МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специальные экономические зоны

    "Янтарь" возможны различные формы хозяйственной деятельности иностранных

    фирм. Так, многие польские и австрийские фирмы выразили интерес к

    возможностям создания консигнационных складов, что представляет несомненный

    интерес для государств, не имеющих выхода к морю, а также для таких

    соседских стран, как Польша. Как и ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы

    хозяйственного развития, проявляют интерес многочисленные банки, желающие

    участвовать в создании совместных банков. Такие предложения были сделаны

    банками Польши, Италии и США.

    Хозяйственная деятельность в зоне осуществляется без каких-либо

    ограничений. Исключение сделано Положением в отношении хозяйственной

    деятельности, связанной с использованием расположенных на территории зоны

    месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. В

    этих случаях применяется действующее в России специальное законодательство.

    Необходимо отметить, что такой особый режим применяется в Российской

    Федерации в этих случаях по отношению ко всем зонам. В Указе Президента

    Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию

    свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской федерации" было

    специально предусмотрено, что условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для

    иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой,

    эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных

    ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской экономической

    зоны, определяются соответствующим законодательством и

    нормативными актами Российской Федерации.

    Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять

    посреднические и бартерные операции, которые производятся в этой зоне с

    товарами и услугами (п. 10). Экспорт произведенных в зоне товаров, а также

    импорт не подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров,

    которые предусмотрены установленным законодательством перечнем.

    В отношении подлежащих лицензированию товаров, производимых в зоне, возник

    вопрос о предоставлении права на их лицензирование администрацией зоны.

    Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в

    отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по

    развитию и использованию янтаря получила право выдавать лицензии на

    разработку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в

    зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на территории

    свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п. 19).

    Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и импортируемые товары,

    которые используются для производства продукции или еализации на месте,

    освобождаются от уплаты таможенной пошлины (п. 21). В первые пять лет

    функционирования зоны полученная предприятием с иностранными инвестициями

    валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении, за исключением

    10% выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и 10% — в фонд

    социальной защиты населения (п. 27).

    Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт

    товаров через территорию свободной экономической зоны.

    Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Согласно ст. 41 ЗИИ

    России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим,он заключается в

    том,что иностранные инвесторы преприятия с иностранными инвестициями

    облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за

    границу прибыль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых

    ставок, действующих на территории России для этого вида налогоплательщиков.

    В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы:

    1) все предприятия в зоне освобождаются от уплаты налога на экспорт

    продукции, производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при

    производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в

    течение первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся

    в ней предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными

    инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с

    объемом экспорта не менее 30 % годового объема производства введены

    налоговые каникулы сроком до 5 лет в отношении уплаты налогов и перевода

    части прибыли за границу, установлено взимание налога на прибыль не более

    16%, за исключением части прибыли, переводимой за границу (п. 25).

    Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие

    производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается

    от налогообложения (п. 26).

    Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия

    закона о свободных экономических зонах Российской Федерации сохранен тот

    порядок налогообложения, который был установлен Законом России об

    иностранных инвестициях и положениями о свободных экономических зонах.

    Следовательно, установленный в Российской Федерации общий порядок

    налогообложения, на основе которого иностранные инвестиции и предприятия с

    иностранными инвестициями были лишены некоторых действовавших ранее льгот,

    на налогообложение в свободной экономической зоне не распространяется.

    Иными словами, основные налоговые льготы сохраняются только для свободных

    зон.

    Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г.

    разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных экономических

    зонах не должны применяться.

    Из установленных Законом об иностранных инвестициях России льгот наиболее

    существенны следующие: пониженные ставки для пользования землей и иными

    природными ресурсами, право на долгосрочную аренду сроком на 70 лет с

    правом субаренды, возможность введения упрощенного порядка въезда и выезда

    иностранных граждан, в том числе и безвизового. Для зоны "Янтарь", как и

    для ряда других

    зон, упрощенный порядок въезда и выезда введен Положением о зоне (п. 35).

    Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система начисления зарплаты

    в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и

    выплаты в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек и других

    безналичных платежей для

    использования в специальных магазинах зоны и за рубежом. Мы подробно

    изложили Положение о свободной экономической зоне "Янтарь", утвержденное в

    сентябре 1991 г. Но, как отмечалось в ряде публикаций, многие пункты этого

    Положения не удалось реализовать на практике(7).

    Поэтому большое значение в этой связи имеет Указ Президента Российской

    Федерации от 7 декабря 1993 г. о Калининградской области. В Указе

    предусмотрено, что предприятия с иностранным участием, созданные в 1992

    году, получают налоговый кредит сроком на 10 лет с момента получения

    объявленной прибыли, если они действуют в сфере материального производства.

