МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аутогенная тренировка

    Аутогенная тренировка

    Кировская государственная медицинская академия

    Кафедра гуманитарных и социальных наук

    Реферат по психологии:

    Выполнила:

    Чудиновских Ю.А.

    Группа Л-217

    Киров 2000

    План:

    I. История создания.

    II.Теоретико- практические основы аутогенной тренировки.

    III. Обоснование метода и частных приемов аутогенной тренировки.

    1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

    2. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации.

    3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ.

    IV. Клинические варианты АТ.

    1.Классическая методика И. Шульца.

    2. Другие модификации аутогенной тренировки.

    V. Применение в клинике.

    VI. Применение АТ у здоровых людей.

    VII. Заключение.

    I. История создания аутогенной тренировки.

    На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов

    укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних

    воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые

    определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. Реактивность

    организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов

    адаптационного реагирования и управления этими процессами.

    Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены

    выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока

    еще гипотетичны.

    Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии , метод самовнушения,

    предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных

    приемов , сочетающихся с выраженной эффективностью психологического

    воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности,

    коррекции отклонений в эмоциональной и вегето- сосудистой сфере, повышению

    эффективности лечения.

    Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций

    , оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей

    реализации психифизиологических резервов организмам позволили использовать

    в разнообразных отраслях медицины. С АТ связаны проблемы управления и

    адаптации поведения.

    Широко распространено мнение, что АТ- отпрыск гипноза, успокаивающее

    средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд

    модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию,

    стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния .

    Метод активно включается в пстхотерапию при полном сохранениии самоконтроля

    и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов

    сохраняются всю жизнь. Активный характер АГТ выгодно отличает ее от

    гипоноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто

    сопровождается чувством зависимости от врача.

    Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей

    сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом

    невропатологов и психиатров (1963) АГТ была включена в комплексную

    психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническпя и

    психигигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал

    действенности АГТ.

    Наиболее эффективен метод при лечении неврозов, функциональных расстройств,

    заболеваний , связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ

    способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги,

    эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные

    физиологические функции. Под влиянием АГТ улучшается настроение,

    нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной

    регуляции различных систем организма, происходит активизация личности

    болиного , более продуктивно осуществляется органическое лечение.

    II.Теоретико-практические основы аутогенной тренировки.

    1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

    Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация на фоне

    которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии.

    Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы :

    психо- соматическое, при котором отреагирование осуществляется во

    внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направленна во внешнюю

    сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных

    механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и

    коррекции возникающих отклонений составляют основную цель

    психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.

    Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение.

    Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается

    самовнушением и служит базой на котором основывается дальнейшее

    самовнушение. Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли

    соматического компанента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем

    специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит

    к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода

    регуляцию функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное

    реагирование.

    Физиологические эффекты в целом и механизмы нервной регуляции конкретных

    функций под ее влиянием весьма сложны и малоизучены.

    Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АГТ

    сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной

    напряженности.

    Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения

    саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для

    овладения методами АГТ является управление по расслаблению мышц, т.е.

    управление в целенаправленной двигательной активности.

    И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и « все

    сознательные движения вытекающие из этих актов , называемые произвольными в

    строгом смысле только отражение.» Процесс движения подчиняется воле,

    сопровождается ощущениями, отражается в сознании, а также является

    заученным под влиянием условий , создаваемых жизнью. А обучающий характер

    является одним из основных принциповАГТ. Многие поразительные феномены

    обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к

    загадочному.

    Учение Сеченова об отражательной роли мозга бло поддержано и развито в

    трудах Павлова и его школы. Обоснованные принципы невризма, детерминизма,

    учение об условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к

    вопрсу об произвольных и непроизвольных реакциях.

    Было доказано , что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и

    синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов

    ( проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен , ассоциативный

    процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и

    образных представлний в установлении двусторонних связей кинестетических

    клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов.

    Идеомоторная тренировка как один из главных компанентов входит в многие

    модификации аутотренинга.

    Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями,

    тонусом мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство.

