МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Арттерапия в работе с детьми

    Арттерапия в работе с детьми

    Оглавление

    Глава № 1 3

    Введение 3

    Арттерапия. 4

    Цели арттерапии. 8

    Изотерапия. 9

    Проективный рисунок 11

    Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер. 14

    Глава № 2 17

    Устранение страхов с помощью изотерапии 17

    Глава № 1

    Введение

    В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы

    психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность

    проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо

    проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические

    методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек

    готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что

    с ним происходит.

    Я в своей работе не берусь описать все многообразие арттерапевтических

    форм работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно, и

    особое внимание я уделю проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи

    являются неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты

    страхи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое

    существо целиком. Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд,

    не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда

    мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку

    почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит

    изоттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на

    физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в

    сознании или даже бессознательном.

    Арттерапия.

    Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при

    описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это

    словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий

    искусством, которые проводились в больницах и центрах психического

    здоровья.

    Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на

    искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

    Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З.

    Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную

    базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и

    А.Маслоу.

    Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности

    через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения

    представителя классического психоанализа, основным механизмом

    коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По

    мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая

    искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации

    саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между

    бессознательным и сознательным "Я".

    Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является

    техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к

    лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством

    эффективного взаимодействия.

    С точки зрения представителя гуманистического направления,

    коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту

    практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации

    в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые

    клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают

    процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

    В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению

    сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества

    как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от

    исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

    Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в

    качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма

    психологического коррекционного воздействия, характерных для метода

    арттерапии.

    Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой

    символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и

    найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе

    креативных способностей субъекта.

    Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей

    изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

    В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия

    изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от

    тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или

    рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а

    также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате

    осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои

    внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно

    не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

    Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное

    понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

    Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную,

    деятельную и проективную, однако, это разделение основано на внешнем

    характере метода и касается только экспрессивного компонента. В зарубежной

    психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

    1.Использование для лечения уже существующего произведения искусства

    путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).

    2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом

    творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная

    Арттерапия).

    3.Одновременное использование первого и второго принципов.

    4.Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с

    пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в

    книге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя

    роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности

    фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

    1.Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося

    действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая

    сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

    2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация

    достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие

    снижения напряжения.

    3.Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие

    арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция,

    обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических

    контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим

    эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем

    проективном изображении проблем.

    4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве

    адаптирования используются прикладные возможности творчества, арттерапия

    рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации

    и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных

    методов.

    5.Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,

    физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического

    изображения, творчества на организм и психику.

    Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и

    в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в

    импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения

    изобразительного творчества.

    Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств,

    преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у

    человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности.

    Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления

    препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу,

    основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении

    к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у

    здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может

    быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к

    самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты

    и экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения,

    создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать

    подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является

    причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому

    стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

    Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму

    реагирования и сублимации.

    Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс

    человека заменяется визуальным художественно-образным представлением.

    Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,

    позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу

    обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

    Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения,

    за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения

    бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой

    деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в

    символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений.

    Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в

    сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно

    важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в

    творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на

    бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию

    переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая

    есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии

    больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и

    сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение

    конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к

    выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой

    для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов

    арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

    Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что

    изобразительное творчество способствует улучшению координации,

    восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя

    недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий,

    формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и

    силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах,

    каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения

    нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время

    выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно

    снижается частота его пульса.

    Цели арттерапии.

    1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим

    негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами,

    скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и

    разрядить напряжение.

    2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и

    переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных

    образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

    Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

    3. Получить материал для интерпретации и диагностических

    заключений. Продукты художественного творчества относительно

    долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования.

    Содержание и стиль художественных работ дают возможность

    получить информацию о клиенте, который может помогать в

    интерпретации своих произведений.

    4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.

    Иногда невербальные средства являются единственно возможными для

    выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

    5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное

    участие в художественной деятельности может способствовать

    созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

    6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,

    картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

    7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия

    изобразительным искусством создают богатые возможности для

    экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями

    и развития способности к их восприятию.

    8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

    Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения,

    которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их

    развития.

    В арттерапии очень много разновидностей подходов. Например,

    музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мне

    хочется остановиться более подробно на изотерапии.

    Изотерапия.

    Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства

    исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии

    Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о

    первоначальных и универсальных символах, из динамической теории

    терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшем

    большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты

    гуманистической направленности.[2; ст.216]

    Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять

    самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от

    конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой,

    свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей

    окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение

    отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один

    из путей выполнения программы совершенствования организма.

    Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его

    достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия

    многих психических функций.

    Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам,

    перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно

    соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

    Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей

    и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и

    выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

    Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения,

    стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

    «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением

    психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как

    значительный психологический и коррекционный фактор. Использование

    изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию,

    помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами,

    восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него

    нарушения поведения. В настоящее время формы арттерапевтической работы с

    детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно

    "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости,

    аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и

    осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или

    школах-интернатах. В других случаях арттерапевтическая работа имеет скорее

    профилактический или “развивающий” характер,как, например, в случае наличия

    у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или

    определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных

    школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную

    деятельность как способ осмысления действительности и своих

    взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его

    интеллектуального развития и степени психической зрелости.

    Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для

    ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных

    для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менее

    длительное, время "удерживать " переживания, не давая им "выплеснуться"

    наружу, а так же с их способностью "дистанциировать" переживания за счет

    механизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.