Расчет себестоимости продукции и экономической эффективности предприятия по производству офисных стульев
основных фондов, выраженное в процентах, называется нормой амортизации.
Балансовая стоимость - та, по которой основные фонды числятся в
бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость оборудования берется с учетом
переоценки.
Таблица 3.9
Амортизационная стоимость оборудования
|№ |Наименование |Кол|Балансов| |Амор| |Амортиз|Аморти|
|п/| |-во|ая | |тиза| |ация в |зация |
|п | | |стоимост| |ция | |мес. |на ед.|
| | | |ь, руб. | |в | | | |
| | | | | |год | | | |
| | | |на ед. |всего |% |руб/год|руб/мес|руб/ед|
| | | | | | |(ст.5 | | |
| | | | | | |*ст.6 | | |
| | | | | | |/100) | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|1 |Гидравлический|1 |7 318,44|7 318,44|8% |585,48 |48,79 |0,05 |
| |трубогиб ТГ-20| | | | | | | |
|2 |Обдирочный |1 |1 233,69|1 233,69|10% |123,37 |10,28 |0,01 |
| |шлифовальный | | | | | | | |
| |станок 3В-853 | | | | | | | |
|3 |Вертик. |1 |3 200,00|3 200,00|8% |256,00 |21,33 |0,02 |
| |сверлильный | | | | | | | |
| |станок 2Н-125 | | | | | | | |
|4 |Электросварочн|1 |2 350,00|2 350,00|13% |305,50 |25,46 |0,03 |
| |ый аппарат | | | | | | | |
|5 |Верстак |2 |865,00 |1 730,00|15% |259,50 |21,63 |0,02 |
| |столярный | | | | | | | |
|6 |Верстак |2 |1 010,00|2 020,00|15% |303,00 |25,25 |0,03 |
| |слесарный | | | | | | | |
|7 |Компьютер |1 |12 |12 |13% |1560,00|130,00 |0,13 |
| | | |000,00 |000,00 | | | | |
| |ИТОГО |9 |27 |29 | |3 |282,74 |0,28 |
| | | |977,13 |852,13 | |392,84 | | |
Амортизационные отчисления транспортных средств считаются исходя из
мощности двигателя и пробега.
Таблица 3.10
Амортизационная стоимость транспортных средств
|№ |Наименовани|Кол|Балансовая| |Амортиз. |Амортиз. |Ам. |
|п/|е |-во|стоимость,| |стоимость |стоимость|ст-ть |
|п | | |руб. | |в год |в мес. |на ед. |
| | | |на ед. |всего | | | |
|1 |Газель |1 |95 670,00 |95 670,00 |11 480,40 |956,70 |0,96 |
|2 |Погрузчик |1 |61 280,00 |61 280,00 |7 353,60 |612,80 |0,61 |
| |ДВ-1792 | | | | | | |
| |ИТОГО |2 |156 950,00|156 950,00|18 834,00 |1 569,50 |1,57 |
3.3.6. Сводная ведомость РСЭО
Таким образом, сметным методом был произведен расчет затрат на
содержание и эксплуатацию оборудования. Общая сумма РСЭО составила 27,15
руб. на единицу выпускаемой продукции (325 805,25 руб/год или 27 150,444
руб/мес.).
Из рис. 3.1 видно, что наибольшую долю в РСЭО составляет заработная
плата обслуживающего персонала (51%) и отчисления на социальные нужды
(19%). Топливо, смазочные и обтирочные материалы составляют 16%,
амортизация 7%. Малая доля электроэнергии (3%) в составе РСЭО объясняется
спецификой производства офисных стульев - производство не является
энергоемким.
Таблица 3.11
Сводная ведомость
расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)
в руб.
