МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Программирование на языке SHELL (OS UNIX)

    Программирование на языке SHELL (OS UNIX)

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЛОМОНОВ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет компьютерных наук

    ДОКЛАД

    Современные операционные системы.

    на тему: Программирование на языке Shell в системе UNIX. Примеры

    программирования

    Подготовил: Крыгин А.В.

    Проверил: проф. Погорелый С.Д.

    1999 г.

    Содержание

    1. ВВЕДЕНИЕ 3

    2. ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА SHELL 4

    2.1. Структура команд 5

    2.2. Группировка команд. 5

    2.3. Перенаправление команд 7

    2.4. Командные файлы. 10

    2.5 Отладка командных файлов 10

    3. СРЕДА SHELL (ПЕРЕМЕННЫЕ И ПАРАМЕТРЫ) 11

    3.1. shell-переменные 11

    3.2. Экранирование 12

    3.3. Манипуляции с shell-переменными 14

    3.4. Экспорт переменных 15

    3.5. Параметры 15

    3.6. Подстановки shell-интерпретатора 16

    3.7. Программная среда 17

    4. ПРОГРАММНЫЕ СТРУКТУРЫ 20

    4.1. Команда test ("[ ]") 20

    4.2. Условный оператор "if" 21

    4.3. Оператор вызова ("case") 22

    4.4. Оператор цикла с перечислением ("for") 23

    4.5. Оператор цикла с истинным условием ("while") 23

    4.6. Оператор цикла с ложным условием ("until") 24

    4.7. Пустой оператор 25

    4.8. Функции в shell 25

    4.9. Обработка прерываний ("trap") 25

    5. ЛИТЕРАТУРА 26

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Среди операционных систем особое место занимает Unix. Беспрецедентным

    является то, что ОС Unix может работать практически на всех выпускаемых

    платформах. UNIX - это стандарт де факто открытых и мобильных операционных

    систем. (поскольку название UNIX запатентовано компанией AT&T - различные

    юниксы называются различно: SCO UNIX, BSDI, Solaris, Linux, DG/UX, AIX и

    т.д.).

    Это не только многозадачная, но и многопользовательская система. Она

    обеспечивает современный пользовательский интерфейс на базе системы X

    Window и межмашинную связь на базе протоколов TCP/IP и т.п.

    ОС Unix была создана Кеном Томпсоном и Деннисом Ритчи в Bell

    Laborotories (AT&T). Широко распространяться Unix/v7 (версия 7) начала в 79

    - 80-м годах. Вручение создателям Unix в 1983 году Международной премии

    А.Тьюринга в области программирования ознаменовало признание этой системы

    мировой научной (computer science) общественностью. Что также

    беспрецедентно.

    ОС Unix стоит на трех китах: язык Си, файловая система, командный

    язык. В дальнейшем к ним добавились система X Window и протоколы TCP/IP.

    2. ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА SHELL

    Командный язык shell (в переводе - раковина, скорлупа) фактически есть

    язык программирования очень высокого уровня. На этом языке пользователь

    осуществляет управление компьютером. Обычно, после входа в систему вы

    начинаете взаимодействовать с командной оболочкой. Признаком того, что

    оболочка (shell) готова к приему команд служит выдаваемый ею на экран

    промптер. В простейшем случае это один доллар ("$").

    Shell не является необходимым и единственным командным языком (хотя именно

    он стандартизован в рамках POSIX [POSIX 1003.2] - стандарта мобильных

    систем). Например, немалой популярностью пользуется язык cshell, есть также

    kshell, bashell и другие. Более того, каждый пользователь может создать

    свой командный язык. Может одновременно на одном экземпляре операционной

    системы работать с разными командными языками.

    shell - это одна из многих команд UNIX. То есть в набор команд оболочки

    "shell" входит команда "sh" - вызов интерпретатора "shell". Первый "shell"

    вызывается автоматически при вашем входе в систему и выдает на экран

    промтер. После этого вы можете вызывать на выполнение любые команды, в том

    числе и снова сам "shell", который вам создаст новую оболочку внутри

    прежней.

    Так например, если вы подготовите в редакторе файл "file_1":

    echo Hello!

    то это будет обычный текстовый файл, содержащий команду "echo", которая при

    выполнении выдает все написанное правее ее на экран. Можно сделать файл

    "file_1" выполняемым с помощью команды "chmod 755 file_1". Но его можно

    выполнить, вызвав явно команду "sh" ("shell"):

    sh file_1

    или

    sh < file1 [1]

    Файл можно выполнить и в текущем экземпляре "shell". Для этого существует

    специфическая команда "." (точка), т.е.

