МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современная философия

    процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта

    практики.

    Формы практической деятельности весьма разнообразны.

    Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех

    остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является

    материальная производственная деятельность, способ производства

    материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является

    основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение

    материальной производственно-практической деятельности явилось исходной

    предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру,

    преодоления рамок животного существования.

    Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду

    обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения,

    преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений

    также является необходимой формой практически-преобразовательной

    деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих

    себя, на свои отношения с другими людьми.

    Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически

    связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется

    единая практическая деятельность, включающая две стороны - отношение людей

    к природе и отношение людей к самим себе. Однако в процессе общественного

    развития эти стороны практической деятельности дифференцируются.

    Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений -

    социальная, классовая борьба, революционное движение и т.п.,- выступает как

    особая форма практики.

    Важнейшей формой социальной практической деятельности в

    современных условиях является в нашем обществе процесс демократических

    преобразований, который носит революционный характер и направлен на

    реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных

    отношений, самих людей.

    Наряду с производственной и социальной практикой можно выделять также

    ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее

    необходимую в современном обществе. Это наука, играющая все большую роль

    в обществе, превращающаяся в непосредственную производственную силу и

    становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание

    по своей природе наделено не только на отражение уже существующих

    объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах

    практической деятельности. Оно обладает проективно-конструктивной функцией,

    то есть дает знания о таких объектах, которые можно освоить в

    производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка

    истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в

    качестве которой выступает научный эксперимент. Научное

    экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и

    социального опыта , достигнутые на данном этапе развития общества, часто

    выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии

    и способов управления общественной жизнедеятельности, которые могут быть

    реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким

    образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-

    конструктивной функции научного познания.

    Особое значение в современных условиях приобретает такая форма

    практики, как техническая деятельность.

    В наш век техники она приобретает все большее значение не только

    для создания материальных благ и искусственной среды обитания, особой

    техносферы, в которой живет современный человек, но и в формировании

    мышления, культуры, мировоззрения. Термин “техника” двойственнен по

    своему смыслу. Это и совокупность различных устройств, созданных человеком

    (машин, инструментов, строений, транспортных средств и т.п.),

    предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их

    преобразования, хранения и использования в целях развития производства и

    удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом

    смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный

    продукт - результат производительной деятельности людей. Она поэтому

    составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном

    счете характер и содержание способа производства. Техника в другом смысле

    представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образов

    деятельности, особого рода умений. Примером этого рода может служить

    техника рисования, балетная техника, техника программирования и т.п. Оба

    смысла понятия “техника” тесно связаны и вырастают из одного корня. Те или

    иные устройства, созданные человеком - артефакты, - могут практически

    применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня

    профессиональных умений. И наоборот, навыки, профессиональная подготовка и

    умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем

    развития артефактов и, в свою очередь, соответствуют или препятствуют их

    совершенствованию. Таким образом, в самой сердцевине технической

    деятельности заложено диалектическое единство между материальными

    артефактами, с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами

    деятельности - с другой .

    Техническая деятельность, особенно в условиях НТР, носит сложный,

    противоречивый характер, в значительной степени обусловленный

    противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов. Эта

    противоречивость заметна даже а самых простых и исторически первых орудиях

    труда. Каменные зубила, скребок, костяная игла, деревянная палица, копье и

    т.д., с одной стороны, приспособлены к взаимодействию с внешним миром, с

    определенными природными объектами: обтесыванию камня, сшиванию шкур диких

    животных, с необходимостью пронзить бегущую дичь, свалить ударом противника

    и др. С другой стороны, они учитывают физиологические и психологические

    особенности человека: они приспособлены к человеческой руке, человеческому

    глазомеру, к передвижению на задних конечностях, к групповой коллективной

    деятельности, к разделению труда и т.д. Как бы далеко современные

    космические корабли, компьютеры и лазерные приборы ни ушли от

    первобытных орудий труда, они также несут на себе , точнее, включают в

    себя печать изначальной диалектической двойственности: учет свойств

    природных объектов и материальной Среды, в которой они действуют и которую

    преобразуют, и учет нейрофизиологических и психологических, социальных и

    культурных особенностей человека.