|№ |Наименование статьи затрат |Сумма |Сумма |Сумма |
|п/п| |затрат в |затрат в |затрат на |
| | |год |мес. |ед. |
|1 |Стоимость электроэнергии на |11 114,29 |926,19 |0,93 |
| |приведение в движение рабочих | | | |
| |частей оборудования | | | |
|2 |Стоимость топлива для транспортных|49 115,09 |4 092,92 |4,09 |
| |средств | | | |
|3 |Стоимость смазочных материалов |1 206,50 |100,55 |0,10 |
|4 |Стоимость обтирочных материалов |1 836,00 |153,00 |0,15 |
|5 |Стоимость быстроизнашивающихся |3 160,00 |263,33 |0,26 |
| |инструментов | | | |
|6 |Стоимость мерительного и прочего |6 375,00 |531,25 |0,53 |
| |инструмента | | | |
|7 |Затраты на текущий ремонт |2 589,13 |215,76 |0,22 |
| |оборудования и транспорта | | | |
|8 |Амортизация оборудования |3 392,84 |282,74 |0,28 |
|9 |Амортизация транспорта |18 834,00 |1 569,50 |1,57 |
|10 |Зар. плата (основная и дополнит.) |166 800,00|13 900,00 |13,90 |
| |вспомогат. рабочих, обслуживающих | | | |
| |оборудование: ремонтника, | | | |
| |водителей, уборщика | | | |
|11 |Отчисления на соц.нужды (36,8% от |61 382,40 |5 115,20 |5,12 |
| |з/платы) | | | |
| |ИТОГО РСЭО |325 805,25|27 150,44 |27,15 |
Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования на
единицу выпускаемой продукции составляют 27,15 руб.
Процент РСЭО к заработной плате основных рабочих составляет:
27,15 руб. / 50,2 руб. = 54,1%.
3.4. Общецеховые (общепроизводственные) расходы
Общецеховые, или так называемые общепроизводственные расходы (ОПР),
включают затраты по содержанию помещений, а также затраты связанные с
организацией, обслуживанием и управлением производством. Сюда входит ряд
статей:
«Содержание цехового персонала»;
«Содержание зданий, сооружений и инвентаря»;
«Текущий ремонт зданий и сооружений»;
«Амортизация зданий, сооружений и инвентаря»;
«Расходы по охране труда»;
«Возмещение износа малоценного и быстро изнашивающего инвентаря»;
«Прочие затраты».
ОПР являются условно-постоянными затратами, т.к. они напрямую не
зависят от объема выпуска продукции. Примером тому может служить арендная
плата или заработная плата директора. Эти выплаты будут производиться в
полном размере даже при значительном снижении производства продукции.
На практике в большинстве случаев рассчитывается смета общецеховых
расходов и делится на заработную плату основных производственных рабочих.
Таким образом, находится процент накладных общецеховых расходов для
отнесения их стоимости на единицу готовой продукции. Если объем
производства будет падать, то пропорционально уменьшится и заработная плата
основных рабочих. В этом случае отношение суммы общецеховых расходов и
заработной платы основных рабочих будет больше, чем в первом случае.
Рассчитаем некоторые из вышеперечисленных статей общецеховых расходов
для предприятия по производству офисных стульев ООО «Падишах-Комфорт».
Как уже было сказано выше, помещение предприятие ООО «Падишах-
Комфорт» арендует у ОАО «КАМАЗ» (ОАО «КАМАЗ» сдает неиспользуемые и
простаивающие помещения и оборудование). Ежемесячно начисляется арендная
плата, которая уплачивается ОАО «КАМАЗ».
Арендная плата включает в себя сумму амортизации здания, налог на
имущество и арендный процент. Расчет ведется именно таким образом (а не
через сумму арендной платы на 1 кв.м.), потому что наше предприятие
занимает данное небольшое здание целиком и другие арендаторы отсутствуют.
Расчет арендной платы здания:
Балансовая стоимость здания - 500 000 руб.
Накопленный износ - 150 000 руб.
Остаточная стоимость (разница балансовой стоимости и накопленного
износа) = 500 000 руб. – 150 000 руб. = 350 000 руб.
Сумма амортизации (1% от балансовой стоимости) =
500 000 руб. * 0,01 = 5 000 руб/год.
Налог на имущество (2% от остаточной стоимости) =
350 000 руб. * 0,02 = 7 000 руб/год.
Арендный процент (0,01% от балансовой стоимости) =
500 000 руб. * 0,0001 = 50 руб/год.
Арендная плата (в год) = сумма амортизации + налог на имущество +
арендный процент =
5 000 + 7 000 + 50 = 13 050 руб/год
Арендная плата (в мес.) = 13 050 руб/год / 12 мес = 1 087,5 руб/мес.
Арендная плата (на ед.) = 1 087,5 руб/мес / 1000 шт. = 1,09 руб/ед.
