Примеры построения АСУ-СВЯЗЬ
Примеры построения АСУ-СВЯЗЬ
Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по специальности
"Программное обеспечение вычислительной техники и
автоматизированных систем"
на тему
" Примеры построения АСУ-связь
обработки информации различного назначения"
Выполнила:
студентка группы ПО-31к
Лагова Мария Александровна
Руководитель:
Донченко Ирина Васильевна
Ростов-на-Дону
1999г
Содержание
1. АСУ как сложная организационная система……………………………..3
1.1. Объекты управления………………………………………………3
1.2. Предпосылки создания отраслевой АСУ ………………….…….4
1.3. Цели создания системы …………………………………………..5
1.4. Назначение АСУ в целом…………………………………………6
1.5. Состав системы и назначение подсистем………………………..6
2. Информационное обеспечение подсистем……………………………….8
2.1. Состав и структура информационных потоков в АСУ…………8
3. Состав АСУ…………………………………………………………………9
3.1. ИПС "Метролог" отрасли………………………………………..9
3.2. АРМ "Метролог" предприятия связи………………………….. 11
4. Заключение…………………………………………………………………14
4.1. Роль АСУ МО "Связь" в обеспечении единства измерений.…..14
4.2. Эффект от использования……………………………………..….15
4.3. Приоритеты разработки и внедрения…………………..………..16
4.4. Об организация внедрения………………………………..………17
5. Список литературы…………………………………………………..…….19
Концепция построения автоматизированной системы управления метрологическим
обеспечением отрасли
1. АСУ как сложная организационная система
Метрологическая служба отрасли обеспечивает техническую, нормативную и
организационную поддержку процесса измерений на предприятиях связи. С точки
зрения систем управления это означает, что объектом управления является не
собственно процессы измерений, а метрологическое обеспечение (МО) измерений
и погрешность результата измерений.
1.1. Объекты управления
Метрологическое обеспечение включает в себя следующие основные
объекты: средства измерений (СИ) и образцовое оборудование; регламент и
методику проведения измерений; деятельность по планированию и контролю
выполнения регламентных работ, выполняемых службой (калибровка, ремонт,
надзор за применением и условиями эксплуатации СИ), а также вся
деятельность по совершенствованию, как самой службы, так и метрологического
обеспечения измерений, вплоть до определения тематики и приоритетов НИР и
ОКР.
Предметная область метрологии и метрологического обеспечения имеет в
основе развитую систему государственной и отраслевой стандартизации,
включающую несколько систем стандартов. Основной из них является
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).
Метрологическая служба - госнадзорная область. МС любого предприятия
является субъектом, как отраслевой метрологической службы, так и службы
страны. Таким образом, информационные технологии в области службы имеют
хорошо развитую правовую базу, а именно:
законы Российской федерации: “Об обеспечении единства измерений”; “Об
энергосбережении”; “О защите прав потребителей”; “О стандартизации”; “О
сертификации продукции и услуг”; “Об информации, информатизации и защите
информации”;
постановления правительства Российской федерации:
1. от 12.03.94 N100 “Об организации работ по стандартизации, обеспечению
единства измерений, сертификации продукции и услуг”;
2. от 12.12.95 N1213 “О совершенствовании системы информационного
обеспечения в области стандартизации, метрологии и сертификации”;
3. от 12.02.93 N121 “О мерах по реализации государственной программы
перехода Российской федерации на принятую в международной практике
систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития
рыночной экономики”;
4. от 28.02.96 N226 “О государственном учете и регистрации баз и банков
данных”;
государственные программы:
1. “Государственная программа перехода Российской федерации на принятую в
международной практике систему учета и статистики в соответствии с
требованиями развития рыночной экономики”. Раздел “Развитие и применение
единой системы классификации и кодирования информации”;
2. Государственная научно-техническая программа “Федеральный информационный
фонд по науке и технике”. Раздел “Научно-техническая терминология”.
1.2. Предпосылки создания отраслевой АСУ
Высокая потребность в определении и проведении единой технической
политики в области оснащения и нормативной базы измерений в отрасли с одной
стороны, и иерархичность структуры МС отрасли с другой, требует создания
прямых и обратных формализованных информационных связей. Можно выделить по
крайней мере три значимых уровня иерархии, взаимодействие между которыми
характеризуется существенным количественным и качественным изменением
интенсивности входящих и выходящих информационных потоков.
Первый уровень соотносится со службой стандартизации и метрологии
Госкомсвязи, второй - с соответствующими подразделениями головных и базовых
организаций, третий с метрологическими службами предприятий. Очевидно, что
трехуровневая система не является замкнутой, а интегрирована в общую
государственную систему обмена метрологической информации.
