МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Разработка автоматизированной системы учета выбывших из стационара

    Разработка автоматизированной системы учета выбывших из стационара

    Аннотация

    Дипломный проект посвящен разработке автоматизированной информационной

    системы учета выбывших из стационара. Система базируется на форме №066/у

    Министерства Здравоохранения России, имеющей название "Статистическая карта

    выбывшего из стационара". Программа предназначена для автоматизации

    процесса обработки формы №066/у и формирования на ее основе отчетных форм

    для стационара.

    Система предназначена для работы в отделениях медстатистики больниц и

    не требует от пользователя дополнительных знаний по программированию, она

    предоставляет ему удобный экранный интерфейс для работы с многофайловой

    базой данных.

    База данных содержит информацию о выбывших больных, адекватную

    информации в форме №066/у МЗ России. На основании этой информации система

    позволяет формировать отчетные документы по фиксированным формам. Документы

    формируются за любой отчетный период (дни, месяцы, годы), по всему

    стационару или по любому его отделению.

    Система прошла опытную эксплуатацию в Детской городской клинической

    больнице N13 им. Н.Ф. Филатова и передана для внедрения в отделении

    медстатистики этой больницы.

    Программное обеспечение системы написано на языке программирования

    Clipper.

    Экономико-организационная часть включает в себя анализ информации по

    теме дипломного проекта, расчет годового экономического эффекта и рекламу

    разработки.

    Отчетные материалы к дипломному проекту включают пояснительную

    записку, 5 приложений и графический материал.

    Содержание

    Введение 4

    1. Анализ существующих методов создания информационных систем в медицине 6

    1.1. Классификация МИС 6

    1.2. Методология создания автоматизированных больничных информационных

    систем 7

    1.2.1. Декомпозиция АБИС 8

    1.2.2. Интеграция компонент АБИС 9

    1.3. Архитектура интегрированных АБИС 10

    1.4. Эффективность применения АБИС 11

    2. Технология работы отдела Медстатистики по обработке данных о выбывших из

    стационара, выбор технических и программных средств 13

    2.1. Технологическая схема работы отдела 13

    2.2. Формализованное описание документооборота 15

    2.3. Оценка потоков информации, проходящих через отдел Медстатистики 17

    3. Разработка структуры базы данных (БД) и алгоритмов обработки 18

    3.1. Структура БД 18

    3.1.1. Файловая структура таблиц 19

    3.1.2. Сохранность БД 21

    3.2. Алгоритм программы 22

    4. Описание программной реализации 25

    4.1. Описание программы 25

    4.1.1. Ввод текущей даты 26

    4.1.2. Работа в главном меню 26

    4.1.3. Ввод новых данных 27

    4.1.4. Редактирование ранее введенной информации 28

    4.1.5. Просмотр БД 28

    4.1.6. Удаление информации 29

    4.1.7. Получение отчетных форм 29

    4.1.8. Настройка 32

    4.1.9. Выход из программы 33

    4.2. Результаты опытной эксплуатации 33

    5.Экономико-организационная часть 35

    5.1.Анализ потока публикаций 35

    5.2. Расчет годового экономического эффекта 36

    Заключение 40

    Литература. 42

    Приложение 1 43

    “Техническое задание на разработку автоматизированной информационной

    системы учета выбывших из стационара (форма №066/у)” 43

    Приложение 2 77

    Описание применения “Автоматизированной системы учета выбывших из

    стационара” 77

    Приложение 3 83

    Руководство оператора “Автоматизированной системы учета выбывших из

    стационара” 83

    Приложение 4 92

    Руководство системного программиста “Автоматизированной системы учета

    выбывших из стационара” 92

    Приложение 5 107

    Текст и описание программы: “Автоматизированная система учета выбывших из

    стационара” 107

    Введение

    В последнее время все более возрастает интерес к использованию средств

    вычислительной техники в медицине. Это объясняется теми возможностями,

    которые несут в себе вычислительные средства, в первую очередь современные

    персональные ЭВМ. Эти ЭВМ являются удобным средством для автоматизации

    обработки информации в различных областях человеческой деятельности.

