МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя

    Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя

    Московский комитет образования

    Педагогический колледж №8 «Измайлово»

    Курсовая работа

    Тема: Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого

    себя

    Студентка: Тиунова О. М.

    Специальность 0302

    Курс 3 группа 301 ( р

    Отделение русского языка и

    Литературы

    Руководитель: Годовикова Д. Б.

    Москва, 1999 год.

    Обзор

    Проблема: Нужно ли понимать себя и другого человека? Или же это знание

    бесполезно. Что же дает знание себя и другого человека?

    Объект исследования: дети младшего подросткового возраста (23

    человека), подросткового возраста (19)

    Предмет исследования: анализ суждений детей младшего школьного и

    подросткового возраста о значении понимания другого человека и себя самого

    Задачи: насколько школьники двух возрастных групп осознают важность

    понимания другого человека и себя, а так же проследить изменения и различия

    в двух группах

    Методы: для выявления потребности понимания себя и другого были заданы

    контрольные вопросы, которые касались значения понимания себя и

    межличностной стороны. Вопросы даны без вариантов ответов, ребенок должен

    высказать свое мнение по данной проблеме

    Вывод: в результате поставленного эксперимента у детей выявлена

    важность понимания себя и другого человека (у некоторых в скрытой форме),

    причем это понимание происходит тогда, когда проблема становится для

    ребенка актуальной. Разница в понимании младшего школьного и подросткового

    возраста несущественна, так как помимо жизненной потребности на развитие

    важности понимания себя и другого влияют социальный, культурный и

    интеллектуальные факторы.

    Содержание

    Введение 3

    Развитие самосознания и межличностных отношений в младшем подростковом и

    подростковом возрасте 5

    Теория личностной рефлексии 5

    Проблема «образа Я» 13

    Развитие межличностного восприятия 15

    Анализ суждений детей младшего школьного и подросткового возрастов

    (экспериментальная часть) 19

    Таблица№1 20

    Значение понимания себя и развитие самосознания в младшем подростковом

    возрасте 21

    Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в

    младшем подростковом возрасте 27

    Значение понимания себя и развитие самосознания в подростковом возрасте 30

    Таблица№2 30

    Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в

    подростковом возрасте 37

    Выводы по экспериментальной части 40

    Вывод 41

    Библиография 43

    Введение

    Люди с давних пор задавались вопросом: что я знаю о себе и чего не знаю?

    Яркий пример тому – стихотворение поэта 15 века Франсуа Вийона:

    Я знаю, как на мед садятся мухи,

    Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

    Я знаю книги, истины и слухи,

    Я знаю все, но только не себя.

    Этот вопрос актуален и сейчас. Человека интересуют его возможности,

    способности, границы познания, Он хочет знать о себе больше. Также

    постоянен интерес индивида к другому человеку.

    Понимание и оценивание себя и другого человека приходит к человеку не

    сразу, а развивается, начиная с периода рождения и заканчивая взрослением.

    Понимание себя и другого ребенком заметно отличается от понимания этой же

    проблемы взрослыми людьми. Но на каждом этапе развития у ребенка более

    глубоко развивается самосознание и восприятие. Параллельно с этой проблемой

    встает такая, как осознание значения понимания себя и другого человека или,

    наоборот, недопонимание или отрицание данной проблемы.

    Во многих педагогических изданиях, таких как учебные и методические

    пособия, говорится о том, что знать себя и другого человека очень важно. Но

    почему-то нигде не раскрывается смысл данного высказывания и не

    акцентируется внимание на том, то дает тебе это знание.

    Многие люди, даже не говоря о детях, никогда не задумывались над данной

    проблемой. Но, даже если человек никогда над этим не задумывался, то,

    скорее всего, в различных жизненных ситуациях он использовал знание о себе

    и другом человеке.

    Часто дети отрицают или не могут объяснить важность понимания себя и

    другого человека, хотя в конкретных ситуациях пользуются с определенными

    целями этим знанием. Это явление можно объяснить с помощью теории личности

    Зигмунда Фрейда.