    Соотношение этих двух сторон исторически изменяется, и сегодня в

    условиях НТР, человек все большей мере передает артефактам функции,

    которые раньше он выполнял сам. Современная техника не просто является

    “продолжением” руки человека, многократным “усилителем” его мускульной

    энергии, но и средством, позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый

    ряд интеллектуальных, прежде всего вычислительных операций. Вместе с тем

    благодаря возможностям, связанным с автоматизацией самых разнообразных

    производственных процессов и передачей ряда рутинных интеллектуальных

    действий компьютерам, человек освобождается для осуществления специфически

    человеческой, творческой, конструктивной и проективной деятельности.

    Техническая деятельность изначально связана с преобразованием самих

    артефактов. Человек не находит эти артефакты готовыми в природе, он создает

    их, но по особым законам - законам технической деятельности, то есть

    законам преобразования одних предметов, видов энергии и информации в

    другие, в соответствии с заранее поставленной целью. Чем сложнее цели,

    чем больше преобразований требуется для их достижения, тем выше уровень

    проектов, охватывающих как эти артефакты, так и процесс их создания и

    использования. Осуществление этих проектов требует развития конструктивных

    способностей и особой конструктивной деятельности.

    Таким образом, развитие техники и технической деятельности с одной

    стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и

    проективной деятельности человека, а с другой стороны , служит ее

    объективной основой. Именно благодаря этом труд в исторической

    перспективе должен перестать быть проклятием, тяжелой и изнурительной

    деятельностью по добыванию хлеба “в поте лица своего”, но должен, по

    словам Маркса, превратиться в игру физических и духовных сил, в которой

    будут осуществляться высшие творческие потребности и духовные возможности

    человека.

    Значение техники и технической деятельности не сводится лишь к

    тому, что они составляют ядро производительных сил общества и выступают как

    механизм преобразования предметной Среды, в которой живет человек.

    Опосредованно, через систему общественных отношений, они влияют на весь

    образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно и

    отнюдь не может быть оценено однозначно.

    Так, в современной западной философии существуют разные, по-видимости

    противоположные, концепции техники, Одна из них, получившая название

    концепции “технологического детерминизма”, считает технику и технологию

    решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и

    культура оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического

    прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации

    сосредотачивается в руках технической элиты - технократии. Другая концепция

    - антитехницизм - выступает как прямой антипод первой. Антитехницизм

    рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона,

    созданного человеком и подчинившим себе своего создателя. Антигуманизм,

    нивелировка личности, одиночество людей, безработица, создание примитивной

    массовой культуры - все это, с точки зрения антитеницистов,- результат

    непомерного развития техники. В многочисленных философских и

    фантастических произведениях антитехноцизм рисует чудовищные картины

    подчинения человека роботами и наступления эры чисто технической

    цивилизации. Поэтому антитехноцизм рекомендует возврат к естественному

    образу жизни, к регрессу, к бегству от современной городской промышленной

    цивилизации на лоно природы.

    Обе концепции, при всей их видимой противоположности, имеют общую

    философскую предпосылку - признание неразрешимости противоречия между

    человеком с его притязаниями на свободу и неповторимую индивидуальность, с

    одной стороны, и техникой и технологией, уничтожающими индивидуальность,

    свободу и независимость - с другой.

    В отмеченных концепциях отражается реальная противоречивость между

    человеком и обществом, с одной стороны, и современными техническими и

    технологическими средствами - с другой. Непрестанно расширяя спектр

    возможностей человека, развитие техники в то же время ставит перед людьми

    много новых, порой неожиданных и весьма сложных проблем. Современная

    техника и технология требует в высшей степени ответственного отношения к

    себе и сознательной дисциплины ото всех тех, кто ее проектирует,

    разрабатывает и использует.

    Наряду с этим все более важное значение приобретают проблемы,

    связанные с выбором направлений развития техники и технологии. Признание

    полной и однозначной зависимости всей социальной и духовно-культурной жизни

    от уровня техники и характера технической деятельности, свойственное и

    сторонникам технологического детерминизма, и антитехницистам, нередко

    находит выражение в так называемом “технологическом императиве”, согласно

    которому все, что является технически возможным, находит свое практическое

    воплощение. Развитие техники с этой точки зрения осуществляется совершенно

    независимо от человеческих идеалов и ценностей. Реально, однако, эти

    взаимоотношения являются намного более сложными, и на современном витке

    научно-технического прогресса наиболее прогрессивные технологии

    разрабатываются с сознательным учетом экологических и гуманитарных

    требований.