    . file_1

    Поскольку UNIX - система многопользовательская, вы можете даже на

    персональном компьютере работать параллельно, скажем, на 12-ти экранах

    (переход с экрана на экран ALT/функциональная клавиша), имея на каждом

    экране нового (или одного и того же) пользователя со своей командной

    оболочкой. Можете и в графическом режиме X-Window также открыть большое

    число окон, а в каждом окне может быть свой пользователь со своей командной

    оболочкой...

    Стержневым элементом языка shell является команда.

    2.1. Структура команд

    Команды в shell обычно имеют следующий формат:

    Например:

    ls -ls /usr/bin

    Где ls - имя команды выдачи содержимого директория,

    -ls - флаги ( "-" - признак флагов, l - длинный формат, s - об'ем

    файлов в блоках),

    /usr/bin - директорий, для которого выполняется команда.

    Эта команда выдаст на экран в длинном формате содержимое директория

    /usr/bin, при этом добавит информацию о размере каждого файла в блоках.

    К сожалению, такая структура команды выдерживается далеко не всегда. Не

    всегда перед флагами ставится минус, не всегда флаги идут одним словом.

    Есть разнообразие и в представлении аргументов. К числу команд, имеющих

    экзотические форматы, относятся и такие "ходовые" команды, как сс – вызов

    компилятора языка С, tar – работа с архивами, dd – копирование файла с

    преобразованием, find – поиск файлов и ряд других.

    Как правило, первое слово shell воспринимает, как команду. Поэтому в

    командной строке

    cat cat

    первое слово будет расшифровано shell, как команда (конкатенации), которая

    выдаст на экран файл с именем "cat" (второе слово), находящийся в текущем

    директории.

    2.2. Группировка команд.

    Средства группировки:

    . ; и - определяют последовательное выполнение

    команд;

    . & - асинхронное (фоновое) выполнение предшествующей команды;

    . && - выполнение последующей команды при условии нормального

    завершения предыдущей, иначе игнорировать;

    . || - выполнение последующей команды при ненормальном завершении

    предыдущей, иначе игнорировать.

    При выполнении команды в асинхронном режиме (после команды стоит один

    амперсанд) на экран выводится номер процесса, соответствующий выполняемой

    команде, и система, запустив этот фоновый процесс, вновь выходит на диалог

    с пользователем.

    Например, наберем команду "find" в фоновом режиме для поиска в системе ,

    начиная от корня "/", файла с именем "conf", а затем "pwd" в обычном

    режиме. На экране этот фрагмент будет выглядеть следующим образом (курсивом

    выделены комментарии):

    $ find/-name conf -print & ввод команды "find"

    288 номер (PID) фонового процесса

    $ pwd ввод команды "pwd"

    /mnt/lab/asu результат работы "pwd"

    $ возвращение shell в промптер

    /usr/include/sys/conf результат работы "find"

    Иногда необходимо, чтобы все фоновые процессы завершились, прежде чем будет

    выполняться какой-то расчет. Для этого служит специальная команда "wait

    [PID]". Эта команда ждет завершения указанного идентификатором (числом)

    фонового процесса. Если команда без параметра, то она ждет завершения всех

    фоновых процессов, дочерних для данного "sh".

    Для группировки команд также могут использоваться фигурные "{}" и круглые

    "()" скобки. Рассмотрим примеры, сочетающие различные способы группировки:

    Если введена командная строка

    command1 && command2; command3

    где command1, command2 и command3 - какие-то команды, то "command2" будет

    выполнена только при успешном завершении "command1"; после любого из

    исходов обработки "command2" (т.е. "command2" будет выполнена, либо

    пропущена) будет выполнена "command3".

    command1 && { command2; command3}

    Здесь обе команды ("command2" и "command3") будут выполнены только при

    успешном завершении "command1".

    {command1; command2} &

    В фоновом режиме будет выполняться последовательность команд "command1" и

    "command2".

    Фоновые процессы сложно уничтожить, поскольку традиционная команда "CTL/C"

    прерывает только процессы переднего плана. Для уничтожения фонового

    процесса надо знать его номер. При запуске фонового процесса на экран

    выдается число, соответствующее номеру (идентификатору) этого процесса

    (PID). Если этот номер забыт или надо убедиться, что этот процесс не

    закончен, с помощью команды

    ps -aux

    можно получить перечень идентификаторов процессов (PID), имена

    пользователей, текущее время, затраченное процессами, и т.д.