    В своей теории Фрейд выделяет у личности три особых области, одна из

    которых названа «Оно». Эта область связана с бессознательной стороной

    личности человека. Поэтому человек может и не осознавать важность данной

    проблемы, но на бессознательном уровне пользоваться это знание, например,

    при решении конфликтной ситуации.

    Но так как взрослый человек считается уже сформировавшейся личностью, то,

    в большей мере, Осознание у него идет на уровне «Супер-Я», То есть

    связанное с определенными установленными нормами, образцами.

    А ребенок во многом действует интуитивно, так как у него нет жизненного

    опыта, он часто руководствует бессознательным. И если дети, при ответе на

    вопрос: полезно ли было бы знать о себе и другом человеке более полно,

    подробно, отвечают нет, то это еще не значит, что они отрицают важность

    данной проблемы. Чаще всего на конкретных примерах те же дети доказывают,

    что это знание им многое дает.

    А непонимание и недопонимание может быть связано, как уже было сказано

    выше, с отсутствием жизненного опыта и столкновением с этой проблемой в

    жизни. Отсюда можно сделать вывод, осознание значения понимания себя и

    другого человека связаны с развитием ребенка: чем взрослее он становится,

    тем актуальнее для него данная проблема.

    Только осознавая суть и важность значения понимания себя и другого,

    ребенок понимает, что сможет избежать конфликтных ситуаций, ему проще будет

    общаться с окружающими людьми, он укрепит такие межличностные отношения как

    дружба и любовь.

    В своей работе мне бы хотелось не только выявить отношения детей разных

    возрастных групп к проблеме осознания понимания себя и другого человека, но

    и подвести к осознанию важности данной проблемы так, чтобы любой человек

    спросил: что же дает мне это знание? Как оно поможет мне в жизни? И сам дал

    себе ответ на поставленный вопрос.

    Развитие самосознания и межличностных отношений в младшем подростковом и

    подростковом возрасте

    В теоретических работах российских психологов данная проблема не была

    исследована, исследовалось лишь само самосознание и межличностное

    восприятие ребенка и их развитие. Но так как самосознание и межличностное

    восприятие в некотором роде связаны с поставленной проблемой, то я

    остановлюсь на нескольких работах, которые затрагивают развитие

    самосознания и межличностного восприятия младшего подросткового и

    подросткового возрастов. Внимание остановлено только на двух возрастах, так

    как работы детей этих возрастных групп будут проанализированы в

    практической части работы.

    Теория личностной рефлексии

    В работе Гуткиной представлено развитие самосознания ребенка. Автор

    отмечает особенности и закономерности развития каждого возраста.

    Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует

    себя, свое поведение и особенности общения с ними, т. е. он анализирует,

    каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа

    человек приходит к некоторому познанию своего «я». Такого рода

    представление о себе имеет существенное значение в процессе самовоспитания,

    так как, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает

    понимать особенности своего характера, в том числе и негативные. Это

    особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры,

    применявшиеся в более раннем возрасте, не только не дают эффекта, но и

    вызывают протест. Когда же учащиеся сами приходят к пониманию нежелательных

    черт своего характера, то это может сыграть существенную роль в процессе

    самовоспитания.

    Представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг

    его общения, мы называем рефлексивными ожиданиями и считаем, что они

    существенно влияют на процесс личностного самопознания. Какова же

    психологическая природа рефлексивных ожиданий?

    Понятия «самосознание» и «рефлексия» перешли в психологию из философии с

    определенной смысловой нагрузкой, а затем стали изучаться в психологическом

    эксперименте. Заметим, что в экспериментальных работах указанные понятия

    нередко употребляются как синонимы. До недавнего времени рефлексия в

    психологии понималась преимущественно как обращение к собственному способу

    действия, и лишь сравнительно недавно она стала рассматриваться как

    деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе

    самом.

    Личностную рефлексию понимают как механизм самосознания, как особый

    исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой

    внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя.

