МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проектирование баз и хранилищ данных

    Проектирование баз и хранилищ данных

    Проектирование баз и хранилищ данных

    Теория баз данных — сравнительно молодая область знаний Возраст ее

    составляет немногим более 30 лет. Однако изменился ритм времени, оно уже не

    бежит, а летит, и мы вынуждены подчиняться ему во всем. И действительно,

    современный мир информационных технологий трудно представить себе без

    использования баз данных. Практически все системы в той или иной степени

    связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации.

    Фактически информация становится фактором, определяющим эффективность любой

    сферы деятельности. Увеличились информационные потоки и повысились

    требования к скорости обработки данных, и теперь уже большинство операций

    не может быть выполнено вручную, они требуют применения наиболее

    перспективных компьютерных технологий. Любые административные решения

    требуют четкой и точной оценки текущей ситуации и возможных перспектив ее

    изменения. И если раньше в оценке ситуации участвовало несколько десятков

    факторов, которые могли быть вычислены вручную, то теперь таких факторов

    сотни и сотни тысяч, и ситуация меняется не в течение года, а через

    несколько минут, а обоснованность принимаемых решений требуется большая,

    потому что и реакция на неправильные решения более серьезная, более быстрая

    и более мощная, чем раньше. И, конечно, обойтись без информационной модели

    производства, хранимой в базе данных, в этом случае невозможно.

    Тема 1. Введение. История развития баз данных

    В истории вычислительной техники можно проследить развитие двух

    основных областей ее использования. Первая область — применение

    вычислительной техники для выполнения численных расчетов, которые слишком

    долго или вообще невозможно производить вручную. Развитие этой области

    способствовало интенсификации методов численного решения сложных

    математических задач, появлению языков программирования, ориентированных на

    удобную запись численных алгоритмов, становлению обратной связи с

    разработчиками новых архитектур ЭВМ. Характерной особенностью данной

    области применения вычислительной техники является наличие сложных

    алгоритмов обработки, которые применяются к простым по структуре данным,

    объем которых сравнительно невелик.

    Вторая область — это использование средств вычислительной техники в

    автоматических или автоматизированных информационных системах.

    Информационная система представляет собой программно-аппаратный комплекс,

    обеспечивающий выполнение следующих функций:

    . надежное хранение информации в памяти компьютера;

    . выполнение специфических для данного приложения преобразований

    информации и вычислений;

    . предоставление пользователям удобного и легко осваиваемого

    интерфейса.

    Обычно такие системы имеют дело с большими объемами информации, имеющей

    достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем

    являются банковские системы, автоматизированные системы управления

    предприятиями, системы резервирования авиационных и железнодорожных

    билетов, мест в гостиницах и т.д.

    Вторая область использования вычислительной техники возникла несколько

    позже первой. Это связано с тем, что на заре вычислительной техники

    возможности компьютеров по хранению информации были очень ограниченными.

    Говорить о надежном и долговременном хранении информации можно только при

    наличии запоминающих устройств, сохраняющих информацию после выключения

    электрического питания. Оперативная (основная) память компьютеров этим

    свойством обычно не обладает. В первых компьютерах использовались два вида

    устройств внешней памяти — магнитные ленты и барабаны. Емкость магнитных

    лент была достаточно велика, но по своей физической природе они

    обеспечивали последовательный доступ к данным. Магнитные же барабаны (они

    ближе всего к современным магнитным дискам с фиксированными головками)

    давали возможность произвольного доступа к данным, но имели ограниченный

    объем хранимой информации.

    Эти ограничения не являлись слишком существенными для чисто численных

    расчетов, Даже если программа должна обработать (или произвести) большой

    объем информации, при программировании можно продумать расположение этой

    информации во внешней памяти (например, на последовательной магнитной

    ленте), обеспечивающее эффективное выполнение этой программы. Однако в

    информационных системах совокупность взаимосвязанных информационных

    объектов фактически отражает модель объектов реального мира. А потребность

    пользователей в информации, адекватно отражающей состояние реальных

    объектов, требует сравнительно быстрой реакции системы на их запросы. И в

    этом случае наличие сравнительно медленных устройств хранения данных, к

    которым относятся магнитные ленты и барабаны, было недостаточным.