    Другие предприятия, занятые производством промышленной,

    сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, если доля

    этой продукции у предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит на 5

    лет, остальные предприятия — на 4 года. При этом изменения в налоговом

    законодательстве должны распространяться в последующем на область лишь при

    согласии ее компетентных органов. Снимаются ограничения на регистрацию СП.

    Товары, произведенные в Калининградской области, освобождаются от

    экспортных пошлин на 10 лет.

    Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с них взимаются.

    Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу, по-прежнему должны

    устанавливаться федеральными органами.

    2.5. Правовое положение СЭЗ.

    В свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего

    государства (гражданское, хозяйственное, трудовое и т.д.), за исключением

    тех изъятий, которые установлены законодательными актами об иностранных

    инвестициях, законами о СЭЗ (если они имеются) и положениями о конкретных

    зонах. Особое значение для регулирования хозяйственной деятельности в СЭЗ

    приобретает, естественно, законодательство о предпринимательской

    деятельности, налоговое законодательство, положения законодательства об

    акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью,

    антимонопольного законодательства, других актов, связанных с

    переходом к рыночной экономике. Что же касается органов хозяйственного

    управления, то на практике встречаются различные варианты решения этой

    непростой проблемы. В одних случаях (например, в зоне "Янтарь") был создан

    Комитет по развитию СЭЗ. Было

    предусмотрено, что Положение о Комитете утверждает Совет Министров РСФСР по

    согласованию с Калининградским областным Советом народных депутатов.

    В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с

    территорией области, города, района и т.д., вопросы административного и

    хозяйственного руководства зоны должны возлагаться на соответствующие

    местные органы власти и управления. В'

    этих случаях административное управление СЭЗ должно возлагаться на

    соответствующие территориальные органы региона, в рамках которого

    предлагалось на правах самостоятельного структурного подразделения

    создавать администрацию зоны. Функции генерального администратора СЭЗ

    может выполнять приглашаемый по контракту специалист. .

    Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на

    специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и

    внезональных предприятий, местных, а также центральных органов управления.

    Они должны действовать на коммерческих принципах. Корпорация призвана

    заниматься перспективным планированием развития СЭЗ, представлять

    хозяйственные интересы зоны внутри

    страны и за рубежом (включая проведение рекламы, мероприятий по привлечению

    инвестиций и т.п.), объявляет и проводит торги на размещение новых

    производств, организует привлечение и профессиональную подготовку трудовых

    ресурсов, осуществляет строительство и эксплуатацию объектов

    инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков,

    обеспечивает, в случае необходимости,снабжение и финансирование

    предприятий.

    Высшим органом корпорации является правление, в составе которого должны

    быть представлены руководители отечественных предприятий и предприятий с

    иностранными инвестициями. В правление по должности входит Генеральный

    администратор СЭЗ. Если же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой

    административно-территориальным делением, тогда неизбежно должна быть

    создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор

    входил в состав исполнительного органа той территории, на которой создана

    зона. И при этой системе вопросами хозяйственного развития зоны может

    заниматься специальная корпорация.Международный опыт подсказывает, что

    эффективной в любом случае является такая система администрации в зоне, при

    которойиностранным инвесторам, желающим осуществлять в зоне хозяйственную

    деятельность, не надо было бы обращаться в какие-то центральные органы.

    Известно, что во многих странах, где были образованы специальные зоны,

    широкое распространение получила система обслуживания "в одном месте",

    когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с

    осуществлением

    капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.

    Поскольку в Российской Федерации создано несколько зон и возможно создание

    новых, возник вопрос о координации их деятельности федеральными органами

    управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации

    от 4 июня 1992 г., согласно которому Комитет по иностранным инвестициям

    (см. выше) обязан контролировать и координировать деятельность по созданию

    и развитию свободных экономических зон на территории России. На Украине

    органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы

    народных депутатов и местные администрации в пределах своих полномочий;

    орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии

    субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой

    деятельности. В то же время в Казахстане органами государственной власти на

    территории зоны являются Советы народных депутатов, которые делегируют

    полномочия исполнительной власти административному

    совету зоны.

    Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа

    хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины,

    так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Для

    сравнения следует отметить, что в Казахстане аналогичная должность может

    быть предоставлена только гражданину Казахстана.

    Согласно ст. 14 Закона Кыргызстана 1992 г., органом управления СЭЗ является

    генеральная дирекция СЭЗ, Генеральный директор СЭЗ назначается

    Правительством. Представляется интересной норма, согласно которой в случае

    совпадения границ СЭЗ с границами территориальной единицы республики

    (город, район) исполнение функций Генерального директора СЭЗ возлагается на

    главу соответствующей местной государственной администрации.

