МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Протестантская концепция культуры предпринимательства Макса Вебера

    спасенности, если нет – значит, он обречен на погибель.

    Таким образом, оказывается, что зримым и наиболее надежным

    подтверждением спасенности верующего кальвиниста являются его успехи и

    доход. Чем больше получаемый доход и чем быстрее совершаемый оборот

    капитала, тем выше религиозная ценность всей деятельности и тем очевиднее

    спасенность ее субъекта. При этом особое значение приобретает денежное, то

    есть абстрактное, а не вещное, выражение коммерческого успеха, позволяющее

    сопоставлять результаты и оценивать степень богоугодности различных видов

    деятельности.

    Рациональность как базовая ценность буржуазной этики

    М. Вебер особо подчеркивает, что основным содержанием профессиональной

    деятельности предпринимателя-протестанта не может быть накопление капитала

    как такового. Напротив, истинный капитализм в веберовском понимании связан

    с рациональной регламентацией предпринимательской деятельности:

    «Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна

    капитализму, и еще менее его "духу". Капитализм может быть даже идентичным

    обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его

    рациональному регламентированию»[11].

    Главная и сущностная характеристика «духа капитализма» – это

    стремление к рациональному ведению хозяйства и рентабельности. При этом

    деятельность в целом ориентирована не на практические, а на идеальные цели

    –они подчинена идее спасения через аскетическое мирское служение Богу.

    Сущностью любой профессиональной деятельности у протестанта является

    ее рациональный, систематический характер, и этим его трудолюбие отличается

    от усердия традиционного ремесленника: «Не труд как таковой, а лишь

    рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу. В

    пуританском учении о профессиональном призвании ударение делается всегда на

    методическом характере профессиональной аскезы»[12]. Акцент на

    рациональности деятельности объясняется тем, что верующий в каждом событии

    своей жизни, в особенности профессиональной, усматривает знаки

    божественного предначертания, возможность оценить свои шансы на избранность

    и спасенность. Поэтому особое нравственное и религиозное значение для

    протестанта имеет рациональный образ жизни в целом.

    Чем больше удач, чем ощутимее и заметнее для окружающих его

    преуспеяние, чем последовательнее удается придерживаться нравственных

    заповедей, тем очевиднее милость Божья. Неудачи, поражения, ошибки

    воспринимаются как признаки богооставленности. Протестант учитывает эти

    знаки, постоянно подводит баланс «спасенности» и «погибели» как прихода и

    расхода в бухгалтерской книге. Рациональная калькуляция распространяется на

    все события и поступки, на отношения с людьми и с государственными

    институтами, с внешним миром, а также и на внутреннюю жизнь человека.

    Таким образом, вся жизнь протестанта превращалась в подобие делового

    предприятия, она вся рассматривается с точки зрения оценки богоугодности –

    строжайшая профессиональная аскеза сочетается с аскезой нравственной,

    бытовой и сексуальной – все направлено на служение Богу, никакие излишества

    не допускаются. С точки зрения «личного счастья», традиционного образа

    жизни и потребительского хозяйства такое самоограничение было

    иррациональным. Однако с точки зрения протестантских представлений о

    спасении оно необходимо и представляет собой единственно возможный путь

    служения Богу и познания своей судьбы.

    Рациональность как универсальный способ взаимоотношения с Богом

    определяет и отношение к миру. Оно не допускает вмешательства в жизнь и

    деятельность людей чувственно-эмоциональных, иррациональных явлений.

    Протестантизм в его кальвинистском варианте полностью исключает влияние

    чуда и магии на судьбу человека. Он даже отрицает церковные таинства как

    бессмысленную и кощунственную попытку повлиять на божественный промысел.

    Происходит, по выражению М. Вебера, расколдование мира.

    В основе «расколдования мира» лежит вера в абсолютную

    трансцендентность Бога и недоступность для человеческого познания его

    промысла. Это делает для протестанта невозможным мистическое проникновение

    в смыслы бытия, поэтому он, в отличие от мистиков, не озабочен «вечными

    вопросами». Но необходимость быть орудием Бога, преобразовывать мир во

    славу Его заставляют активно познавать реальные законы природы, и, более

    того, – применять их знание на практике. Следствием развития рационального

    отношения к миру было, в частности, то обстоятельство, что многие

    выдающиеся открытия и изобретения были сделаны на Востоке, но практическое

    применение получили на Западе.

    Конечно, было бы ошибочно сводить духовные истоки развития западного

    рационализма исключительно к протестантскому сознанию. Философия

    европейского Просвещения также утверждала рациональные методы философии и

    познания мира. Однако мировоззренческие основы этого рационализма были

    иными: он развивался из оптимистической веры в возможности человеческого

    рассудка, его способность преодолевать заблуждения, познавать и

    переустраивать мир на разумных и справедливых основаниях. Рационализму

    просветителей был чужд суровый пафос абсолютной греховности и ничтожности

    человека. Содержащийся в философии просветителей призыв к деятельному

    переустройству мира, к тому чтобы «возделывать свой сад» (Вольтер) не имел

    религиозной подоплеки, как в протестантизме.

