Fox Pro - реляционная модель данных
Fox Pro - реляционная модель данных
Северо-Осетинский Государственный Университет им. К. Л. Хетагурова
[pic]
Отчёт
По производственной практике
Выполнила: студентка 52группы
математического факультета
Секретарева Наталия
Проверил: Гамаонов
Владимир Георгиевич
Владикавказ. 2003г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………… 2
Реляционная модель данных………………………………………7
FoxPro версии 2.0: основные термины и команды…………….16
Цели и задачи проектирования………………………………….21
Структура процесса проектирования………………………….22
Технология ведения информационной системы………………..28
Постановка задачи……………………………………………30
Ход решения…………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………33
Список литературы…………………………………………...34
Приложения…………………………………………………...35
ВВЕДЕНИЕ
[pic]Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него
информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа
жизни людей. В современном обществе уровень информатизации характеризует
уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком
компьютерных технологий. Их революционное воздействие касается
государственных структур и институтов гражданского общества, экономической
и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.
Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те
колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение
информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения
тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее
человеческой цивилизации.
По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс
преобразования человеком среды своего существования, биосферы в ноосферу,
результатом которого будет создание высокоразвитой информсреды. Этот
процесс затрагивает как среду обитания, так и собственно общество, самого
человека.
Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного и
эффективного решения которых зависит не только ход информатизации, но при
неблагоприятном исходе - существование общества в целом и человека как
биологического вида.
Проблемы информатизации производства и обработки информации, то есть
проблемы создания и развития современного машинного производства в
информационной сфере, порождены противоречием между необходимостью
своевременного использования во всех сферах человеческой деятельности
больших объемов высококачественной информации и невозможностью оперативно
формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств,
технологий и линий связи. В эту группу вопросов, в первую очередь, входят
материально- техническая, технологическая проблемы и проблемы связи. Россия
до сих пор остается великой державой - и гигантской территорией, и мощной
индустриальной базой, и в то же время продолжает переживать глубокий
политический и социально-экономический кризис, который может перейти либо в
долговременный распад на основе трудно обратимого процесса суверенизации
регионов, либо через временную стабилизацию в процесс, хотя и медленного,
но достаточно устойчивого экономического и социального прогресса,
способного обеспечить ей важную роль мировой державы и достойный уровень
жизни ее населения.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития последних
десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи
информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности
экономики и расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему
хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного
управления на всех уровнях власти, на уровне местного самоуправления, в
государственном и негосударственном секторах экономики,.
Не менее важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все
сферы общественной жизни является создание технологических предпосылок для
развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан
на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть
Интернет.
Россия, несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в
последнее десятилетие, не смогла обеспечить сокращение разрыва с
промышленно-развитыми странами в уровне информатизации экономики и
общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами
(затяжной кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояние
большинства населения и т.п.). Вместе с тем, недостаточное развитие ИКТ в
России определяется целым рядом факторов, создающих искусственные
препятствия для ускорения информатизации, для широкого внедрения и
эффективного использования ИКТ в государственном и негосударственном
секторах экономики, для развития отечественного сектора по производству
ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся:
- несовершенная, неполная и устаревшая нормативно-правовая база,
разрабатывавшаяся без учета возможностей, предоставляемых современными
информационными технологиями, изначально ориентированная на ограничительный
подход по отношению к доступу граждан и хозяйствующих субъектов к
информации;
- недостаточное развитие современных информационных технологий в области
государственного управления, создающее барьеры для ускоренного
распространения ИКТ в остальной части экономики и общества; неготовность
органов власти всех уровней к применению эффективных технологий управления
и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- затратный, не стимулирующий эффективный возврат инвестиций характер
существующей практики использования бюджетных средств, выделяемых на
реализацию программ информатизации;
- недостаточное внимание к уровню подготовки кадров как в области создания,
так и в области использования информационных технологий;
- барьеры на пути вхождения российских предприятий ИКТ сектора на
внутренний российский и мировой рынки из-за излишней зарегулированности
экономической деятельности, требований обязательной, часто избыточной,
сертификации и лицензирования видов деятельности;
- высокий уровень монополизации в области инфраструктуры телекоммуникаций,
являющийся следствием высоких входных барьеров и приводящий, в отсутствии
должного регулирования, к нерыночным перекосам в тарифной политике;
- узко-техническое понимание роли и возможностей ИКТ, низкая культура
работы с ИКТ.