Прямые связи между уровнями определяются сложившейся схемой разработки
и продвижения от центра к предприятиям руководящих документов, норм,
правил, и иной документации, призванной координировать деятельность МС. На
каждом уровне можно проследить и боковые латеральные связи, обеспечивающие
цикличность информационных потоков при итеративном подходе к разработке
документов. Примером может служить разработка любого отраслевого ОСТа,
когда разработка выполняется группой разработчиков из различных
предприятий, а ее результат многократно согласовывается со службой главного
метролога отрасли. Другой пример это система учета парка СИ, регламентных
работ в метрологической службе предприятия. Использование баз данных
средств измерений, нормативной документации является также примерами
циркуляции информационных потоков.
Существование стройной иерархической системы и высокий уровень
стандартизации предметной области МС и МО, позволяет обеспечить
информационную совместимость (унификацию представлений) данных внутри
отрасли, а по ключевым данным - и по стране в целом. Оснащенность
предприятий отрасли ПЭВМ и подключение множества из них к сети Интернет
создает уникальные условия для реализации многоуровневой автоматизированной
системы управления.
1.3. Цели создания системы
В области управления. Оснащение отрасли типовыми автоматизированными
рабочими местами (АРМ) "Метролог" позволяет установить единую систему
учета, контроля и отчетности и, тем самым, регламентировать деятельность
метрологических служб предприятий отрасли. Объединенные в единую сеть
посредством информационно поисковой системы (ИПС) АРМ различных уровней и
АРМ внутри уровней позволяет в дальнейшем в кратчайшие сроки осуществить
любое организационное или функциональное изменение службы за счет
соответствующего усовершенствования АРМ или ИПС. Кроме того, создание
единого информационного пространства в предметной области МО и МС отрасли
позволит в высокой степени автоматизировать проведение анализа состояния
измерений.
В области методического руководства. Владение информацией,
формализованной и поддающейся автоматизированному анализу, позволит
вышестоящим уровням метрологической службы эффективно решать следующие
задачи:
унифицировать средства и методы измерений в отрасли;
определять оптимальные средства и методы измерений;
концентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы для решения
приоритетных задач;
получать максимально представительную информацию для принятия решений
общеотраслевого уровня.
В области информационного обеспечения. Уже сейчас в МТУСИ существует
отраслевая ИПС "Метролог" в сети Internet (www.srd.mtuci.ru),
обеспечивающая метрологов автоматизированными каталогами технических
характеристик СИ и справочниками и базами данных по нормативной
документации. В базовых организациях создаются АРМ и ИПС хранения и
подготовки нормативной документации (ЦНИИС, НИИР), функционирующие
совместно с ИПС "Метролог". Следующий шаг - интегрировать нормативно-
справочные данные в "технологический" АРМ "Метролог" собственно
предприятия. Это даст новое качество - возможность увидеть на одном экране
и автоматически сравнить факт и возможности - каково метрологическое
обеспечение предприятия, и каким оно может (должно) быть.
Важнейшее следствие этих возможностей - повышение технической
компетентности специалистов при разработке, организации и проведении
измерений в отрасли.
1.4. Назначение АСУ в целом
Основные функции системы состоят в следующем:
отобразить средствами компьютерных технологий содержание и состояние
обязательной к выполнению деятельности каждого подразделения
метрологической службы;
регламентировать состав и формы представления данных, а также структуру
информационных потоков в системе (информационных и командных связей между
субъектами отраслевой метрологической службы), а также информационный обмен
с внешними по отношению к отрасли организациями;
предоставить предприятиям отрасли, базовым организациям МС, и службе
Главного метролога полную взаимоувязанную информацию по всем элементам
метрологического обеспечения.
1.5. Состав системы и назначение подсистем
АСУ представляет собой распределенную корпоративную систему,
субъектами которой являются предприятия связи, базовые организации МС,
служба Главного метролога отрасли. Состав и распределение функциональных
задач в системе должны соответствовать Положению о метрологической службе в
отрасли связи. Этот вопрос является предметом технического проектирования и
не может быть подробно рассмотрен в настоящей статье. Ниже изложены
основные принципы построению АСУ МО "Связь".
В соответствием с Положением о метрологической службе, АСУ должна
предусматривать три уровня иерархии:
уровень службы Главного метролога отрасли (высший);
уровень базовых организаций МС;
уровень МС предприятий связи.
Каждому уровню должна соответствовать своя подсистема в составе одного
или нескольких АРМ. Для предприятий и базовых организаций могут
использоваться типовые АРМ, с возможностью настройки в соответствии со
спецификой предприятия.
Так как МС различных уровней имеют различные функциональные задачи, то
состав информации, структуры баз данных и программное обеспечение типовых
АРМ будут отличаться, не только в силу различного содержания
метрологических работ, но и вследствие различных требований к обобщению
информации на каждом из уровней.
Функциональным назначением АСУ в целом являются накопление, обобщение,
обработка и анализ информации по всем аспектам метрологического обеспечения
и метрологического обслуживания отрасли. Для АРМ низших уровней приоритет
имеют функции накопления и обработки, для вышестоящих уровней - функции
обработки, обобщенного представления информации и анализа.
