Автоматизация учета продажи товаров в ООО Мастер-СД
Общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам представляет
собой товарооборот.[3]
При учете продаж товаров, важно определиться с вопросом, какой
момент считать продажей:
- факт отгрузки товаров и предъявление покупателю расчетных документов;
- факт поступления оплаты от покупателей на счета в учреждения банков.
Этот фактор определяет момент перехода права владения, пользования и
распоряжения реализуемых товаров от поставщика к покупателю. В первом
случае, как только товары отгружены и покупателю предъявлены на нее
расчетные документы, все права собственности переходят на этот товар к
покупателю; во втором – до момента оплаты товар является собственностью
поставщика.
Момент продажи товаров обусловливает метод определения выручки от
продажи: метод начисления («по отгрузке») или кассовый метод («по
оплате»).
Метод определения выручки по отгрузке товаров и предъявлению
расчетных документов покупателю повсеместно используется в международной
практике. В нашей стране, особенно на субъектах малого
предпринимательства, был распространен кассовый метод («по оплате»). С
1996г. введен в действие новый порядок определения выручки от реализации
продукции, согласно которому для составления финансовой отчетности
безальтернативно применяется метод начисления («по отгрузке»). Фактически
в ООО "Мастер-СД" при продаже замков применяется кассовый метод "по
оплате", но иногда бывают исключения, и используется метод начисления "по
отгрузке".
Каждая отгрузка товаров сопровождается оформлением счета-фактуры
типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.07.96 № 914. Счет-фактура составляется в двух
экземплярах, один из которых предоставляется покупателю не позднее 10
дней с даты отгрузки товаров.
Счета-фактуры введены в качестве дополнительного инструмента контроля
налоговых органов за полнотой сбора налога на добавленную стоимость. [9]
Выходными документами, содержащими основные результатные экономические
показатели, получаемые в процессе учета продаж являются документы,
приведенные в Таблице 1 (См. далее). Данные документы формируются на
основе информации из первичных документов, таких как:
- счет;
- накладная;
- счет-фактура.
В качестве учетной цены товаров на предприятиях оптовой торговли может
использоваться покупная или продажная цена. В ООО "Мастер-СД" учетной
ценой являются покупные цены с НДС 20%.
Важным элементом учета реализации товаров является определение
стоимости, по которой они списываются с баланса торговой организации.
Порядок списания отпущенных товаров зависит от способа хранения товаров
на складе (партионный или сортовой) и принятого предприятием в учетной
политике метода определения учетных цен на реализуемые товары.
Если складской учет товаров организован по партиям или в течение
отчетного периода товар приобретался по одной и той же цене, то базой для
определения покупной стоимости реализованных товаров могут служить данные
первичных документов. При этом достаточно количество реализованных
товаров в натуральном выражении умножить на цену их приобретения.
Сложности возникают в условиях сортового учета товаров на складе, а также
приобретения товаров у разных поставщиков по разным ценам. В этих случаях
для определения покупной стоимости реализуемых товаров могут быть
использованы методы оценки материальных запасов:
- по средней (средневзвешенной) цене;
- по ценам первых закупок (ФИФО);
- по ценам последних закупок (ЛИФО);
- по себестоимости единицы запасов.[3]
ООО "Мастер-СД" продажную цену определяет путем прибавления 20% к
себестоимости (цене, по которой привезли замок), а списание на складе
происходит по себестоимости.
Выбор этого метода оценки покупной стоимости реализуемых замков
определен самим предприятием и закреплен в его учетной политике.
В соответствии с Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. № 39 при реализации
товаров оптовые организации определяют облагаемый оборот на основе
стоимости реализуемых покупателям товаров исходя из применяемых цен без
включения в них налога на добавленную стоимость.
В счетах, выписанных покупателям за реализуемые замки, накладных на
отпуск замков, а также счетах-фактурах, составленных и зарегистрированных
в установленном порядке, указывается продажная цена этих замков без НДС и
отдельной строкой – сумма налога на добавленную стоимость, начисленная по
соответствующей ставке (20%) от продажной цены.[9]
1. Продажа товара происходит по следующей схеме:
Частник
- Выписывается накладная в двух экземплярах. Пробивается чек. Ставится
печать и подпись. Покупатель тоже расписывается. Далее направляется на
склад и получает товар по чеку или накладной с нашей подписью. Одна
накладная остается на складе, а в конце рабочего дня возвращается в офис.
