Современная философия
процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта
практики.
Формы практической деятельности весьма разнообразны.
Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех
остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является
материальная производственная деятельность, способ производства
материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является
основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение
материальной производственно-практической деятельности явилось исходной
предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру,
преодоления рамок животного существования.
Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду
обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения,
преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений
также является необходимой формой практически-преобразовательной
деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих
себя, на свои отношения с другими людьми.
Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически
связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется
единая практическая деятельность, включающая две стороны - отношение людей
к природе и отношение людей к самим себе. Однако в процессе общественного
развития эти стороны практической деятельности дифференцируются.
Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений -
социальная, классовая борьба, революционное движение и т.п.,- выступает как
особая форма практики.
Важнейшей формой социальной практической деятельности в
современных условиях является в нашем обществе процесс демократических
преобразований, который носит революционный характер и направлен на
реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных
отношений, самих людей.
Наряду с производственной и социальной практикой можно выделять также
ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее
необходимую в современном обществе. Это наука, играющая все большую роль
в обществе, превращающаяся в непосредственную производственную силу и
становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание
по своей природе наделено не только на отражение уже существующих
объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах
практической деятельности. Оно обладает проективно-конструктивной функцией,
то есть дает знания о таких объектах, которые можно освоить в
производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка
истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в
качестве которой выступает научный эксперимент. Научное
экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и
социального опыта , достигнутые на данном этапе развития общества, часто
выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии
и способов управления общественной жизнедеятельности, которые могут быть
реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким
образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-
конструктивной функции научного познания.
Особое значение в современных условиях приобретает такая форма
практики, как техническая деятельность.
В наш век техники она приобретает все большее значение не только
для создания материальных благ и искусственной среды обитания, особой
техносферы, в которой живет современный человек, но и в формировании
мышления, культуры, мировоззрения. Термин “техника” двойственнен по
своему смыслу. Это и совокупность различных устройств, созданных человеком
(машин, инструментов, строений, транспортных средств и т.п.),
предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их
преобразования, хранения и использования в целях развития производства и
удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом
смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный
продукт - результат производительной деятельности людей. Она поэтому
составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном
счете характер и содержание способа производства. Техника в другом смысле
представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образов
деятельности, особого рода умений. Примером этого рода может служить
техника рисования, балетная техника, техника программирования и т.п. Оба
смысла понятия “техника” тесно связаны и вырастают из одного корня. Те или
иные устройства, созданные человеком - артефакты, - могут практически
применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня
профессиональных умений. И наоборот, навыки, профессиональная подготовка и
умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем
развития артефактов и, в свою очередь, соответствуют или препятствуют их
совершенствованию. Таким образом, в самой сердцевине технической
деятельности заложено диалектическое единство между материальными
артефактами, с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами
деятельности - с другой .
Техническая деятельность, особенно в условиях НТР, носит сложный,
противоречивый характер, в значительной степени обусловленный
противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов. Эта
противоречивость заметна даже а самых простых и исторически первых орудиях
труда. Каменные зубила, скребок, костяная игла, деревянная палица, копье и
т.д., с одной стороны, приспособлены к взаимодействию с внешним миром, с
определенными природными объектами: обтесыванию камня, сшиванию шкур диких
животных, с необходимостью пронзить бегущую дичь, свалить ударом противника
и др. С другой стороны, они учитывают физиологические и психологические
особенности человека: они приспособлены к человеческой руке, человеческому
глазомеру, к передвижению на задних конечностях, к групповой коллективной
деятельности, к разделению труда и т.д. Как бы далеко современные
космические корабли, компьютеры и лазерные приборы ни ушли от
первобытных орудий труда, они также несут на себе , точнее, включают в
себя печать изначальной диалектической двойственности: учет свойств
природных объектов и материальной Среды, в которой они действуют и которую
преобразуют, и учет нейрофизиологических и психологических, социальных и
культурных особенностей человека.