    Рефлексивные ожидания мы рассматриваем как феномен личностной рефлексии,

    поскольку полагаем, что, для того чтобы представить, что о нем думают

    другие люди, человеку прежде всего необходимо понять, каким его видят

    другие люди, а это в первую очередь должно вести к анализу и пониманию

    своего поведения, т. е. к исследованию своего поведения, своих личностных

    особенностей, отношений с людьми.

    Но сами по себе условия, необходимые для возникновения рефлексии, не

    дают возможности судить о наличии рефлексии. Для этого, необходимо иметь

    критерии существования рефлексии в эксперименте, или критерий, указывающий

    на то, что происходит интересующий нас исследовательский акт.

    Таким критерием может стать самоанализ, приводящий к получению нового

    знания о себе и названный нами рефлексивным анализом. Он является очень

    существенным компонентом рефлексии, поскольку самоанализ, приводящий к

    получению нового знания,— важная составная часть исследовательского акта,

    направленного человеком, на себя как субъекта жизнедеятельности.

    Важно было исследовать, когда впервые у ребенка появляются рефлексивные

    ожидания и претерпевают ли они в дальнейшем изменения, т. е. как происходит

    развитие рефлексивных ожиданий в онтогенезе, каковы особенности

    рефлексивных ожиданий, личностной рефлексии в переходный — от подросткового

    к раннему юношескому возрасту — период. Для решения поставленной задачи

    были проанализированы сочинения на темы «Что думают обо мне другие люди» и

    «Я глазами других людей». Сочинения писали учащиеся III—ХI классов. Всего

    было проанализировано 491 сочинение.

    Тема сочинений формулировалась таким образом, что должна была приводить к

    образованию рефлексивных ожиданий (представлений человека о том, что думают

    о нем люди, составляющие круг его общения), т. е. изучаемого нами феномена

    личностной рефлексии. Но поскольку некоторые учащиеся могли просто

    повторять известные им мнения других людей о себе, то необходимо было

    дифференцировать рефлексивные ожидания как феномен личностной рефлексии от

    повторения сложившихся мнений. Для этой цели использовался критерий наличия

    рефлексии в эксперименте, о котором мы писали выше, т. е. рефлексивный

    анализ, под которым понимается самоанализ человека, приводящий к получению

    нового знания. Таким образом, если в сочинении представление учащегося о

    том, что о нем думают, основывалось на данных самоанализа и анализа своего

    опыта общения с другими людьми, т. е. на исследовании себя как субъекта

    жизнедеятельности, то такое представление расценивалось как рефлексивное

    ожидание. Следует заметить, что не всегда самоанализ был развернут в

    письменной речи. Однако по характеру представления о том, что думают о

    данном человеке другие люди, можно понять, предшествовал ли ему самоанализ.

    Поясним это на примере. Если ребенок пишет: «Учительница считает, что я

    могу учиться лучше и быть повнимательнее на уроках»,— то за этим

    высказыванием не стоит никакого самоанализа, это лишь повторение слов

    педагога. Если же учащийся пишет: «Ребята думают обо мне, что я бываю

    немного самоуверен, но через некоторое время от самоуверенности не остается

    и следа», то здесь уже проглядывает самоанализ, и такой ответ I может

    рассматриваться как рефлексивное ожидание.

    Обработка сочинений проводилась следующим образом. В каждом классе

    (имеется в виду класс как возрастная группа) подсчитывалось количество

    школьников, проявивших рефлексивный анализ, т. е. относительно которых

    можно сказать, что у них есть рефлексивные ожидания. Было установлено, что

    действительно достоверное различие между количеством учащихся, проявивших

    рефлексивный анализ, наблюдается только между VI и VII классами. Таким

    образом, мы выделили две большие возрастные группы, различающиеся по уровню

    развития личностной рефлексии. Первая группа, характеризующаяся более

    низким уровнем развития личностной рефлексии, включает младший школьный и

    младший подростковый возраст. Вторая группа, характеризующаяся более

    высоким уровнем развития личностной рефлексии, т. е. подростковый и ранний

    юношеский возраст.

