Арттерапия в работе с детьми
Арттерапия в работе с детьми
Оглавление
Глава № 1 3
Введение 3
Арттерапия. 4
Цели арттерапии. 8
Изотерапия. 9
Проективный рисунок 11
Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер. 14
Глава № 2 17
Устранение страхов с помощью изотерапии 17
Глава № 1
Введение
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы
психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность
проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо
проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические
методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек
готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что
с ним происходит.
Я в своей работе не берусь описать все многообразие арттерапевтических
форм работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно, и
особое внимание я уделю проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи
являются неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты
страхи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое
существо целиком. Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд,
не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда
мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку
почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит
изоттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на
физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в
сознании или даже бессознательном.
Арттерапия.
Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при
описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это
словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий
искусством, которые проводились в больницах и центрах психического
здоровья.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З.
Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную
базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и
А.Маслоу.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения
представителя классического психоанализа, основным механизмом
коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По
мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая
искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации
саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между
бессознательным и сознательным "Я".
Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является
техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к
лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством
эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления,
коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту
практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации
в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые
клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают
процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению
сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества
как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от
исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в
качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма
психологического коррекционного воздействия, характерных для метода
арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой
символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и
найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе
креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей
изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".
В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия
изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от
тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или
рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а
также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате
осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои
внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно
не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.
Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное
понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную,
деятельную и проективную, однако, это разделение основано на внешнем
характере метода и касается только экспрессивного компонента. В зарубежной
психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:
1.Использование для лечения уже существующего произведения искусства
путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).
2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом
творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная
Арттерапия).
3.Одновременное использование первого и второго принципов.
4.Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с
пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в
книге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя
роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности
фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:
1.Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося
действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая
сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация
достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие
снижения напряжения.
3.Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие
арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция,
обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических
контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим
эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем
проективном изображении проблем.
4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве
адаптирования используются прикладные возможности творчества, арттерапия
рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации
и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных
методов.
5.Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,
физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического
изображения, творчества на организм и психику.
Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и
в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в
импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения
изобразительного творчества.
Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств,
преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у
человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности.
Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления
препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу,
основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении
к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у
здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может
быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к
самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты
и экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения,
создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать
подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является
причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому
стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму
реагирования и сублимации.
Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс
человека заменяется визуальным художественно-образным представлением.
Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,
позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу
обеспечивает прямой доступ к бессознательному.
Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения,
за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения
бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой
деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в
символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений.
Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в
сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно
важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в
творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на
бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию
переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая
есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии
больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и
сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение
конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к
выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой
для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов
арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.
Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что
изобразительное творчество способствует улучшению координации,
восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя
недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий,
формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и
силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах,
каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения
нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время
выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно
снижается частота его пульса.
Цели арттерапии.
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим
негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами,
скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и
разрядить напряжение.
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и
переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных
образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических
заключений. Продукты художественного творчества относительно
долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования.
Содержание и стиль художественных работ дают возможность
получить информацию о клиенте, который может помогать в
интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.
Иногда невербальные средства являются единственно возможными для
выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное
участие в художественной деятельности может способствовать
созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,
картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия
изобразительным искусством создают богатые возможности для
экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями
и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения,
которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их
развития.
В арттерапии очень много разновидностей подходов. Например,
музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мне
хочется остановиться более подробно на изотерапии.
Изотерапия.
Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства
исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии
Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о
первоначальных и универсальных символах, из динамической теории
терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшем
большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты
гуманистической направленности.[2; ст.216]
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять
самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от
конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой,
свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей
окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение
отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один
из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его
достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия
многих психических функций.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам,
перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно
соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей
и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и
выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения,
стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением
психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как
значительный психологический и коррекционный фактор. Использование
изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию,
помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами,
восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него
нарушения поведения. В настоящее время формы арттерапевтической работы с
детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно
"клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости,
аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и
осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или
школах-интернатах. В других случаях арттерапевтическая работа имеет скорее
профилактический или “развивающий” характер,как, например, в случае наличия
у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или
определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных
школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную
деятельность как способ осмысления действительности и своих
взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его
интеллектуального развития и степени психической зрелости.
Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для
ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных
для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менее
длительное, время "удерживать " переживания, не давая им "выплеснуться"
наружу, а так же с их способностью "дистанциировать" переживания за счет
механизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным
Страницы: 1, 2, 3
|