    Известно, что мышечное напряжение является компанентом страха и других

    отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются

    вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные

    эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной

    мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях,

    состоянии покоя , уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл

    волового расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на

    фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.

    Сложный сигнал или образ , вызванный при повторении в тренировке ведет к

    образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации желаемых

    сдвигов, повышении уровня саморегуляции.

    Непроизвольное можно сделать произвольным , но только с помощью второй

    сигнальной системы.

    Ограниченные значения в понимании механизмов внушения имеют устойчивые

    фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной

    степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной

    из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые

    психифизиологические фуекции в обход сознательного контроля.

    Лурия , проводив нейрофизиологические и психифизиологические исследования

    сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств

    регуляции поведения человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции

    до уровня сложных произвольных действий и осуществляет контроль за

    протеканием внешних, сознательных форм человеческой деятельности.

    Существеннон значение для психотерапии имеютположения о регуляторном

    влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую

    нейродинамику.

    Теорию функциональных систем Анохина также необходимо учитывать в изучении

    механизмов воздействия АГТ на организм и личность. Эта теория продолжает

    учение Павлова и вводит качественно новые понятия о специфических

    механизмах динамической активности в целостную систему поведенческого акта.

    Анохин обосновал, что совокупность отдельных эффекторных проявлений или их

    сочетаний не образуют поведенческого акта, а лишь их согласованность в

    интегративной деятельности мозга определяет суммарное выражение и сам

    феномен поведенческого акта. Поведенческий акт определяется конкретным

    результатом, на достижение которого направлен этот акт. В структуру

    поведенческого акта должна быть вкл.чена цель, без которой невозможно

    объяснение адаптивной деятельности организма .С учетом данной теории

    изучение структуры любого поведенческого акта , в основе которого лежат

    мотивации и трансформированный прошлый опыт пациента должно всегда

    предшествовать психотерапевтическому воздействию. Именно представления о

    системной организации физиологических, психических, поведенческих реакциях

    должны найти отражение в решении целого ряда вопросов психотерапии, в

    раскрытии механизмов АГТ.

    2.Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации.

    Словесный сигнал или образ , вызванный словом, при систематическом

    повторении в процессе АГТ ведет к образованию условных кортико-висцеральных

    реакций. Давно доказана связь функционального состояния с тонусом поперечно-

    полосатой и гладкой мускулатуры.

    ( Тренированная мышечная релаксация является и пусковым, и базисным

    элементом АГТ.

    ( Во время релаксации наступает некоторое снижение АД, замедляется

    сердечная деятельность, дыхание становится более медленным и поверхностным.

    Постепенно можно приобрести навыки целенаправленного управления

    деятельностью сердца.

    ( АД у лиц у лиц с гипертонией нормализуется за счет систолического

    давления, у лиц с гипотонией почти не изменяется.

    ( При выполнении первого упражнения температура тыла кисти увеличилась на

    1,5(, а ректальная понизилась на 0,8(С.

    ( Кривая кожно-гальванического рефлекса осталась плоской.

    ( Можно также наблюдать понижение перистальтической активности ЖКТ, что

    сопровождается редукцией боли, увеличением кровотока и моторики желудка,

    понижением кислотности желудачного сока.

    ( Релаксация часто сопровождается сонливостью, которая может переходить в

    сон.

    ( электрическая активность головного мозга у одних близка к той, которая

    бывает во время бодрствования, у вторых приобретает особенности

    просоночных состояний, у третьих напоминает напряженное бодрствование.

    . Во время мышечной релексациичаще наблюдаются изменения ЭЭГ, указывающие

    на преобладание тормозных процессов в коре , а в период максималього

    сосредоточенного внимания ЭЭГ процессы , свидетельствующие о

    концентрации внимания, бодрствовании коры.

    . В состоянии релаксации увеличивается объем кровотока.(

    В состоянии релаксации происходит изменение лабильности нейронов, в

    результате появляются новые свойства и происходят парадоксальные реакции.

    Вероятно состояние релаксации – это переходное состояние между сном и

    бодрствованием- гипнотическое фазовое состояние. Вызвано оно самовнушением

    и при этом состоянии торможение в одних областях может сочетаться с

    концентрированным возбуждением в других. Процессы торможения распределяются

    в коре избирательно. Благодаря этому возникает контроль за переживанием и

    осуществлением дальнейших самовнушений.

