МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бегство от свободы

    Бегство от свободы

    Э. Фромм Бегство от свободы

    Предисловие к 1-му изданию

    Книга рассматривает психику современного человека, проблемы взаимосвязи

    и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общего

    развития. Но в основном она сконцентрирована на значении свободы для

    современного человека.

    Основным субъектом социального процесса является индивид: его

    стремление к тревоге, его страсти и раздумья и т.д. Но для понимания

    динамики общего развития, мы должны понимать динамику психологических

    процессов, проходящих внутри индивида, точно так же как для понимания

    индивида необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он

    живет. Доиндивидуалистическое общество ограничивала человека, но в это же

    время гарантировала безопасность и покой, и получив свободу, человека

    охватила тревога, хотя он приобрел независимость и рациональность, свобода

    также по словам Фромма изолировала его. Эта изолированность непереносима и

    человек становится перед выбором: избавится от свободы с помощью новой

    зависимости либо дорасти до полной реализации позитивной свободы,

    основанной на индивидуальности и повторяемости каждого.

    Фромм подчеркивает, что в этой книге скорее диагноз и анализ, чем

    прогноз и решение проблемы и этими исследованиями Эрих Фромм пытается

    уточнить направление необходимых действий, т.к. выяснение причин

    тоталитарного бегства от свободы является предпосылкой любого действия

    направленного к победе над силами тоталитаризма.

    Предисловия к 25-му изданию.

    Здесь также говорится, что об анализе феномена человеческого

    беспокойства, вызванный распадом средневекового мира, чувствовал себя

    уверенно.. После столетий борьбы человек смог создать материальные

    удобства, создать демократическое общество и недавно сумел защитить его от

    тоталитаризма и его угроз. Но он еще охвачен беспокойством и подвержен

    соблазну отдать свою свободу диктаторам или совсем потерять ее, стать

    частью машины, которой управляет тоталитаризм, не свободным человеком, а в

    беспрекословную машину. Он проводит параллель, сравнивая причины вызывающие

    у человека страх перед свободой с 25-летней давности и делает вывод, что

    они значительно возросли и важнейшим событием было открытие атомной энергии

    и возможность ее применения в качестве орудия уничтожения. Вместе с ядерной

    революцией развивается революция кибернетическая и тут человека заменяет

    гигантские установки, компьютеры (думающие и вычисляющие намного быстрее),

    вследствие этого человек становится не нужен – увеличивается опасность

    демографического взрыва..

    Т.е. за минувшие 20 лет когда была написана 1-я книга, выросли

    гигантские силы, угрожающие выживанию человеческого ряда, и отсюда ценность

    и стремление к бегству от свободы. Но и произошли не менее важные события:

    исчезли диктатура Гитлера и Сталина.

    В этой главе говорится о том, что выросла важность осознания

    индивидуальных и социальных реалий. Человек в большинстве случаев еще

    недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным.

    Человеку невыносимо, что он предоставлен собственным силам, что он сам

    должен придать смысл совей жизни, а не получить ее от какой-нибудь высшей

    силы, к вывод – людям нужны идолы, легенды, мифы. Отсюда возникает вопрос

    как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте

    между преждевременной интелектуально-технической зрелостью и эмоциональной

    отсталостью?

    Поэтому есть нужда в развитии научной, динамической социальной

    психологии. Прогресс социальной психологии необходим, чтобы

    противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.

    Глава 1. Свобода – психологическая проблема?

    Новую историю Европы и Америки обусловили усилия, направленные на

    завоевание свободы.

    Когда определенный класс стремился к своему собственному освобождению,

    он верил, что борется за свободу вообще и таким образом мог идеализировать

    свои цели, мог привлечь на свою сторону всех угнетенных, в каждом из

    которых жила мечта об освобождении.

    Классы, которые по началу сражались против угнетения, объединились с

    врагами свободы, едва лишь победа была завоевана и появились новые

    привилегии, которые надо было отстаивать и защищать.

    Во имя победы погибло много людей убежденных в том, что лучше погибнуть

    за свободу, нежели жить без нее.

    Стремление к свободе выразилось в принципах экономического либерализма,

    политической демократии с отделения церкви от государства и индивидуализма

    в личной жизни. Осуществление этих принципов, казалось приближало

    человечество к реализации данного стремления. Человек сбросил иго природы и

    сам стал ею управлять. Он сверг церковь и абсолютное государство.

    Ликвидация внешнего принуждения казалось не только необходимым, но и

    достаточным условием для достижения желанной цели – свободы человека.

    Первую Мировую войну все считали последней битвой, а ее завершение –

    окончательной победой свободы, но через некоторое время и возникли новые

    системы, которые перечеркнули все, т.к. сущность этих новых систем

    практический полностью определяющих и общественную и личную жизнь человека,

    состоит в подчинении всех совершенно бесконтрольной власти и небольшой

    кучки людей.

