МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы становления малого бизнеса в России

    государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -

    1995 гг.

    В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной

    области, включая совершенствование законодательства, развитие системы

    финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное

    обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для

    обеспечения государственных нужд и др.

    В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная

    программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

    Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в

    содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего

    предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого

    бизнеса в России.

    Кстати на реформу налогообложения и рост частного предпринимательства в

    России, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996

    годах около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ.

    Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального

    бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала

    очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который

    смягчил экономический спад.

    § 6 Особенности и функции малого предприятия.

    Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом

    качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права

    собственности и непосредственного управления предприятием.

    Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия:

    ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений

    между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной

    мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности

    трудом.

    Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие

    фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой

    объем реализации товара.

    Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем

    и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на

    обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

    Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью

    ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного

    рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в

    производственный процесс и все связанное с его организацией.

    Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется

    родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю

    деятельность предприятия.

    Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если

    “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи,

    то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков,

    собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей,

    родственников и т.д.).

    Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного

    капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это

    соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

    В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить

    экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя;

    во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора

    научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых –

    агента рыночных отношений.

    Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы

    предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой

    творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд

    социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов,

    пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на

    крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным

    продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для

    обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в

    сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они

    лишены, например, в супермаркетах).

    Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая

    функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой

    рыночной экономикой.

    § 7 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой

    промышленностью.

    Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости

    изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой

    номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования

    незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного

    количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном

    насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных

    запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление

    которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не

    автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных

    производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.

    Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с

    высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная

    деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

    Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых

    предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это

    предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное

    развитие экономики.

    Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный

    импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа

    глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий

    в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано

    подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок

    сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать

    основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная

    малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-

    технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости

    учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

    Эту “доводку крупных преобразований” призваны обеспечивать малые

    предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми

    товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут

    также заниматься малые предприятия данного направления.

    Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым

    высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их

    переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере

    груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной

    занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном

    случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

    Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для

    них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются.

    Это производства с применением ручного труда, к которым относятся

    ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности.

    При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий,

    такие малые предприятия дают значительную отдачу.

    Но так же важно отметить, что крупное производство и не

    противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития

    малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах

    культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем

    крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг

    друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в

    инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых

    новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.

    Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно это

    позволяет им раздвигать границы знаний. Идеи являются их “товарными

    запасами”. Хотя, по словам экономиста Леонарда Вайса: “большинство

    исследований показывает, что… размеры предприятия мало влияют на

    интенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях”

    Компания “Дженерал электрик”, относит на счет малых предприятий многие

    новые идеи, в том числе изобретение электротостеров, кухонных плит,

    холодильников, пылесосов. Малые предприятия дали миру персональный

    компьютер, вертолет, бритву, транзисторный приемник, фотокопировальную

    машину, реактивный двигатель и многое другое.

    В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если

    в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес

    существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину

    каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для

    современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо

    практически отрывается от потребностей экономики и переходит на

    обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая

    известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

    Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного

    и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной

    промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют

    развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия –

    сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны,

    стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия

    уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И,

    поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка,

    естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их

    транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность

    держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и

    т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной

    картины.

    Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую

    очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе

    раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального

    предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с

    которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

    Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней

    перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия

    создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то

    образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной

    приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые

    обеспечивали первоначальное накопление капитала.

    Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятия

    создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов

    инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые

    предприятия.

    Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ

    ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают,

    либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в

    серьезного конкурента материнским предприятиям.

    Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним

    медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное

    отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.

    Здесь нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая

    конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или

    ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически

    монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское

    предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых

    разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно

    передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях,

    крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры,

    применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только

    такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах

    возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все

    взаимодействие на корню.

    Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-

    первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия

    решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых

    корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого

    предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного

    предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может

    расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных

    предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если

    крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.

    Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной

    политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по

    себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная

    промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда,

    очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в

    развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке

    малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно

    такие конструкции создавать нельзя.

    Глава II. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их

    решения

    § 1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе.*

    *-(все данные, приведенные в этой главе, являются предварительными итогами,

    установленными Госкомстатом России)

    Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не

    настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место

    в хозяйстве страны.

    Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ,

    наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По

    состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых

    предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост

    составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

    Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких

    отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

    (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым

    имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное

    питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых

    предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и

    на 11,4%).

    Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону

    увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения

    доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой

    деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным

    обслуживанием.

    О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой

    структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России,

    приведенные в таблице 1.

    Таблица 1

    (тыс. ед. на

    конец года

    в % к общему числу

    МП)

    Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 -

    1999гг.

    |Предприятия |1.01.96 г. |1.01.97 г. |1.01.98 г. |1.01.99 г. |

    | |Кол-во|% |Кол-во|% |Кол-во|% |Кол-во|% |

    |Всего | 877,3|100,0| |100,0 | 861,1| 100,0| 868,0| 100,0|

    | | | |828,0 | | | | | |

    |В том числе: | | | | | | | | |

    |Промышленные |128,5 |14,65|129,3 |15,62 |135,2 |15,7 |136,1 |15,7 |

    |Строительные |145,5 |16,58|137,0 |16,54 |136,1 |15,8 |137,5 |15,8 |

    |Торговли и |374,6 |42,70|353,1 |42,65 |386,3 |44,5 |386,1 |44,5 |

    |общепита | | | | | | | | |

    |Коммерческие |42,4 |4,83 |35,0 |4,23 |34,4 |4,0 |35,2 |4,0 |

    |Науки и |48,8 |5,56 |46,0 |5,55 |38,74 |4,5 |38,8 |4,5 |

    |научного | | | | | | | | |

    |обслуживания | | | | | | | | |

    Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка,

    объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать

    основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура

    распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец

    1998 г. представлена в таблице 2.

    Таблица 2

    Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.

    |Экономические районы |Количество предприятий |

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.