МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы программирования на языке Паскаль

    Основы программирования на языке Паскаль

    | |

    |Краткий курс лекций |

    |"Основы программирования на языке Паскаль" |

    | |

    | |

    |Введение. |

    | Прежде всего, следует напомнить, что изучение языка программирования |

    |представляет собой знакомство с формальными правилами записи алгоритмов для|

    |их последующего выполнения компьютером. Формальность сия проистекает из |

    |самих принципов, заложенных в архитектуру вычислительных устройств, и |

    |жесткости математической логики. Поэтому, постарайтесь воспринять все |

    |довольно строгие правила как неизбежность, настроить себя на серьезную, |

    |скрупулезную, порой сложную работу. Однако не стоит бояться, расстраиваться|

    |и сетовать на судьбу: немного аккуратности, внимания, знания предыдущего |

    |материала - и вы уже программист. |

    | |

    |Основные понятия. |

    | Как и любой алгоритм, являющийся, как вы помните, последовательностью |

    |инструкций, программа на языке Паскаль состоит из команд (операторов), |

    |записанных в определенном порядке и формате. |

    | Команды позволяют получать, сохранять и обрабатывать данные различных |

    |типов (например, целые числа, символы, строки символов, т.д.). Однако кроме|

    |команд в записи программы участвуют еще так называемые "служебные слова". |

    |Это и есть элементы формальности, организующие структуру программы. Их не |

    |так много, но их значение трудно переоценить. Служебные слова можно |

    |использовать только по своему прямому назначению. Переопределять их не |

    |разрешается. |

    | Вам уже известно, что основное назначение компьютера - облегчить |

    |человеку работу с большими объемами информации, поэтому подавляющее |

    |большинство программ построено по одному, довольно простому принципу: |

    |получение данных из внешнего мира (ввод), обработка их по соответствующему |

    |алгоритму, хранение необходимой информации и вывод во внешний (по отношению|

    |к компьютеру) мир полученных результатов. Все эти действия реализуются |

    |через имеющиеся в языках программирования команды, алгоритмические |

    |структуры и структуры данных. |

    | |

    |Основная структура программы. |

    | Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму |

    |основной структуры: |

    |Program ; |

    | |

    |Begin |

    | |

    |End. |

    | Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Правильное и |

    |уместное употребление этих слов является обязательным. |

    | Угловые скобки в формате указывают на то, что вместо них при реальном |

    |программировании должно быть подставлено конкретное значение. Сама запись |

    |программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. При этом ее |

    |части должны отделяться друг от друга хотя бы одним пробелом. Однако, такая|

    |запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому я рекомендую |

    |придерживаться приведенной структуры, а в теле программы по возможности |

    |записывать по одному оператору в строке. |

    | Имя программы выбирается программистом самостоятельно в соответствии с|

    |правилами построения идентификаторов. |

    | Все объекты, не являющиеся зарезервированными в Паскале, наличие |

    |которых обусловлено инициативой программиста, перед первым использованием в|

    |программе должны быть описаны. Это производится для того, чтобы компьютер |

    |перед выполнением программы зарезервировал память под соответствующие |

    |объекты и поставил в соответствие этим участкам памяти идентификаторы. |

    |Раздел описаний может состоять из пяти подразделов: |

    | 1. Описание меток (Label). |

    | 2. Описание типов (Type). |

    | 3. Описание констант (Const). |

    | 4. Описание переменных (Var). |

    | 5. Описание процедур и функций (Procedure, Function). |

    | При отсутствии необходимости в каком-либо виде объектов, |

    |соответствующий подраздел может быть опущен. |

    | |

    |Алфавит языка. |

    | Основу любого языка составляет алфавит, то есть конечный, |

    |фиксированный набор символов, используемых для составления текстов на |

    |данном языке (в нашем случае - программ). Конечно, стройность картины |

    |немного портит наличие диалектов, создающихся стихийно и очень часто |

    |включающих в себя апокрифические (неканонические) буквы и знаки. В |

    |программировании эта проблема решается введением понятия "стандарт языка". |

    |Оно практически неприменимо к языкам человеческим, вечно развивающимся и |

    |изменяющимся. Мы с вами в основном будем говорить о той самодостаточной |

    |части языка Паскаль, которая входит в различные его компьютерные реализации|