- Юридическое лицо. Безналичные расчеты. Заключается договор в двух
экземплярах и подкалывается в папку. Выписывается счет в двух экземплярах
(с занесением его номера в тетрадь регистрации) и выдается покупателю для
последующей предоплаты. После предоплаты выписывается накладная в трех
экземплярах, счет-фактуру в двух экземплярах (с занесением их номеров в
тетрадь регистрации) и отдается покупателю по доверенности от фирмы.
Ставится печать и подпись. Покупатель тоже расписывается и идет получать
товар на склад по накладной с росписью выписывающего лица и печатью. Один
экземпляр документов подкалывается в папку с последующей передачей ее в
бухгалтерию. Одна накладная остается на складе, а в конце рабочего дня
возвращается в офис.
- Юридическое лицо. Расчеты наличными. То же самое, что и при безналичных
расчетах, только еще выбивается чек.
2. Возврат товара и обмен его
- Покупатель в офисе выписывает накладную на бракованный товар (расход в
брак). По этой накладной покупатель меняет товар на складе. В случае,
если такого товара нет по остаткам в компьютере, предлагается другой
товар или его стоимость на день продажи.
2. Таблица 1. Перечень выходных документов, получаемых в результате
решения задачи учета продаж товаров.
|Наимен. |Наименование |Наименование выдаваемых |Период |Назначение выдаваемых |Подразделения, |
|Групп |задач |документов |решения |документов |кот. |
|(классов | | |задачи | |предназначены |
|задач) | | | | |выходные |
| | | | | |документы |
|Учет |Учет расчетов с |Ведомость «Активность |1 раз в |Учет и контроль за |Бухгалтерия, |
| |покупателями |покупателей" |месяц |состоянием денежных |отдел выписки, |
| | |Ведомость «Продажи | |расчетов, ведением |Отдел снабжения и|
| | |"Книга продаж" | |главной книги и |сбыта |
| | |Ведомость "Список | |состоянием баланса | |
| | |должников" | | | |
| | | | | |Бухгалтерия, |
| |Учет продажи |Отчет "Документы продаж" |1 раз в |Учет и контроль за |отдел снабжения и|
| |товаров |Ведомость "Продажи (по |месяц |состоянием денежных |сбыта |
| | |товарам)" | |расчетов, ведением | |
| | |Перечень "Товарные | |главной книги и | |
| | |документы" | |состоянием баланса |Бухгалтерия |
| | |Оборотная ведомость | | | |
| | | |1 раз в |Учет и контроль за | |
| | | |месяц |состоянием денежных | |
| | | | |расчетов | |
|Контроль |Контроль |Перечень "Взаиморасчеты. |2 раза в |Контроль выполнения |Администрация |
| |выполнения планов|Незакрытые документы" |месяц |планов и принятия | |
| |поставок | | |решений | |
| |покупателям | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Отчетность |Формирование |" Ведомость Продажи (по |2 раза в |Контроль продаж |Администрация |
| |статистической |документам)" |месяц | | |
| |отчетности |"Ведомость Продажи (по | | | |
| | |товарам)" | | | |
| | |"Ведомость активности | | | |
| | |покупателей" | | | |
1.3.Место задачи учета продажи товаров в деятельности
предприятия
Задача учета продажи товара тесно связана с другими задачами,
решаемыми на предприятии (Рис.2)
Информация о поступившем товаре
1.Поставка товара
2.Размещение товара
Вход товара
в цикл
3. Продажа товаров
Рис. 3. Схема взаимосвязи задачи учета продаж товаров с
задачами учета закупок и запасов товаров
Рассмотрим полный цикл движения товара.
Предприятие вначале определяет потребность в товаре. Затем
осуществляется поиск наиболее подходящего поставщика. После заключения с
поставщиком договора осуществляется поставка товара на склад, где он
хранится по сортам (висячие замки, врезные без ручек, врезные с ручками,
гаражные, защелки, кодовые, личинки, накладные, почтовые и фурнитура ) На
складе товар разгружают и проверяют на соответствие количеству и
качеству. При расхождении составляется акт приемки товара, где
указываются все претензии. В этом случае товар может быть возвращен,
поставщик может заменить или допоставить товар.
После этого товар отправляется к месту хранения. На полученные заказы
от покупателей оформляются документы для доставки, отгрузки и оплаты
товара каждому заказчику и документ на загрузку машины на складе. На
складе производится подсортировка заказа и погрузка. После чего товар
доставляется покупателю. Таким образом, учет продаж тесно связан со
складским учетом и учетом закупок.