Проблемы, решаемые в рамках настоящей федеральной целевой программы,
базируются на приоритетах и целях стратегии социально-экономического
развития России на период до 2010 года и отвечают критериям формирования
перечня федеральных целевых программ, начиная с 2002 года, одобренным
Правительством Российской Федерации на заседании 21 сентября 2000 года,
протокол № 31.
Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях. Многие
мероприятия, направленные на развитие информационных технологий,
реализуются или планируются к реализации в рамках других федеральных,
региональных и ведомственных программ (например, ФЦП "Развитие электронной
торговли в России на 2002 – 2006 годы", ФЦП "Развитие единой информационно-
образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы", ФЦП "Создание
и развитие информационно-теллекоммуникационной системы специального
назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы" и
т.д.). В этом аспекте ФЦП "Электронная Россия на 2002-2010 годы" (далее –
Программа) призвана не только дополнить другие программы в части
формирования адекватной институционально-правовой среды для ИКТ-индустрии,
развития инфраструктуры публичных сетей доступа и обеспечения эффективного
взаимодействия государства и общества на основе широкого внедрения ИКТ, но
и будет выполнять ряд более общих, координирующих функций по отношению к
другим программам. В Программе будут, в частности определяться общие
концептуальные направления развития ИКТ (основные принципы, общие стандарты
и типовые решения по реализации различных проектов и т.д.) как одного из
основных направлений социально-экономического развития страны. Реализация
общих концептуальных направлений развития ИКТ будет осуществляться
преимущественно в различных федеральные, ведомственные и региональных
программах.
В этих целях предполагается создать Координационный совет Программы,
имеющий статус межведомственной правительственной комиссии, который наряду
с управлением данной программой будет вырабатывать общие принципы
государственной политики в области информационных технологий, а также будет
определять инструменты ее практической комплексной реализации через
действующие федеральные, ведомственные и региональные программы в сфере
ИКТ.
Данная Программа разработана в соответствии с Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. №207-р и включена в Перечень
федеральных целевых программ, предлагаемых Правительством Российской
Федерации к финансированию из федерального бюджета, начиная с 2002 года.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010" - своеобразная
попытка рывка в "цифровое будущее", которое для развитых стран уже стало
настоящим.
Программа впрямую не ориентирована на достижение мгновенных экономических
результатов: стимуляция развития российского рынка высоких технологий не
является ее непосредственной задачей, хотя подобный эффект в случае
успешной реализации намеченных планов также будет достигнут.
Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ,
внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе,
создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной
грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В
результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские
вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены
системы телемедицины и т.д.
Реально успех программы будет означать в первую очередь, что органы власти
всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность – более
прозрачной и более эффективной. Прозрачность достигается за счет
обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем
документам, не имеющим статуса секретных, эффективность – за счет перевода
в электронною форму значительных объемов документооборота. Программа также
предусматривает наращивание возможностей доступа населения к интернету –
это логично вытекает из вышеизложенного. Публиковать документы, которые
мало кто сможет прочесть, - дело довольно бессмысленное. Соответственно,
планируется также организовать подготовку специалистов в области
информационных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобятся
государственным учреждениям, но рост числа подготовленных людей не сможет
не сказаться и в целом на ситуации на рынке. Отдельно предусматривается
помощь в освоении новых технологий СМИ, в первую очередь – региональным
(здесь имеются ввиду как подготовка специалистов, так и предоставление
доступа к информационным сетям).
Косвенный результат – стимуляция ИТ-отрасли, в первую очередь – за счет
роста числа специалистов, и кроме того – людей, имеющих доступ к
информационным сетям, и, следовательно, являющихся потенциальными
потребителями информационных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и
неизбежный рост спроса на услуги такого рода – как со стороны
государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые
технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.
При этом все вышеперечисленное не служит однозначным обоснованием
необходимости программы. Конечно без реализации этой и ряда подобных
программ Россия все больше и больше будет отставать от ведущих развитых
стран, плавно скатываясь к уровню середнячков третьего мира, которые
прекрасно обходятся без информационно-коммуникативных технологий. Аргументы
тех критиков программы, которые уже сейчас говорят, что заботиться о
цифровом документообороте и расширении доступа к интернету в стране,
имеющей целый ряд проблем куда более насущных, несколько преждевременно, не
вовсе лишены оснований. Дать быстрый и однозначный ответ, не сбиваясь при
этом на общие и бессодержательные рассуждения о месте России в мире и
прочем, довольно затруднительно.