    Габариты персональных компьютеров позволяют разместить их непосредственно

    на рабочем месте пользователя, а удобство общения с ПЭВМ делает их

    доступными для широкого круга пользователей-непрограммистов.

    Современные ПЭВМ имеют быстродействие и объем оперативной памяти

    достаточные для обработки больших массивов информации, их применение в

    таких областях медицины как, например, Медстатистика, позволяет значительно

    сократить затраты ручного труда, повысить качество и правильность работы,

    сократить время получения конечного результата.

    Именно этой проблеме и посвящен дипломный проект. Его целью была

    разработка автоматизированной системы выбывших из стационара, в основе

    которой лежит форма №066/у Министерства Здравоохранения России:

    "Статистическая карта выбывшего из стационара".

    О важности данной разработки говорит тот факт, что прикладное

    программное обеспечение информационных систем, необходимое учреждениям

    здравоохранения, редко может быть закуплено в готовом виде и так как

    практически все учреждения здравоохранения обладают своей спецификой.

    Выполнение дипломного проекта потребовало решения следующих основных

    задач:

    > проведение анализа особенностей и специфики автоматизированных

    информационных систем в медицине;

    > анализ технологии работы автоматизируемого подразделения;

    > определение необходимой входной и выходной информации;

    > разработка структуры базы данных;

    > разработка и отладка программы;

    > проведение опытной эксплуатации и внедрение у заказчика;

    > определение экономического эффекта от внедрения разработанных программных

    средств.

    Содержание пояснительной записки в значительной степени определяется

    перечисленными задачами.

    1. Анализ существующих методов создания информационных систем в медицине

    Обеспечение здоровья населения требует постоянного сбора и хранения

    данных. Затраты на создание и функционирование системы сбора, хранения,

    обработки и передачи информации составляют значительную и постоянно

    возрастающую часть бюджета лечебных учреждений. По одним оценкам [1] эти

    затраты составляют от 10 до 20% от суммарных затрат на лечение, по другим

    они составляют до 33% бюджета лечебных учреждений. Для снижения этих

    затрат, дальнейшего совершенствования обработки и представления информации,

    а также для повышения эффективности управления лечебными учреждениями

    разрабатываются и внедряются разнообразные медицинские информационные

    системы (МИС).

    1.1. Классификация МИС

    Согласно [1], общим для всех МИС является рутинный систематический

    сбор данных, интегрируемых в информацию, обеспечивающую принятие

    управляющих административных и медицинских решений. В той же работе [1]

    описывается следующая классификация МИС:

    > амбулаторные МИС;

    > МИС стационаров;

    > МИС социального страхования здоровья населения;

    > национальные МИС.

    Амбулаторные МИС обеспечивают сбор данных о каждом визите пациента к

    врачу, включая диагноз, оказанные медицинские услуги и предписанные

    назначения. Эти данные используются при повторных визитах, планирования

    работы, выписке счета пациенту и т.д.

    МИС стационаров обеспечивают сбор данных для выписного эпикриза, в том

    числе краткий анамнез, диагнозы, продолжительность госпитализации,

    состояние при выписке и перечень оказанных медицинский услуг вместе с их

    стоимостью. Эти данные используются при повторной госпитализации, для учета

    и планирования работы подразделений и отдельных врачей, для расчетов с

    пациентами и т.д.

    МИС социального страхования здоровья населения собирают данные обо

    всех медицинских услугах, стоимость которых требуется возместить из бюджета

    страховой компании, и обеспечивают расчеты с лечебными учреждениями.

    Национальные МИС собирают данные о функционировании медицинских

    учреждений и обобщают эту информацию для руководства национальным сектором

    здравоохранения.

    1.2. Методология создания автоматизированных больничных информационных

    систем

    Современная автоматизированная больничная информационная система

    (АБИС) представляет собой тесно взаимодействующее сочетание МИС стационара

    и амбулаторной МИС. АБИС - это больничная медицинская и административная

    информационная система, в функции которой входят сбор, обработка и передача

    информации в присущих больнице целях.