    Одна из общепринятых иллюзий – быть может самая опасная из всех

    состояла в убеждении, что люди вроде Гитлера якобы захватили власть над

    государственным аппаратом лишь при помощи вероломства и мошенничества и

    правление его основано на насилии. Но после, всем видно, что в Германии

    миллионы людей отказывались от свободы с таким упорством, с каким когда-то

    их отцы ее завоевывали, они не стремились к свободе, а искали способ от нее

    избавится. Другие миллионы людей были безразличны к свободе и не считали,

    что за нее нужно бороться. А так же всем стало ясно, что демократический

    кризис не является сугубо итальянским или германским, а угрожает каждому

    современному государству. Когда мы рассматриваем человеческий аспект

    свободы и говорим о стремлении к подчинению или к власти, возникают

    вопросы: что такое свобода в смысле человеческого переживания? Определяется

    ли свобода одним лишь отсутствием внешнего принуждения или она включает в

    себя некое присутствие чего-то, а если так, чего именно? Почему для одних

    свобода – это заветная цель, а для других – угроза? Существует ли

    стремление к подчинению? Анализ человеческих аспектов свободы и

    авторитаризма вынуждает нас рассмотреть ту роль, с которой играют

    психологические факторы в качестве активных сил процесса общественного

    развития, а это приводит к проблеме взаимодействия психологических,

    экономических и идеологических факторов. К примеру притягательность,

    которая имеет фашизм для целых наций, вынуждает нас признать роль

    психологических факторов. В течение последних веков человек был

    рациональным существом (по общепринятым мнениям), деятельность, которых

    должно было быть (по их утверждению) вызвана личными интересами и

    желаниями.

    На те периоды истории оглядывались, как на потухший вулкан, давно уже

    неопасный. Все были уверены, что зловещие силы полностью уничтожены

    достижениями современных демократий; мир казался ярким и безопасным.

    Экономические кризисы считались случайностями хотя они повторялись

    регулярно. И когда фашизм пришел к власти ни кто не был готов ни

    теоретически, ни практически и никто не смог поверить в такую

    предрасположенность к злу. И тот благодушный оптимизм XIX века потревожили

    с очень разных сторон: Нация и Маркс и позже Фрейд. Но по мнению Фромма

    Фрейд и его ученики имели лишь очень наивное представление о процессах,

    производящих в обществе: большинство их попыток приложения психологии к

    социальным проблемам вело к ошибочным построениям. Поскольку эта книга

    подчеркивает роль психологических факторов в общем процессе общественного

    развития и поскольку данный анализ основан на некоторых фундаментальных

    открытиях Фрейда – в частности, на роли подсознательных сил в человеческом

    характере и на зависимости этих сил от внешних воздействовал Фрейд

    формулировал так называемые основные инстинкты человека, и тем самым он

    совершал ошибку своих предшественников, что концепция человеческой натуры

    является отражением тех важнейших стремлений, которые проявляются в

    современном человеке. Индивид его культуры представляет и человека вообще,

    а страсти и тревоги, характерные для человека в нашем обществе, коренящихся

    в биологической природе человека.

    Индивид является нам с полным набором биологически обусловленных

    потребностей, которые должны быть удовлетворены, для эпох они вступают в

    отношение с «объектами» (другими), служат для достижения цели определяется

    обменом удовлетворения биологических потребностей при этом связь с другим

    индивидом всегда является лишь средством достижения цели. А не целью как

    таковой.

    По Фромму ключевой проблемой психологии является особого рода

    связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фустрация.

    Есть потребности обусловленные природой: жажда, голод и т.д. На те

    стремления, которые приводят к различию человеческих характеров – любовь

    или ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечения к чувственному

    наслаждению или страх перед ними – все они являются продуктами социального

    процесса; прекрасные и самые уродливые наклонности человека не вытекают из

    фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают

    в результате социального процесса формирования личности. Таким образом,

    общество осуществляет функцию подавления и созидания личности. Главная

    задача социальной психологии состоит в том, чтобы понять процесс

    формирования человека в ходе истории. Социальная психология должна

    объяснить, почему возникают новые способности и новые страсти, хорошие и

    дурные люди создаются историей и история создается людьми а разрешения

    этого кажущегося противоречия и составляет задачу социальной психологии.

    Фрейд представлял себе историю как результат действия психических сил,

    не подверженных социальному влиянию. Он подчеркивает свое несогласие с теми

    теориями, которые отрицают роль человеческого фактора в динамике

    общественного развития.

    Общей ошибкой всех этих теорий было убеждение, что у человеческой

    натуры нет своей динамики.

    Лишь динамическая психология может понять человеческий фактор.

    Фиксированный фактор «человеческой природы» не существует, но можно ее

    рассматривать как нечто беспредельно пластичное. Фромм различает

    «статистическую» и «динамическую» адаптацию.

    Динамическая адоптация – это приспособляемость я к неизбежной ситуации

    и во время принудительной адаптации с человеком что-то происходит – это

    подавленная враждебность и она становится динамическим фактором

    человеческого характера.

    Любой невроз – это адаптация к таким условиям, которые является для

    индивида иррациональными. Рассказывается также о чертах человеческой

    натуры: они или гибкие, или менее гибкие. Те черты, которые проявляют

    чрезвычайную эластичность развиваются как реакции на определенные условия

    жизни. Гибкими они являются в том случае, когда индивиды развивают ту или

    иную склонность в соответствии с обстановкой, в которой и приходится жить.

    Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку, т.е.

    человек развивает ту или иную склонность в зависимости от приобретенных

    потребностей. Но кроме приобретенных потребностей у него есть и физические

    потребности, объединившись эти потребности выступают как потребность

    самосохранения и властная потребность самосохранения вынуждает его принять

    условия, которыми является образ жизни общества где он живет (т.к.

    отдельный индивид не может изменить общество, он принимает его условия), а

    вне общества, одному ему не справится с потребностью связи с окружающим

    миром, с потребностью избежать одиночества ==> т.к. чувство полного

    одиночества ведет к психическому разрушению. Человек не может жить без

    какого-то сотрудничества с другими. Есть еще одна причина, которая

    становится к общности столь насущно необходимой: это субъективное

    самосознание. Если его жизнь не приобретает какого-то смысла и

    направленности, он чувствует себя пылинкой и ощущение собственной

    ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность отнести себя к

    какой-то системе.

    Резюмируя подход к проблемам социальной психологии: человеческая натура

    – это не сумма врожденных, биологических закрепленных побуждений, но и не

    безжизненный слепок с матрицы социальных условий, это продукт исторической

    эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами.

    Натуре человека присущи некоторые неизменные факторы: необходимость

    удовлетворять физиологические потребности и необходимость избегать

    морального одиночества.

    В процессе адаптации к этому образу жизни в индивиде развивается ряд

    мощных стимулов, мотивирующих его чувства и действия. Возникнув, эти

    стимулы требуют удовлетворения, стремление к удовлетворению этих

    потребностей воздействует на процесс общего развития.

    Человек должен суметь воссоединится с миром в спонтанности любви и

    творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с

    этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность.

    Глава 2. Обособление индивида и двойственность свободы

    Определяя значение свободы для современного человека, Фромм обсуждает

    концепцию: свобода определяет человеческое существование как таковое, а

    кроме того понятие свободы меняется в зависимости от степени осознания

    человеком себя самого как независимого и отдельного существа.

    Процесс обособления индивида от первоначальных связей – он определяет

    это как процесс «индивидуализацией» – этот процесс достиг наивысшей стадий

    в новое время, т.е. от эпохи возрождения и до наших дней.

    Процесс индивидуализации проводит к полному обособлению индивида

    «первыми узами» являясь естественным фактором нормального человеческого

    развития, они предполагают отсутствие индивидуальности, но дают индивид

    уверенность и жизненную ориентацию.

    1 аспектом растущей индивидуальности является развитие личности.

    Границы роста определяются условиями в основном социальными.

    2 аспект процесса индивидуализации – растущее одиночество.

    Пока человек был неотъемлемой частью мира, пока не осознавал ни

    возможностей, ни последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и

    боятся его. Но превратившись в индивида, он остается один на один с этим

    миром, ошеломляющим и грозным.

    Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, подобрать

    чувство одиночества и беспомощности, а для этого – слиться с окружающим

    миром. Подчинение – не единственный способ избавится от одиночества и

    тревоги. Другой способ – единственный продуктивный, не приводящих к

    неразрешимым конфликтам – это путь спонтанных связей с людьми и природой,

    т.е. таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его

    индивидуальности. Итак, растущая индивидуальность приводит либо к

    подчинению, либо к спонтанной активности.

    Указывается общий принцип: процесс, который развивается на основе

    растущей индивидуализации и растущей свободы индивида, являющейся

    диалектическим. Процесс индивидуализации – это процесс усиления и развития

    его личности его собственного «я», но в ходе этого процесса утрачивается

    идентичность с остальными людьми. Прогрессирующее отделение может привести

    к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную

    тревогу и неуверенность. Процесс индивидуализации происходит

    автоматический, развитие личности сдерживается рядом психологических и

    социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому

    чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие

    психические механизмы: механизмы избавления, бегства.

    Человеческое существование и свобода с самого начала неразделимы.

    «Свобода отчего-то – свобода от инстинктивной предопределенности действий».

    Такая свобода представляет весьма сомнительное преимущество. Человек

    рождается без врожденной способности к необходимым действиям, которые есть

    у животных. Этот человек беспомощен и именно эта беспомощность явилась

    почвой, на которой развился и вырос человек: биологическое несовершенство

    человека обусловило появление цивилизации, «свобода от» не идентична

    позитивной свободе. Акт неподчинения, кат свободы прямо связывается с

    началом человеческого мышления.

    Процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектический

    характер, какой процесс индивидуального роста. С одной стороны это процесс

    развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепление

    человеческой солидарности. С другой стороны – усиление индивидуализации

    означает и усиление изоляции, неуверенности, а следовательно, становится

    все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни.

    С точки зрения двойственного смысла свободы – упоминается как период

    реформации. Реформация – это один из источников идей свободы и автономии

    человека в том виде, как эта идея представлена в современных демократиях.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.