МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека

    реже подвергает себя риску самоубийства. В каком-то смысле господин

    чаще кончает с собой, чем раб на протяжении всей человеческой

    истории; богатый чаще сводит счеты с жизнью, чем бедный; склонный к

    рефлексии интеллектуал чаще подвержен суицидальным настроениям, чем

    простой рабочий. Степень социализации человека проявляет себя не в

    пользу самоубийцы. Однако подлинная индивидуальная свобода

    оказывается важнее для человечества, чем рабство в любых его

    исторических формах, ибо именно борьба за свободу личности в обществе

    часто оплачивается кровью героев. Например, замечено, что в ЮАР

    самоубийства среди белых во много раз превышают число самоубийств

    среди менее благополучного черного населения. В США свыше 70% суицида

    происходит в среде белых, а не черных, что указывает на превышение в

    2 раза самоубийств среди белого населения Америки по сравнению с

    менее обеспеченным социальными правами негритянским населением.

    Однако в среде черных более распространены различные формы агрессии,

    тогда как агрессия белого человека направлена против себя самого. Ни

    для кого сегодня не секрет, что самоубийства в среде интеллектуалов

    во всем мире не редкость. В нашей стране, например, Академгородок

    время от времени потрясает весть о самоубийстве, там существует

    телефон доверия и в определенные дни принимает психотерапевт.

    Известный американский философ и психолог У. Джемс называл суицид

    "болезнью развитого интеллекта", а русский писатель Ф.М. Достоевский

    раскрывал природу именно "умного самоубийства" как наиболее опасной

    его формы. К их перекликающимся исследованиям этого феномена стоит

    обратиться.

    У. Джемс (1842—1910) — выдающийся американский психолог, создатель

    совместно с Ч. Пирсом прагматической концепции в философии, по-

    настоящему "болел" проблемой "интеллектуальной taedium vitae".

    Краткий обзор его идей по данной проблеме состоит в следующем:

    существуют два основных типа темпераментов человека в зависимости от

    отношения к наличному злу в мире, а именно: "однажды рожденные" —

    оптимисты и "дважды рожденные" — пессимисты. Преодоление

    разбалансированности психики, внешнее проявление которой практически

    незаметно, а внутреннее в форме пессимизма проявляет себя как

    раздвоенность сознания на "Я" реальное и идеальное, возможно через

    сознательно подготавливаемый суицид, либо через обретение "вершины

    сознания" (т.е. через руководящую всем поведением человека идею,

    истоки которой лежат за пределами рационального, она есть ВЕРА в кого-

    то или во что-то как основной ограничитель абсолютной внутренней

    свободы). На этом моменте обретения веры на путях полной

    индивидуальной свободы внутри нашего "Я" Джемс заострял свое внимание

    и выстраивал целую концепцию индивидуальных оснований религии, или

    "многообразия религиозного опыта".

    Ф.М. Достоевский, будучи не только гениальным психологом по своим

    природным наклонностям, но и сыном врача по своему социальному

    происхождению, серьезно интересовался вопросами психиатрии, в

    частности, наблюдая за газетными публикациями фактов самоубийства. Он

    активно отстаивал позицию, что гораздо чаще, чем это видится

    современным врачам, самонасилие может явиться результатом не

    сумасшествия, а определенного характера мировоззрения. В "Дневнике

    писателя" Достоевский предпринял попытку восстановить логику

    рассуждений "умного самоубийцы", назвав свою литературную миниатюру

    "Приговор", он облек ее в форму предсмертной записки. Логика

    "приговаривающего" самого себя к смерти строится на двух основных

    понятиях: на несвободе рождения и на свободе выбора смерти.

    Несчастный признается, что именно сознание обнаруживает перед ним

    конечность индивидуального бытия, "грозящий завтра нуль", который не

    уничтожает даже возможное достижение всеобщей человеческой гармонии.

    В несоответствии себя миру он приходит к самоубийственному выводу: "В

    моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого, я

    присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела

    меня на страдания, — вместе со мною к уничтожению... А так как

    природу я истребить не могу, то и истребляю себя одного, единственно

    от скуки сносить тиранию, в которой нет виноватого"9.

    По существу, и Достоевскому и Джемсу удалось определить парадигму

    "несчастного сознания" самоубийцы-интеллектуала, заключенную в двух

    основных несоответствиях человека и мира: 1) тоска по гармоничному

    устройству мира, по тому, что "за пределами природы" существует дух,

    и полная невозможность доказать наличие разумного начала вне

    человека; 2) тоска о Боге, как о всемогущей личности при

    невозможности доказать его бытие.

    Джемс подчеркивал, что для интеллектуала такого рода "запрос"

    подобен "религиозной болезни" разума, когда на "нормальный

    религиозный вопрос" невозможно получить столь же нормальный ответ.

    Достоевский, в отличие от Джемса, считал, что не всякая вера обладает

    для гетерогенного сознания спасительной силой, а только безусловная

    вера в бессмертие души.

