Организация изучения основных алгоритмических конструкций в среде Лого Миры
зарубежной системы образования, но и для российской. Чтобы убедиться в
этом, достаточно просмотреть журналы "Информатика и образование" за
последние пару лет.
Что же вкладывается в понятие «мощный язык программирования»? Это
качество не означает, что язык позволяет писать программы, выполняющие что-
либо, не доступное другим языкам. В этом смысле все языки схожи. Если можно
написать программу на Лого, то ее можно написать на Паскале или Бейсике.
Мощность языка программирования - это мера того, насколько язык
помогает сконцентрироваться, в первую очередь, на конкретной проблеме,
которую нужно решить, а не на преодолении ограничений, накладываемых самим
языком. Например, для. С, Паскаля, Java и всех других языков, «выросших»
первоначально из Фортрана, программист должен очень точно определять, что,
как, и где хранится в памяти компьютера. Если нужно собрать 20 чисел вместе
и рассматривать их как один объект, для этого «определяют массив», заявив
заранее, что в нем будет храниться в точности 20 чисел. Очень плохо, если в
последствии массив будет состоять из 21 числа. Также решается заранее, что
массив будет содержать только целые числа, или числа с дробной частью, или
же это будет символьный массив, и нельзя смешивать данные разных типов в
одном массиве. Для Лого процесс размещения данных в памяти компьютера
является полностью автоматическим. Если программа создала список из 20
чисел, память для его хранения отведется автоматически. Если позже добавить
21-е число, это также делается автоматически. [ ]
Более мощные языки базируются на конкретных математических моделях и
реализуют эти модели в полной мере. Например, АПЛ базируется на идее
матричной обработки; Пролог - на исчислении предикатов (раздел
математической логики). Лого, как и ЛИСП, базируется на идее композиции
функций (composition of functions). [ ]
Черепашка Лого живет в компьютерном мире, но ее поведение управляется
командами понятными каждому ребенку. Язык Лого дал начало целому семейству
обучающих средств. В одном из ветвей этого семейства в последние годы
произошло возвращение к физическим управляемым моделям. При этом
качественное отличие от робота-родоначальника состоит в том, что сегодня
разнообразные управляемые модели собираются самими учениками из наборов
Лего.
Язык Лого – заместительное средство для моделирования чего угодно. В
распространении от одного до четырех исполнителей – черепашек, которые
могут менять свою форму, создавать рисунки, двигаться по любым траекториям
с разными скоростями, сообщить данные о той области экрана, где они
находятся.
К его преимуществам можно отнести:
. возможность написания команд и идентификаторов, как на русском, так и на
английском языке, как в полной, так и в сокращенной форме;
. крупный шрифт, уменьшающий напряжение глаз при работе;
. легкость написания динамических программ и программ для работы с
текстовой информацией;
. наличие не одной, а 4-х черепашек, что позволяет легко создавать
несложные игровые программы с небольшим числом персонажей;
. возможность использования внешних процедур, что способствует развитию
умения работать с библиотекой алгоритмов;
. низкие требования к аппаратуре и совместимость с широким кругом IBM-
совместимых компьютеров.
Но, как у любого продукта, у этой системы проявились и отрицательные
стороны:
. невозможность визуально отличить русские буквы от латинских, что
порождает множество ошибок;
. не полная совместимость с IBM-стандартом на клавиатуру;
. отсутствие готовой помощи (хотелось бы, чтобы в новой версии была
контекстно-зависимая помощь и гипертекстовый справочник);
. отсутствие строки подсказки (назначений ключей);
. ограниченное число черепашек;
. неестественность логических связок;
. наличие только одного вида циклов - цикла Repeat.
Лого является прекрасной средой, помогающей освоить основные элементы
программирования - переменные, функции, типы данных и другие. Среда Лого
играет большую роль при изучении в старших классах универсальных языков
программирования, таких как Паскаль. [Лысиков А.И.] В тоже время Лого
является прекрасным средством для развития мышления и самостоятельных
исследований в самых разных интеллектуальных областях и с различными
уровнями сложности.
Применение Лого в учебном процессе начальной школы
Компьютерная техника и связанные с ней информационные технологии
проникают во все сферы деятельности человека и становятся естественной
средой обитания. Понимание того, что может и (что не менее важно) чего не
может делать компьютер, представление о сути управления, знания о типах
информации и способах ее обработки необходимо сформулировать у детей уже в
раннем возрасте. В свою очередь развитие логико-арифметического стиля
мышления является, как известно, мощным фактором развития ребенка,
способствующим повышению качества его учебной деятельности. Все это
определяет актуальность изучения информатики уже в начальной школе (1 – 5
классы). Пропедевтические курсы, как сказано в стандарте, должны
формировать навыки сознательного и рационального использования компьютера в
учебной, а затем и в профессиональной деятельности.