    АБИС обладает высокой сложностью и в целях управляемости, как в

    техническом, так и в организационном отношениях целесообразнее разделить ее

    на отдельные системы или подсистемы, которые можно создавать поэтапно.

    Время показало, что принцип поэтапного создания АБИС значительно облегчил

    их разработку и внедрение и имел определенные экономические выгоды. Принцип

    заключается в том, что вначале осуществляется декомпозиция АБИС, т.е. ее

    подразделение на отдельные компоненты, а затем интеграция этих компонент в

    единую систему.

    АБИС, спроектированная по такому принципу, получила название

    "интегрированная АБИС".

    1.2.1. Декомпозиция АБИС

    Существует много подходов к декомпозиции АБИС. Все они опираются на

    сочетание двух принципов ее разделения на отдельные взаимосвязанные

    компоненты: горизонтального и вертикального [1] .

    Горизонтальный принцип соответствует созданию отдельных систем,

    ориентированных на нужды конкретного пользователя или достаточно однородной

    группы пользователей, например, подразделяют АБИС на административную

    систему, лабораторную систему и группу специализированных систем (аптечная

    система, система диетпитания, консультационные системы и пр.).

    Вертикальный или функциональный принцип деления соответствует

    выделению систем, каждая из которых имеет определенный набор функций и

    может выполнять их по запросу любого пользователя системы. Примером может

    служить следующее вертикальное деление АБИС на 5 подсистем, каждая из

    которых наделена специфической функцией:

    1) обеспечение выполнения медицинских действий;

    2) эксплуатация медицинских данных в целях увеличения объема

    медицинских знаний в лечебном учреждении;

    3) обеспечение материально-технического и медицинского снабжения;

    4) оперативное планирование административной деятельности;

    5) оперативное планирование лечебной деятельности.

    Исторически преобладающим оказался горизонтальный подход, при котором

    вначале создаются автоматизированные системы отдельных подразделений и

    служб, которые затем объединяются в интегрированную АБИС. Так, первые

    интегрированные АБИС появились в результате слияния административно-

    финансовых систем с независимо разрабатывающимися автоматизированными

    системами диагностических подразделений больниц, в первую очередь

    клинических лабораторий и отделений лучевой диагностики.

    1.2.2. Интеграция компонент АБИС

    Интеграция компонент АБИС является не менее сложным предприятием, чем

    ее декомпозиция на отдельные компоненты.

    Выделяют три основных требования к интеграции систем АБИС [1]:

    > пациент не должен ощущать влияния разделения на подсистемы; назначения,

    предписанные ему в разных подразделениях, должны быть согласованы между

    собой (интеграция на уровне пациента);

    > пользователь АБИС должен иметь возможность облегченного доступа (при

    наличии соответствующих полномочий) к функциям различных подсистем, ввод

    данных должен осуществляться однократно, и при этом система должна

    обеспечивать целостность и непротиворечивость информации (интеграция на

    уровне пользователей АБИС);

    > информация должна храниться в единой базе данных и предоставляться по

    мере необходимости любой заинтересованной в ней подсистеме (техническая

    интеграция).

    Интеграция не является самоцелью и должна вводится для улучшения

    функционирования больницы.

    Отдельные системы интегрированной АБИС вводятся в эксплуатацию, как

    правило, поэтапно. Состав АБИС, сроки и последовательность ввода ее

    отдельных систем в эксплуатацию зависят от приоритетов, устанавливаемых

    руководством больницы, и имеющихся финансовых возможностей.

    1.3. Архитектура интегрированных АБИС

    Можно выделить следующие модели архитектуры АБИС:

    > модель с централизованной обработкой данных;

    > модель с распределенной обработкой данных.

    АБИС модели с централизованной обработкой данных выполнены на базе одной

    или нескольких тесно связанных больших ЭВМ или супер-ЭВМ, которые

    выполняют централизованную обработку всех потоков информации.

    Достоинством централизованной обработки данных является относительная

    простота организации доступа к данным о пациенте, отсутствие избыточности

    хранения информации. К недостаткам можно отнести необходимость

    значительных начальных капиталовложений, в том числе на оборудование

    машинного зала и стандартное программное обеспечение, а также определенные

    трудности развития прикладного программного обеспечения АБИС.