    Материалистическое понимание общества исходит из признания

    исторически меняющегося, сложного, противоречивого взаимодействия техники с

    социальными структурами и культурой. Так развитие машинной индустрии делает

    возможным промышленный капитализм, но капиталистический способ производства

    и складывающиеся на его основе общественные отношения, и в особенности

    частная собственность, в свою очередь, задают определенный тип технической

    деятельности, оказывают обратное воздействие на отношения человека и

    техники. В этом и проявляется подлинная диалектика процесса. Отчуждение

    человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных

    преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней

    противоречивости и неоднородности культуры.

    Отмеченное имеет прямое отношение к тому социальному и культурному

    контексту, в котором развивается техника в нашем обществе. Противостояние

    технократизма и антитехницизма является ощутимой реальностью в современной

    общественной жизни стран СНГ. В период, когда экономика и развитие техники

    выступали как цель, когда принимались и осуществлялись такие технические и

    технологические проекты, которые шли вразрез с интересами людей, с их

    здоровьем и благополучием, формировалось настроение антитехницизма. Такие

    настроения можно признать адекватными как реакцию на технократические

    перекосы, но не на ускоренное развитие техники и новых технологий, без

    которого не было бы прогресса в развитии человечества. Более того, только

    на базе новых технологий с использованием новой прогрессивной техники можно

    рассчитывать на преодоление тех деформаций, к которым пришла наша страна в

    результате советско-социалистического управления.

    На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и

    искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных

    последствий приводила к разрушению естественной Среды обитания и

    дегуманизации труда, особенно в условиях раннего капитализма. Однако эта

    же техника в адекватных общественных условиях может служить базой для

    гуманизации технической деятельности, для использования современных

    наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения

    естественной Среды и освобождения человека от тяжелого рутинного,

    нетворческого труда. Быстрое развитие информационной технологии открыло

    невиданные возможности повышения интеллектуального потенциала каждого

    человека , что позволило соединить профессиональное, технологизированное

    мастерство и индивидуальным творчеством, гуманизировать научно-технический

    прогресс.

    Практика является как основой, так и критерием познания.

    Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны,

    помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее

    в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в

    определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной

    реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что

    такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится

    знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие

    знаний и объективной реальности.

    В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от

    специфики биологической и социальной организации человека, особенностей

    его нервной системы, органов восприятия, мозга , способа переработки

    информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой

    зависит от объективной реальности, специфики явлений и процессов,

    отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг

    к другу. Главное в этой совокупности: можем ли мы выделить в наших знаниях

    содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от

    человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру

    соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является

    основным в проблеме истинности знания.

    Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от

    человека, ни от человечества , является объективной истиной. Информация,

    поступающая в мозг человека, отражает не просто природные и социальные

    объекты и процессы сами по себе. Она фиксирует их в процессе

    взаимодействия и изменения этих объектов человеком, осуществляющим

    предметно-орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою

    очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в

    объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той

    или иной форме деятельности. Заслугой марксизма явилось обоснование того,

    что основой познания и критерием соответствия знания с действительностью

    является предметно-практическая деятельность, разработки схемы: объект -

    предметно-практическая деятельность - субъект. Прежние односторонние

    модели были обедненны марксизмом и трансформированы на базе

    фундаментального компонента - предметно-практичекой деятельности.

    В соответствии с теорией познания диалектического материализма

    практика существует в двух ракурсах: как основа формирования знаний и

    образования в нем не зависящего от человека и человечества содержания и как

    средство проверки истины, то есть выявления меры соответствия знаний

    объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей

    подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением

    практики в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости

    проникает в саму теорию познания.

