МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений

    Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений

    Вопрос №1

    Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений.

    Основанием всей системы хозяйственного управления в стране являются

    предприятия. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут

    бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности

    предприятия.

    Экономику всех государств можно рассматривать как совокупность

    всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной,

    кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и

    государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково

    их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная

    мощь государства.

    Предприятие – главная экономическая единица конъюнктуры рынка.

    Предприятие – это структура или самостоятельный хозяйственный субъект,

    который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в

    целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном

    комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда.

    Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как

    производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе

    самоокупаемости и самостоятельности.

    На предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для

    производственных целей и нужд населения. От того, как они используют свои

    ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентной

    способности, как внедряют результаты научно-технического прогресса, зависят

    экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан.

    Предприятие как юридическое лицо – это предприятие, наделенное правами

    юридического лица прошедшего в установленном порядке государственную

    регистрацию и отвечающее определенным признакам установленным

    законодательством страны.

    Предприятие владеющее правами юридического лица имеет право свободно

    распоряжаться имуществом, защищать свои имущественные интересы в судебных,

    арбитражных и других органах власти, получать кредит, вступать в

    хозяйственные отношения с другими юридическими или физическими лицами.

    Предприятие владеющее правами юридического лица имеет самостоятельный

    бухгалтерский баланс, расчетный счет и иные счета в банке, где находятся

    денежные средства, которые используются для расчетов с другими

    предприятиями и на выплату зарплаты.

    При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в

    экономике государства.

    С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:

    - увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта

    и валового национального продукта,

    - обеспечения обороноспособности государства;

    - повышения материального благосостояния всех слоев граждан

    страны;

    - решения проблемы занятости;

    - простого и расширенного воспроизводства;

    - возможности существования всего государства и выполнения им

    своих функций (это связано с тем, что значительная часть

    государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с

    предприятий);

    - решения многих других социальных проблем (эту роль предприятия

    будут выполнять только в том случае, если они эффективно

    функционируют).

    В зависимости от объемов производства и количества рабочих предприятие

    может быть малым, средним и крупным.

    Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и

    коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:

    - ассоциация – это договорное объединение, созданное в целях

    постоянной координации хозяйственной деятельности;

    - консорциум – это временное уставное объединение промышленного и

    банковского капитала для достижения общей цели;

    - корпорация – это договорное объединение на основе сочетания

    производственных, научных и коммерческих интересов с

    делегированием отдельных полномочий. Центральным регулированием

    деятельности каждого из участников;

    - концерн – это уставное объединение предприятий промышленности,

    научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на

    основе полной зависимости от одного или группы

    предпринимателей.

    Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при

    которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют

    посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что,

    как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и

    организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не

    занят, каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне.

    По согласованию между покупателями и продавцами (спроса и предложения)

    на каждом из этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три

    проблемы:

    1) что производить? – определяется каждодневно голосованием

    посредством денег (путем выбора покупателем товара и его

    покупки);

    2) как производить? – определяется конкуренцией между производителями

    (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть

    ценовую конкуренцию, увеличить прибыль и снизить издержки

    производства);

    3) для кого производить? – определяется соотношением спроса и

    предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и

    средства производства).

    Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то

    есть источников из которых складываются доходы. Производитель устанавливает

    свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя

    нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что, как и для

    кого производить. Здесь решающий фактор функционирования рыночного

    хозяйства – это прибыль.

    В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия

    влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности

    действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и

    негативные. Позитивные факторы – это такие факторы, которые благотворно

    влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот.

    В зависимости от места возникновения все факторы можно

    классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от

    деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.

    Внутренние факторы очень разнообразны и для лучшего понимания, учета,

    анализа и выявления резервов производства их целесообразно объединить в

    следующие группы:

    1) связанные с совершенствованием организации производства и

    труда, управлением предприятием;

    2) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;

    3) связанные с ускорением научно-технического прогресса и с

    инновационной политикой предприятия;

    4) связанные со спецификой производства и отрасли;

    5) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;

    6) связанные с качеством и конкурентной способностью продукции, с

    управлением издержками и ценовой политикой;

    7) связанные с личностью руководителя и способностью его команды

    управлять предприятием в условиях рынка;

    8) связанные с созданием благоприятного социально-

    психологического климата в коллективе.

    Эта классификация чисто условная и она не отражает все многообразие

    факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их

    влияние на эффективность производства.

    Также внутренние факторы можно разделить на:

    - объективные факторы – это такие факторы, возникновение которых

    не зависит от субъекта управления (например, стихийные

    бедствия, ухудшение горно-геологических условий на горном

    предприятии);

    - субъективные факторы – составляют абсолютное большинство и

    полностью зависят от субъекта управления, они должны быть

    всегда в поле зрения и анализа.

    Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной мере

    зависит и от внешних факторов.

    Внешние факторы можно классифицировать в следующие группы:

    1) связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны,

    так и в более глобальном масштабе;

    2) связанные с инфляционными процессами;

    3) связанные с деятельностью государства;

    4) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка (в

    основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также

    в колебании цен).

