Организационная и производственная структура предприятия
1 Виды материальных ресурсов
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов
предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются
в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на
готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои
потребительские свойства.
Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные
материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции
и образующие основное её содеожание. (Основными материалами при
изготовлении автомобиля являются металл, стекло, ткань и т.д.).
К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процесс
обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью
изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные,
обтирочные, упаковочные материалы, красители и т.д.).
Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее
влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а
следовательно повышении прибыльности и рентабельности работы предприятия.
Доведения материальных запасов до реально необходимого и достаточного
уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению
дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создаёт
условия для выпуска дополнительного количества продукции.
Для обеспечения экономии и рационального использования материальных
ресурсов работники снабженческих отделов выявляют возможности приобретения
экономичных видов сырья и организуют их доставку, хранение и подготовку к
производству с минимальными затратами и потерями.
2 Виды материальных ресурсов и организации материально-технического
снабжения
Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:
1) постоянно потребляемые в значительных количествах;
2) материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится
один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого
периода;
3) получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше
заказной нормы;
4) получаемые со сбытовых или снабженческих баз.
В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы
материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному.
Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:
Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции
осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие
рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими
операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.
Система “снабсклад”. Она состоит из отдельных снабженческих подразделений,
специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов
полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей
группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих
в большом количестве однородные виды материалов.
Система цехового снабжения. При этой системе снабжение ведётся по
территориально-производственному признаку. Склад обслуживает один
определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие
функции. Эта система встречается редко.
3 Работа с поставщиками
Т.к. машиностроительные заводы представляют собой давно работающие,
устоявшиеся комплексы с сформировавшейся инфраструктурой и системой внешних
и внутренних связей, то они имеют определённые прочные партнёрские связи
как в регионах России, так и за рубежом. Каждый завод имеет своих партнёров-
поставщиков, с которыми он устанавливает взаимовыгодные связи.
Завод может заключать с посредником несколько видов сделок:
1) Товарообменные или бартерные – взаимные синхронные поставки товаров и
оказание услуг на равные суммы без платежей;
2) Прямые закупки – это непосредственные сделки между поставщиком и
потребителем. Поставки без посредника распространены при международных
поставках промышленного сырья на долгосрочной основе;
3) Торгово-посреднические операции в области закупок и поставок сырья
подразумевают, что посредник подыскивает для завода поставщика за
определённое вознаграждение;
4) Биржевые сделки на биржах сырьевых товаров.
В нынешних условиях машино-строительный комплекс России широко
использует производственное кооперирование. Это высокоэффективная форма
сотрудничества. Существуют следующие виды кооперации:
1) подрядная, или кооперация-субпоставка, при которой одна сторона-
подрядчик (субпоставщик) изготавливает и поставляет агрегаты,
комплектующие для изготовителя готовой продукции (заказчика);
2) взаимная подрядная кооперация – субпоставка, при которой обе стороны
изготавливают различные кооперированные комплектующие, составные части
машин, оборудования и обмениваются ими для производства готовой
продукции;
3) кооперированное производство, предусматривающее совместную программу
выпуска единого сложного изделия. Стороны изготавливают отдельные его
части и поставляют их друг другу. В этом случае возможен и совместный
сбыт;
4) поставки кооперированных комплектующих, частей машин и т.д.,
изготовленных из сырья и полуфабрикатов заказчика.
4 Договора и их содержание
Договор (контракт) купли-продажи – это документ свидетельствующий о
соглашении между поставщиком и заказчиком на поставку товара.
На практике широкое применение получили типовые контракты, в которых
отражены наиболее часто применяемые на практике условия сделок, получившие
силу торговых обычаев.
Подготовка контракта начинается с переговоров. На этом этапе важнейшая
задача – отлично подготовить все материалы по предмету переговоров, т.к. от
степени подготовленности зависит результат переговоров.