    Недавно "Независимая газета" опубликовала статью Н. Покровского

    "Прощай интеллигенция!", в которой автор попытался классифицировать

    направление ума и поведение русско-советской интеллигенции на

    протяжении двух последних веков. Несмотря на интересные замечания и

    некоторые убедительные выводы, Покровский как будто забыл о том, что

    отнюдь не только нравственные или политические вопросы составляли

    стержень духовных метаний нашего интеллигента, ибо, как справедливо

    отмечал Достоевский, социализм есть не только и не столько рабочий

    вопрос, сколько вопрос "современного воплощения атеизма, вопрос

    Вавилонской башни".

    Поиски решения.

    Суицид - это комплексное поведение. Факторы риска [для суицида]

    комбинаторны.

    Научные исследования показали, что почти все люди из тех, кто убивал себя,

    имеют предсказуемые в плане диагностики психические расстройства или какие-

    либо иные существенные отклонения от нормы; большинство имело более, чем

    одно отклонение.

    Базовые исследования указывают на повышение риска при тех изменениях,

    которые происходят в нервной системе человека при увеличении серотонина.

    Эти изменения обнаружены у пациентов в состоянии депрессии, у тех, кто

    пытался покончить собой, у тех, у кого наблюдаются преобладание

    аффективного (импульсивного) поведения, а также в мозгу самоубийц после

    смерти.

    Неблагоприятные жизненные обстоятельства в определенном сочетании с

    другими факторами риска такими, например, как психические расстройства,

    расстройства центральной нервной системы, импульсивность в поведении и т.д.

    могут привести к суициду. Однако самоубийство отнюдь не является нормальным

    ответом на стрессовые состояния организма для большинства людей. Множество

    людей, несмотря на один и более влияющих на них факторов риска, собой, тем

    не менее, не кончают.

    Знакомство с проблемой.

    Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора

    смерти.

    Поиск «моральных каникул» имеет оборотную сторону -

    донжуановское

    пресыщение жизнью. Тело как «большой разум» приходится обманывать в

    его

    стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с

    ним

    через обретение абсолютной свободы в смерти.

    Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в

    наготе

    своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и

    литературных

    сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского

    Мартина

    Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб

    Есенина,

    Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о

    самоубийстве

    осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я»,

    вариативно

    выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности

    обьекта

    со смысловой структурой субъекта, соматической временности с

    когнитивной

    вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка.

    Всякий,

    заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на «дне»

    своей

    спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и

    театральность

    собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда

    дело

    сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на

    словах,

    освободиться от «сна разума», породившего чудовищ, залив кровью

    лишь

    страницы романа или экран кинематографа, однако «спасшийся»

    благодаря

    своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам

    Достоевский

    являют собой слабый аргумент «за», когда существует загадка ухода из

    жизни

    Дж.Лондона, Вл.Маяковского и многих других.

    Что-то постоянно не связывается, обрывается в наших попытках если

    не

    объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного

    самонасилия.

    Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани

    между

    психиатрией и философией У.Джемса, В.Бехтерева, Р.Лэнга не

    дают

    исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная

    причина

    преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%),

    почему

    неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты

    происходит

    рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в

    эволюционном

    отношении ?!

    Интеллектуальная tedium vitae как и гамлетовский вопрос «быть или не

    быть»

    - отражение одного и того же трагического разлада между человеком и

    миром.

    Человек спасаем исключительно только ВЕРОЙ - основным

    ограничителем

    внутренней абсолютной свободы, однако спасение не тождественно

    сохранению

    челолвеческого в человеке, плата за спасение - это качество

    обретенной

    веры, ибо и «бесы веруют и трепещат», а клинок Гамлета, направленный

    «по

    назначению» лишь на недолгое время продлевает жизнь самому герою.

    Вопрос

    стоит определенно: как человеку устроиться на земле, чтобы жить

    долго и

    счастливо, ибо, как правило, большинство людей не исчерпывает ни

    своих

    телесных, ни, тем более, - душевных потенциалов. Современному

    человечеству

    также далеко до положения: старость склоняет к смерти и покою - как

    и в

    начале завершающегося в наши дни столетия, когда И.И.Мечников в

    «Этюдах

    оптимизма» провозглашал принцип «разумного эгоизма»: «человек помоги

    себе

    сам!» - и оценивал старость как необходимость полного исчерпания

    всех

    человеческих ресурсов и проистекающего из этого сознательного

    желания

    смерти.

    Существует две кардинально противоположных позиции по проблеме

    качества

    веры, спасающей от суицида:

    а) спасение от самоубийства любой ценой, т.е. через обретение любой

    веры,

    придающей смысловую оцеленность индивидуальному существованию,

    будь

    эта вера в обретение научной истинности или вождя, в авторитет или

    хоть в самого «врага человеков»;

    б) спасение лежит на путях обретения «живой веры» в индивидуальное

    бессмертие человеческой души так, как это представлено в

    христианстве,

    отталкивающемся от самоценности индивидуальности и решающем

    проблемы

    прежде всего уникальности индивидуальности (вспомним мысли

    ап.Павла о

    воскрешении мертвых во плоти, т.е. в форме индивидуальности).

