Понятие информационных технологий
Понятие информационных технологий
Аннотация
Реферат составлен на 20 страницах. Содержит: Введение, 3 раздела,
Заключение, список литературы .
Ключевые понятия: База данных, база моделей, виды отчетов, интерпретатор,
интерфейс пользователя, обработка данных,
инструментарий,
технология управления, …
Целью данного реферата была попытка рассмотрения современных информационных
технологий, использующихся в различных аспектах современной
науки, образования, бизнеса. Были также рассмотрены проблемы устаревания и
защиты продуктов интеллектуального творчества : высочайшая конкуренция ,
пиратство. А также тенденции дальнейшего развития информационных
технологий.
Содержание
Стр.
Содержание 2
Введение 3
Раздел 1: Понятие информационной технологии
4
1.1 Определение информационной технологии
4
1.2 Этапы развития информационной технологии
4
1.2 Составляющие информационной технологии 6
1.4 Инструментарий информационной технологии
7
Раздел 2: Виды информационной технологии 8
2.1 Информационные технологии обработки данных 8
2.2 Информационные технологии управления 9
2.3 Информационные технологии поддержки принятия решения 10
2.4 Информационные технологии экспертных систем 11
Раздел 3: Проблемы и перспективы использования информационных 14
технологий
3.1 Устаревание информационных технологий 14
3.2 Методология информационных технологий 14
3.3 Выбор варианта внедрения информационных технологий 15
в фирме
3.4 Области бизнеса, наиболее эффективно использующие
16
достижения информационных технологий
3.5 Опасности и сложности при использовании
информационных технологий
17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального
усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое
использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники,
формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих
технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в
менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной
технике, требуют радикальных изменений организационных структур
менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации,
фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение
информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности
использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного
менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний,
последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных
систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и
звенья производства и сбыта.
1. Понятие информационной технологии
1.1 Что такое информационная технология.
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в
приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых
факторов производства, способах их соединения для создания продукта или
услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно
связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде
всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на
применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология —
это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных
дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых
обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы
организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их
практические приложения, а также связанные со всем этим социальные,
экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют
сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их
введение должно начинаться с создания математического обеспечения,
формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существует несколько точек зрения на развитие информационных
технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными
признаками деления.
Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением
персонального компьютера начался новый этап развития информационной
технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных
информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и
для бытовой.
Признак деления - вид задач и процессов обработки информации
1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах
в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития
информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных
действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий,
направленных на решение стратегических задач.
Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки
больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных
средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ
серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного
обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом
непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством
поддержки принятия его решений. Проблемы- максимальное удовлетворение
потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы
в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии
межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа
весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
• выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для
компьютерной связи;
• организация доступа к стратегической информации;
• организация защиты и безопасности информации.
Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная
технология
1 -й этап (с начала 60-х г.г..) характеризуегся довольно
эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с
ориентацией на централизованное коллектив-ное использование ресурсов
вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности
создаваемых информационных систем была разница между затраченными на
разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной
проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие
пользователей, для которых создавались информационные системы, и
разработчиков из-за различия их взглядов и пони-мания решаемых проблем.
Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи
плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не
использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных
компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем-
ориентация смещается в сторону индивиду-ального пользователя для
поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в
проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает
взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется
как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа,.
так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и
работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа
стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях
телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение
эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие
информационные технологии должны помочь организации выстоять в
конкурентной борьбе и получить преимущество.
Признак деления - виды инструментария технологии
1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная
технология инструментарий которой составляли: перо. чернильница, книга
Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту
писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации
в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология,
инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон,
оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель
технологии - представление информации в нужной форме более удобными
средствами,
3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология,
инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее
программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы,
портативные диктофоны.
Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает
перемещаться с формы представления информации на формирование ее
содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным
инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе
автомати-зированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые
системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных
программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на
формирование содержательной стороны информации для управлснчсскон среды
различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической
работы. Множество объективных и субьекгивных факторов не позволили решить
стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные
задачи, Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны
управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая
и социальная база для перехода на новый этап развитии технологии,
5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология,
основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким
спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом
этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании
систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные
системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней
управления, реализуются на персональном компьютере и используют
телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу
существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового,
культурного и прочего назначений.
Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные
компьютерные сети.
1.3 Составляющие информационной технологии
Используемые в производственной сфере такие технологические понятия,
как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и
т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем
разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в
информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует
попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий,
приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный
инструментарий.
Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и
дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала
хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых
ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных
комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных
комбинациях, составляются операции, которые определяют тот
или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов
образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с
любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять
только из действий. Для реализации этапов технологического процесса
могут использоваться разные программные среды.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать
следующим требованиям:
• обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки
информации на этапы (фазы), операции, действия;
• включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического
процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более
эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными
процессами.
1.4 Инструментарий информационной технологии
Реализация технологического процесса материального производства
осуществляется с помощью различных технических средств, к которым
относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.
По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто
подобное. Такими техническими средствами производства информации будет
являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого
процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в
информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные
продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его
конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной
технологии.
Определим это понятие:
Инструментарий информационной технологии — один или несколько
взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера,
технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем
цель.
В качестве инструментария можно использовать следующие
распространенные виды программ-ных продуктов для персонального компьютера:
текстовый процессор (редактор), настольные изда-тельские системы,
электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные
книжки, электронные календари, информационные системы функционального
назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.). экспертные
системы и т.д.
2. Виды современных информационных технологий
2.1 Информационная технология обработки данных
Характеристика и назначение
Информационная технология обработки данных предназначена для решения
хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные
данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.
Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской)
деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации
некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческою труда.
Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне
существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от
рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения
численности работников.
На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:
. обработка данных об операциях, производимых фирмой;
. создание периодических контрольных отчетов о
состоянии дел в фирме;
. получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в
виде бумажных документов или отчетов.
Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и
выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса
наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который
позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на
занятие определенной должности.
Существует несколько особенностей, связанных с обработкой
данных, отличающих данную технологию от всех прочих:
• выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой
фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности,
которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания
контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть
информационная система обработки данных и разработана соответствующая
информационная технология;
• решение только хорошо структурированных задач, для которых можно
разработать алгоритм;
• выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты
определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их
соблюдение организациями всех видов;
• выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным
участием человека;
• использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы
имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение
ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется
хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;
• акцент на хронологию событий;
• требование минимальной помощи в решении проблем со стороны
специалистов других уровней.
Хранение данных . Многие данные на уровне операционной деятельности
необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо
на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.
Страницы: 1, 2
|