    Оптимистической энергии Просвещения не было свойственно жесткое

    самоограничение в повседневной жизни. Но в контексте протестантской

    идеологии и морали рационализм приобрел специфические черты, существенным

    образом определившие сознание буржуазного общества. Так, особенностью

    суповой пуританской морали стало отрицание всех чувственно-эмоциональных

    форм культуры. Музыка, театр, спорт и т.д. с точки зрения рациональной

    калькуляции образа жизни осуждаются не только потому, что могут ввести в

    нежелательные непроизводственные расходы, но в первую очередь потому, что

    способствуют всплескам страстей, эмоциональной иррациональности, нарушающей

    методичную аскезу.

    Таким образом, рационализм был плодом не только Реформации, но и всей

    духовной и интеллектуальной жизни Запада. Как показывают современные

    исследования, в тех странах, где протестантский менталитет был особенно

    устойчив, даже после ослабления массовой религиозности рациональность,

    методичность, аккуратность, бережливость, высокая культура труда весьма

    устойчивы как нормы поведения. М. Вебер приводит в качестве образца

    протестантского сознания и самой последовательной рациональности Б.

    Франклина, который, хотя и был воспитан в протестантской семье, сам не был

    религиозен.

    Особенности капиталистической хозяйственной культуры

    Хозяйственная активность как религиозный долг

    Понятие долга в протестантской этике абстрактно, не конкретизируется и

    трактуется широко, как общая необходимость трудиться: «Не бездействие и

    наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней...

    Пустым, а иногда даже вредным занятием считается поэтому и созерцание, во

    всяком случае тогда, когда оно осуществляется в ущерб профессиональной

    деятельности. Ибо созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение его

    воли в рамках своей профессии»[13]. В рамках этой абстрактной необходимости

    каждый реализует свое призвание доступными ему средствами: капиталом и

    предпринимательской деятельностью или своей рабочей силой, непосредственным

    физическим трудом. В сознании протестанта стремление предпринимателя к

    наживе и усердный труд простого рабочего носят одинаково сакральный

    характер, что, в конечном счете, приводит к легитимизации эксплуатации.

    Отсутствие у человека профессии или возможности работать для

    протестанта означает, что он не выполняет систематически и непреложно

    своего божественного предназначения, не может почувствовать себя орудием

    Бога, а значит, ощутить свою спасенность. Это не только величайшее

    несчастье, но и грех, вина человека, который не прикладывает усилий для

    того, чтобы служить Богу.

    Протестантизм и ценности профессионализма

    Перед всесильным абсолютно трансцендентным Богом протестантов весь

    тварный мир представляется несоизмеримо ничтожным, никто из людей не может

    хоть сколько-нибудь приблизиться к Богу. Поэтому все оказываются одинаково

    греховными и несовершенными, а значит, равны в своих шансах на спасение. Из

    этого равенства шансов на спасение следует и одинаковая ценность и

    значимость каждой конкретной личности, ее освобождение от традиционной

    сословной и сакральной иерархии. Эмансипация личности в рамках религиозного

    сознания протестантов является важнейшей предпосылкой становления духовной

    структуры современного капиталистического общества, основой отношений

    свободного рыночного хозяйства и правового гражданского общества.

    Предприниматели и наемные рабочие в личностном плане равны. Рабочий,

    хотя его доход, безусловно, меньше, чем у предпринимателя, все же

    рационально и систематически трудится, являясь таким же орудием Бога в

    своей профессиональной аскезе, как и его хозяин. С другой стороны,

    протестантская этика решительно рвет с традиционным нравственным осуждением

    предприимчивости: нажитые честным рациональным предпринимательством деньги

    служат знаком Божьего благословения праведных трудов и поэтому достойны

    уважения. Более того, предприниматель предоставляет работу другим людям –

    по сути, обеспечивает им возможность выполнять их долг перед Богом – и это

    дело также весьма полезное и благое.

    Таким образом, рабочий и капиталист-предприниматель оказываются едины

    в мирской профессиональной аскезе, предприниматель со своими высокими

    доходами не противостоит рабочему, а просто является несколько более

    успешным и богоугодным.

    Нравственная легитимизация предпринимательства

    Важнейшим фактором, способствующим становлению капитализма на основе

    реформаторского религиозного сознания, является признание высокой

    нравственной ценности занятия бизнесом. При этом постоянное расширение

    производства приобретает характер морального и религиозного долга –

    неустанного служения Богу, его прославления повседневным продуктивным и

    прибыльным трудом и преобразования греховного мира во славу Его.