Сумма затрат на освещение помещений (световая электроэнергия) была
рассчитана в п. 3.3.1 и составила 17 602,79 руб/год (1 466,90 руб/мес.) или
1,47 руб. на единицу продукции.
Расход средств на отопление определяется на основе соответствующих
норм и нормативов исходя из объема отапливаемого помещения и
продолжительности отопительного сезона в году:
. нагрузка на объем помещения (9,2 т. м. куб.) = 0,004 Гкал/час;
. время использования:
8 мес/год по 30 дн/мес (24 час/сутки) = 5760 час/год;
. тариф теплоэнергии – 158 руб за Гкал/час;
. сумма затрат на теплоэнергию в год:
0,004 * 5760 * 158 = 3640,32 руб/год;
. сумма затрат на теплоэнергию в месяц:
3640 / 12 = 303,36 руб/мес;
. сумма затрат на теплоэнергию на ед.: 303 / 1000 шт. = 0,30 руб/ед.
Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды рассчитывается на основе
норм на одного работающего:
. нагрузка на 1 человека - 0,025 куб.м в сутки;
. время использования - 246 сут/год (как на освещение);
. количество работающих - 21 человек;
. тариф – 0,56 руб / куб.м;
. сумма затрат на воду в год:
0,25 * 246 * 21 чел. * 0,56 = 723,24 руб/год;
. сумма затрат на воду в месяц: 723,24 / 12 = 60,27 руб/мес;
. сумма затрат на воду на ед.: 60,27 / 1000 шт. = 0,06 руб/ед.
Спецодежду работников предприятие обновляет каждый год. Кроме того,
необходимо произвести расчет мыла (гигиена работников).
Таблица 3.12
Расчет потребности в спецодежде
|№ |Наименование |Кол-|Потр|Норма |Цена |Сумма, |Сумма, |Сумма,|
|п/п| |во |ебно|расход| |руб/год|руб/мес|руб/ед|
| | |раб.|сть |а, | | | |. |
| | | |в |шт/год| | | |прод. |
| | | |год | | | | | |
| | | |на 1| | | | | |
| | | |раб.| | | | | |
|1 |Костюм х/б |16 |1 |16 |156,0|2 |208,00 |0,21 |
| | | | | |0 |496,00 | | |
|2 |Халат х/б |5 |1 |5 |75,00|375,00 |31,25 |0,03 |
|3 |Ботинки |19 |1 |19 |180,0|3 |285,00 |0,29 |
| | | | | |0 |420,00 | | |
|4 |Рукавицы |18 |12 |216 |8,00 |1 |144,00 |0,14 |
| | | | | | |728,00 | | |
|5 |Перчатки |18 |12 |216 |6,00 |1 |108,00 |0,11 |
| | | | | | |296,00 | | |
|6 |Сварочная маска |2 |1 |2 |70,00|140,00 |11,67 |0,01 |
|7 |Защитные очки |11 |1 |11 |15,00|165,00 |13,75 |0,01 |
| |Итого | | | | |9 |801,67 |0,80 |
| | | | | | |620,00 | | |
Расчет потребности затрат на мыло:
4. численность, потребляемая мыло(осн. и вспом. рабочие) – 18 чел.;
5. расход на 1 раб. – 125 гр. в месяц;
6. цена - 5 руб. (кусок 250 гр);
7. сумма затрат на мыло в мес. – 18 * 125 *5 /250 = 45 руб/мес.;
8. сумма затрат на мыло в год – 45 *12 мес. = 540 руб/год;
9. сумма затрат на мыло на ед. продукции – 540 / 12000 = 0,05 руб/ед.
Затраты по статьям «Заработная плата цехового персонала» и
«Отчисления на социальные нужды» отсутствуют. Как такого цехового персонала
на нашем малом предприятии нет, и все расходы, связанные с оплатой труда
вспомогательных рабочих по производству офисных стульев были отнесены в
статью «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования».
К прочим общецеховым расходом в данном случае можно отнести:
текущий ремонт здания и помещений (в том числе ремонт кровли, осветительно-
отопительной системы, водоснабжения);
возмещение износа малоценного и быстро изнашивающегося инвентаря (в том
числе мел для разметки винилискожи, ведра, тряпки, кисти, швабры, чистящие
средства для уборки помещений, необходимая мебель для работников);
расходы на содержание здания и помещений (в том числе оплата услуг
санэпидемстанции города по обработке помещений от грызунов);
расходы на тарные материалы (в том числе тара и емкости для перемещения
полуфабрикатов внутри цеха и складирования готовых офисных стульев) и
другие.