    АБИС модели с распределенной обработкой данных выполнены на базе сети

    малых или больших ЭВМ, каждая из которых имеет собственную базу данных.

    Основное достоинство этой модели состоит в том, что средства

    вычислительной техники могут приобретаться постепенно и компоненты АБИС

    могут быть внедрены поэтапно. Однако распределенность базы данных по

    нескольким ЭВМ приводит к усложнению разработки прикладного программного

    обеспечения АБИС и определенным трудностям обеспечения бесперебойной

    эксплуатации оборудования, а также эксплуатации баз данных.

    Архитектура многих АБИС не укладывается в рамки описанных выше

    моделей, они имеют смешанную архитектуру. Например, в связи с широким

    распространением ПЭВМ в ряде АБИС они используются в качестве терминалов

    центральных ЭВМ, для решения локальных задач в нуждах отдельных

    подразделений больницы или даже отдельных специалистов, а также для

    предоставления справочно-информационных услуг. Имеются примеры совместного

    использования центральной ЭВМ и локальной сети ПЭВМ, предназначенной для

    диспетчеризации амбулаторного приема [1].

    1.4. Эффективность применения АБИС

    Будучи средством организации труда персонала больницы АБИС не

    оказывает прямого влияния на лечение пациента. Однако система позволяет

    активно влиять на процессы принятия персоналом больницы как

    административных, так и медицинских решений. В качестве целей создания АБИС

    можно привести следующие:

    > прямая экономия зарплаты персонала;

    > косвенная экономия за счет избавления медицинских сотрудников от рутинной

    канцелярской работы;

    > улучшение качества медицинского обслуживания за счет большей точности,

    более широкого распространения информации и увеличения ее оперативности;

    > уменьшение числа избыточных услуг;

    > более полное использование ресурсов;

    > лучшее снабжение ресурсами;

    > общее улучшение качества обслуживания.

    Если раньше основным назначением АБИС было улучшение управления

    больницей, то теперь - это улучшение качества лечения.

    Внедрение АБИС не приводит к снижению бюджетных затрат, а лишь

    способствует уменьшению их роста. Основной потенциал рационализации

    функционирования больницы заключается в снижении расходов на зарплату

    персонала, которая составляет 60-70% бюджета больницы [1]. Такое снижение

    может быть достигнуто только за счет изменения в организации труда,

    распределения работ и ответственности за их выполнение. Поскольку

    наибольшие штаты и средства (за исключением собственно лечения) отвлекает

    обработка информации, на что расходуется до 15-25% бюджета больницы, то

    потенциальный экономический эффект внедрения АБИС достаточно высок.

    .

    2. Технология работы отдела Медстатистики по обработке данных о выбывших из

    стационара, выбор технических и программных средств

    2.1. Технологическая схема работы отдела

    Для обеспечения оперативной информацией различных категорий

    сотрудников больницы и формирования отчетных материалов о лечебной

    деятельности отделений стационара в нем существует отделение медстатистики.

    Рассмотрим технологию работы медстатистики при поступлении информации

    из отделений стационара. На рис.1 представлена структура функциональной

    связи отдела с другими подразделениями больницы при поступлении информации

    о выбывших больных.

    [pic]

    Рис. 1. Технологическая схема работы отдела медстатистики.

    В медстатистику поступают истории болезни (ИБ) с заполненными врачами

    статистическими картами на выбывших из стационара (форма №066/у). Форма

    №066/у заполняется на каждого выбывшего. На каждого иногороднего выбывшего

    заполняется дополнительно еще одна форма №066/у. В подразделении

    медстатистики производится сверка поступивших ИБ на выбывших с данными

    журнала на выбывших, умерших и переведенных (ЖВ). В ЖВ вносятся отметки о

    наличии ИБ на выбывших. Далее составляется справка о непоступивших ИБ на

    выбывших больных, которая передается обратно в отделения. Поступившие ИБ

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.