    Практика сама неоднозначна и внутренне противоречива. Выхватывая и

    метафизически противопоставляя одни моменты и стороны практики другим ее

    моментам и сторонам, можно прийти к односторонним, ограниченным и в силу

    этого неверным выводам. В первую очередь такая опасность связана с

    познанием социальных явлений, которые осложняются личной или групповой

    заинтересованностью людей, их классовыми, групповыми, этническими и другими

    амбициями, установками и т.д. Примером является попытка ряда правительств

    нашей страны осуществить демократические и экономические преобразования на

    основе опыта западных стран, на имея достаточного опыта и знаний для таких

    действий в нашей конкретно взятой стране, Сложилась вполне определенная

    негативная социальная практика, приведшая к застойным явлениям в экономике

    и общественной жизни. Разве практику преобразовывания нашего общества

    якобы на основе радикального экономической реформе без достаточного

    программного обоснования ее можно считать критерием полной и

    окончательной истины?

    Практику, как известно из истории , в том числе нашего общества,

    можно изменить. Практика не противоречит сознанию. Она является его

    основной и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Осозная

    ограниченность и негативный характер практики данного ограниченного

    периода времени, осознав ее несоответствие интересам большинства народа и

    целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить практику,перейти

    от практики негативной к практике позитивной, прогрессивной, революционной.

    Только изменяющаяся практика может стать основой и критерием развивающегося

    объективно-истинного знания. И как отмечал Ленин, изменчивая и подвижная

    практика не дает нашему знанию остановиться, застыть и окостенеть, но

    выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого

    объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической

    деятельности.

    Таким образом в качестве фундаментальных положений теории познания, в

    ее связи материального и духовного можно выделить следующие закономерности:

    1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и

    развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все

    задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3)

    знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно

    изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений

    и развития находится и объективная истина. Отсюда следует, что знания,

    накопленные в итоге материального и духовного производства, выступают как

    активная составляющая сила в процессе исторического развития, отражающая

    ее, соответствующая ему и воздействующая на него.

    Большое влияние на развитие исторического процесса оказывает

    направление социально-экономического развития общества, определенное

    правительством страны. Для этого важно выработать объективно-истинную

    оценку как современности, так и исторического прошлого, на основе которых

    разрабатывается научно обоснованное понимание перспектив социально-

    исторического прогресса. Для этого в первую очередь необходимо

    выработать и принять правильные решения, определяющие магистральные

    направления социально-экономческого развития общества. А это невозможно без

    адекватного, то есть истинного, осмысления и понимания причин, вызвавших в

    свое время предыдущие преобразования общественной жизни. В этом пункте

    историческая истина и социальная польза, понимаемые как то, что выгодно

    подавляющему большинству членов общества, диалектически совпадают,

    максимально способствуя развитию исторического процесса.

    Прошлое, настоящее и будущее человечества, органически соединенное

    между собой общими закономерностями поступательного развития общества,

    формирует восхождение реального исторического процесса на новые ступени в

    развитии общества, называемым социальным прогрессом. Оно не может быть ни

    простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, хотя

    они вплетаются в его ткань. Разворачивается совершенно новое историческое

    развитие общество, которое в свою очередь влияет на развитие материального

    и духовного производства. Так реализуется необратимость социального

    прогресса в масштабе всемирной истории.

    Социальный, экономический и технический прогресс на протяжении

    всемирной истории в своей эволюционной и революционной форме постоянно

    преодолевает возникающие трудности ресурстного, материального, природного,

    экологического и технологического порядка, обеспечивая безостановочное

    необратимое поступательное развитие исторического процесса. Благодаря

    научно-технической революции в современную эпоху и развитию

    демократической свободы личности, адаптированной темпу научно-технического

    прогресса, развивается новая историческая перспектива, развивается такой

    социальный строй, который получит свое будущее. Глобальные проблемы

    современности очерчивают это будущее двояко: погибнуть или выжить ? Если

    сознательное развитие общества возобладает над стихийными социальными

    процессами, а сам человек перестанет противопоставлять себя остальной

    природе и вступит с ней в гармоничные взаимоотношения, восторжествуют

    разумные отношения между личностью и обществом, между обществом и

    окружающей его средой, то время тревог за судьбы цивилизации на Земле

    пройдет или, по крайней мере, трансформируется в космогенические проблемы.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.