МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности

    выполняют оценочную функцию познания:

    "В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и

    явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с

    другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей

    и установок" [6, 109].

    Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает

    недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы - это

    непосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л.М.

    предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и

    субъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическое

    отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный

    компонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким

    образом, по Веккеру Л.М."...во-первых, эмоция, как отражение отношения

    субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое

    отображение отношения субъекта к объекту..."[7, 66].

    Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог

    Вилюнас В.К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленности

    эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически

    отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность

    целостного эмоционального явления, которая "всегда представляет собой

    единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания,

    с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической

    окраски, с которой данное содержание отражается субъектом" [11, 43].

    Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н.

    Леонгьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений

    относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о

    регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе

    усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь

    эмоций с мотивом деятельности. А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не

    только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и

    подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в

    своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную

    роль в реализации этих мотивов. Они считают, что "...эмоции представляют

    собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом

    действительности, при посредстве которого производится психическое

    управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется

    психическая регуляция общей направленности и динамики поведения " [15,

    369].

    Кроме того, в отечественной психологии существует информационная

    теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории,

    источником эмоции является расхождение между количеством наличной

    информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком

    задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = – П/Н–С) – где П –

    потребность, Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональное

    явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции –

    потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас,

    сегодня.

    С формулой эмоций Симонова П.В. не соглашается Б.И. Додонов, который

    считает, что "...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой

    измерительной формулой" [14, 45]. Б.И. Додонов подчёркивает, что психология

    должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую

    деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом

    изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой

    точки зрения, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это

    оценка, необходимая "...для существования организма и личности, для

    организации их поведения" [14, 16]; с другой стороны – это положительная

    самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности.

    Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических

    механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных

    процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К.

    Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П.К. Анохин

    подчёркивал, что "...физиологическая характеристика эмоций... связана

    прежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все

    эффекторные органы.

    Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество

    эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение" [5, 317].

    В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и

    др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний

    в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и

    психическими свойствами личности.

    Таковы основные направления исследования эмоций в отечественной

    психологии.

    Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует

    отметить, что большинство авторов – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В.

    Петровский, А.Г. Ковалёв – считают чувства высшими, сложными, социальными

    эмоциями.

    Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт

    общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого

    уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим

    потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.

    Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые

    формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные),

    которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества;

    эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и

    красоты.

    Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева,

    который делит их на аффекты.

    Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных

    процессов. Основная их особенность в предметности.

    Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что

    основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных

    психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности,

    которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-

    третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

    Другие учёные (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов)

    считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой,

    глубиной, динамичностью.

    Отечественные психологи дают научное объяснение природы эмоций и

    чувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу,

    сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись

    дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где их

    искать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались

    в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций – в их

    глубоко интимном содержании.

    Но, несмотря на это, отечественные психологи внесли огромный вклад в

    теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень

    много нерешённых проблем.

    1.4 Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста

    Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в

    том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;

    происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа

    жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений

    эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни школьника;

    возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии

    личности школьника.

    Разительные перемены в психическом развитии ребёнка, происходящие в

    относительно короткий отрезок времени, не является редким явлением. К

    такого рода переменам относится перестройка в отношении чувств,

    наблюдающаяся у семилетних детей. Школьник следит за своим внешним видом,

    соответствующим состоянием учебных пособий и "орудий" учебного труда; он

    озабочен тем, что нужно рано встать, чтобы не опоздать в школу.

    В период обучения познавательная деятельность учащихся,

    осуществляемая изо дня в день, является источником развития познавательных

    чувств и познавательных интересов. Формирование моральных чувств школьника

    обусловлено его жизнью в классном коллективе.

    Опыт нравственного поведения становится определяющим фактором

    формирования моральных чувств.

    Эстетические чувства школьника развиваются на материале уроков и вне

    их – во время экскурсий, туристических походов, посещения музеев,

    концертов, просмотра спектаклей.

    Учащийся школы очень энергичен, его энергия не поглощается без

    остатка учебной работой. Избыток энергии проявляется в играх и различных

    занятиях ребенка.

    Разнообразная по содержанию деятельность школьника порождает целую

    гамму обогащающих его чувств и переживаний, является предпосылкой

    формирования на её основе склонностей и способностей.

    Основные возрастные особенности эмоциональных реакций, состояний и

    чувств школьника сводятся к следующим:

    а) по сравнению с дошкольниками понижается эмоциональная

    возбудимость, причём это происходит не в ущерб содержательной стороне

    эмоций и чувств;

    б) начинает формироваться такое чувство, как чувство долга;

    в) расширяется круг представлений и хороших знаний, и происходит

    соответствующий сдвиг в содержании чувств – они вызываются не только

    непосредственном окружением;

    г) повышается интерес к предметному миру и к тем или иным видам

    деятельности.

    Типичным для детей подросткового возраста является то, что с периодом

    полового созревания у них значительно повышается эмоциональная

    возбудимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

    Характерным для подростка является то, что он часто совершает

    действия и поступки под непосредственным влиянием чувств и переживании,

    захватывающих его полностью.

    Возникающее у подростка половое влечение выражается в возникновении

    интереса к представителям другого пола.

    У некоторых школьников – подростков наблюдается "влюблённость

    –эмоциональный порыв, объектом которого становятся нередко взрослые люди.

    На фоне возрастных особенностей эмоциональной сферы подростков

    выступает дифференциация чувств по всем их показаниям: содержанию, глубине,

    полноте и формам их проявления.