    Можно предположить, что именно требования нечисловых приложений вызвали

    появление съемных магнитных дисков с подвижными головками, что явилось

    революцией в истории вычислительной техники. Эти устройства внешней памяти

    обладали существенно большей емкостью, чем магнитные барабаны, обеспечивали

    удовлетворительную скорость доступа к данным в режиме произвольной выборки,

    а возможность смены дискового пакета на устройстве позволяла иметь

    практически неограниченный архив данных.

    С появлением магнитных дисков началась история систем управления

    данными во внешней памяти. До этого каждая прикладная программа, которой

    требовалось хранить данные во внешней памяти, сама определяла расположение

    каждой порции данных на магнитной ленте или барабане и выполняла обмены

    между оперативной памятью и устройствами внешней памяти с помощью

    программно-аппаратных средств низкого уровня (машинных команд или вызовов

    соответствующих программ операционной системы). Такой режим работы не

    позволяет или очень затрудняет поддержание на одном внешнем носителе

    нескольких архивов долговременно хранимой информации. Кроме того, каждой

    прикладной программе приходилось решать проблемы именования частей данных и

    структуризации данных во внешней памяти.

    Файлы и файловые системы

    Важным шагом в развитии именно информационных систем явился переход к

    использованию централизованных систем управления файлами. С точки зрения

    прикладной программы, файл — это именованная область внешней памяти, и

    которую можно записывать и из которой можно считывать данные. Правила

    именования файлов, способ доступа к данным, хранящимся в файле, и структура

    этих данных зависят от конкретной системы управления файлами и, возможно,

    от типа файла. Система управления файлами берет на себя распределение

    внешней памяти, отображение имен файлов в соответствующие адреса во внешней

    памяти и обеспечение доступа к данным.

    Такие системы иногда называются файловыми. Несмотря на относительную

    простоту организации, файловые системы имеют ряд недостатков:

    1. Избыточность данных. Файловые системы характеризуются значительной

    избыточностью, поскольку нередко для решения различных задач

    управления используются одни и одни и те же данные, размещенные в

    разных файлах. Из-за дублирования данных в разных файлах память на

    внешних запоминающих устройствах используется неэкономно, информация

    одного и одного и того же объекта управления распределяется между

    многими файлами. При этом довольно тяжело представить общую

    информационную модель предметной области.

    2. Несогласованность данных. Учитывая, что одна и одна и та же

    информация может размещаться в разных файлах, технологически тяжело

    проследить за внесением изменений одновременно во все файлы. Из-за

    этого может возникнуть несогласованность данных, когда одно и одно и

    то же поле в разных файлах может иметь разные значения.

    3. Зависимость структур данных и прикладных программ. При файловой

    организации логическая и физическая структуры файла должны

    соответствовать их описанию в прикладной программе. Прикладная

    программа должна быть модифицирована при любом изменении логической

    или физической структуры файла. Поскольку изменения в одной

    программе часто требуют внесения изменений в другие информационно-

    связанные программы, то иногда проще создать новую программу, чем

    вносить изменения в старую. Поэтому этот недостаток файловых систем

    приводит к значительному увеличению стоимости сопровождения

    программных средств. Иногда стоимость сопровождения программных

    средств может достигать близко 70 % стоимости их разработки.

    Пользователи видят файл как линейную последовательность записей и могут

    выполнить над ним ряд стандартных операций:

    . создать файл (требуемого типа и размера);

    . открыть ранее созданный файл;

    . прочитать из файла некоторую запись (текущую, следующую, предыдущую,

    первую, последнюю);

    . записать в файл на место текущей записи новую, добавить новую запись

    в конец файла.