Содержание контракта:
1) Вводная часть – содержит сведения о сторонах;
2) Предмет контракта – перечисление товаров, входящих в контракт, их
характеристики, количество;
3) Качество – в этом разделе отражаются качественные характеристики товара
– свойства, определяющие пригодность его для использования по
назначению;
4) Срок и дата поставки. При периодических поставках срок обозначается
конкретными периодами (“ежеквартально”). При заключении долгосрочных
контрактов стороны определяют общий срок действия контракта (2–3 года),
который может быть разделён на промежуточные сроки;
5) Цена и сумма контракта. Цена в контракте формулируется в зависимости от
принятых сторонами обязательств по доставке и страхованию груза в пути
и в соответствии с международными правилами. Ключевой вопрос цены в
контракте – определение уровня цен на мировом рынке и ориентация на
них;
6) Условия платежа и форма расчётов. В этом пункте стороны договариваются
о таком расчёте, который удовлетворял бы и покупателя, и поставщика;
7) Упаковка и маркировка. Основное требование к упаковке – соответствие
условиям поставки. В маркировке указываются номер контракта, номер
транса, весо-габаритные характеристики мест, номера мест, число мест в
партии;
8) Санкции за просрочки в выполнении обязательств. В контракте
предусматриваютс размер взыскиваемых штрафов, прогрессирующих в
зависимости от длительности просрочек;
9) Гарантии. Претензии по качеству. Большинство контрактов содержат
коммерческие гарантии качества – обязательства продавца поставить
товар, обладающий в течение установленного периода определёнными
свойствами. В течение гарантийного периода покупатель может предъявить
претензии продавцам, если качество или технические характеристики
товара не соответствуют условиям контракта;
10) Обстоятельства непреодолимой силы. В контракт включается оговорка о
переносе сроков исполнения контракта или освобождении сторон от всех
или части обязательств в случае непредвиденных обстоятельств;
11) Арбитраж. В случае, когда конфликтные ситуации невозможно решить
дружеским путём, стороны передают разногласие третейским судам. На этот
случай должны быть оговорены все условия этой передачи и расходов по
арбитражу;
12) Заключительная часть – указание юридических адресов сторон, подписи
представителей сторон.
5 Расчёты с поставщиками
Видов расчётов с поставщиками огромное множество. Наличный платёж, как
платёж через банк против документов, обычно предполагает одну из таких форм
расчётов, как аккредитив, инкассо, перевод, открытый счёт, по чекам,
расчёты кредитной картой. Надёжной и распространённой формой расчёта служит
подтверждённый безотзывной аккредитив, открываемый заказчиком в
коммерческом банке.
Документы, представляемые поставщиком заказчику вместе с выписанным на
его имя счётом, включает копию транспортного документа, сертификат о
качестве, сертификат о происхождении, упаковочные листы, спецификации,
страховой полис, различные медицинские свидетельства.
Предоплата представляет собой фактический аванс, выдаваемый продавцом.
Платёж в кредит предполагает рассрочку платежа, которая обычно
оформляется в форме векселя, выдаваемого должником кредитору, либо в форме
тратты, выписываемой кредитором на должника в порядке безусловного приказа
оплатить определённую сумму в определённый срок. Векселя и тратты обычно
обеспечиваются банковской гарантией платежа при неплатёжеспособности
должника.
6 Формы сбыта готовой продукции
С материально-техническим снабжением предприятий тесно связан процесс
сбыта продукции.
Важнейшими задачами отделов сбыта является наблюдение за
своевременностью отгрузки, качеством и комплектностью готовой продукции,
ускорение и удешевление продвижения ее к потребителю.
Объектами сбыта являются все виды товарной продукции (готовая
продукция, полуфабрикаты), идущие сторонним потребителям; продукция для
собственных нужд (капитального строительства или ремонта); различные виды
услуг; излишние и неликвидные материалы, оборудование, отходы производства.
Виды сделок частично были рассмотрены в п. III.3. Но стоит упомянуть
еще несколько:
1. Торговля машинно-технической продукцией в сборе. На неё приходится
около 50% общего объёма мировой торговли продукцией машиностроения.
При этом виде сделки продавец производит допольнительные операции:
предпродажный сервис; предпродажную доработку; техническое
обслуживание в гарантийный и постгарантийный периоды.
2. Поставки на сборку. Этот вид торговли поставляет детали и узлы для
сборки изделий по предоставленным технологиям.