Соотношение этих двух сторон исторически изменяется, и сегодня в
условиях НТР, человек все большей мере передает артефактам функции,
которые раньше он выполнял сам. Современная техника не просто является
“продолжением” руки человека, многократным “усилителем” его мускульной
энергии, но и средством, позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый
ряд интеллектуальных, прежде всего вычислительных операций. Вместе с тем
благодаря возможностям, связанным с автоматизацией самых разнообразных
производственных процессов и передачей ряда рутинных интеллектуальных
действий компьютерам, человек освобождается для осуществления специфически
человеческой, творческой, конструктивной и проективной деятельности.
Техническая деятельность изначально связана с преобразованием самих
артефактов. Человек не находит эти артефакты готовыми в природе, он создает
их, но по особым законам - законам технической деятельности, то есть
законам преобразования одних предметов, видов энергии и информации в
другие, в соответствии с заранее поставленной целью. Чем сложнее цели,
чем больше преобразований требуется для их достижения, тем выше уровень
проектов, охватывающих как эти артефакты, так и процесс их создания и
использования. Осуществление этих проектов требует развития конструктивных
способностей и особой конструктивной деятельности.
Таким образом, развитие техники и технической деятельности с одной
стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и
проективной деятельности человека, а с другой стороны , служит ее
объективной основой. Именно благодаря этом труд в исторической
перспективе должен перестать быть проклятием, тяжелой и изнурительной
деятельностью по добыванию хлеба “в поте лица своего”, но должен, по
словам Маркса, превратиться в игру физических и духовных сил, в которой
будут осуществляться высшие творческие потребности и духовные возможности
человека.
Значение техники и технической деятельности не сводится лишь к
тому, что они составляют ядро производительных сил общества и выступают как
механизм преобразования предметной Среды, в которой живет человек.
Опосредованно, через систему общественных отношений, они влияют на весь
образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно и
отнюдь не может быть оценено однозначно.
Так, в современной западной философии существуют разные, по-видимости
противоположные, концепции техники, Одна из них, получившая название
концепции “технологического детерминизма”, считает технику и технологию
решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и
культура оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического
прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации
сосредотачивается в руках технической элиты - технократии. Другая концепция
- антитехницизм - выступает как прямой антипод первой. Антитехницизм
рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона,
созданного человеком и подчинившим себе своего создателя. Антигуманизм,
нивелировка личности, одиночество людей, безработица, создание примитивной
массовой культуры - все это, с точки зрения антитеницистов,- результат
непомерного развития техники. В многочисленных философских и
фантастических произведениях антитехноцизм рисует чудовищные картины
подчинения человека роботами и наступления эры чисто технической
цивилизации. Поэтому антитехноцизм рекомендует возврат к естественному
образу жизни, к регрессу, к бегству от современной городской промышленной
цивилизации на лоно природы.
Обе концепции, при всей их видимой противоположности, имеют общую
философскую предпосылку - признание неразрешимости противоречия между
человеком с его притязаниями на свободу и неповторимую индивидуальность, с
одной стороны, и техникой и технологией, уничтожающими индивидуальность,
свободу и независимость - с другой.
В отмеченных концепциях отражается реальная противоречивость между
человеком и обществом, с одной стороны, и современными техническими и
технологическими средствами - с другой. Непрестанно расширяя спектр
возможностей человека, развитие техники в то же время ставит перед людьми
много новых, порой неожиданных и весьма сложных проблем. Современная
техника и технология требует в высшей степени ответственного отношения к
себе и сознательной дисциплины ото всех тех, кто ее проектирует,
разрабатывает и использует.
Наряду с этим все более важное значение приобретают проблемы,
связанные с выбором направлений развития техники и технологии. Признание
полной и однозначной зависимости всей социальной и духовно-культурной жизни
от уровня техники и характера технической деятельности, свойственное и
сторонникам технологического детерминизма, и антитехницистам, нередко
находит выражение в так называемом “технологическом императиве”, согласно
которому все, что является технически возможным, находит свое практическое
воплощение. Развитие техники с этой точки зрения осуществляется совершенно
независимо от человеческих идеалов и ценностей. Реально, однако, эти
взаимоотношения являются намного более сложными, и на современном витке
научно-технического прогресса наиболее прогрессивные технологии
разрабатываются с сознательным учетом экологических и гуманитарных
требований.
