товаров разного профиля с целью обеспечения комплексной покупки.
Распределение развития и размещения торговой сети должны решаться с учётом
изменений происходящих в экономике.
IV Специализация и типизация магазинов.
Одно из направлений совершенствования торговой сети – её специализация,
она способствует облегчению труда торговых работников, росту её
производительности, эффективному использованию ресурсов базы торговли.
Специализация торговой сети – это ограничение отдельных предприятий
торговли по отдельным видам товаров.
Преимущества:
1. В специализированных магазинах имеются благоприятные условия для
изучения потребительского спроса.
2. Повышается квалификация работников.
3. Возможность предложения покупателям широкого ассортимента в пределах
одной или нескольких родственных товарных групп.
Недостатки:
1. Узкая специализация отрицательно сказывается на торговом обслуживании
населения.
2. Рассредоточенность товаров усложняет совершение единой комплексной
покупки.
С учётом товарной специализации торговые предприятия делятся на группы:
1. Узкоспециализированные
2. Специализированные
3. Комбинированные
4. Универсальные
5. Смешанные
6. Комплексные
1. Узкоспециализированные – ассортимент которых включает товары какой-
либо товарной группы(женская обувь, магазин головных уборов).
2. Специализированные – в основу построения которых положены товары
одной товарной группы (молокопродукты, мясопродукты).
3. Комбинированные – осуществляющие торговлю товарами нескольких групп
родственных по своему потребительскому назначению (мясо, рыба, овощи).
4. Универсальные – ассортимент которых построен на базе широкой
номенклатуры товарных групп (продовольственные и непродовольственные).
5. Смешанные – ведущие торговлю как продовольственными, так и
непродовольственными товарами (магазины товаров повседневного спроса).
6. Комплексные – удобно для покупателей и специализация на основе
Страницы: 1, 2
|