В процессе создания творческой работы часто требуется не только
собрать материал, красиво его оформить, но и построить компьютерную модель,
изучаемого процесса, провести компьютерный эксперимент. Таким образом,
просто необходимо, чтобы уже к 7-8 классу школьник владел не только
простыми редакторами, но и мог разработать алгоритм, а затем воплотить его
на конкретном алгоритмическом языке. Эта одна из причин, по которой в
начальной школе нужно применять обработку различных типов информации (звук,
графика, текст), изучение алгоритмических структур и создание простейших
программ на компьютере с помощью объектно-ориентрованной среды Лого Миры.
[Шелегова И.А.]
В соответствии с образовательным стандартом цель этих курсов –
обеспечение прочного и сознательного освоения основ информатики, развитие
устойчивого интереса к предмету, использование ПК как средства развития
учащихся, овладение элементарными навыками использования компьютерных
технологий. Все это формирует навыки учащихся сознательного использования
ПК как инструмент в практической деятельности, обработки различных видов
информации средствами современных компьютерных технологий, алгоритмического
подхода к решению вычислительных задач.
Курсы не только прививают учащимся элементы информационной культуры,
под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией на ПК,
но и помогают детям расширить свой кругозор, развить логическое мышление,
творческий потенциал, связать с другими учебными предметами. [Кадочникова
В.И., Бурнева Л.С., Молодых Н.Г.]
Достоинства курсов в том, что снимаются психологические барьеры во
взаимодействии учащихся с компьютером, развивают потребность в творческой
деятельности, создают условия для самовыражения ребёнка, усиливают
мотивацию к обучению и т.д.
В то же время изучения Лого в начальной школе ориентировано на то,
чтобы дать детям в руки инструмент, с помощью которого они смогли бы в
среднем звене создавать проекты, помогающие исследовать окружающий мир и
адаптироваться в нем.
Применение Лого для внешкольной работы по информатике
В соответствии с концепцией школьного образования в настоящее время
созрела необходимость создания оптимальных условий для развития каждого
ученика, для формирования человека с новым уровнем сознания, способного к
самооценке и критическому мышлению. Одним из путей реализации является
организация обучения, таким образом, чтобы учащийся имел возможность не
только освоить обязательный курс базового образования, но и получить
дополнительные знания высокого уровня, необходимо для продолжения обучения
в ВУЗах. [Которов Н.П.].
Внеучебное время занимает значительное место в жизни школьников.
Глубокий внутренний смысл внешкольной работы во всех ее формах состоит в
привлечении детей к активному участию в общественно-полезной деятельности,
в стимулировании инициативы и самостоятельности, в развитии индивидуальных
интересов, склонностей и способностей.
Внешкольная работа с учащимися представляет собой органическую часть и
важный элемент во всей учебно-воспитательной деятельности школы.
Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют
возможность проявить большую активность, самостоятельность. Развитие этих
качеств – необходимые условия для воспитания творческой инициативы. Поэтому
опора на самостоятельность, активность, инициативу учащихся является важной
особенностью внешкольной работы с детьми.
Очень важно, чтобы учащиеся во внеклассной работе в школах и
внешкольных учреждениях занимались посильными для них делами, что характер
творческой деятельности юных энтузиастов соответствовал их возрастным
особенностям.
В результате систематического участия во внешкольной работе повышается
уровень общей культуры учащихся. Школьники начинают понимать перспективы
развития конкретной отрасли, ее место и роль в жизни. В личности школьника
происходят большие изменения: улучшается поведение, отношение к коллективу,
развивается творческая самостоятельность и профессиональная устремленность,
умения использовать знания и опыт для решения практических задач.
Все это может служить общим критерием эффективности внешкольной работы
с учащимися по информатике.
Одним из эффективных способов работы с учащимися является кружок.
Кружок – это форма организации творчества школьников во Внеучебное
время. Это добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к
той или иной конкретной области информатики и стремящихся занимать
практической деятельностью в этой области.
Основы работы такого объединения составляют совместное изучение
учащихся при создании мультфильмов на заданную тему, формирование навыков
алгоритмизации в среде Лого Миры, формирование навыков работы с объектами
мультимедийной среды Лого Миры.
Обзор публикаций о применении Лого в учебном процессе школы
В процессе исследования были проанализированы ряд статей,
опубликованных в журналах «Информатика и образование» и в газетах
«Информатика» (приложение к газете «Первое сентября») за последние 4 года с
целью выявления информации, которая связана с: применением алгоритмов в
среде Лого Миры, реализация их при решении задач, применение Лого Миры на
уроках.
Приведем обзор статей, которые содержат данные материалы.
Автор статьи [1] рассматривает решение логических задач средствами
алгебры логики. Описывается множество подходов к решению логических задач.
В публикации рассматривается только первый способ.
Статья [2] знакомит читателей с опытом работы со средой Лого Миры в
школах Екатеринбурга. Рассматривается обучающая программная среда Лого
Миры, разработанная на базе языка Лого. Говорится о методике использования
среды Лого Миры для учащихся разных “возрастных категорий” (младших
школьников и учащихся среднего звена) и для разных форм учебной работы.
Авторы приводят доводы в пользу применения среды Лого Миры в обучении
информатике для разных возрастных категорий учащихся и для разных форм
учебной работы, излагают некоторые наиболее интересные результаты работы
(конкретные разработки, курс алгоритмизации с использование среды Лого
Миры).