3. Лизинг – долгосрочная и краткосрочная аренда машин, оборудования и
иных материальных средств.
4. Торговля комплектным оборудованием. Комплектным принято считать
промышленное оборудование, объединенное в технологический комплекс по
выпуску готовой продукции.
5. Международные торги. Это конкурсная форма реализации заказов на
закупку оборудования или привлечение подрядчиков для сооружения
комплектных объектов.
6. Инжиниринг — продажа технического опыта, в основном проектирования
объектов, методов организации производства, эксплуатация предприятий
и реализации готовой продукции.
7. Иностранные инвестиции. Широкое распространение в нашей стране
получили совместные предприятия с участием иностранных партнеров. В
совместном предприятии предусматривается формирование общей
собственности, создание общих органов управления и распределение
прибыли в соответствии с долями участия партнеров.
8. Торговля технологиями на основе лицензий.
7 Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара — тот промежуток времени, в течение которого
товар разрабатывается, занимает определенное место на рынке, а потом
исчезает. Существуют следующие этапы жизненного цикла товара: внедрение,
рост, зрелость, насыщение рынка, спад.
В машиностроении жизненный цикл товара часто исчисляется десятками лет,
так как производство машин и оборудования не из тех производств, которые
можно быстро свернуть или развернуть новое. Да и товары (машины,
оборудование) создаются в расчете на долгое время эксплуатации. Наиболее
короткие жизненные циклы товара и наиболее часто меняющийся ассортимент
существует, наверно, в автомобилестроении.
8 Работа по поиску новых партнеров. Рекламная работа
Готовая продукция предприятий машиностроения в первая очередь
рассчитана на оптовую торговлю с себе подобными крупными заводами или
посредническими фирмами. Однако в последнее время на некоторых (напрмер,
автомобильных) заводах организуются свои отделы розничной торговли, которые
налаживают торговлю в магазинах от этого завода. В этом случае для
привлечения новых покупателей используются всевозможные виды рекламы: на
телевидении, в прессе, щитовая реклама и т.д.
При работе с крупными предприятиями и фирмами их было бы трудно
привлечь щитовой рекламой. В целях налаживания партнерских связей и поиска
новых путей взаимодействия широкое распространение получили международные
выставки. Выставки выполняют несколько функций, таких как: место для
эффективной рекламной кампании, выход на международный рынок,
предоставление новых постащиков и покупателей и бесценный обмен опытом. В
сегодняшней мировой практике международные выставки необходимы
машиностроительному комплексу для эффективной работы и дальней шего
развития.
-----------------------
директор
по связям с
поставщиками
Генеральный директор
директор
по связям с
потребителями
бухгалтерия
маркетинг.
отдел
гл. экономист
отдел кадров
вспомогат. службы
(транспорт, аудит,
консалтинг и т.д.)
менеджеры
по закупкам
и сбыту
Совет
директоров
Научно-технический
совет
Генеральный
директор
Заместители генерального директора
помощник ген. директора — референт
юрист-консультант
по кап.
строительству
по кадрам и соц. обеспечению
по общим
вопросам
по производству
по техническим вопросам — гл. инженер
по экономике
Рис. 1. Принципиальная организационная структура управления производством
ремонтно-инструмент. отдел
отдел
АСУ
отдел
гл. механика
отдел
гл. энергетика
отдел
гл. технолога
отдел гл. конструктора (КБ)
отдел техн. контроля и метрологии
произв. цехи,
произв. ед-цы
диспетч. отдел
произв. отдел
произв. отдел
канцелярия
подсобное
хоз-во
транспортное
хоз-во
хозяйственный
отдел
отдел сбыта и
рекламы
отдел мат. техн. снабжения
рем.-строит.
управление
детские, оздоров., спортивн. учрежд.
жил.-коммун.
отдел
курсы и ПТУ
отдел подготовки кадров
отдел кадров
отдел кап.
строит-ва
отдел по комплект. оборуд.
отдел НОТ и
упр-я пр-вом
финансовый
отдел
отдел труда и
зар. платы
планово-эк.
отдел
Примерная схема жизненного цикла автомобиля
[pic]
Страницы: 1, 2
|