    Семейные факторы риска, наблюдаемые в относительно неблагополучных семьях,

    ассоциируемые с суицидом.

    1. В семье исторически наблюдаются нарушения психического или

    невротического характера;

    2. в истории семьи зафиксирован суицид;

    3. семья имеет склонность к насилию, включая эмоциональные, психические или

    сексуальные злоупотребления;

    4. ранее наблюдались попытки покончить собой;

    5. в доме хранится огнестрельное оружие;

    6. в семье есть заключенные;

    7. разоблачение суицидального поведения других, включая членов семьи,

    ровесников, и/или через посредство новостей или художественных историй.

    Уровни субъективно-личностного восприятия и переживания

    "невидимого"

    стресса.

    Психологические аспекты переживания травматического стресса и его

    последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем

    деятельности

    человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных

    возможностей

    человека и его стресс-толерантности. Результаты подобных исследований

    как

    бы фокусируют социальные, природные, технологические,

    индивидуально-психологические, экологические и медицинские аспекты

    существования человека в современном мире [13].

    История исследований в этой области насчитывает несколько

    десятилетий,

    однако их интенсивность особенно возросла в связи с проблемами

    адаптации

    американских ветеранов войны во Вьетнаме.

    Результаты многочисленных исследований показали, что состояние,

    развивающееся под воздействием психологического травматического

    стресса, не

    попадало ни в одну из имеющихся в клинической практике классификаций.

    Последствия травмы могли проявиться внезапно, через продолжительное

    время,

    на фоне общего внешнего благополучия человека, и со временем ухудшение

    состояния становилось все более отчетливо выраженным. Было описано

    множество разнообразных симптомов подобного изменения состояния, однако

    долгое время не было разработано четких критериев его диагностики.

    Также не

    существовало единого названия для его обозначения [3, c. 14-29; 13].

    Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное

    для

    обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных

    исследований. Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил

    травматический стресс, получил название "посттравматическое стрессовое

    расстройство"- PTSD (Posttraumatic Stress Disorder) Критерии

    диагностики

    этого расстройства были включены в американский национальный

    иагностический

    психиатрический стандарт (Diagnostical and Statistical Mannual of

    Mental

    Disorders) и сохраняются в нем до сих пор [7; 8]. С 1994 года эти

    критерии

    включены и в европейский диагностический стандарт МКБ-10 [1].

    Основные симптомы PTSD объединяются в три критериальные группы:

    1. Навязчивые переживания травмировавшего события (иллюзии, бред,

    ночные кошмары);

    2. Стремление к избеганию любых событий и переживаний,

    ассоциирующихся

    с травмировавшими событиями, развитие отстраненности, отчужденности от

    реальной жизни;

    3. Высокий и возрастающий уровень эмоционального возбуждения,

    проявляющийся в комплексе гипертрофированных психофизиологических

    реакций.

    Кроме того, для постановки диагноза обязательным условием является

    наличие в анамнезе пациента тяжелого травматического события.

    Длительность

    проявления каждого из вышеперечисленных симптомов должна быть не менее

    месяца с момента их первичного появления [7; 8].

    В психологии достаточно хорошо изучены последствия воздействия на

    человека таких травматических событий, как боевые действия, различного

    рода

    промышленные и природные катастрофы (пожары, наводнения,

    землетрясения).

    Накоплен также богатый материал по изучению жертв различных форм

    насилия

    над личностью [3]. Все эти виды психической травмы имеют сходную

    этиологию

    - все они основаны на воздействии так называемого "острого" стресса,

    имеющего событийную природу.

    Вместе с тем практически отсутствуют исследования, посвященные

    изучению проблем, с которыми сталкиваются люди, пережившие воздействие

    одного из "невидимых" стрессоров (угроза радиационного, химического,

    бактериологического и других подобных поражений) [10, с. 1632-1642].

    Такие

    стрессоры не вносят видимых изменений в окружающую среду, поэтому

    восприятие и оценка возможных неблагоприятных последствий воздействия

    стрессогенных факторов базируются, с одной стороны, на рациональном

    знании

    об их наличии и, с другой стороны, на неосознаваемом или лишь частично

    осознаваемом эмоциональном переживании страха по поводу влияния этих

    факторов на жизнь и здоровье человека.

    В данном случае речь идет об изучении психологических последствий

    переживания стресса угрозы радиационного поражения участниками

    ликвидации

    последствий аварии на Чернобыльской АЭС. До сих пор, в частности, не

    был

    экспериментально изучен вопрос о том, какова вероятность того, что

    пребывание этой категории лиц (ликвидаторов) в зоне аварии могло быть

    травмирующим их психику событием и в дальнейшем привести к развитию у

    части

    из них посттравматического стрессового расстройства - PTSD. После

    Чернобыльской катастрофы, в ликвидации последствий которой приняло

    участие

    от 200 до 750 тыс. человек, необходимость исследований последствий

    переживания РО стала особенно очевидной [2, c. 15-29; 6, c. 39; 9, c.

    100-115].

    Целью данного исследования являлось изучение субъективных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.