ФЦП не только предлагает решения очевидных проблем, она ставит целый ряд
новых. Некоторые из этих проблем не могут быть решены в рамках "Электронной
России 2002-2010". Для того, например, чтобы при помощи информационных
технологий приблизить российскую систему образования к стандартам развитых
стран Запада, разрабатывается программа "Развитие единой образовательной
информационной среды на 2002-2006 гг.". И требуется детальное обсуждение
этих проблем. Выражаем надежду, что проект "Электронная Россия" станет
удобной площадкой для начала такого обсуждения, в котором смогут принять
участие не только специалисты, представляющие государственный аппарат и
российский ИТ-рынок, но и все, кто осознает степень важности поставленных
программой вопросов.
РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ
В соответствии с реляционной моделью база данных представляется в виде
совокупности таблиц, над которыми могут выполняться операции, формулируемые
в терминах реляционной алгебры и реляционного исчисления. В реляционной
модели операции над объектами базы данных имеют теоретико-множественный
характер.
Концепции реляционной модели данных связаны с именем известного специалиста
в области систем баз данных Е. Кодда. Именно поэтому реляционную модель
данных часто называют моделью Кодда.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДАННЫХ
Слово «реляционная» происходит от английского relation — отношение. Для
пояснения математического понятия «отношение» вспомним два определения.
Декартово произведение. Пусть D1, D2,…D n — произвольные конечные
множества и не обязательно различные. Декартовым произведением этих
множеств D1 Х D2 Х … Х D n -называется множество n-к вида: < d1 , d2 , …,
d n >, где d1 принадлежит D1, d2 — D2 ,
а d n -D n .
Рассмотрим простейший пример. Пусть первое множество состоит из двух
элементов D1= {а1, а2}, второе—из трех: D2 ={b1, b2, b3}, Тогда их
декартово произведение есть: D1 Х D2 = {а1 b1 ,а1 b2, а1b3, а2 b1, а2
b2, а2b3}.
Отношение. Отношением R, определенным на множествах D1, D2,…D n ,
называется подмножество декартова произведения D1 Х D2 Х … Х D n . При
этом множества D1, D2,…D n называются доменами отношения, а элементы
декартова произведения - кортежами отношения. Число n определяет степень
(арность) отношения, а количество кортежей - его мощность.
Отношения удобно представлять в виде таблиц. При этом строки таблицы
соответствуют кортежам, а столбцы - атрибутам. Каждый атрибут определен на
некотором домене. Доменом называют множество атомарных значений. Несколько
атрибутов отношения могут быть определены на одном и том же домене. Атрибут
определяет роль домена в отношении.
Атрибуты разных отношений также могут быть определены на одном и том же
домене.
Атрибут, значения которого идентифицируют кортежи, называется ключом
(ключевым атрибутом).
В некоторых отношениях кортежи идентифицируются конкатенацией значений
нескольких атрибутов. Тогда говорят, что отношение имеет составной ключ.
Отношение может содержать и несколько ключей. Один из ключей отношения
объявляется первичным. Значения первичного ключа не могут обновляться. Все
прочие ключи отношения называются возможными ключами.
Отметим важную особенность реляционной модели данных. Если в сетевых и
иерархических моделях данных для отражения ассоциаций между записями
использовались групповые отношения, то в реляционной модели данных такого
понятия не существует. Для отражения ассоциаций между кортежами отношении
используется дублирование их ключей.
Атрибуты, представляющие собой копии ключей других отношений, называются
внешними ключами.
Перечень атрибутов отношения и его свойства определяет схему отношения. Два
отношения называются односхемными, если они построены но единой схеме.
Первоначальная модель Кодда содержала небольшой набор средств ограничения
целостности: не допускались кортежи с одинаковыми значениями первичного
ключа и обеспечивалась возможность наложения ограничений на значения
доменов и, следовательно, атрибутов. Механизмов поддержания семантики
ассоциаций (речь идет о таких ограничениях целостности, как режим включения
и класс членства) в реляционной модели нет. Отношения существуют независимо
друг от друга, хотя между кортежами этих отношений возникают порой
достаточно сложные ассоциации.
Неразвитость средств ограничения целостности послужила толчком к
последующему развитию модели Кодда, которое получило название расширенной
Страницы: 1, 2, 3
|