    В выведенной таблице можно найти номера процессов, подлежащих уничтожению,

    например это "849" и "866". Тогда командой

    kill -9 866 849

    можно уничтожить эти процессы. При уничтожении процессов надо вы должны

    иметь то же имя пользователя, какое было приписано уничтожаемым процессам

    или root.

    Круглые скобки "()", кроме выполнения функции группировки, выполняют и

    функцию вызова нового экземпляра интерпретатора shell.

    Пусть мы находились в начальном каталоге "/mnt/lab/asu"

    Тогда в последовательности команд

    cd ..; ls; ls

    две команды "ls" выдадут 2 экземпляра содержимого каталога "/mnt/lab", а

    последовательность

    (cd ..; ls) ls

    выдаст сначала содержимое каталога "/mnt/lab", а затем содержимое

    "/mnt/lab/asu", т.к. при входе в скобки вызывается новый экземпляр shell, в

    рамках которого и осуществляется переход. При выходе из круглых скобок

    происходит возврат в старый shell и в старый каталог.

    2.3. Перенаправление команд

    Стандартный ввод (вход) - "stdin" в ОС UNIX осуществляется с клавиатуры

    терминала, а стандартный вывод (выход) - "stdout" направлен на экран

    терминала. Существует еще и стандартный файл диагностических сообщений -

    "stderr", о котором речь будет чуть позже.

    Команда, которая может работать со стандартным входом и выходом, называется

    ФИЛЬТРОМ.

    Пользователь имеет удобные средства перенаправления ввода и вывода на

    другие файлы (устройства). Символы ">" и ">>" обозначают перенаправление

    вывода.

    ls >file_1

    команда "ls" сформирует список файлов текущего каталога и поместит его в

    файл "file_1" (вместо выдачи на экран). Если файл "file_1" до этого

    существовал, то он будет затерт новым.

    pwd >>file_1

    команда pwd сформирует полное имя текущего каталога и поместит его в конец

    файла "file_1", т.е. ">>" добавляет в файл, если он непустой.

    Символы "file_4

    и

    wc -l >file_4 file_2

    Данный конвейер из файла "file_1" ("cat") выберет все строки, содержащие

    слово "result" ("grep"), отсортирует ("sort") полученные строки, а затем

    пронумерует ("cat -b") и выведет результат в файл "file_2".

    Поскольку устройства в ОС UNIX представлены специальными файлами, их можно

    использовать при перенаправлениях. Специальные файлы находятся в каталоге

    "/dev". Например, "lp" - печать; "console" - консоль; "ttyi" - i-ый

    терминал; "null" - фиктивный (пустой) файл (устройство).

    Тогда, например,

    ls > /dev/lp

    выведет содержимое текущего каталога на печать, а

    file_1 < /dev/null

    обнулит файл "file_1".

    sort file_1 | tee /dev/lp | tail -20

    В этом случае будет отсортирован файл "file_1" и передан на печать, а 20

    последних строк также будут выданы на экран.

    Вернемся к перенаправлению выхода. Стандартные файлы имеют номера:

    0 - stdin,

    1 - stdout

    2 - stderr.

    Если вам не желательно иметь на экране сообщение об ошибке, вы можете

    перенаправить его с экрана в указанный вами файл (или вообще "выбросить",

    перенаправив в файл "пустого устройства" - /dev/null). Например при

    выполнении команды

    cat file_1 file_2

    которая должна выдать на экран последовательно содержимое файлов "file_1" и

    "file_2", выдаст вам, например, следующее

    111111 222222

    cat: f2: No such file or directory

    где 111111 222222 - содержимое файла "file_1", а файл "file_2" отсутствует,

    о чем команда "cat" выдала сообщение в стандартный файл диагностики, по

    умолчанию, как и стандартный выход, представленный экраном.

    Если вам не желательно такое сообщение на экране, его можно перенаправить в

    указанный вами файл:

    cat file_1 file_2 2>f-err

    сообщения об ошибках будут направляться (об этом говорит перенаправление

    "2>") в файл "f-err". Кстати, вы можете всю информацию направлять в один

    файл "ff", использовав в данном случае конструкцию

    cat file_1 file_2 >>ff 2>ff

    Можно указать не только какой из стандартных файлов перенаправлять, но и в

    какой стандартный файл осуществить перенаправление.

    cat file_1 file_2 2>>ff 1>&2

    Здесь сначала "stderr" перенаправляется (в режиме добавления) в файл "ff",

    а затем стандартный выход перенаправляется на "stderr", которым к этому

    моменту является файл "ff". То есть результат будет аналогичен предыдущему.