    |в неизменном виде. В плане изучения, я не вижу большого смысла излагать вам|

    |строгие правила стандарта, хотя такие существуют. Ограничимся некоторыми |

    |замечаниями, раскрывающими все же формальности употребления символов в |

    |языке Паскаль. |

    | Итак, алфавит языка Паскаль составляют: |

    | 1) буквы латинского алфавита; |

    | 2) арабские цифры; |

    | 3) специальные знаки. |

    | Использование символов первой группы чаще всего вопросов не вызывает, |

    |но свои тонкости здесь имеются. Во-первых, это употребление заглавных и |

    |строчных букв. Большинство существующих трансляторов не различают буквы |

    |разных регистров. Таким образом, записи "progRaM" и "PROGram" будем считать|

    |идентичными. Во-вторых, некоторые символы латиницы и кириллицы совпадают по|

    |начертанию. Нельзя ли вместо буквы "К" латинской написать "K" русскую? |

    |Ответ: в тетради (если вы их сможете различить) - пожалуйста, в программе |

    |на ЭВМ - ни в коем случае. На вид они может быть и похожи, но уж коды-то у |

    |них совершенно разные, а компьютер, как вам известно, оперирует внутри себя|

    |не буквами, а их числовыми кодами. |

    | По поводу привычных арабских цифр сказать можно только то, что с их |

    |помощью записываются не только числа. Цифры в качестве обыкновенных |

    |символов могут использоваться в различных других конструкциях языка. |

    | Сложнее всего обстоит дело со специальными знаками, поэтому их |

    |придется разобрать подробно, иногда забегая вперед, но вы пока можете |

    |пропускать мимо ушей непонятные термины, не забывая, однако, записывать все|

    |в тетрадь. Потом, при изучении соответствующих структур, вы будете иметь |

    |возможность заглянуть в этот раздел для того, чтобы уточнить какой знак в |

    |данном месте необходимо использовать. |

    | Наиболее часто употребляемым специальным символом является пробел (в |

    |значимых местах мы будем обозначать его в записях знаком "V"). Его |

    |использование связано с форматами основной структуры программы, разделов |

    |описаний, операторов. Не следует путать наличие пробела с отсутствием |

    |символа. |

    | . конец программы, разделение целой и дробной частей вещественного |

    |числа (десятичная точка), разделение полей в переменной типа Record; |

    | , разделение элементов списков; |

    | .. указание диапазона; |

    | : используется в составе оператора присваивания, а также для |

    |указания формата вывода в операторе Writeln; |

    | ; отделяет один раздел программы от другого, разделяет операторы; |

    | ' используется для ограничения строковых констант; |

    | - + * / ( ) арифметические знаки (используются по своему |

    |назначению); |

    | < > знаки отношений; |

    | = используется в составе оператора присваивания, в разделах |

    |описаний констант и типов, используется как знак отношения (равно); |

    | @ имя специального оператора определения адреса переменной, |

    |подпрограммы; |

    | ^ используется для именования динамических переменных; |

    | {} ограничение комментариев в программе; |

    | [ ] заключают в себе индексы элементов массивов; |

    | _ символ подчеркивания используется также как любая буква, |

    |например, в идентификаторах - вместо пробела; |

    | # обозначение символа по его коду; |

    | $ обозначение директивы компилятора, обозначение шестнадцатеричного|

    |числа. |

    | Возникает вопрос, а как же быть с русскими буквами и другими знаками, |

    |имеющимися на клавиатуре? Некоторые версии Паскаля допускают их |

    |использование в программе, но стандарт языка этого не подразумевает. |

    |Поэтому включать эти символы в программу можно только в качестве строковых |

    |констант или внутри комментария, то есть там, где транслятор при компиляции|

    |их игнорирует. При использовании этих знаков в качестве данных, они |

    |равноправны со всеми символами, которые может хранить в памяти и |

    |обрабатывать компьютер. |

    | |

    |Идентификаторы. |

    | Имена операторов, переменных, констант, типов величин, имя самой |

    |программы назначаются программистом и называются в Паскале |

    |идентификаторами. Существуют правила, которым должны отвечать все |

    |идентификаторы: |

    |идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные |

    |объекты не могут быть названы; |

    |идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации |

    |языка на компьютере); |

    |идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и|

    |знака подчеркивания ("_"); |

    |идентификатор не может начинаться с цифры. |

    | |

    |Константы. |

