Информационные системы и технологии
|На рис. 1.8 технологический процесс переработки информации представлен в виде |
|иерархической структуры по уровням: |
|[pic] |
|Рис. 1.8. Представление информационной технологии в виде иерархической структуры, |
|состоящей из этапов, действий, операций |
|1-й уровень - этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические |
|процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней. |
|2-й уровень - операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный |
|объект в выбранной на 1-м уровне программной среде. |
|3-й уровень - действия - совокупность стандартных для каждой программной среды |
|приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели.|
|Каждое действие изменяет содержание экрана. |
|Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее |
|использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором |
|элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа |
|элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, |
|также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной |
|технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический |
|процесс (технологию). |
|3.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
|Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с |
|использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. |
|Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального |
|компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью |
|становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для |
|профессиональной сферы, так и для бытовой. |
|Признак деления - вид задач и процессов обработки информации |
|1-й этап (60 -70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме |
|коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии |
|являлась автоматизация операционных рутинных действий человека. |
|2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение |
|стратегических задач. |
|Признак деления - проблемы, стоящие на пути информатизации общества |
|1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов |
|данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. |
|2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360, |
|Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития |
|аппаратных средств. |
|3-й - этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом |
|непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки |
|принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей |
|пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. |
|4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии меж организационных |
|связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее |
|существенными из них являются: |
|выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; |
|организация доступа к стратегической информации; |
|организация защиты и безопасности информации. |
|Признак деления - преимущество, которое приносит компьютерная технология |
|1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой |
|информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное |
|коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки|
|эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на |
|разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на |
|этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых |
|создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и |
|понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые|
|пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не |
|использовали в полной мере. |
|2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. |
|Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону |
|индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь |
|заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, |
|возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как |
|централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и |
|децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными |
|базами данных на рабочем месте пользователя. |
|3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в |
|бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной |
|обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение |
|эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные |
|технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить |
|преимущество. |
|Признак деления - виды инструментария технологии |
|1-й этап (до второй половины XIX в.)- "ручная" информационная технология, |
|инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации |
|осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. |
|Основная цель технологии - представление информации в нужной форме. |
|2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой |
|составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными |
|средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в |
|нужной форме более удобными средствами. |
|3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой |
|составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические |
|пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. |
|Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться |
|с формы представления информации на формирование ее содержания. |
|4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием |
|которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы |
|управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром|
|базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще |
|более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой |
|среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической |
|работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие |
|перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был |
|приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и |
|подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на |
|новый этап развития технологии. |
|5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным |
|инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром |
|стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит |
|процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия |
|решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы |
|анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном |
|компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную |
|базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, |
|культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях|
|глобальные и локальные компьютерные сети. |
|[pic] |
| |
|[pic] |
|[pic] |
|[pic] |
|4. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
|4.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ |
|Характеристика и назначение |
|Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо |
|структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны |
|алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на |
|уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации|
|в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций |
|управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом |
|уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от |
|рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности |
|работников. |
|На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи: |
|обработка данных об операциях, производимых фирмой; |
|создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме; |
|получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных |
|документов или отчетов. |
|Пример контрольного отчета: ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных |
|средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств. |
|Пример запроса: запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о |
|требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности. |
|Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную |
|технологию от всех прочих: |
|выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано |
|законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как |
|средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме |
|обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана |
|соответствующая информационная технология; |
|решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать |
|алгоритм; |
|выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые |
|процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов; |
|выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием |
|человека; |
|использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный |
|(подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность|
|фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу; |
|акцент на хронологию событий; |
|требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других |
|уровней. |
|Основные компоненты |
|Представим основные компоненты информационной технологии обработки данных ( рис. 1.9)|
|и приведем их характеристики. |
|Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее |
|действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, |
|затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой. |
|[pic] |
|Рис. 1.9. Основные компоненты информационной технологии обработки данных |
|Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей |
|деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: |
|классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из |
|одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, |
|используются для идентификации и группировки записей. |
|Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо |
|сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их|
|хранения создаются базы данных. |
|Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных |
|необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для |
|внешних партнеров. При этом документы или в связи с проведенной фирмой операцией так |
|и периодически в конце каждого месяца, квартала или года. |
|4.2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ |
|Характеристика и назначение |
|Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных |
|потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений.|
|Она может быть полезна на любом уровне управления. |
|Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и |
|используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с |
|задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных. |
|ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных |
|потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или |
|уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, |
|настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или |
|специальных управленческих отчетов. |
|Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть |
|представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения |
|данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются |
|следующие задачи обработки данных: |
|оценка планируемого состояния объекта управления; |
|оценка отклонений от планируемого состояния; |
|выявление причин отклонений; |
|анализ возможных решений и действий. |
|Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов. |
|Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим |
|время их создания, например месячный анализ продаж компании. |
|Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло |
|что-то незапланированное. |
|И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и |
|чрезвычайных отчетов. |
|В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и |
|представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям. |
|Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или |
|классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения. |
|Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера. |
|Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при |
|реализации так называемого управления по отклонениям. |
|Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером|
|данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от |
|некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При |
|использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам |
|предъявляются следующие требования: |
|отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло; |
|сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного |
|отклонения показателя; |
|все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую |
|между ними связь; |
|в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы. |
|Основные компоненты |
|Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рис. 1.13 |
|Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация |
|формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. |
|[pic] |
|Рис. 1.10. Основные компоненты информационной технологии управления |
|Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения |
|преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, |
|участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения|
|указанной информации, должна состоять из двух элементов: |
|1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой; |
|2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих |
|планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы). |
|[pic] |
| |
|[pic] |
|[pic] |
|[pic] |
|ЛИТЕРАТУРА |
| |
|Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992. |
|Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов B.C. Информационная технология в |
|промышленности. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1988. |
|Информационная технология, экономика, культура / Сб. обзоров и рефератов. - М.: ИНИОН|
|РАН, 1995. |
|Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, |
|1996. |
|www.bankreferatov.ru |
|www.monah.ru |
|www.rambler.ru |
| |
|[pic] |
| |
|[pic] |
|[pic] |
|[pic] |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|