    Вся история развития общественного производства свидетельствует и

    доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях

    цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм

    собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное

    ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество

    потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

    В настоящее время именно от государства в значительной мере зависит

    эффективность деятельности российских предприятий, а прежде всего создание

    цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой

    основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной

    безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и

    социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация

    выполнения хозяйственного законодательства.

    Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.

    Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение

    стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут

    достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут

    придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

    Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольные камни»

    управления предприятием – экономичность, финансовая устойчивость и прибыль.

    Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

    - определенный результат при наименьших затратах – принцип

    минимизации;

    - при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип

    максимизации.

    В своей основе принцип экономичности предъявляет свойственное всем

    предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить даром

    производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично.

    Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность

    предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по

    своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения

    кредита.

    Высшая цель предпринимательской деятельности - это превышение

    результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или

    возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое

    положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более

    высокую рентабельность.

    Для достижения поставленной цели предприятие должны:

    1) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их

    взаимозаменяемости;

    2) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее

    обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и

    имеющимися производственными возможностями;

    3) обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции,

    поддерживать высокий имидж предприятия;

    4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в

    организацию труда и управление;

    5) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и

    корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

    6) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей

    содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании

    благоприятного социально-психологического климата в трудовом

    коллективе;

    7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

    При этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на

    реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

    Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и общей

    цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться,

    все зависит от конкретных обстоятельств.

    Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть

    не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае

    получение максимальной прибыли отодвигается на второй план, но в будущем, в

    случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить

    недополученную прибыль.

    Вопрос №2.

    Структура себестоимости продукции и определяющие ее факторы.

    Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие

    затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг и

    т.д.).

    Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической

    категорией, но и комплексным показателем, на основании которого можно

    судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов

    (переменного и постоянного капитала), находящихся в его распоряжении, а

    также об уровне организации труда на предприятии.

    Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд

    важнейших функций:

    - учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

    - определение оптимальных размеров предприятия;

    - база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и

    определение прибыли и рентабельности;

    - экономическое обоснование и принятие любых управленческих

    решений;

    - экономическое обоснование целесообразности вложения реальных

    инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение,

    расширение действующего предприятия, и т.д.

    Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия

    трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает

    предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

    Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями

    эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции

    и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.

    Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические

    факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в

    технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве

    продукции и от величины затрат на ее производство.

    Различают следующие виды себестоимости продукции:

    - цеховая себестоимость – это затраты цеха, связанные с

    производством продукции;

    - производственная себестоимость – помимо затрат цехов включает в

    себя общепроизводственные и общехозяйственные расходы;

    - полная себестоимость – отражает все затраты на производство и

    реализацию продукции, слагается из производственной

    себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и

    упаковку, транспортировку продукции и прочие расходы);

    - индивидуальная себестоимость – обуславливается конкретными

    условиями, в которых действует то или другое предприятие;

    - среднеотраслевая себестоимость – определяется как

    средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на

    единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к

    общественно необходимым затратам труда.

    В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости

    продукции для предприятия резко возрастают.

    С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости

    продукции для предприятия заключается в следующем:

    - в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а

    следовательно, в появлении возможности не только в простом, но

    и в расширенном воспроизводстве;

    - в улучшении финансового состояния предприятия и снижении

    степени риска банкротства;

    - в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что

    позволяет в значительной мере повысить конкурентную способность

    продукции и увеличить объем продаж;

    - в появлении большей возможности для материального

    стимулирования работников и решения многих социальных проблем

    коллектива предприятия;

    - в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что

    является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и

    повышении их ставки.

    Из этого вытекает очень важный вывод, что проблема снижения

    себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на

    предприятиях.

    Структура себестоимости – это состав по элементам или статьям и их

    доля в полной себестоимости.

    Структура себестоимости всегда находится в движении и на нее влияют

    следующие факторы:

    1) географическое местонахождение предприятия;

    2) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования

    и диверсификации производства;

    3) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита;

    4) ускорение научно-технического прогресса (он влияет на структуру

    себестоимости многопланово, но основное влияние заключается в том,

    что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а

    доля овеществленного труда в себестоимости продукции

    увеличивается);

    5) специфика (особенности) предприятия. Здесь различают:

    - трудоемкие предприятия - большая доля заработной платы в

    себестоимости продукции;

    - материалоемкие предприятия – большая доля материальных затрат;

    - энергоемкие предприятия – большая доля топлива и энергии в

    структуре себестоимости.

    Структура себестоимости продукции характеризует следующие показатели:

    - доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

    - соотношение между живым и овеществленным трудом;

    - соотношение между постоянными и переменными затратами;

    - соотношение между основными и накладными расходами, между

    производственными и коммерческими (непроизводственными)

    расходами, между прямыми и косвенными расходами и т.д.

    Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии

    имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на

    предприятии с целью их минимизации.

    Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и

    разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

    Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в

    поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления

    издержками на предприятии с целью их минимизации.

    Используемая литература: конспект по экономике предприятий и организаций,

    «Экономика предприятия» – под редакцией И.В. Сергеева.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.