    В разных файловых системах эти операции могли несколько отличаться, но

    общий смысл их был именно таким. Главное, что следует отметить, это то, что

    структура записи файла была известна только программе, которая с ним

    работала, система управления файлами не знала ее. И поэтому для того, чтобы

    извлечь некоторую информацию из файла, необходимо было точно знать

    структуру записи файла с точностью до бита. Каждая программа, работающая с

    файлом, должна была иметь у себя внутри структуру данных, соответствующую

    структуре этого файла. Поэтому при изменении структуры файла требовалось

    изменять структуру программы, а это требовало новой компиляции, то есть

    процесса перевода программы в исполняемые машинные коды. Такая ситуации

    характеризовалась как зависимость программ от данных. Для информационных

    систем характерным является наличие большого числа различных пользователей

    (программ), каждый из которых имеет свои специфические алгоритмы обработки

    информации, хранящейся в одних и тех же файлах. Изменение структуры файла,

    которое было необходимо для одной программы, требовало исправления и

    перекомпиляции и дополнительной отладки всех остальных программ, работающих

    с этим же файлом. Это было первым существенным недостатком файловых систем,

    который явился толчком к созданию новых систем хранения и управления

    информацией.

    Для иллюстрации обратимся к примеру, приведенному в книге: У.Девис,

    Операционные системы, М., Мир, 1980:

    «Несколько лет назад почтовое ведомство (из лучших побуждений) пришло к

    решению, что все адреса должны обязательно включать почтовый индекс. Во

    многих вычислительных центрах это, казалось бы, незначительное изменение

    привело к ужасным последствиям. Добавление к адресу нового поля,

    содержащего шесть символов, означало необходимость внесения изменений в

    каждую программу, использующую данные этой задачи в соответствии с

    изменившейся суммарной длиной полей. Тот факт, что какой-то программе для

    выполнения ее функций не требуется знания почтового индекса, во внимание не

    принимался: если в некоторой программе содержалось обращение к новой, более

    длинной записи, то в такую программу вносились изменения, обеспечивающие

    дополнительное место в памяти.

    В условиях автоматизированного управления централизованной базой данных все

    такие изменения связаны с функциями управляющей программы базы данных.

    Программы, не использующие значения почтового индекса, не нуждаются в

    модификации - в них, как и прежде, в соответствии с запросами посылаются те

    же элементы данных. В таких случаях внесенное изменение неощутимо.

    Модифицировать необходимо только те программы, которые пользуются новым

    элементом данных».

    Далее, поскольку файловые системы являются общим хранилищем файлов,

    принадлежащих, вообще говоря, разным пользователям, системы управления

    файлами должны обеспечивать авторизацию доступа к файлам. В общем виде

    подход состоит в том, что по отношению к каждому зарегистрированному

    пользователю данной вычислительной системы для каждого существующего файла

    указываются действия, которые разрешены или запрещены данному пользователю.

    В большинстве современных систем управления файлами применяется подход к

    защите файлов, впервые реализованный в ОС UNIX. В этой ОС каждому

    зарегистрированному пользователю соответствует пара целочисленных

    идентификаторов: идентификатор группы, к которой относится этот

    пользователь, и его собственный идентификатор в группе. При каждом файле

    хранится полный идентификатор пользователя, который создал этот файл, и

    фиксируется, какие действия с файлом может производить его создатель, какие

    действия с файлом доступны для других пользователей той же группы и что

    могут делать с файлом пользователи других групп. Администрирование режимом

    доступа к файлу в основном выполняется его создателем-владельцем, Для

    множества файлов, отражающих информационную модель одной предметной

    области, такой децентрализованный принцип управления доступом вызывал

    дополнительные трудности. И отсутствие централизованных методов управления

    доступом к информации послужило еще одной причиной разработки СУБД.