    Характеристика развития чувств подростка, по существу, не возможна

    без учёта весьма интенсивно происходящего развития самосознания подростка.

    Только при учёте этого исключительно важного момента в развитии личности

    может быть понята роль переживаний в становлении самосознания подростка.

    Это взаимосвязанные явления, и в этом не трудно убедится, обратясь к

    фактам.

    Стремление подростка к острым переживаниям, переживанию опасных

    ситуаций – это очень типично для подросткового возраста. Не случайно они

    так тянутся к приключенческой литературе и книгам о героях, читая которые,

    они сопереживают. Это сопереживание –так же существенное проявление эмоции

    и чувств подростка: сопереживание способствует их дальнейшему развитию.

    Увлечение подростков любимыми героями книг вызывает стремление

    подражать им. Увлечённость кем-то или чем-то – типичная черта типичного

    облика подростка. Причём эта увлечённость, очень ярко эмоционально

    окрашенная, нередко приводит к поступкам, не соответствующим возможностям

    подростка и неразумным по существу. Эта же увлечённость (сплошь и рядом

    внешними качествами людей и внешними их проявлениями), часто является

    основанием для ошибочной оценки их личности. Эмоциональная обусловленность

    этих оценок, их субъективизм – часто наблюдающееся явление.

    У подростка отмечается также обострённая чувствами тревожность,

    требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащего

    влияния воспитателя, находящая нужное и полезное применение. Это

    проявляется в повышенной требовательности подростков к своим сверстникам.

    Требовательность и импульсивность проявляются как у мальчиков, так и

    у девочек подросткового возраста и, следовательно, представляют собой их

    возрастные особенности, черты. Импульсивность, в частности, проявляется в

    том, что возникшие желания реализуются, как правило, сразу, без всяких

    раздумий и задержек. Нередко следствием этого являются ошибочные решения и

    поступки.

    В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, часто

    перерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, при

    которой все – радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща.

    Процесс становления системы отношений – отношений к себе самому, к

    миру, к людям, непосредственно выражающийся в развивающихся чувствах, –

    охватывает не только подростковый, но и возраст ранней юности.

    Преемственность развития чувств и эмоций в пределах школьного

    возраста хорошо иллюстрируется развитием чувств у подростков и в юности. Но

    эта преемственность не исключает и своеобразия развития эмоциональных

    проявлений личности в каждый возрастном период.

    Преемственность в развитии чувств выражается в том, что продолжается

    развитие всех видов чувств, продолжают действовать как решающий фактор

    эволюции чувств их воспитание, жизнь и деятельность в коллективе, а также

    все возрастающая роль самовоспитания; наблюдается дифференциация чувств как

    в плане развития их содержания и форм проявления, так и их

    индивидуализации, т. е. их неповторимого своеобразия, достигающего наиболее

    яркого выражения у старшеклассников.

    Своеобразие развития чувств в подростковом возрасте представлено

    следующими сторонами и проявлениями:

    а) особенно интенсивным развитием морально-этических и эстетических

    чувств;

    б) усилением значения чувств и переживанием в формировании убеждений;

    в) формирование чувств в условиях общественно полезного и

    производительного труда;

    г) устойчивостью и глубиной чувств, принципиальностью отношений и

    оценок.

    Формирование чувств, их воспитание – одна из самых сложных

    воспитательских задач. Равной по ее значению является только одна задача –

    формирование убеждений.

    Психология воспитания чувств разработана недостаточно, но положения,

    которые ориентируют воспитателя в подходе к решению этой задачи, ясны.

    Здоровая, полнокровная в своём содержании жизнь ребёнка – основа

    основ формирования его чувств, являющимся одним из очень сильных внутренних

    стимулов-мотивов его волевой деятельности.

    Формирование чувств, происходит в неразрывной связи с развитием

    личности, которая совершенствуется в процессе деятельности.

    1.5. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка.

    Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к

    числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только

    олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи,

    невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам

    умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом

    аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по

    всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о

    создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

    Отечественная психология, движимая гуманными целями, стремится помочь

    воспитанию детей, имеющих тот или иной дефект, найти пути для развития всех

    положительных сторон личности ребёнка, чтобы дать ему возможность стать

    полезным членом общества.

    Изучение процесса развития умственно отсталого ребёнка помогло понять

    это развитие не как проявление предопределённых задатков или недостатков,

    не как вариант нормы, но как результат заболевания, которое и создало

    своеобразие развития. Однако и это своеобразное развитие, как показали

    исследования, проведённые психологами А.Р. Лурия, А.Л. Леонтьевым, Л.С.

    Выготским, все же есть развитие, формирование новых связей накопление

    жизненного опыта, овладение знаниями и навыками, поступательное движение

    вперёд. М.С. Познер и В.И. Лубовский считают, что "... то, что ошибочно

    принимают за врожденные и простые свойства психики, является рядом сложных

    функциональных систем, сформированных в процессе длительного развития

    ребёнка.

    ... Однако нет сомнения в том, что многие природные задатки являются

    важнейшим условием для развития этих сложных функциональных систем " [26,

    11-12].

    Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И.

    Пинского, М.П. Феофанова) под руководством Л.В. Занкова были направлены на

    изучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личности

    прослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости от

    педагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе,

    работающем под руководством воспитателя.

    Развитие школьников прослеживается в их своеобразии и служит

    улучшению практики воспитания и обучения аномальных детей. Большое внимание

    вопросу о взаимоотношении обучения и развития уделяется в исследованиях,

    проводимых под руководством Л.В. Занкова.

    Л.В.Занков на примере изучения школьников, показывает огромное

    влияние правильно организованного обучения на развитие познавательной

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.