МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малые предприятия

    Малые предприятия

    __________МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТРУДНОСТИ РОСТА__________

    А. ВИДЕ ИСКИ И, кандидат экономических наук,

    заведующий сектором ИЭ РАН

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

    В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые

    предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы

    хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в

    сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по

    официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в

    общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП

    приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных

    средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают '/ч

    всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко

    не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого

    предпринимательства.

    В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый

    факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах

    российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,

    на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на

    которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с

    учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре

    доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре

    -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

    В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились

    кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

    замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов

    для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и

    количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около

    80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло

    уже снижение их числа на 2,2%.

    Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП

    необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их "новейшей истории".

    Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние

    десять лет уже прошло два этапа и находится накануне

    30

    ______________Этапы развития малого предпринимательства в России

    Таблица 1 Отраслевая структура малого предпринимательства (в %)

    | |Отраслев|Отраслевая |Структура |

    | |ая |структура |производства|

    | |структур|полной |продукции |

    | |а числа |численности|(работ, |

    | |МП |занятых на |услуг) по |

    | | |МП . |основным |

    | | | |отраслям МП |

    |Промышленность |14,6 |24,0 |20,0 |

    |Сельское хозяйство|1,1 |0,8 |0,3 |

    |Лесное хозяйство |0,05 |0,05 | |

    |Транспорт и связь |2,3 |2,2 | |

    |Строительство |16,6 |29,9 |16,3 |

    |Торговля и | | | |

    |общественное | | | |

    |питание |42,7 |24,6 |50,5 |

    |Материально-технич| | | |

    |еское | | | |

    |снабжение и сбыт |1,8 |1,3 |6,0 |

    |Информационное | | | |

    |обслужи- | | | |

    |вание |0,8 |0,5 |0,2 |

    |Общая коммерческая| | | |

    |деятельность |4,8 |3,9 |2,5 |

    |Прочая | | | |

    |деятельность в ма-| | | |

    |териальном |1,5 |1,4 |0,7 |

    |производстве | | | |

    |Бытовые услуги, | | | |

    |жилищ- | | | |

    |ное хозяйство |1,8 |1,1 |3,3 |

    |Здравоохранение, | | | |

    |спорт, | | | |

    |социальное |1,9 |1,3 |0,1 |

    |обеспечение | | | |

    |Народное |0,9 |1,0 |0,04 |

    |образование | | | |

    |Культура и |0,9 |0,7 |0,06 |

    |искусство | | | |

    |Наука и научное | | | |

    |обслужи- | | | |

    |вание |5,6 |5,3 | |

    |Финансы, | | | |

    |пенсионное | | | |

    |обеспечение |1,3 |0,9 | |

    |Прочие |1,05 |3,15 | |

    Таблица 2 Региональная структура малого предпринимательства (в

    "/а)

    |Экономические районы |Доля в общем числе МП |

    |Центральный, |30,5 |

    |в том числе Москва |20,0 |

    |Северный |2,9 |

    |Северо-Западный |9,6 |

    |Волго-Вятский |2,9 |

    |Нейтрально-Черноземный |2,7 |

    |Поволжский |9,6 |

    |Северо-Кавказский |9,8 |

    |Уральский |10,6 |

    |Западно-Сибирский |10,5 |

    |Восточно-Сибирский |5,2 |

    |Дальневосточный |5,0 |

    А.

    Виленский________________________________________________________________

    вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них

    наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы

    всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более

    благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к

    данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства.

    Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов,

    развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера

    всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли,

    общественного питания и пр.

    Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия

    выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых

    госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто

    криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное

    последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства,

    накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления"

    госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы

    накопления и не использовались для развития национального производства и

    его инфраструктуры.

    Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы

    перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый

    правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И

    разгосударствление, и обучение широких масс населения основам

    предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

    Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые

    ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с

    другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной

    попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой

    исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки

    центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых

    доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными

    ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП,

    использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность

    государственного аппарата.

    Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился

    уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй,

    этап и в развитии российского малого предпринимательства.

    1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с

    середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и

    численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,

    поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового

    прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.

    Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений

    населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского

    кредита. Это

    32

    _______________________Этапы развития малого предпринимательства в России

    вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до

    сих пор.

    Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению

    числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В

    ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых

    предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем

    следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность

    по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает

    сфера народного образования (2,8 раза).

    В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого

    предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере

    материального производства.

    По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была

    малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и,

    в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в

    условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои

    позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии

    стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев

    населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление

    возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной

    занятости) средств к существованию.

    Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было

    присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная

    конкурентная проры ночная среда, характеризующаяся борьбой малых

    предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия

    товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры

    оставили малый бизнес в покое.

    Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное

    развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной

    реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней

    торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю

    внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой

    деятельности.

    Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое

    предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и

    не очень качественных (типа продукции китайского производства), но

    пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая

    оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних

    размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую

    социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в

    нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким

    уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками

    стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко

    начинали с "челночной" деятельности.

    К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести

    и их участие в создании новых хозяйственных свя-

    3. "Вопросы экономики" -No7.

    33

    А.

    Виленский_________________________________________________________________

    зей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача

    позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка"

    ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками

    и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и

    сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме

    нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными,

    высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к

    потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому

    бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных

    вложений.

    Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения

    к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме

    того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от

    немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же

    работавших хозяйственных связей.

    Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической

    деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством

    налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть

    налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в

    практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой

    ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей

    естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию

    наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики,

    направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом

    правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить

    налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы

    искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и

    посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными

    средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

    В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована общепринятым

    термином "грюндерство". Малое предпринимательство было составным элементом

    этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы,

    крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по

    всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили

    свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право

    заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией

    государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с

    развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций,

    с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и

    услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное

    грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими

    законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России

    ситуации кардинального общественного перелома.

    34

    Этапы развития малого предпринимательства в России

    Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление эфемерных

    фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных

    почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в

    принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые

    предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не

    имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей

    надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную " лучшую жизнь"

    (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного

    предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле

    психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым

    экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

    Именно этим объясняется феномен бурного появления многочисленных частных

    мелких научных фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо

    спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада

    инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.

    Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность,

    личность исследователя в течение многих предшествовавших десятилетий были в

    состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным

    сотрудникам надежду на самостоятельный выход из того тупикового положения,

    в котором они находились в государственных академических, отраслевых и

    прочих научных учреждениях в 70-е и в 80-е годы.

    Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во

    времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности

    сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших

    ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или,

    например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое

    существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.