    2.6. Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов.

    Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов

    и предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством об

    иностранных инвестициях и положениями о свободных экономических зонах.

    Остановимся на Указе Президента России от 4 июня 1^92 г. среди мер,

    направленных на поддержание и развитие СЭЗ, предусмотрено осуществление

    государственной программы приватизации на территории СЭЗ в первоочередном

    порядке. Часть средств, которая подлежит перечислению в центральный бюджет,

    остается в зонах и пойдет на формирование фондов развития, залоговых и

    страховых фондов. По ним предоставляются бюджетные кредиты. Средства,

    полученные в счет таких кредитов, должны направляться органами управления

    свободных зон на финансирование ключевых объектов инфраструктуры зоны.

    Здесь усматривается стремление в масштабе России поддержать

    хозяйственную деятельность свободных экономических зон и сделать

    инвестирование в них более привлекательным для иностранных

    предпринимателей.

    Согласно Закону Украины о зонах, хозяйственным субъектам предоставляется

    свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений

    не устанавливается. На все субъекты экономической деятельности

    распространяется система государственных

    гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об

    инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство

    гарантирует субъектам хозяйственной деятельности зон право на вывоз

    прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.

    На территории СЭЗ, согласно Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует

    упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан.Конкретные правила

    въезда и выезда устанавливаются для каждой зоны Министерством иностранных

    дел Кыргызстана и отражаются в Положении о зоне (ст. II).

    В Положении о СЭЗ "Брест" было предусмотрено, что хозяйственную

    деятельность в зоне могут осуществлять белорусские и иностранные

    юридические и физические лица,которые создают предприятия, филиалы и

    представительства во всех допустимых законом формах и ведут хозяйственную

    деятельность в любых сферах, за исключением запрещенных действующим

    законодательством. Был также предусмотрен особый таможенный режим:

    освобождение от оплаты таможенной пошлиной товаров и иного имущества,

    импортируемых на территорию СЭЗ "Брест" и экспортируемых с этой территории.

    Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа товаров, не подвергшихся

    переработке в зоне, а также поставки через зону на экспорт товаров из

    других регионов Республики Беларусь должны осуществляться без каких-либо

    тарифно-таможенных и налоговых льгот.На территории зоны действует также

    особый налоговый режим. Налог на прибыль всех предприятий, расположенных в

    СЭЗ "Брест", уплачивается в размере не более 25% с учетом налога на

    перевозимую за рубеж часть прибыли в валюте перевода. В зоне не применяются

    налоги на экспорт-импорт и другие экономические меры регулирования средств,

    направляемых на потребление, а также ограничения по уровню рентабельности

    при ценообразовании и налогообложении.Освобождаются от уплаты транзитного

    налога юридические и физические лица при транспортировке ими грузов,

    предназначенных для СЭЗ "Брест", через территорию Беларуси.Совместные

    предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, если доля

    иностранного участника в уставном фонде превышает 30%, и предприятия,

    полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия),

    вся выручка которых образуется только за счет реализации продукции (работ,

    услуг) собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль

    в течение первых пяти лет с момента получения ими дохода, включая первый

    год получения дохода в СЭЗ.

    Использованная литература

    1. «Финансовое право» Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д.

    Соколова, Изд.

    «Новый юрист», Москва, 1998 г.

    2. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник . Додонов

    В.Н.,

    Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г.

    3.Валютный контроль внешнеторговой деятельности» юридический

    справочник. А.Н. Козырин, Изд. «Новый юрист» Москва, 1998 г.

    4.Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

    5.Указание ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 «О порядке совершения

    юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной

    продажи

    иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской

    Федерации

    6.Конституция РФ

    7.Общие принципы создания зон совместного предпринимательства//

    Приложение к газете "Экономика и жизнь". 1991. № 34. С.5— 6;

    8.Зоны совместного предпринимательства в СССР. Концепция создания

    и

    функционирования //Внешняя торговля. 1989. № 6. С.2.

    9.Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

    1993. №

    23. Ст. 2166.

    10. Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные

    экономические

    зоны: постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 2—3. С.

    39—40.

    11. Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.

    12. Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество

    (Калининградская

    область, СЭЗ "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994.

    13. Карянина Т. Пойдет ли Европа в нарисованную дверь.

    Калининград осваивает статус свободной экономической зоны//Российская

    газета. 1994. 16 июля

    14.Л.И.Беляева Внешнеэкономическая деятельность, МУ и КЗ.,Калининград,БГА

    ,1999.

    [pic]

    [pic]

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.