    Конструкция "1>&2" - означает, что кроме номера стандартного файла, в

    который перенаправить, необходимо впереди ставить "&"; вся конструкция

    пишется без пробелов.

    |- |закрывает стандартный вывод. |

    2.4. Командные файлы.

    Для того, чтобы текстовый файл можно было использовать как команду,

    существует несколько возможностей.

    Пусть с помощью редактора создан файл с именем "cmd", содержащий одну

    строку следующего вида:

    date; pwd; ls

    Можно вызвать shell как команду, обозначаемую "sh", и передать ей файл

    "cmd", как аргумент или как перенаправленный вход, т.е.

    $ sh cmd

    или

    $ sh file_1

    echo 'str_1

    str_2' > file_2

    cat file_1 file_2

    даст выдаст последовательно одинаковые файлы file_1 и file_2:

    str_1

    str_2

    str_1

    str_2

    Заметим также, что бэк-слэш (\) не только экранирует следующий за ним

    символ, что позволяет использовать специальные символы просто как символы,

    представляющие сами себя (он может экранировать и сам себя - \\), но в

    командном файле бэк-слэш позволяет об'единять строки в одну (экранировать

    конец строки).

    Например, приводившийся ранее пример командной строки:

    cat file_1 | grep -h result | sort | cat -b > file_2

    может быть записан в командном файле, скажем, как

    cat file_1 | grep -h \

    result | sort | cat -b > file_2

    Кстати, эффект продолжения командной строки обеспечивает и символ

    конвейера. В данном случае это может дать более симпатичный результат,

    например:

    cat file_1 |

    grep -h result |

    sort |

    cat -b > file_2

    3.3. Манипуляции с shell-переменными

    Несмотря на то, что shell-переменные в общем случае воспринимаются как

    строки, т. е. "35" - это не число, а строка из двух символов "3" и "5", в

    раде случаев они могут интерпретироваться иначе, например, как целые числа.

    Разнообразные возможности имеет команда "expr".

    Проиллюстрируем некоторые на примерах:

    Выполнение командного файла:

    x=7 y=2

    a=`expr $x + $y` ; echo a=$a

    a=`expr $a + 1` ; echo a=$a

    b=`expr $y - $x` ; echo b=$b

    c=`expr $x '*' $y` ; echo c=$c

    d=`expr $x / $y` ; echo d=$d

    e=`expr $x % $y` ; echo e=$e

    выдаст на экран

    a=9

    a=10

    b=-5

    c=14

    d=3

    e=1

    Операция умножения ("*") обязательно должна быть заэкранирована, поскольку

    в shell этот значок воспринимается, как спецсимвол, означающий, что на это

    место может быть подставлена любая последовательность символов.

    С командой "expr" возможны не только (целочисленные) арифметические

    операции, но и строковые:

    A=`expr 'cocktail' : 'cock'` ; echo $A

    B=`expr 'cocktail' : 'tail'` ; echo $B

    C=`expr 'cocktail' : 'cook'` ; echo $C

    D=`expr 'cock' : 'cocktail'` ; echo $D

    На экран будут выведены числа, показывающее число совпадающих символов в

    цепочках (от начала). Вторая из строк не может быть длиннее первой :

    4

    0

    0

    0

    3.4. Экспорт переменных

    В ОС UNIX существует понятие процесса. Процесс возникает тогда, когда

    запускается на выполнение какая-либо команда.

    Например, при наборе на клавиатуре "р " порождается процесс "р". В

    свою очередь "р" может породить другие процессы. Допустим, что "р" вызывает

    "р1" и "р2", которые последовательно порождают соответствующие процессы.

    У каждого процесса есть своя среда - множество доступных ему переменных.

    Например, до запуска "р" уже существовала среда, в которой уже были

    определены некоторые переменные. Запуск "р" порождает новую среду; уже в

    ней будут порождены "р1" и "р2".

    Переменные локальны в рамках процесса, в котором они объявлены, т.е. где им

    присвоены значения. Для того, чтобы они были доступны и другим порождаемым

    процессам, надо передать их явным образом. Для этого используется

    встроенная команда "export".

    3.5. Параметры

    В командный файл могут быть переданы параметры. В shell используются

    позиционные параметры (т.е. существенна очередность их следования). В

    командном файле соответствующие параметрам переменные (аналогично shell-

    переменным) начинаются с символа "$", а далее следует одна из цифр от 0 до

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.