Акцентуация характера в подростковом возрасте
Зачем они им? А вот зачем. Один обожает приглашать к себе домой
одноклассников, чтобы похвастаться новой книгой, собственно, для этого он
их и приглашает. Он полагает, что это престижно, это повышает его статус в
глазах одноклассников. Другой тоже собирает книги по искусству, но его
мотивация совершенно иная: он понимает, что такая литература никогда не
потеряет своей рыночной стоимости. Это и капитал, и способ инвестиций, и
сохранения вкладов. Ну и, кроме того, фолианты с репродукциями – это не
кулинарные книги; вещь знаковая – признак достатка и респектабельности. И
лишь третий собирает книги просто потому, что искренне любит их читать и
рассматривать. Можно предположить, что у всех трёх подростков разные типы
характеров. Они могли бы собирать спичечные коробки, банки из-под пива, всё
что угодно, - но мотивы их оставались бы одними и теми же: коммуникативные
у ребят с одним типом характера, материальные – у подростков с другим
типом, познавательные – с третьим.
Известно два подхода к индивидуальным различиям человека. Один –
так называемая теория черт – описывает индивидуальность как мозаику,
слагающуюся из различных элементов. Он признаёт уникальность человека,
неповторимость и множественность составляющих его характеристик, черт, но
при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности. Другой подход –
теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание
типа характера. Разумеется, количество типов ограничено, что даёт
возможность узнать себя в одной из классификаций или увидеть отдельные
стороны своего характера. Один из мастеров подростковой психотерапии Андрей
Личко описал 11 простых и 20 смешанных типов характеров, -- но при этом мы
можем говорить о том, что разнообразие людей вовсе не исчерпывается 31
типом характера.
Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его
предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа
характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у
подростков с разными характерами разные.
Зависимость от точки «наименьшего сопротивления» очень портит
жизнь молодым людям. В значительной степени особенности их характеров
связаны как с психофизиологическими особенностями организма, так и со
стилем воспитания в семье, со средой, формирующей стереотипы и навыки
поведения. Известно, например, что в школу для слепых приходят дети с
разными характерами, а у выпускников тип характера, как правило,
единообразен – застревающий, вязкий, ибо сама методика обучения,
социализация слепых формирует такое поведение.
Взрослея, подростки понимают, что изменить характер чрезвычайно
трудно, но делают, как правило, 2 очень разных вывода. Один можно
сформулировать так: «Теперь я знаю, кто виноват во всех моих ошибках. Я
ничего не могу изменить, потому что характер получен по наследству. Я –
законченный неудачник.» Другой же вывод совершенно иной: «Я больше, чем мой
характер. Мой характер – только часть меня.» Принятие того, что изменить
нельзя и того, что изменить можно, процесс заключения дипломатичного
договора со своим характером – важнейшая составляющая кризиса юношеской
идентичности. «Мой характер – лишь инструмент, свойства которого я могу
знать или не знать, изучать их или не интересоваться ими. Я могу
использовать этот инструмент по назначению для решения моих собственных
задач, которые ставит не характер, я нечто большее – я сам.»
По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации
как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между
характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может вернуться. Как
правило в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой
дилеммой: «Я и мой характер, кто кого?» Психологи не случайно говорят, что
в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план
выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности,
цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
Тотальность патологических черт характера выступает в
подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо
акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со
сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в
развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных
ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный
отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет
привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня
под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства,
беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают
противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны
причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит
у них под знаком нарушенной адаптации.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и
сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях
могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в
определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.
Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо
бывает непродолжительной.
На основании сказанного можно дать следующее определение
акцентуации характера.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего
обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода
психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к
другим...
Существуют две классификации типов акцентуаций характера.
Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977).
Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким
(1977).
|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |
|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |
|Лабильный |Лабильный циклоид |
|Сверхподвижный |Лабильный |
|Эмотивный | |
|Демонстративный |Истероидный |
|Сверхпунктуальный |Психастенический |
|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |
|Неуправляемый | |
|Интравертный |Шизоидный |
|Боязливый |Сенситивный |
|Неконцентрированный или неврастенический |Астено-невротический |
|Экстравертный |Конформный |
|Слабовольный |Неустойчивый |
|- |Гипертимный |
|- |Циклоидный |
Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко:
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
С детства гипертимные подростки отличаются большой
подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной
самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции
в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума,
любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели
детских учреждений жалуются на их неугомонность...
Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При
хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету
обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность.
Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень
хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта
солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.
Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается
с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим
внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон...
Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с
родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним
ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения,
"проработка" в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает
только усиление "борьбы за самостоятельность", непослушание, нарочитое
нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи,
гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы
и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и
дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным
отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов
встречаются нечасто...
Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного
тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих
компаниях...
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает
гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со
случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда,
где "кипит жизнь", они порой могут оказаться в неблагоприятной среде,
попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают
манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби"...
Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в
занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в
денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в
долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате...
Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают
благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей.
Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать
перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но им присуща
искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не
натужное стремление "показать себя больше, чем есть на самом деле", как у
настоящих истероидов. Лживость не является их характерной чертой, она
может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации....
Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной
искренностью...
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных,
так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и
реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема.
Увлечения отличаются нестойкостью – в субдепрессивные периоды их
забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним
заброшенным. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной
фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких,
сексуальные интересы в "плохие дни" гаснут. Выраженные нарушения
поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками)
мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают
склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных
(но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в
субдепрессивной фазе.
Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по
мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У
подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень
неточна.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость
настроения...
Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в
случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а
поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно
сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати
пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в
унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных
неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа,
интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм,
услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы
могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей,
пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре
во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых
разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые
навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.
Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и
значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и
самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть
одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное
общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то
расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и
прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь
состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно
и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то
надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.
Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление
о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине.
Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и
искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к
родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь,
заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и
частоту мимолетных ссор.
Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В
друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем,
кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать
что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но
и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на
радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.
Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам
внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им
искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению.
Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны
вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты,
несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая
склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.
Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо
знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и
что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых
сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а
как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том,
как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую
интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто
безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или
неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его
утаить...
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
Главными чертами астено-невротической акцентуации являются
повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к
ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях.
Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические
напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются
невыносимыми. Раздражительность неврастеников существенно отличается от
гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с
аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко
по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно
попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже
слезами. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.
Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям,
крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель,
подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических
переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце.
Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие
нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.
Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у
них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со
сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности,
утомляемости и т. п., могут исподволь подогревать маломотивированные
вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще,
побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало
внимания, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых
специфически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и
открыто. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро
Страницы: 1, 2, 3, 4
|