Функции обработки информации обеспечивают получение сводных данных по
отрасли по различным направлениям метрологического обеспечения и
обслуживания. Подчеркнем, что такая обработка возможна только на основе
единого отраслевого информационного стандарта представления данных -
системы кодификаторов и классификаторов основной метрологической
информации.
Функции анализа информации обеспечивают комплексное представление
информации по проблеме и приведение ее к виду, наиболее удобному для
принятия решений.
Как функции обработки, так и функции анализа направлены на уменьшение
объемов данных, поступающих на вышестоящие уровни, при одновременном
повышении информативности данных. Наряду с этим, должна обеспечиваться
возможность получения от нижестоящих уровней первичной информации по
запросам.
2. Информационное обеспечение подсистем
2.1. Состав и структура информационных потоков в АСУ
Информационные потоки, циркулирующие в системе, реализуют прямые и
латеральные одно- и двунаправленные связи между субъектами МС,
различающиеся как административно-командные, оперативные и справочно-
информационные.
Административно-командные прямые однонаправленные связи включают:
директивы в области МО и МС, обязательные к исполнению;
запросы на проведение анализа состояния измерений по указанным
направлениям.
Оперативные двунаправленные прямые связи содержат:
запросы на выдачу оперативных справок по ситуации и оперативной отчетности
(сверху вниз);
либо более полно представленной на этих уровнях (снизу вверх).
Латеральные двунаправленные оперативные и справочно-информационные
связи содержат:
запросы на предоставление информации, имеющейся в базах данных, ввод
информации в базы данных (их актуализацию и наполнение), внутри уровневый
документооборот
Справочно-информационные связи предполагают периодический обмен
регламентированной информацией, включая:
актуализированную справочную нормативно-техническую информацию (сверху
вниз);
планы работ и регламентированную отчетность по текущему состоянию
метрологического обеспечения и метрологического обслуживания (снизу вверх).
Состав информации, поступающей от предприятий связи в базовые
организации МС, должны отличаться в зависимости от области деятельности,
закрепленной за организацией.
3. Состав АСУ
3.1. ИПС "Метролог" отрасли
Исторически ИПС “Метролог” разрабатывалась в лаборатории измерительных
систем МТУСИ по заказу Министерства связи России, как оболочка для доступа
к персонифицировано распространяемым базам данных (БД) метрологической
информации. ИПС требовала для своей работы компьютера с установленным на
нем специальным программным обеспечением. Недостатком такого подхода
являлось полное отсутствие обратной связи с потребителем, что с одной
стороны приводило к недостаточному удовлетворению запросов пользователей, а
с другой к сложностям в поддержке актуальности информации.
В настоящее время ИПС "Метролог" полностью реорганизована и включена в
глобальную компьютерную сеть Internet. Это означает, что пользователю, вне
зависимости от его физического местонахождения, для получения доступа к
системе “Метролог” достаточно подключиться к Internet у своего ближайшего
провайдера. Кроме того любой пользователь системы может сразу организовать
прямые и латеральные двунаправленные связи справочно-информационные.
Основные цели и задачи ИПС "Метролог":
организация прямых двунаправленных административно-командных связей
организация двунаправленных прямых и латеральных справочно- информационных
связей между предприятиями отрасли;
выработка отраслевых стандартов формирования БД и обмена информацией для
внедрения системы автоматизированного поиска
управление информационными потоками путем присвоения приоритетов доступа
организация электронных конференций, оповещение о мероприятиях,
персональная почта руководителей метрологической службы.
Состав системы. Система состоит из следующих функциональных элементов:
1. центральный сервер — основное хранилище общедоступной информации;
2. сервер Госкомсвязи России — содержит копию информации центрального
сервера, а также другую информацию специфичную для Государственного
комитета. Доступ к серверу может быть ограничен работниками комитета;
3. Серверы БД нормативной документации, расположенные в базовых
организациях
4. поставщики информации — научно-исследовательские проектные, учебные
организации отрасли, поставщики измерительного оборудования,
предоставляющие информацию для помещения на серверах. Информация
представляется на дискетах или других физических носителях, или
передается с использованием Internet;
5. предприятия отрасли связь — потребители информации.
В настоящее время ИПС отрасли содержит следующие разделы:
1. Адресные базы данных, включающие в себя:
собственную адресную базу данных;
телефонный справочник комитета по связи и информатизации;
адресную базу данных ЦНТИ “Информсвязь”.
2. Правовая база ЦНТИ "Информсвязь"
указатель нормативных документов отрасли “Связь”
3. Каталоги средств измерений
4. Стандарты отрасли "Связь"
5. Список лицензиантов услуг в области "Связь"
6. Новости и реклама
Примером развития ИПС является решение Госкомсвязи о создании на базе
ЦНИИС отраслевой электронной информационно-справочной системы (базы данных)
стандартов и другой нормативной документации с возможностью доступа к ней
Страницы: 1, 2
|