МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

    приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие

    ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка,

    достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

    Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира

    предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к

    тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них

    допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы

    прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую

    прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является

    источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем

    эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей,

    наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что

    даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в

    иерархии целей предпринимателя.

    Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к

    обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей

    предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в

    уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять

    предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время,

    реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность

    от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение

    этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном

    счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность

    прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами

    предпринимательской функции.

    1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательства

    Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то

    окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма,

    расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося

    продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего.

    Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была

    торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было

    ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на

    использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а

    источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок

    товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание

    предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных

    неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой

    степенью риска.

    По мере углубления товарного характера общественного хозяйства,

    особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной

    сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального

    производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск

    наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства

    становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности

    повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее

    рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией

    собственника.

    Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли

    нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства

    установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в

    предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся

    условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования,

    предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто

    рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа

    хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.

    Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной

    деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее

    полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая

    на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями.

    Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью

    становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой

    устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата

    можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что

    предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его

    участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной

    интеграции.

    По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка.

    Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догматах

    христианства печать морально-этической неполноценности предпринимательской

    деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение

    столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его

    размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность,

    направленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься

    иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда

    рациональное использование ресурсов и новаторство определяющими факторами

    устойчивого экономического роста, общественное восприятие

    предпринимательской деятельности становится более адекватным. Конечно, было

    бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность.

    Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его

    приобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную

    работу.

    2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе

    Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:

    V производственную;

    V коммерческую;

    V финансовую;

    Производственное предпринимательство распространяется в основном на

    производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на их обмен, а

    финансовое – на обращение, обмен стоимостей.

    В сознании многих советских людей сложился стереотип негативных

    представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об

    антиобщественной, нетрудовой и противозаконной деятельности, прозванной в

    народе спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.

    В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники

    государственной торговли реализуют по повышенным ценам товары, которые

    должны продаваться по государственным ценам. В этом случае предприниматель

    получает дополнительную плату за реализацию данной продукции, а по существу

    взятку за продажу дефицитного товара [1].

    Подобная деятельность должна преследоваться и наказываться. Но

    несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения правовых норм

    коммерческого предпринимательства не позволяет провести чёткую грань между

    законной и противозаконной коммерцией.

    Коммерческое предпринимательство включает:

    V найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования,

    продажи товара, проведение рекламной работы, оформления необходимых

    документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;

    V приобретение, закупку товара для последующей продажи;

    V найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и

    реализации товаров;

    V привлечение денежных средств в кредит для финансирования и последующий

    возврат кредита с процентами;

    V получение или приобретение необходимой информации для успешного

    планирования, оформления, регулирования сделки;

    V реализацию товаров и получение прибыли;

    V реализацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и местным

    финансовым органам.

    Финансовое предпринимательство относится к особым видам

    предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический

    товар – деньги, валюта, ценные бумаги.

    Общая схема финансовой предпринимательской сделки похожа на схему

    коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные

    бумаги. Специфичным видом финансового предпринимательства является выпуск

    собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг.

    Эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает в качестве финансового

    товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности.

    Подобная форма предпринимательства пригодна в основном

    предпринимателей предприятий, а не для отдельных граждан, хотя в будущем

    она может получить широкое распространение в стране.

    Предпринимательство может осуществляться:

    V без образования юридического лица;

    V с образованием юридического лица;

    V без использования наёмного труда;

    V с использованием наёмного труда.

    Право распоряжаться государственной формой собственности

    соответствующим министерствам и ведомствам и ведомствам республики. Но

    государство и его органы не несут ответственности по обязательствам

    государственного предприятия. Предприятие, в свою очередь, не отвечает по

    обязательствам государства и его органов.

    Однако предприятие любой формы собственности равно как любой

    предприниматель несёт ответственность за несоблюдение требований и норм по

    рациональному использованию, восстановлению и охране природных ресурсов, а

    также возмещает ущерб, причинённый в результате его деятельности.

    3 Государственная поддержка предпринимательства

    В республике гарантируется:

    V право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской

    деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой

    деятельности имущества;

    V защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в

    соответствии с законодательством страны и договорами;

    V научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

    V страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника

    и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с

    ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

    Для повышения эффективности и широкого распространения

    предпринимательской деятельности государство создаёт информационные,

    консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие

    фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

    Причины, по которым небольшие предпринимательские коллективы (без

    специальных мер государственной поддержки) не могут быть равноправными и

    равносильными конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:

    V их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-

    производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают

    услуги;

    V зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от

    предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;

    V неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов

    производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.

    Учитывая эти и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана

    Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства,

    образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Программа

    включает:

    V создание целостной системы правовых, экономических, финансовых,

    информационных, технологических и других условий для развития

    предпринимательства;

    V организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской

    деятельности;

    V меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.

    Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей

    формируются за счёт:

    V отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений,

    организаций и предпринимателей;

    V средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и

    предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных

    задач;

    V ассигнований из республиканского бюджета;

    V банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

    V иных поступлений и доходов.