Помимо товарных потоков не менее важное значение имеют финансовые
потоки. Очень важно контролировать задолженность получателей и
задолженность перед поставщиками для оптимального управления денежными
средствами. Предприятие работает с поставщиками по договорам купли-
продажи. Задолженность перед поставщиком возникает в момент указанный в
договоре. Это может быть и предоплата, и оплата по факту, и оплата в
рассрочку.
Движение документов, относящихся к основной деятельности можно описать
следующими потоками. Договора с покупателями заключаются и хранятся в
офисе. Заказы от покупателей принимают также непосредственно на месте
или по телефону. На основании заказов формируются документы на доставку
и оплату покупателям. При выписке документов производится контроль
задолженности покупателя перед предприятием на данный момент. В случае
превышения задолженности критической суммы документы не выписываются, а
информация об этом доводится до менеджеров Также формируется документ на
отгрузку товара со склада на машину.
После развоза замков водитель привозит на склад не принятые и
возвращенные товары. Документы, подтверждающие это, сдаются в
бухгалтерию. Выручка (если оплата товара производится наличными) сдается
в кассу. Таким образом, учет продаж связан с финансовыми взаиморасчетами
с покупателями.
Сбыт подразумевает следующие функции: поиск покупателей, рекламная
политика, сбор заказов, отгрузка, доставка, возвраты поставщику,
изучается рынок сбыта замков, предложения существующие на рынке. В
результате определяется допустимая цена на рынке.
На предприятии проводятся рекламные мероприятия, ежемесячно
публикуется реклама в справочниках, таких как Снабженец", "Строительный
сезон", "Оптовик", "Товары и цены", "Где купить строительные материалы",
"Кто есть в Москве".
Ассортимент замков очень разнообразен, в торговом зале офиса
представлено около 300 наименований замков отечественного производства.
Рис. 4. Схема взаимосвязи предприятия и покупателей
Поскольку учет продажи товаров ведется бухгалтерами в бухгалтерии, а
оперативный и количественно-суммовой – в отделе закупок и сбыта, то
взаимосвязь этих подсистем представлена на рис. 5.
Оперативный учет ведется при складском учете (оприходование, отпуск,
внутреннее перемещение). При этом в бухгалтерию передаются приходные
складские ордера, расходные складские ордера и накладные на внутреннее
перемещение товаров. Исходя из этого происходит привязка к типовым
хозяйственным операциям и формирование проводок. Затем это фиксируется в
Книге бухгалтерских проводок, Главной книге, формируется бухгалтерская
отчетность и баланс.
Оперативный учет ведется также при продажах и закупках. На основании
произведенных операций в бухгалтерию переходят накладные на отпуск и
возврат, основания на продажу (договора, счета-фактуры), основания на
закупку (договора, счета-фактуры), накладные на прием, накладные на
возврат. На основании этих первичных документов в бухгалтерии формируются
платежные документы, которые затем отражаются в Книге бухгалтерских
проводок, Главной книге, бухгалтерской отчетности и Балансе. [3]
Контур оперативного
Контур бух. учета
управления
Приходный складской
ордер
Расходный складской
ордер
Накладные на внутреннее
перемещение
Накладные на отпуск
Накладные на возврат
Основания на продажу
(договора, счета-фактуры)
Основания на закупку
(договора, счета-фактуры)
Накладные на прием,
Накладные на возврат
Рис. 5. Схема связи подсистемы бухгалтерского учета и оперативного учета
1.4.Обоснование использования вычислительной техники
1.
2. 1.4.1. Использования вычислительной техники для решения задачи
учета продажи товаров
При помощи ЭВМ на оптовом предприятии "Мастер-СД" автоматизирован учет
поступления и продажи товаров, учет расчетов с поставщиками и
покупателями, учет заработной платы, операций по расчетному счету,
количественно-суммовой учет. В общем объеме учетных работ эти задачи
имеют значительный удельный вес. Их автоматизация позволяет сократить
ручные операции, ускорить обработку информации, повысить точность учета.
В памяти ЭВМ хранится и может быть выдана на печать детальная информация
о количестве поступления и продажи конкретного товара по каждому
документу в случае несовпадения величины запаса с данными машинного
учета.
Исходной информацией для учета являются первичные документы. При
ручном учете, а также частичной автоматизации обработки информации каждое
подразделение оптового предприятия (бухгалтерия, отдел закупок и продаж и
др.) для выполнения возложенных на них функций вводит в ЭВМ по существу
одни и те же данные из первичных документов , на основе которых
составляются отчетные и другие выходные документы бухгалтерского,
оперативного и статистического учета. Создание в каждом подразделении
своей собственной информационной базы приводит к многократному
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|