    В сочинениях младшей возрастной группы рефлексивные ожидания встречаются

    в следующей форме: Люди, относятся ко мне...; Люди думают обо мне...; Люди

    считают, что я...; Люди думают, что я... Причем после всех этих

    высказываний либо идет объяснение (потому что), представляющее собой

    рефлексивный анализ, либо само высказывание настолько развернуто, что за

    ним с необходимостью стоит опять-таки рефлексивный анализ Всего в этой

    возрастной группе встретилось 17,7% сочинений, содержащих рефлексивный

    анализ. В рефлексивном анализе основное внимание уделяется отдельным

    поступкам и конкретным делам детей. Большинство сочинений учащихся

    указанной возрастной группы рефлексивного анализа не содержат: дети пишут о

    том, что они ; постоя и но слышат о себе от взрослых и какими хотят их

    видеть взрослые. В основном школьники этого возраста сообщают, что родители

    считают их хорошими детьми, хотя порой ленивыми и плохо успевающими в

    школе; друзья — хорошими товарищами, и все люди, которые их знают, хорошо к

    ним относятся.

    В отличие от учеников младшего школьного и младшего: подросткового

    возраста у подростков и юношей наблюдается более высокий уровень развития

    личностной рефлексии. Об этом можно судить как по увеличению количества

    учащихся, проявляющих рефлексивный анализ, являющийся показателем наличия

    рефлексивных ожиданий, так и по качественному изменению самого

    рефлексивного анализа.

    Заметим, что рефлексивные ожидания в этой возрастной группе по форме

    практически не отличаются от рефлексивных ожиданий младшей возрастной

    группы и имеют вид: Люди думают, что я...; Люди думают обо мне...; Как я

    отношусь к людям, тал и они ко мне; Люди относятся ко мне... И так же как и

    в предыдущей возрастной группе, после всех этих высказываний либо идет

    объяснение (потому что), представляющее собой рефлексивный анализ, либо

    само высказывание настолько развернуто, что за ним с необходимостью стоит

    рефлексивный анализ.

    При сравнении рефлексивных ожиданий в двух возрастных группах выяснилось,

    что если их форма не претерпевает особых изменений, то существенно меняется

    рефлексивный анализ, лежащий в основе рефлексивных ожиданий.

    Если в младших классах, отвечая на вопрос, что о них думают другие, дети

    концентрировали внимание на конкретных делах (Мама думает, что я не люблю

    делать зарядку или: Папе нравится, что я умею пользоваться слесарными

    инструментами), то у шестиклассников на первое место выходит описание черт

    своего характера. Причем, видимо, ребенком дается характеристика самого

    себя, как он сам себя понимает. На вопрос, что о них думают другие люди,

    большинство детей этого возраста дают характеристику (честный, добрый,

    смелый, аккуратный, хитрый и т. д.), основывающуюся на анализе своего

    поведения и взаимоотношений с людьми. Характеристика в данной возрастной

    группе дифференцированная, в ней выделяются отдельные черты характера, в

    отличие от встречающихся у младших детей: Думают, что я хорошая девочка или

    Думают, что я хороший товарищ.

    Таким образом, анализ сочинений показывает: задумываясь над тем, что

    о них думают другие люди, шестиклассники начинают постигать особенности

    своего характера. Этого практически не наблюдалось в младших I классах.

    В высказываниях учащихся VII класса появляется указание на

    зависимость мнения разных людей о них от их (шестиклассников) поведения с

    этими людьми. Встречаются школьники, которые ставят мнение окружающих о

    себе (ребятах) в зависимость от своих отношений с ними (Как я отношусь к

    людям, так и они ко мне; Друзья ко мне относятся по-разному: как я к ним,

    так и они ко мне).

    В VIII классе, отвечая на вопрос, что о них думают другие люди, учащиеся,

    так же как и в VII, анализируют черты своего характера. Но при этом у

    семиклассников резко возрастает самокритичность; разбирая поведение, ребята

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.