    М. Вебер подчеркивает отличие протестантской профессиональной аскезы

    от традиционной христианской, выраженной в учении отцов церкви и их

    интерпретациях Священного Писания. Так, слова апостола Павла «Если кто не

    хочет трудиться, тот и не ешь» у средневекового теолога Фомы Аквинского

    трактовались как императив для всего человеческого рода в целом, не

    распространяющийся на богатых людей, которые и без труда обладают всем

    необходимым. А протестант Бакстер подчеркивал, что богатство не освобождает

    от необходимости трудиться, напротив, оно является предпосылкой для более

    интенсивного труда.[14]

    Отношение протестантской этики к богатству и успеху

    Мы уже говорили о значении успеха как знака Божьего благословения.

    Неудачи и особенно бедность являются, напротив, знаком обреченности на

    погибель. Однако это не означает, что верующий в случае неудачи может

    предаваться отчаянию и бросить свои труды – напротив, он все равно должен

    прилагать все усилия, чтобы служить Богу как можно более прилежно и

    рационально, ибо внезапно пришедший успех может пробудить надежды на лучшую

    участь.

    Свидетельством успеха является доход, выраженный в деньгах, ибо такое

    его измерение лучше всего свидетельствует о Рациональности деятельности и

    служит абстрактной мерой для оценки богоугодности разных видов труда. Хотя

    все профессии равны перед Богом, как подчеркивает М. Вебер, престиж и

    желательность того или иного рода деятельности определяются его полезностью

    (как формой служения Богу) и доходностью, поскольку именно уровень дохода

    говорит об избранности.

    Бедность и нищета в протестантской культуре не только не несут

    позитивных моральных ценностей (как в традиционном христианстве и некоторых

    других религиях), но и не могут быть поводом для сострадания и тем более –

    благотворительности. Бедный неудачник отвержен Богом, и поэтому от него

    отворачиваются и люди. Нищие получают не сочувствие и помощь, а презрение,

    подвергаются преследованиям и гонениям – хорошо известны примеры из книг Ч.

    Диккенса.[15]

    Нравственное и духовное значение дохода в протестантской хозяйственной

    этике не ограничивается тем, что он является знаком избранности. Доход

    создает также условия, материальные предпосылки для дальнейшего служения

    Богу. Протестантская этика предписывает суровую аскезу в быту, отказ от

    роскоши и развлечений во имя дальнейшего расширения дела. Она не одобряет

    потребительского использования дохода – то, что нажито, должно быть не

    растрачено, а, напротив, преумножено во славу Божью. Историческая

    уникальность протестантской этики, благодаря которой она стала духовной

    предпосылкой капиталистического предпринимательства, состоит в том, что

    здесь создаются специфические ценностные ориентации на бесконечное

    инвестирование, бесконечное развитие производства.

    Духовные установки на расширение производства

    Как обращение к Богу в молитве не может иметь конец, так и служение

    Ему в миру не знает предела. Верующий не может перестать быть орудием Бога.

    Поэтому профессиональная деятельность протестанта, предпринимательская в

    том числе, не может прекратиться. Протестант-предприниматель не может

    остановиться на достигнутом, удовлетвориться накопленным капиталом, он

    должен распоряжаться данным Богом богатством исключительно для преумножения

    славы Божьей, а не для удовлетворения собственных потребностей.

    Таким образом, протестантизм создает уникальные духовны стимулы для

    расширенного воспроизводства, для постоянного наращивания капитала, но не

    ради богатства самого по себе, ради умножения славы Божьей и собственной

    уверенности спасении.

    Социокультурные особенности развитого индустриального капитализма

    Будущее протестантской этики глазами М. Вебера

    М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления

    первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная,

    религиозная мотивация предпринимательской деятельности, ее восприятие с

    точки зрения религиозного спасения души доминировала над стремлением к

    наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном

    западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из

    религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую

    ценность:

    «В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из

    этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не

    нуждается более в подобной опоре... В настоящее время стремление к

    наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает там,

    где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США, характер

    безудержной страсти, подчас близкой к спортивной»[16].

    Из протестантских этических ценностей лишь «представление о

    "профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных

    идей»[17]. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой

    профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как

    свидетельствуют современные социологические исследования, прямого

    соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой

    этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная

    протестантская традиция.

    Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а на

    своем собственном базисе. Если первоначально человек со своими целями,

    ценностями, стремлениями создавал капиталистическое хозяйство, то теперь

    оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ

    мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему свои нормы и

    «правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы

    должны быть таковыми».

    Литература

    1. Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и

    предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998

    2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

    -----------------------

    [1] Вебер М. и методология истории (Протестантская этика). Вып. 1. М.,

    1985, с. 35

    [2] там же, с. 68

    [3] там же

    [4] Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Вебер М. Избранные

    произведения. М., 1990, с. 47

    [5] там же, с. 53

    [6] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234

    [7] там же, с. 249

    [8] там же, с. 237

    [9] там же, с. 250

    [10] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и

    предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75

    [11] Вебер М. и методология истории (Протестантская этика). Вып. 1. М.,

    1985. Ч. 1, с. 28

    [12] М. Вебер. Избранные произведения. М., 1991, с. 190

    [13] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 186

    [14] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и

    предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 81

    [15] там же, с. 82

    [16] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207

    [17] там же

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.