МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Акцентуация характера в подростковом возрасте

    Зачем они им? А вот зачем. Один обожает приглашать к себе домой

    одноклассников, чтобы похвастаться новой книгой, собственно, для этого он

    их и приглашает. Он полагает, что это престижно, это повышает его статус в

    глазах одноклассников. Другой тоже собирает книги по искусству, но его

    мотивация совершенно иная: он понимает, что такая литература никогда не

    потеряет своей рыночной стоимости. Это и капитал, и способ инвестиций, и

    сохранения вкладов. Ну и, кроме того, фолианты с репродукциями – это не

    кулинарные книги; вещь знаковая – признак достатка и респектабельности. И

    лишь третий собирает книги просто потому, что искренне любит их читать и

    рассматривать. Можно предположить, что у всех трёх подростков разные типы

    характеров. Они могли бы собирать спичечные коробки, банки из-под пива, всё

    что угодно, - но мотивы их оставались бы одними и теми же: коммуникативные

    у ребят с одним типом характера, материальные – у подростков с другим

    типом, познавательные – с третьим.

    Известно два подхода к индивидуальным различиям человека. Один –

    так называемая теория черт – описывает индивидуальность как мозаику,

    слагающуюся из различных элементов. Он признаёт уникальность человека,

    неповторимость и множественность составляющих его характеристик, черт, но

    при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности. Другой подход –

    теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание

    типа характера. Разумеется, количество типов ограничено, что даёт

    возможность узнать себя в одной из классификаций или увидеть отдельные

    стороны своего характера. Один из мастеров подростковой психотерапии Андрей

    Личко описал 11 простых и 20 смешанных типов характеров, -- но при этом мы

    можем говорить о том, что разнообразие людей вовсе не исчерпывается 31

    типом характера.

    Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его

    предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа

    характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у

    подростков с разными характерами разные.

    Зависимость от точки «наименьшего сопротивления» очень портит

    жизнь молодым людям. В значительной степени особенности их характеров

    связаны как с психофизиологическими особенностями организма, так и со

    стилем воспитания в семье, со средой, формирующей стереотипы и навыки

    поведения. Известно, например, что в школу для слепых приходят дети с

    разными характерами, а у выпускников тип характера, как правило,

    единообразен – застревающий, вязкий, ибо сама методика обучения,

    социализация слепых формирует такое поведение.

    Взрослея, подростки понимают, что изменить характер чрезвычайно

    трудно, но делают, как правило, 2 очень разных вывода. Один можно

    сформулировать так: «Теперь я знаю, кто виноват во всех моих ошибках. Я

    ничего не могу изменить, потому что характер получен по наследству. Я –

    законченный неудачник.» Другой же вывод совершенно иной: «Я больше, чем мой

    характер. Мой характер – только часть меня.» Принятие того, что изменить

    нельзя и того, что изменить можно, процесс заключения дипломатичного

    договора со своим характером – важнейшая составляющая кризиса юношеской

    идентичности. «Мой характер – лишь инструмент, свойства которого я могу

    знать или не знать, изучать их или не интересоваться ими. Я могу

    использовать этот инструмент по назначению для решения моих собственных

    задач, которые ставит не характер, я нечто большее – я сам.»

    По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации

    как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между

    характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может вернуться. Как

    правило в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой

    дилеммой: «Я и мой характер, кто кого?» Психологи не случайно говорят, что

    в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план

    выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности,

    цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности.

    АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

    Тотальность патологических черт характера выступает в

    подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо

    акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со

    сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в

    развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных

    ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный

    отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет

    привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня

    под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства,

    беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают

    противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны

    причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит

    у них под знаком нарушенной адаптации.

    Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и

    сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях

    могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в

    определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

    Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо

    бывает непродолжительной.

    На основании сказанного можно дать следующее определение

    акцентуации характера.

    Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых

    отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего

    обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода

    психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к

    другим...

    Существуют две классификации типов акцентуаций характера.

    Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977).

    Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким

    (1977).

    |Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |

    |личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |

    |Лабильный |Лабильный циклоид |

    |Сверхподвижный |Лабильный |

    |Эмотивный | |

    |Демонстративный |Истероидный |

    |Сверхпунктуальный |Психастенический |

    |Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |

    |Неуправляемый | |

    |Интравертный |Шизоидный |

    |Боязливый |Сенситивный |

    |Неконцентрированный или неврастенический |Астено-невротический |

    |Экстравертный |Конформный |

    |Слабовольный |Неустойчивый |

    |- |Гипертимный |

    |- |Циклоидный |

    Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко:

    ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

    С детства гипертимные подростки отличаются большой

    подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной

    самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции

    в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума,

    любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели

    детских учреждений жалуются на их неугомонность...

    Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При

    хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету

    обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность.

    Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень

    хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта

    солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

    Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается

    с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим

    внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон...

    Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с

    родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним

    ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения,

    "проработка" в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает

    только усиление "борьбы за самостоятельность", непослушание, нарочитое

    нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи,

    гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы

    и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и

    дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным

    отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов

    встречаются нечасто...

    Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного

    тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих

    компаниях...

    Неудержимый интерес ко всему вокруг делает

    гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со

    случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда,

    где "кипит жизнь", они порой могут оказаться в неблагоприятной среде,

    попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают

    манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби"...

    Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в

    занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в

    денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в

    долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате...

    Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают

    благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей.

    Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать

    перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но им присуща

    искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не

    натужное стремление "показать себя больше, чем есть на самом деле", как у

    настоящих истероидов. Лживость не является их характерной чертой, она

    может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации....

    Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной

    искренностью...

    ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

    Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных,

    так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и

    реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема.

    Увлечения отличаются нестойкостью – в субдепрессивные периоды их

    забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним

    заброшенным. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной

    фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких,

    сексуальные интересы в "плохие дни" гаснут. Выраженные нарушения

    поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками)

    мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают

    склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных

    (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в

    субдепрессивной фазе.

    Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по

    мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У

    подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень

    неточна.

    ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

    Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость

    настроения...

    Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в

    случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а

    поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно

    сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати

    пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в

    унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных

    неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа,

    интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм,

    услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы

    могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей,

    пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре

    во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых

    разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые

    навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

    Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и

    значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и

    самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть

    одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное

    общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то

    расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и

    прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь

    состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно

    и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то

    надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

    Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление

    о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине.

    Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и

    искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к

    родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь,

    заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и

    частоту мимолетных ссор.

    Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В

    друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем,

    кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать

    что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но

    и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на

    радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

    Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам

    внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им

    искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению.

    Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны

    вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты,

    несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая

    склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

    Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо

    знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и

    что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых

    сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а

    как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том,

    как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую

    интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто

    безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или

    неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его

    утаить...

    АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП

    Главными чертами астено-невротической акцентуации являются

    повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к

    ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях.

    Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические

    напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются

    невыносимыми. Раздражительность неврастеников существенно отличается от

    гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с

    аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко

    по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно

    попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже

    слезами. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.

    Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям,

    крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель,

    подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических

    переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце.

    Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие

    нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.

    Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у

    них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со

    сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности,

    утомляемости и т. п., могут исподволь подогревать маломотивированные

    вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще,

    побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало

    внимания, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых

    специфически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и

    открыто. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.