    Каждое движение состоит из рецепторного и моторного компанентов.

    Релаксация весьма специфический процесс, при котором существенно

    изменгяются соотношения рецепции и моторики и отражение их в сознании.

    Принимая все раздражения от экстеро- и интерорецепторов ретикулярная

    формация (РФ)не только осуществляет переработку, но и специфически

    активирует кору в зависимости от характера поступающего раздражения. РФ

    имеет самые непосредственные связи с висцеральным мозгом, интегрирующим

    раздражения от органов чувств и внутренней среды организма человека,

    которые определяют психологические феномены состояния и самочувствия.

    Корковая деятельность может оказывать определенные влияния на активационно-

    регуляторные механизмы субкортикальных структур, обеспечивающих ее же

    функционирование.

    Эволюционно сложившиеся связи коры , вегетативной, висцералоной,

    эндокринной, эмоциональных систем ( через системы прямых и обратных связей)

    позволили предполагать, что воздействие на одну из этих систем неизбежно

    должно вызывать определенные изменения в функционировании остальных.

    ( Расслабление мускулатуры от различных факторов сопровождается снижением

    эмоциональной реактивностии ослаблением невротической симптоматики.

    АГТ предполагает активное вовлечение сознания в терапевтический процесс и

    осуществляется именно на основании активации сознания. Она направлена на

    максимальное использование стимуляцию резервных возможностей интегративной

    деятельности корына основе перестройки субкоординационных нервно-

    регуляторных корково-подкорковых механизмов.

    ( Ряд испытуемых научились самовнушением вызывать изменение ЧСС, общую

    мышечную каталепсию с восковой гобкостью, усиливать способность

    визуальзации представлений, просыпаться в заданное время, влиять на

    скорость восприятия и время простой реакции.

    ( Присамовнушении можно достгнуть повышение внимания, скорость восприятия.

    ( В процессе АГТ может быть достигнута глубокая анестезия.

    3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ.

    Основные нейропсихологическе эффекты связаныс развитием способности к

    образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной

    способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и

    формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями.

    Особенно демонстративно влияние АГТ на память. В процессе АГТ повышается

    способность к запоминанию иностранных слов, появляется гипермнезия.

    С помощью АГТ можно целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние

    с Эффектами автоматической речи и автоматического письма. Возможно также

    погружение в состояние общей каталепсии.

    ( АГТ повышает скорость сенсомоторного регулирования, способствует

    концентрации внемания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации

    настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности,

    внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной

    адаптации и общительности.

    ( АГТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных

    возможностей личности и организма человека.

    ( Краткосрочный отдых в аутогенном расслаблении ведет к быстрому

    восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических

    нагрузках.

    В эволюционном аспекте формирование внешних психических функций и разума ,

    реализующих преимущественно внешние коммуникативные и регуляторные функции,

    не могло не привести к изменению структуры и функции связей внутренней

    гомеостатической регуляции.

    Практика медицины будущего связана с проблемами адаптивного реагирования и

    сознательного управления этими процессами. Возможно нет неуправляемых

    функций, а есть функции, задача опроизволивания которых раньше не

    ставилась.

    Действенность самовнушения при АГТ вероятно объясняется тем, что оно

    проводится в состоянии релаксации и сопровождается развитием легкого

    гипнотического фазового состояния. В этом состоянии следовой раздражитель

    может приобрести большую силу воздействия , имеет значение и то, что

    самовнушения многократно повторяются для регулирования непроизвольных

    вегетативных функций, необходимо много раз вызывать представления,

    направленные на эту функцию. Повторяется путь от представления к ВЦ,

    регулирующий функцию. Этот механизм играет существенную роль в патогенезе

    неврозов.

    Во время АГТ снижается поток интеро – и экстерорецепции импульсов ,

    поступающих в РФ , ведет к ослаблению оказываемого ею тонического влияния

    на кору ГМ и к снижению уровня бодрствования. В зависимости от солдержания

    самовнушения кора оказывает тормозящее или возбуждающее действие на РФ. В

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.