    Фонд осуществляет:

    V финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием

    предпринимательской деятельности;

    V финансовую поддержку территориальных программ развития

    предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и

    другие виды финансовой поддержки предпринимательства;

    V установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и

    другими организациями зарубежных стран.

    Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц

    в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным

    законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов.

    Предприниматель имеет право обращаться в суд или хозяйственный суд с

    заявлением о признании недействительными и правомерными актов

    государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся

    его деятельности [8].

    Убытки, причинённые предпринимателю в результате выполнения указаний

    государственных или иных органов возмещаются этими же органами. Споры о

    возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией [14].

    4 Оценка эффективности деятельности субъектов малого

    предпринимательства в Республике Беларусь

    4.1 Анализ состояния предпринимательства в РБ

    Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси? Уверенное и

    целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы его проблемы: сбыт,

    технологии, конкуренции, налоги, контролёры или бандиты? Кто ему друг:

    западный инвестор, предпринимательские союзы – независимые и

    пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик? [5, с.11]

    Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность

    микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих

    предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования

    разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики

    Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт

    средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных

    “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования

    Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [7, с.21].

    В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78 тыс. юридических лиц

    негосударственной собственности(в том числе около 23 тыс. малых

    предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования юридического

    лица.

    Президент отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают

    эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы

    роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной

    капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий.

    Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в

    государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.

    Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться

    частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового

    капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-

    профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и

    учреждениях довольно низкие [8, c. 11].

    По данным на 01.01.2000г. в республике работало 26787 малых предприятий

    негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998г.;

    количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило

    5042 ед. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры

    поддержки малого предпринимательства [5]

    Удельный вес убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что

    на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это самая высокая

    доля убыточных предприятий за последние 4 года [5].

    К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых

    предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса,

    отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего

    законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность

    чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

    Негативное влияние на рост численности субъектов хозяйствования оказала

    приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов хозяйствования в

    1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении

    государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования”,

    исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации.

    Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур,

    функционирующих в сфере предпринимательства, в связи с введением рентного

    сбора, при реализации внешнеторговых товарообменных операций,

    выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов (продукции). При высокой

    инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных средств

    предприятий.

    Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных

    тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось

    количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского

    хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого

    предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в

    1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий,

    возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3

    раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области

    торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности

    малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных

    промышленных структур [4, с. 43].

    Все мероприятия государственной программы, необходимой для

    осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом

    значимости и последовательности можно объединить в три блока:

    V создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

    V содействие решению основных проблем малых предприятий;

    V ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных

    территорий.

    4.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

    Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование

    предпринимательства:

    V преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность

    в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего

    количества предприятий;

    V недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная

    нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к

    долгосрочным инвестициям;

    V вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-

    технического прогресса, их неспособность переломить негативные

    последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

    V «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их

    «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд,

    что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных

    затрат;

    V отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов

    малого предпринимательства.

    Минским городским территориальным комитетом предпринимательства и

    инвестиций совместно с Минским НИИ социально-экономических и политических

    проблем было проведено комплексное исследование состояния и перспектив

    развития предпринимательской деятельности в столице нашей республики.

    Руководители малых предприятий города Минска, принявших участие в

    опросе свидетельствуют, что наиболее благоприятными для создания малых

    предприятий были 1991-1993 годы.

    До 1995 года включительно предпринимательские структуры не испытывали

    серьёзных проблем в процессе своего функционирования, поэтому в 1991-1994

    гг. закрылось примерно по 5% предприятий. В последующие годы ситуация

    заметно ухудшилась: стало закрываться всё больше предприятий. К главным

    причинам ликвидации малых предприятий большинство опрошенных

    предпринимателей относит внешние обстоятельства и только 27% опрошенных

    видит их во внутренних проблемах самих предприятий.

    Финансовая проблема в различные периоды деятельности негосударственных

    предприятий являлась наиболее актуальной. В настоящее время наблюдается её

    заметное обострение: если на стадии становления малого бизнеса в качестве

    главной трудности называли финансовую 38,1% руководителей, то сейчас так

    считает уже 47,6%.

    На этапе становления были также проблемы с поиском и арендой помещения

    (19%), закупкой необходимого оборудования (19,8%), поиском рынка (19,2%),

    кадрового и информационного обеспечения (по 12,5%).

    Рис. 1 – Планы МСБ Беларуси на ближайшее будущее (% опрошенных). 1 –

    поиск новых покупателей; 2 – расширение бизнеса; 3 – сохранение

    достигнутого; 4 –внедрение новых технологий и улучшение качества товаров; 5

    – поиск новых иностранных поставщиков; 6 – поиск новых рынков;

    7 – открытие филиала; 8 – приобретение недвижимости в процессе

    приватизации; 9 – открытие предприятия; 10 – открытие

    предприятия за границей; 11 – инвестировать за границу; 12 – продать

    предприятие; 13 – изменить сферу деятельности бизнеса.

