МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Арттерапия в работе с детьми

    "контейнером"("накопителем") внутри которого, сложные переживания ребенка,

    могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их.

    "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного

    образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса

    психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для

    психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала

    (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию

    с этим материалом и его постепенной реинтеграции. При всем многообразии

    различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между

    отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности,

    которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том,

    что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и

    переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них

    более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более

    спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их

    переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя

    "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной

    продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

    Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая

    ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в

    изобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка,

    естественная склонность к игровой деятельности. При всем многообразии

    различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между

    отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности,

    которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том,

    что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и

    переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них

    более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более

    спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их

    переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя

    "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной

    продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

    Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая

    ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в

    изобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка,

    естественная склонность к игровой деятельности.

    Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии – это

    проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякий

    характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с

    другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать

    психокорреционное воздействие.

    Проективный рисунок

    Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой

    работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и

    осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и

    направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка,

    концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно

    при коррекции детских страхов.[4; ст. 191]

    Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как

    вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и

    интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темы

    рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность

    выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет

    работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

    Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и

    касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема

    рисования охватывает:

    1. Собственное прошлое и настоящее ("Моя самая главная проблема в

    общении с детьми", "Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя

    неуверенно", "Мой обычный день");

    2. Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три

    желания", "Остров счастья", "Страх");

    3. Отношения в группе ("Что дала мне группа, а я ей", "Что я

    ожидал, что получил от общения в группе").

    В проективном рисовании используются следующие методики (классификация

    Кратохвила):

    Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются

    индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или

    выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин.,

    затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке

    высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в

    интерпретации рисунка.

    Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой

    лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом,

    как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью

    образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит

    обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные

    достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса

    рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в

    процессе рисования.

    Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на

    одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе

    и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы,

    характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в

    процессе рисования.

    Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает

    рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

    Существует два способа работы с готовыми рисунками:

    4. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и

    сравнение, нахождение совместными усилиями общего и

    отличительного содержания.

    5. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук

    в руки, и участники высказываются о его

    психологическом содержании).

    Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и

    активизации группового процесса.

    При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на

    содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры,

    повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические

    особенности.

    В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие

    человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто

    неосознаваемые и не вербализуемые.

    Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода

    проективного рисования являются:

    1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком

    обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и

    ограничений в их использовании.

    2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс

    рисования.

    3. Поиск адекватной формы выражения.

    4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого

    самовыражения, ее конкретизация.

    5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической

    форме.

    Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.

    Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при

    использовании рисования, бесконечно. Независимо от того, что ребенок и

    терапевт выбирают для своих занятий, основная цель терапевта всегда одна и

    та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

    Каждый психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к

    достижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужное

    русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой

    стороны. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и

    деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе

    психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Картинки

    можно использовать бесконечным числом способов и для самых разнообразных

    целей. Рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства терапевта,

    – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить

    самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. С этого

    момента психотерапевтический процесс может проходить следующие стадии.[5;

    ст. 79]

    1. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок

    делился своими ощущениями, возникающими при рисовании чувствами,

    касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой

    работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает

    лучше осознавать себя.

    2. Психотерапевт стремится к тому, чтобы ребенок поделился

    впечатлениями о самом рисунке, описывая картинку присущим ему

    образом. Это следующий этап осознания себя.

    3. На более глубоком уровне самопознание ребенка углубляется

    благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей

    картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности

    путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.

    4. Психотерапевт просит ребенка описать картинку так, как будто

    картинкой является он сам, с использованием слова Я.

    5. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы

    ребенок их идентифицировал с чем-нибудь.

    6. В случае необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить

    ему выполнение задачи: "Что ты делаешь?", "Кто пользуется

    тобой?", "Кто тебе ближе всех?". Эти вопросы помогают входить в

    рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути

    установления отношений и реализации терапевтического процесса.

    7. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания

    ребенка обострение осознания путем выделения и детально

    побуждается к максимально углубленной работе со специфической

    частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и

    вдохновения или если отмечается необычный недостаток их.

    8. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его

    картинки или двумя соприкасающимися либо противоположными

    точками (такими, как дорога и автомобиль или линия вокруг

    квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).

    9. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвета, излагая

    свои предложения о том, как нарисовать картинку.

    10. Осуществляется наблюдения за внешними проявлениями поведения:

    особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела,

    выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может

    означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию,

    тревогу, страх или осознание чего-либо.

    11. Психотерапевт работает над идентификацией, помогая ребенку

    "отнести к себе" то, что он говорит, описывая картинку или ее

    части.

    12. На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются реальные

    жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка.

    13. Психотерапевт выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на

    картинках, и обращает внимание на это.

    14. Психотерапевт останавливается на тех вещах, которые выходят на

    первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему

    самому кажется наиболее важным.

    Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер является содействие

    нормальному развитию и личностному росту ребенка. Здоровое непрерывное

    развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка – это основа его

    чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с

    окружением и людьми в этом окружении. Взрослея, дети убеждаются, что жизнь

    далека от совершенства, что мы живем в мире, полном хаоса, в мире

    противоречивом и двойственном. Более того, люди, которые растят детей,

    имеют свои собственные трудности, с которыми они борются. Дети учатся

    преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности.

    По мнению В. Оклендер большинство детей, нуждающихся в помощи, обычно

    имеют одну особенность: выраженное в той или иной степени нарушение

    способности к установлению контактов. Для установления контактов

    необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова.

    Дети с болезненными явлениями не могут эффективно осуществлять одну или

    более функций обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми,

    другими детьми и своим окружением в целом.

    Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятной

    ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою жизнь

    легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают,

    учатся, как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания.

    Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие дети

    стараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией к

    усилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего не

    переносят взрослые.

    В следующей главе мы разберем, как можно избавиться то страхов с

    помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

    Глава № 2

    Устранение страхов с помощью изотерапии

    Рисование предоставляет естественную возможность для развития

    воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые

    любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в

    выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на

    месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое

    отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе

    рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям,

    желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и

    безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и

    травмирующими образами. [2; ст. 129]

    Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к

    ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя положительными и

    сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает

    дракону голову , защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места

    бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства,

    то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

    Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга,

    восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

    Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих

    возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и

    выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не

    означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него

    уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет

    немаловажное значение для психического развития.

    В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов

    может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее

    переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в

    воображении. Обычно его так настраивают родители, и не следует ожидать, что

    их отпрыск без колебаний выполнит задание. Из специально проведенного

    анализа следует, что если оба родителя имеют тревожно-мнительный характер,

    то эффект от рисования страхов у детей снижается вдвое; если только один

    родитель с таким характером, то эффект хуже в 1,5 раза.

    Отрицательно влияют на результаты рисования страхов неврозы и

    заболевания внутренних органов на нервной почве у родителей. Причина –

    отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии,

    тревожно-мнительная фиксация на болезненном состоянии. В подобной атмосфере

    дети меньше рисуют и играют, н6а рисунках заметно преобладание черного и

    серого цвета.

    Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем

    более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и

    повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать

    ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. В последнем

    случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремиться

    всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, даже

    за сам факт рисования.

    Если семья неполная по разным причинам, тогда эффект от рисования

    страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью

    от внешней опасности. В полной семье эффект от рисования может быть

    подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонны

    признавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемых

    угроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувства

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.