    | Из всех подразделов описаний сейчас мы рассмотрим только описание |

    |констант и переменных, остальные - позже. |

    | Вообще говоря, в Паскале константами являются любые явно заданные в |

    |программе данные (например, 7493, 'привет', 54.899). Следует обратить ваше |

    |внимание на то, что при записи числовых констант с дробной частью эта часть|

    |отделяется от целой не запятой, как, возможно, вы привыкли, а точкой. Для |

    |записи очень больших по модулю или очень малых (близких к нулю) чисел |

    |существует возможность записи их в так называемой экспоненциальной форме. С|

    |такой записью вы встречались в математике и физике, но называли ее |

    |стандартным видом числа. |

    | Пример: 2 . 4 5 6 7 Е - 0 6 |

    | ^мантисса ^порядок |

    | Здесь буква "Е" отделяет мантиссу (совокупность значащих цифр числа с |

    |десятичной точкой после первой) от порядка (показателя степени десятки в |

    |стандартном виде числа). Вам предстоит научиться как читать числа в таком |

    |виде, так и записывать. |

    | Константы, представляющие собой строковые величины, заключаются в |

    |апострофы. |

    | Если одна и та же величина используется в программе несколько раз, то |

    |удобнее было бы обозначить ее каким-нибудь именем и использовать это имя |

    |везде, где требуется записать соответствующую константу. Кроме сокращения |

    |размера исходного текста программы, это позволит избежать случайных ошибок,|

    |а также упростит отладку программы. Описание именованных констант |

    |начинается служебным словом Const. Далее следуют записи вида: |

    |=; |

    |Пример: |

    |Const |

    |Pi=3.14; |

    |Name1='Татьяна'; |

    |Name2='Виктор'; |

    |R21=6.33187E+03; |

    |W_W_W=934122; |

    |Понятие переменной. Типы. |

    | Данные, как вы знаете, хранятся в памяти компьютера, но для указания |

    |на конкретную информацию очень неудобно все время записывать физические |

    |адреса ячеек. Эта проблема в языках программирования высокого уровня, в |

    |частности в Паскале, решена введением понятия переменной. Переменная в |

    |Паскале - именованный участок памяти для хранения данных определенного |

    |типа. Значение переменной (информация в соответствующих ячейках памяти) в |

    |ходе выполнения программы может быть изменено. Константами же, как вы уже |

    |знаете, называются величины, значение которых в ходе выполнения программы |

    |изменено быть не может. Конкретные переменные и константы представляют |

    |собой объекты уникальные и отличаются друг от друга именем. |

    | В качестве данных в программах на языке Паскаль могут выступать числа,|

    |символы, целые строки символов. Заметьте, что с этими различными видами |

    |информации выполняются совершенно разные действия. Например, с числовыми |

    |величинами производятся арифметические операции, чего невозможно сделать с |

    |символьными. Кроме того, разные виды данных требуют различного объема |

    |памяти для хранения. В соответствии с этими соображениями в языке Паскаль |

    |введено понятие "Тип" (TYPE). Тип переменной указывает на то, какие данные |

    |могут быть сохранены в этом участке памяти, и в каких действиях эта |

    |переменная может участвовать. Существуют зарезервированные (базовые) типы в|

    |языке Паскаль, но, как далее вы убедитесь, есть также возможность создавать|

    |свои собственные, определяемые программистом типы переменных. |

    | К базовым типам относятся: |

    |тип целых чисел - Integer |

    |тип "длинных" целых чисел - Longint |

    |тип действительных (вещественных) чисел (то есть - с дробной частью) - Real|

    | |

    |тип неотрицательных целых чисел от 0 до 255 - Byte |

    |тип неотрицательных целых чисел от 0 до 65535 - Word |

    |символьный тип - Char |

    |строковый тип - String |

    |логический тип - Boolean |

    | Физически типы данных отличаются друг от друга количеством ячеек |

    |памяти (байтов), отводимых для хранения соответствующей переменной. |

    |Логическое же отличие проявляется в интерпретации хранящейся информации. |

    |Например, переменные типа Char и типа Byte занимают в памяти по одному |

    |байту. Однако в первом случае содержимое ячейки памяти интерпретируется как|

    |целое беззнаковое число, а во втором - как код (ASC) символа. |

    | В отличие от констант, неименованных переменных не существует. Все |

    |используемые в программе переменные должны быть описаны в соответствующем |

    |разделе описания. |

    | Раздел описания переменных начинается служебным словом Var, после |

    |которого следуют записи следующего вида: :; |

    | Список может состоять из нескольких имен (при этом они разделяются |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.