    Следующей причиной стала необходимость обеспечения эффективной

    параллельной работы многих пользователей с одними и теми же файлами. В

    общем случае системы управления файлами обеспечивали режим

    многопользовательского доступа, Если операционная система поддерживает

    многопользовательский режим, вполне реальна ситуация, когда два или более

    пользователя одновременно пытаются работать с одним и тем же файлом. Если

    все пользователи собираются только читать файл, ничего страшного не

    произойдет. Но если хотя бы один из них будет изменять файл, для корректной

    работы этих пользователей требуется взаимная синхронизация их действий по

    отношению к файлу.

    В системах управления файлами обычно применялся следующий подход. В

    операции открытия файла (первой и обязательной операции, с которой должен

    начинаться сеанс работы с файлом) среди прочих параметров указывался режим

    работы (чтение или изменение). Если к моменту выполнения этой операции

    некоторым пользовательским процессом PR1 файл был уже открыт другим

    процессом PR2 в режиме изменения, то и зависимости от особенностей системы

    процессу PR1 либо сообщались и невозможности открытия файла, либо он

    блокировался до тех пор, пока в процессе PR2 не выполнялась операция

    закрытия файла.

    При подобном способе организации одновременная работа нескольких

    пользователей, связанная с модификацией данных в файле, либо вообще не

    реализовывалась, либо была очень замедлена.

    Эти недостатки послужили тем толчком, который заставил разработчиков

    информационных систем предложить новый подход к управлению информацией.

    Этот подход был реализован в рамках новых программных систем, названных

    впоследствии Системами Управления Базами Данных (СУБД), а сами хранилища

    информации, которые работали под управлением данных систем, назывались

    базами или банками данных (БД и БнД).

    Первый этап — базы данных на больших ЭВМ

    История развития СУБД насчитывает более 30 лет. В 1968 году была

    введена в эксплуатацию первая промышленная СУБД система IMS фирмы IBM. В

    1975 году появился первый стандарт ассоциации по языкам систем обработки

    данных — Conference of Data System Languages (CODASYL), который определил

    ряд фундаментальных понятий в теории систем баз данных, которые и до сих

    пор являются основополагающими для сетевой модели данных.

    В дальнейшее развитие теории баз данных большой вклад был сделан

    американским математиком Э. Ф. Коддом, который является создателем

    реляционной модели данных. В 1981 году Э. Ф. Кодд получил за создание

    реляционной модели и реляционной алгебры престижную премию Тьюринга

    Американской ассоциации по вычислительной технике.

    Менее двух десятков лет прошло с этого момента, но стремительное

    развитие вычислительной техники, изменение ее принципиальной роли в жизни

    общества, обрушившийся бум персональных ЭВМ и, наконец, появление мощных

    рабочих станций и сетей ЭВМ повлияло также и на развитие технологии баз

    данных. Можно выделить четыре этапа в развитии данного направления в

    обработке данных. Однако необходимо заметить, что все же нет жестких

    временных ограничений в этих этапах: они плавно переходят один в другой и

    даже сосуществуют параллельно, но, тем не менее, выделение этих этапов

    позволит более четко охарактеризовать отдельные стадии развития технологии

    баз данных, подчеркнуть особенности, специфичные для конкретного этапа.

    Первый этап развития СУБД связан с организацией баз данных на больших

    машинах типа IBM 360/370, ЕС-ЭВМ и мини-ЭВМ типа PDP11 (фирмы Digital

    Equipment Corporation — DEC), разных моделях HP (фирмы Hewlett Packard).

    Базы данных хранились во внешней памяти центральной ЭВМ, пользователями

    этих баз данных были задачи, запускаемые в основном в пакетном режиме.

    Интерактивный режим доступа обеспечивался с помощью консольных терминалов,

    которые не обладали собственными вычислительными ресурсами (процессором,

    внешней памятью) и служили только устройствами ввода-вывода для центральной

    ЭВМ. Программы доступа к БД писались на различных языках и запускались как

    обычные числовые программы. Мощные операционные системы обеспечивали

    возможность условно параллельного выполнения всего множества задач. Эти

    системы можно было отнести к системам распределенного доступа, потому что

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.