    Исследование позволило выявить мотивы, побуждающие респондентов к

    открытию своего дела. Это – желание заработать хорошие деньги; быть

    независимыми; создать себе высокую деловую репутацию; полнее использовать

    знания, квалификацию; реализовать свои личные качества; внести вклад в

    решение важных для общества проблем; потеря основного места работы. Таким

    образом на первом месте находится материальный интерес.

    Предпринимательству в Беларуси – 10 лет. Министерству

    предпринимательства и инвестиций, его областным комитетам – 5. Возраст хоть

    и детский, но что-то уже удалось сделать.

    Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е

    годы за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма

    влиятельный элемент рыночной экономики.

    Развивать предпринимательство оказалось очень трудно. Мешает

    несогласованность союзного и республиканского законодательства. Мешает

    былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной

    культуры, самой личности – винтика, которая разучилась мыслить категорией

    «Я» и непрерывно срывается на идеологию «МЫ». Мешает иждивенческий

    распределительный принцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и

    ставший у нас бесспорной идеологией. Практически это религиозная вера в

    возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны

    каждого человека [10, с. 4].

    На первых этапах негосударственный сектор был представлен

    преимущественно кооперативами, арендными и совместными предприятиями, а

    также лицами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. С

    1992г. возросла роль малых предприятий в экономике. Доля занятых на малых

    предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996г. до

    7,3% в 1999г.

    За последние годы темпы роста малого предпринимательства и его

    эффективности замедлились. Снизился уровень рентабельности малых

    предприятий: с 17,0% в 1998г. до 15,7% в 1999, в том числе частных – с

    18,2% до 17,2% соответственно.

    Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего

    проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам

    собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их

    очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения

    уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что

    на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не

    административными методами. Попытки волевого руководства развитием

    предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов

    или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором

    случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений [9, с. 7].

    Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на

    ближайшую перспективу являются:

    V применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

    V сокращение числа лицензированных видов деятельности;

    V гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий,

    работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных

    организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические

    и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

    V гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент

    регистрации предприятия в течение установленного законодательством

    периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление

    перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

    V расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых

    предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более

    продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому

    обеспечению, бесплатное консультирование;

    V активизация государственной поддержки субъектов малого

    предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

    V создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков

    малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;

    V повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого

    бизнеса.

    В настоящее время в РБ малому бизнесу уделяется значительное внимание:

    приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной

    поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и

    фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон,

    научно-технологических парков и инновационных центров [3, с. 80].

    Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных

    предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с

    действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается,

    следовательно, поиск действенных и эффективных организационных

    экономических инструментов государственной политики поддержки малого

    бизнеса по-прежнему актуален.

    Всё вышесказанное позволяет сделать заключение, что можно и нужно

    работать на благо себя, государства и общества в целом.

    Заключение

    В своей работе автор постарался охарактеризовать малое

    предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности

    малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его

    проблемы.

    Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие,

    автор выяснил, что основным критерием разделения предприятий является

    количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли,

    которой принадлежит предприятие.

    Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно

    широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что

    она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает

    абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

    Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в

    экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как

    с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная

    позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

    Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером.

    Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и

    исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля

    оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого

    бизнеса.

    Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая,

    характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в

    ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая

    раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как

    личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна

    в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более

    рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

    Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь

    при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое,

    из которого нельзя исключать отдельные части.

    Автор выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве

    основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю

    Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-

    посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей

    экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность

    и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное

    отношение к малому предпринимательству государства и общества, также

    является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение

    меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес

    оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему

    финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как

    следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

    Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно

    заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не

    хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно

    высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

    Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Беларуси – уже

    реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой

    сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.

    Список использованных источников

    1. Атапина Н. Как помочь малому бизнесу в Беларуси // Финансы, учёт, аудит

    – 1999 – с.35

    2. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт - Мн.:

    Экоперспектива - с. 95

    3. Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах //

    Белорусский экономический журнал – 2000. - №1 – с. 80 – 88

    4. Экономический бюллетень: Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ.

    – 2000 - №8. – с. 51

    5. Романчук Я. Лицо Белорусского бизнеса // Белорусская газета – 2000 - №18

    – с. 11 – 12

    6. Гриб В. История развития предпринимательства // Предпринимательство в

    Беларуси – 1998 - №9 – с.48 – 51

    7. Афёровский Д. Предприниматели нуждаются в инвестициях //

    Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10 – с. 21 – 24

    8. Гриб В. Предпринимательство – болезнь, которую не надо лечить //

    Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10 – с. 11 – 16

    9. Национальная экономическая газета – 2000 - №10 – с. 7

    10. Радаев в. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность.

    // Вопросы экономики – 1996 - №7 – с. 4-5

    11. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности

    – Гомель – 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие» - с. 13

    12. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной

    экономикой. // Российский экономический журнал – 1995 - №12 – с. 5-7

    13. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.: Банки и

    биржи, 1998. – с. 29

    14. Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Вопросы статистики. –

    1999 - №8 – с.47

    -----------------------

    [pic]

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.