Материалистическое понимание общества исходит из признания
исторически меняющегося, сложного, противоречивого взаимодействия техники с
социальными структурами и культурой. Так развитие машинной индустрии делает
возможным промышленный капитализм, но капиталистический способ производства
и складывающиеся на его основе общественные отношения, и в особенности
частная собственность, в свою очередь, задают определенный тип технической
деятельности, оказывают обратное воздействие на отношения человека и
техники. В этом и проявляется подлинная диалектика процесса. Отчуждение
человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных
преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней
противоречивости и неоднородности культуры.
Отмеченное имеет прямое отношение к тому социальному и культурному
контексту, в котором развивается техника в нашем обществе. Противостояние
технократизма и антитехницизма является ощутимой реальностью в современной
общественной жизни стран СНГ. В период, когда экономика и развитие техники
выступали как цель, когда принимались и осуществлялись такие технические и
технологические проекты, которые шли вразрез с интересами людей, с их
здоровьем и благополучием, формировалось настроение антитехницизма. Такие
настроения можно признать адекватными как реакцию на технократические
перекосы, но не на ускоренное развитие техники и новых технологий, без
которого не было бы прогресса в развитии человечества. Более того, только
на базе новых технологий с использованием новой прогрессивной техники можно
рассчитывать на преодоление тех деформаций, к которым пришла наша страна в
результате советско-социалистического управления.
На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и
искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных
последствий приводила к разрушению естественной Среды обитания и
дегуманизации труда, особенно в условиях раннего капитализма. Однако эта
же техника в адекватных общественных условиях может служить базой для
гуманизации технической деятельности, для использования современных
наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения
естественной Среды и освобождения человека от тяжелого рутинного,
нетворческого труда. Быстрое развитие информационной технологии открыло
невиданные возможности повышения интеллектуального потенциала каждого
человека , что позволило соединить профессиональное, технологизированное
мастерство и индивидуальным творчеством, гуманизировать научно-технический
прогресс.
Практика является как основой, так и критерием познания.
Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны,
помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее
в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в
определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной
реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что
такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится
знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие
знаний и объективной реальности.
В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от
специфики биологической и социальной организации человека, особенностей
его нервной системы, органов восприятия, мозга , способа переработки
информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой
зависит от объективной реальности, специфики явлений и процессов,
отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг
к другу. Главное в этой совокупности: можем ли мы выделить в наших знаниях
содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от
человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру
соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является
основным в проблеме истинности знания.
Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от
человека, ни от человечества , является объективной истиной. Информация,
поступающая в мозг человека, отражает не просто природные и социальные
объекты и процессы сами по себе. Она фиксирует их в процессе
взаимодействия и изменения этих объектов человеком, осуществляющим
предметно-орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою
очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в
объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той
или иной форме деятельности. Заслугой марксизма явилось обоснование того,
что основой познания и критерием соответствия знания с действительностью
является предметно-практическая деятельность, разработки схемы: объект -
предметно-практическая деятельность - субъект. Прежние односторонние
модели были обедненны марксизмом и трансформированы на базе
фундаментального компонента - предметно-практичекой деятельности.
В соответствии с теорией познания диалектического материализма
практика существует в двух ракурсах: как основа формирования знаний и
образования в нем не зависящего от человека и человечества содержания и как
средство проверки истины, то есть выявления меры соответствия знаний
объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей
подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением
практики в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости
проникает в саму теорию познания.
