Малый бизнес: трудности роста
Малый бизнес: трудности роста
__________МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТРУДНОСТИ РОСТА__________
А. ВИДЕ ИСКИ И, кандидат экономических наук,
заведующий сектором ИЭ РАН
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые
предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы
хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в
сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по
официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в
общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП
приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных
средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают '/ч
всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко
не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого
предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый
факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах
российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,
на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на
которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с
учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре
доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре
-Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились
кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном
замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов
для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и
количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около
80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло
уже снижение их числа на 2,2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП
необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их "новейшей истории".
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние
десять лет уже прошло два этапа и находится накануне
______________Этапы развития малого предпринимательства в России
Таблица 1 Отраслевая структура малого предпринимательства (в %)
| |Отраслев|Отраслевая |Структура |
| |ая |структура |производства|
| |структур|полной |продукции |
| |а числа |численности|(работ, |
| |МП |занятых на |услуг) по |
| | |МП . |основным |
| | | |отраслям МП |
|Промышленность |14,6 |24,0 |20,0 |
|Сельское хозяйство|1,1 |0,8 |0,3 |
|Лесное хозяйство |0,05 |0,05 | |
|Транспорт и связь |2,3 |2,2 | |
|Строительство |16,6 |29,9 |16,3 |
|Торговля и | | | |
|общественное | | | |
|Питание |42,7 |24,6 |50,5 |
|Материально-технич| | | |
|еское | | | |
|Снабжение и сбыт |1,8 |1,3 |6,0 |
|Информационное | | | |
|обслужи- | | | |
|Вание |0,8 |0,5 |0,2 |
|Общая коммерческая| | | |
|Деятельность |4,8 |3,9 |2,5 |
|Прочая | | | |
|деятельность в ма-| | | |
|Териальном |1,5 |1,4 |0,7 |
|производстве | | | |
|Бытовые услуги, | | | |
|жилищ- | | | |
|ное хозяйство |1,8 |1,1 |3,3 |
|Здравоохранение, | | | |
|спорт, | | | |
|Социальное |1,9 |1,3 |0,1 |
|обеспечение | | | |
|Народное |0,9 |1,0 |0,04 |
|образование | | | |
|Культура и |0,9 |0,7 |0,06 |
|искусство | | | |
|Наука и научное | | | |
|обслужи- | | | |
|Вание |5,6 |5,3 | |
|Финансы, | | | |
|пенсионное | | | |
|Обеспечение |1,3 |0,9 | |
|Прочие |1,05 |3,15 | |
Таблица 2 Региональная структура малого предпринимательства (в
"/а)
|Экономические районы |Доля в общем числе МП |
|Центральный, |30,5 |
|в том числе Москва |20,0 |
|Северный |2,9 |
|Северо-Западный |9,6 |
|Волго-Вятский |2,9 |
|Нейтрально-Черноземный |2,7 |
|Поволжский |9,6 |
|Северо-Кавказский |9,8 |
|Уральский |10,6 |
|Западно-Сибирский |10,5 |
|Восточно-Сибирский |5,2 |
|Дальневосточный |5,0 |
А.
Виленский________________________________________________________________
вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них
наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы
всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более
благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к
данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства.
Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов,
развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера
всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли,
общественного питания и пр.
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия
выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых
госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто
криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное
последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства,
накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления"
госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы
накопления и не использовались для развития национального производства и
его инфраструктуры.
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы
перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый
правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И
разгосударствление, и обучение широких масс населения основам
предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые
ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с
другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной
попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой
исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки
центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых
доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными
ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП,
использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность
государственного аппарата.
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился
уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй,
этап и в развитии российского малого предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с
середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и
численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,
поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового
прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.
Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений
населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского
кредита. Это
_________Этапы развития малого предпринимательства в России
вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до
сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению
числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В
ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых
предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем
следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность
по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает
сфера народного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого
предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере
материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была
малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и,
в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в
условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои
позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии
стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев
населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление
возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной
занятости) средств к существованию.
Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было
присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная
конкурентная проры ночная среда, характеризующаяся борьбой малых
предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия
товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры
оставили малый бизнес в покое.
Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное
развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной
реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней
торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю
внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой
деятельности.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое
предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и
не очень качественных (типа продукции китайского производства), но
пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая
оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних
размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую
социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в
нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким
уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками
стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко
начинали с "челночной" деятельности.
К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести
и их участие в создании новых хозяйственных свя-
3. "Вопросы экономики" -No7.
33
А.
Виленский_________________________________________________________________
зей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача
позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка"
ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками
и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и
сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме
нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными,
высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к
потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому
бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных
вложений.
Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения
к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме
того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от
немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же
работавших хозяйственных связей.
Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической
деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством
налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть
налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в
практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой
ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей
естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию
наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики,
направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом
правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить
налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы
искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и
посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными
средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.
В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована общепринятым
термином "грюндерство". Малое предпринимательство было составным элементом
этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы,
крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по
всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили
свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право
заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией
государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с
развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций,
с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и
услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное
грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими
законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России
ситуации кардинального общественного перелома.
Этапы развития малого предпринимательства в России
Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление эфемерных
фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных
почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в
принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые
предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не
имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей
надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную " лучшую жизнь"
(в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного
предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле
психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым
экономическим расчетом и даже здравым смыслом.
Именно этим объясняется феномен бурного появления многочисленных частных
мелких научных фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо
спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада
инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.
Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность,
личность исследователя в течение многих предшествовавших десятилетий были в
состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным
сотрудникам надежду на самостоятельный выход из того тупикового положения,
в котором они находились в государственных академических, отраслевых и
прочих научных учреждениях в 70-е и в 80-е годы.
Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во
времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности
сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших
ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или,
например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое
существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна
была генерировать новые тенденции в развитии российского малого
предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|