Эти прочие общецеховые расходы можно принять равными 10% от
заработной платы основных рабочих на единицу продукции:
50,2 руб. * 10% / 100 = 5,02 руб/ед.
Таблица 3.13
Сводная ведомость общецеховых расходов
в руб.
|№ |Наименование статьи затрат |Сумма |Сумма |Сумма |
|п/п| |затрат в |затрат в |затрат |
| | |год |мес. |на ед. |
|1 |Аренда здания |13 050,00 |1 087,50 |1,09 |
|2 |Расходы на освещение помещений |17 602,79 |1 466,90 |1,47 |
|3 |Расходы на отопление помещений |3 640,32 |303,36 |0,30 |
|4 |Расход средств на воду для |723,24 |60,27 |0,06 |
| |промышленно-бытовых нужд | | | |
|5 |Расходы на спецодежду |9 620,00 |801,67 |0,80 |
|6 |Расход средств на мыло |540,00 |45,00 |0,05 |
|7 |Прочие общецеховые расходы (10% |60 240,00 |5 020,00 |5,02 |
| |от з/платы осн. рабочих) | | | |
| |ИТОГО общецеховые расходы |105 416,35 |8 784,70 |8,79 |
Таким образом, общецеховые расходы на единицу выпускаемой продукции
составляют 8,79 руб.
Процент же общих накладных общецеховых расходов к заработной плате
основных рабочих составляет: 8,79 руб / 50,2 руб = 17,5%.
3.5. Общезаводские (общехозяйственные) расходы
К общезаводским, или так называемым общехозяйственным расходам (ОХР),
относятся заработная плата административно-управленческого персонала,
расходы на служебные командировки, общезаводской инвентарь и др.
Общецеховые расходы рассчитываются аналогично общецеховым (процентом
от заработной платы основных рабочих). Они также являются условно-
постоянными затратами, и напрямую не зависят от объема выпуска продукции.
Заработная плата руководителей, специалистов и служащих (РСиС), т.е.
управленческо-административного аппарата была определена выше.
В общехозяйственные расходах также считаются налоги, включаемые в
себестоимость (налог на приобретение транспортных средств законодательно
отменен; все ставки взяты на 01.01.2002 г.):
1. Налог на пользователей автодорог (1% от суммы реализации (выручки)
без НДС. Сумму реализации (выручки) рассчитаем на основании
годовой программы выпуска офисных стульев (12000 шт.) и рыночной
цены (в среднем такие стулья на рынке стоят по 450 руб. без НДС):
Сумма налога в год: 12000 шт. *450 руб. *1% /100 = 54 000 руб/год.
Сумма налога в мес.: 54 000 / 12 мес. = 4 500 руб/мес.
Сумма налога на ед.: 4 500 / 1000 шт. = 4,5 руб/ед.
2. Налог с владельцев автотранспортных средств (начисляется в
зависимости от мощности двигателя). Для а/м «Газель» мощностью 100
лош.сил – ставка 2 руб. с 1 л.с. в год (по РТ):
Сумма налога с владельцев а/т средств в год: 2 руб * 100 л.с. = 200
руб/год.
Сумма налога с владельцев а/т средств в мес.: 200 /12 = 16,67 руб/мес.
Сумма налога с владельцев а/т средств на ед.: 16,67 /1000 = 0,02 руб/ед.
С погрузчика данный налог не платится.
3. Плата за услуги по пожарной безопасности – 0,2% от стоимости
основных фондов и прочих материальных ценностей,
откорректированных с учетом их огнестойкости (корректирующий
коэффициент 1,4 - 1,7):
Плата за услуги по пожарной безопасности в год:
(29 852,13 + 156 950,00) * 1,5 * 0,2% /100 = 560,41 руб/год.
В мес.: 560,41 / 12 = 46,7 руб/мес.
На ед.: 46,7 / 1000 = 0,05 руб/ед.
(где 29 852,13 и 156 950,00 руб. – стоимость оборудования и
транспортных средств соответственно).
К прочим общезаводским расходом в данном случае можно отнести:
расходы на служебные командировки директора (в том числе по поиску и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|