В статье А.Г. Юдиной [4] представлена рецензия на учебное пособие для
общеобразовательных школ А.Г. Юдиной “Практикум по информатике в среде
LogoWriter”, также представлен фрагмент учебного пособия с предисловием
автора, в том числе глава 7 «построение графиков функций».
Рассказ о курсе алгоритмизации на основе использования Лого Миров, а
также проекты и классно-поурочная система в обучении алгоритмизации
представлено в статье И.А. Шелеговой и Н.А. Юнерман [5]. Авторы статьи
утверждают, что “Основная цель – сформировать у учащихся уже в начальной
школе навыки самообразования, помочь ребенку в самовыражении, развить его
коммуникативные навыки”.
Статья А.А. Зайцева [6] рассказывает о методическом пособии,
написанном в жанре увлекательной повести, посвященной языку Лого, работе с
Лого-системой. Это – один из компонентов программного обеспечения.
Распространяемого в свое время в рамках “Пилотные школы”.
Графика в Лого и поурочная методическая разработка по информатике для
класса УНЦ в 7-8 классах рассмотрена в статье [7] Г.В. Луканина.
В статье [9] Н.Г. Ивановой, О.Л. Русаковой предлагаются конспекты
занятий по информатике для учащихся 5-6 классов. Цель данного курса – дать
первые представления о формах познания и законах логического мышления,
развить алгоритмическое мышление, обучить приемам написания и отладки
программ, использующих процедуры с параметром.
Курс рассчитан на 15 двухчасовых занятий.
Автор статьи [2д] Т.В. Головина знакомит читателей с тем, как в ее
школе организована работа над индивидуальными и коллективными разработками
на уроках информатики, на примере 7 класса при изучении темы Лого.
Описываются сложности, с которыми может столкнуться учитель при
осуществлении коллективного проекта, и приводится примерный ход уроков по
изучению возможностей Лого.
Статья может помочь студентам и начинающим учителям в планировании
своих уроков по данной теме, разобраться в некоторых тонкостях при работе с
объектами среды, содержит примеры создания новых форм черепашки и некоторые
кадры реализованной разработки.
В статье [18д] высказывается соображение, что учителю информатики
следует добиваться наиболее тесной взаимосвязи уроков информатики и
традиционных школьных дисциплин. По мнению авторов, уроки информатики
должны обеспечить компьютерную поддержку традиционных дисциплин, учитель
информатики должен координировать свою программу с программой других
учителей. Далее предлагается набор разработок, основанных на использовании
программирования Лого. Для каждой разработки указаны те традиционные
школьные предметы и те компьютерные понятия, которые естественным образом
затрагиваются при работе над этой разработкой. Хотя предложенные разработки
рекомендуются для выполнения в начальной школе, в тоже время некоторые
варианты помогут определиться студенту или начинающему учителю в выборе
темы для разработки.
Общий вывод: публикаций достаточно много, темы их разнообразны, что
говорит о популярности среды Лого Миры на занятиях по информатике в школе.
Роль алгоритмизации в базовом курсе
Содержание базового курса информатики, предусмотренное
государственными стандартами образования, сочетает в себе три основных
направления, отображающие важнейшие аспекты общеобразовательной значимости:
. мировоззренческая линия, связанная с формированием представлений о
системно-информационном подходе к анализу окружающего мира;
. алгоритмическая линия, связанная с развитием логического мышления
школьников;
. пользовательская линия, связанная с формированием компьютерной
грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в
условиях широкого использования информационных технологий.
Изучение учебного материала по алгоритмической линии обеспечивает
учащихся возможностью:
. понять на основе анализа примеров, смысл понятия алгоритма, знать
свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации в деятельности
человека при использовании алгоритмов;
. освоить основные алгоритмические конструкции, научиться применять
алгоритмические конструкции для построения алгоритмов решения задач;
. получить представление о библиотеке алгоритмов, уметь использовать
библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
. получить представление об одном из языков программирования, использовать
этот язык для записи алгоритмов решения задач.
Этим же стандартом предусмотрены следующие требования к подготовке
учащихся.
Учащийся должен:
. понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства,
иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
. понимать возможности автоматизации деятельности человека при
использовании алгоритмов;
. знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их при
построении алгоритмов;
. записать на учебном алгоритмическом языке алгоритм простой задачи;
. уметь составлять программы на одном из языков программирования для
решения вычислительных задач.
При изучении основ алгоритмизации в средней школе основное внимание в
первую очередь должно уделяться:
. выявлению общих закономерностей и принципов алгоритмизации;
. основным этапам решения задач при помощи современных информационных
технологий;
. анализу поставленной задачи, методам формализации и моделирования
реальных процессов и явлений;
. выбору исполнителя поставленной задачи, исходя из тех рассуждений, что он
является определенным объектом с присущими ему свойствами и набором
действий, которые нуждаются в анализе для правильного и эффективного их
использования;
. методам и средствам формализованного описания действий исполнителя,
современным средствам их конструирования и реализации при помощи
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|