Практика сама неоднозначна и внутренне противоречива. Выхватывая и
метафизически противопоставляя одни моменты и стороны практики другим ее
моментам и сторонам, можно прийти к односторонним, ограниченным и в силу
этого неверным выводам. В первую очередь такая опасность связана с
познанием социальных явлений, которые осложняются личной или групповой
заинтересованностью людей, их классовыми, групповыми, этническими и другими
амбициями, установками и т.д. Примером является попытка ряда правительств
нашей страны осуществить демократические и экономические преобразования на
основе опыта западных стран, на имея достаточного опыта и знаний для таких
действий в нашей конкретно взятой стране, Сложилась вполне определенная
негативная социальная практика, приведшая к застойным явлениям в экономике
и общественной жизни. Разве практику преобразовывания нашего общества
якобы на основе радикального экономической реформе без достаточного
программного обоснования ее можно считать критерием полной и
окончательной истины?
Практику, как известно из истории , в том числе нашего общества,
можно изменить. Практика не противоречит сознанию. Она является его
основной и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Осозная
ограниченность и негативный характер практики данного ограниченного
периода времени, осознав ее несоответствие интересам большинства народа и
целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить практику,перейти
от практики негативной к практике позитивной, прогрессивной, революционной.
Только изменяющаяся практика может стать основой и критерием развивающегося
объективно-истинного знания. И как отмечал Ленин, изменчивая и подвижная
практика не дает нашему знанию остановиться, застыть и окостенеть, но
выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого
объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической
деятельности.
Таким образом в качестве фундаментальных положений теории познания, в
ее связи материального и духовного можно выделить следующие закономерности:
1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и
развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все
задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3)
знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно
изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений
и развития находится и объективная истина. Отсюда следует, что знания,
накопленные в итоге материального и духовного производства, выступают как
активная составляющая сила в процессе исторического развития, отражающая
ее, соответствующая ему и воздействующая на него.
Большое влияние на развитие исторического процесса оказывает
направление социально-экономического развития общества, определенное
правительством страны. Для этого важно выработать объективно-истинную
оценку как современности, так и исторического прошлого, на основе которых
разрабатывается научно обоснованное понимание перспектив социально-
исторического прогресса. Для этого в первую очередь необходимо
выработать и принять правильные решения, определяющие магистральные
направления социально-экономческого развития общества. А это невозможно без
адекватного, то есть истинного, осмысления и понимания причин, вызвавших в
свое время предыдущие преобразования общественной жизни. В этом пункте
историческая истина и социальная польза, понимаемые как то, что выгодно
подавляющему большинству членов общества, диалектически совпадают,
максимально способствуя развитию исторического процесса.
Прошлое, настоящее и будущее человечества, органически соединенное
между собой общими закономерностями поступательного развития общества,
формирует восхождение реального исторического процесса на новые ступени в
развитии общества, называемым социальным прогрессом. Оно не может быть ни
простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, хотя
они вплетаются в его ткань. Разворачивается совершенно новое историческое
развитие общество, которое в свою очередь влияет на развитие материального
и духовного производства. Так реализуется необратимость социального
прогресса в масштабе всемирной истории.
Социальный, экономический и технический прогресс на протяжении
всемирной истории в своей эволюционной и революционной форме постоянно
преодолевает возникающие трудности ресурстного, материального, природного,
экологического и технологического порядка, обеспечивая безостановочное
необратимое поступательное развитие исторического процесса. Благодаря
научно-технической революции в современную эпоху и развитию
демократической свободы личности, адаптированной темпу научно-технического
прогресса, развивается новая историческая перспектива, развивается такой
социальный строй, который получит свое будущее. Глобальные проблемы
современности очерчивают это будущее двояко: погибнуть или выжить ? Если
сознательное развитие общества возобладает над стихийными социальными
процессами, а сам человек перестанет противопоставлять себя остальной
природе и вступит с ней в гармоничные взаимоотношения, восторжествуют
разумные отношения между личностью и обществом, между обществом и
окружающей его средой, то время тревог за судьбы цивилизации на Земле
пройдет или, по крайней мере, трансформируется в космогенические проблемы.
Страницы: 1, 2, 3
|