МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты по истории психологии

    в ощущениях, аффектах и т. п. и воздействует на него — в актах воли) и

    психофизический параллелизм (параллельное протекание психических и

    физических процессов), который обосновывался с различных позиций Г. В.

    Лейбницем, Н. Мальбраншем, Д. Гартли и приобрел особую популярность в 19 в.

    До сих пор при обсуждении деятельности мозга и центральной нервной

    системы, а также психических процессов мы считали эти понятия почти

    синонимами. Тем не менее с философской точки зрения вопрос о характере

    связи между мозгом и психикой весьма далек от разрешения. Философы бьются

    над вопросом, который носит название психофизическая проблема, уже много

    веков, и нам вряд ли удастся разрешить его в нескольких параграфах. Но это

    важный вопрос, и психологи должны иметь представление о его содержании.

    Суть проблемы состоит в следующем: ни один человек не может быть

    уверен ни в чем, кроме того, что он существует. Предположим, я говорю вам,

    что я - сумасшедший ученый, а вы на самом деле вовсе не читаете эту книгу,

    как вам кажется: в действительности вы - это просто мозг с вживленными в

    него электродами, находящийся в моей лаборатории. Стимулируя ваш мозг, я

    создаю ваши иллюзорные мысли. Если я изменю тип стимуляции тканей вашего

    мозга, то я заставлю вас поверить, что вы, например, прогуливаетесь или

    катаетесь на велосипеде. Эти утверждения нельзя строго опровергнуть:

    описываемая ситуация чрезвычайно маловероятна, но не является невозможной.

    В конечном счете человек не может абсолютно точно знать, существует ли на

    самом деле окружающий его мир или он является иллюзией. Единственное, в чем

    человек может быть уверен - это в том, что он осознает собственное

    существование и собственные мысли (бодрствующий человек в буквальном смысле

    не может не осознавать своего "Я"). Таким образом, кем бы вы ни были -

    мозгом, покоящимся в чашке Петри, или человеком, у которого есть тело, - вы

    обязательно осознаете собственные мысли о самом себе, даже если все

    остальное иллюзорно. Следовательно, поскольку человек осознает собственную

    способность мыслить, он может быть уверен, что существует в какой-либо

    форме, даже если невозможно получить абсолютно достоверные сведения об

    истинной картине материального мира.

    Все эти рассуждения производят именно такое впечатление, из-за

    которого многие не любят философию. Они напоминают хитроумную игру словами,

    поскольку совершенно ясно, что в повседневной жизни люди не тратят свое

    время на размышления о реальности существования материального мира. В

    повседневной жизни об этом не задумываются даже философы и психологи.

    Поскольку это скорее логический, чем прагматический вопрос, то было бы

    глупо в повседневной жизни руководствоваться какими-либо соображениями,

    кроме "здравого смысла". Однако суть проблемы не в этом. Из этих

    рассуждений следует, что если мы не можем быть уверены в том, что сознание

    человека - это то же самое, что его тело, то как мы можем быть уверены в

    существовании связи между сознанием и телом? Иначе говоря, откуда мы знаем,

    что мозг генерирует сознание? Или, другими словами, откуда мы знаем, что

    то, что мы считаем своим "умом", является результатом деятельности мозга? В

    этом состоит сущность психофизической проблемы, впервые исследованной Рене

    Декартом (1591-1650), которого некоторые считают самым выдающимся философом

    нового времени. Он кратко сформулировал свою точку зрения на эту проблему в

    знаменитой латинской фразе cogito ergo sum ("Я мыслю, следовательно,

    существую").

    На первый взгляд решение проблемы кажется очень простым. Нам

    известно, что поражения мозга могут приводить к нарушениям психической

    деятельности, а при поражения специфических областей мозга происходят

    изменения, касающиеся определенных аспектов мышления и поведения. Можно ли

    считать эти данные строгим доказательством того, что психика является

    продуктом деятельности мозга? К сожалению, проблема так просто не решается.

    Хотя поражение мозга, несомненно, оказывает влияние на психику, можно

    утверждать, что дело "всего лишь" в том, что из-за повреждения мозга

    психика больше не может находить свое выражение через него. Примерно

    аналогичная ситуация возникает в том случае, когда из-за поломки телевизор

    не принимает передачи второго канала, однако все остальные каналы работают

    нормально; разве можно в этом случае утверждать, что второй канал прекратил

    свое существование? Тем не менее эти рассуждения не могут заходить слишком

    далеко, поскольку должна существовать хоть какая-то точка соприкосновения

    между бестелесным психическим миром и материальным миром мозга, иначе

    сознание вообще не могло бы работать. Декарт считал местом слияния этих

    миров шишковидную железу, хотя в дальнейшем исследователи легко опровергли

    его точку зрения (например, повреждение шишковидной железы не приводит к

    потере сознания). После Декарта многие (слишком многие) философы и

    психологи пытались решить эту проблему, но удовлетворительное объяснение

    так и не было найдено.

    Поэтому некоторые ученые заключили, что всякая психологическая

    наука, основанная на гипотезе о существовании связи между психикой и

    мозгом, изначально "ошибочна". Однако они не правы. На самом деле показано,

    что невозможно логическое доказательство существования связи между психикой

    и мозгом, но также недоказуемо и ее отсутствие. Все вышесказанное

    свидетельствует о том, что данная проблема относится к числу неразрешимых

    философских головоломок. Тем не менее из накопленных эмпирических данных

    вытекает следующая вполне правдоподобная, хотя логически небезупречная

    рабочая гипотеза: психика и тело связаны между собой, поэтому имеет смысл

    проводить исследования, основанные на предположении о наличии сложной и

    многосторонней связи между процессами мышления и физиологическими

    процессами, протекающими в мозге.

    Современный психоанализ.

    Конечно, современный психоанализ отошел от столь ортодоксальной постановки

    вопроса, которая здесь намеренно заострена. Прекрасный учебник Томэ и

    Кехеле по современному психоанализу содержит богатую, тонкую и смелую

    критику многих положений ортодоксального анализа. Авторы подчеркивают

    ошибочность, и даже опасность, трактовки всех эмоций и наблюдений пациента

    только лишь как результатов переноса. Ведь определенная часть такого рода

    переживаний может соответствовать реальности, и тогда отрицание их

    психоаналитиком способно привести к расшатыванию чувства реальности у

    пациента и утрате им ощущения, что его эмоции – не иллюзия и не связаны с

    трансфером. "Пациент не только чувствует, что тот или иной вопрос может не

    приветствоваться, – его критические и реалистические наблюдения нередко

    действительно не приветствуются. Нельзя должным образом работать с этими

    проблемами, если собственный нарциссизм препятствует признанию

    правдоподобности реалистических наблюдений" (там же, стр.126). Вообще-то,

    упрощая суть вопроса, следует согласиться с авторами, что лечит правда, – о

    роли подлинных чувств и их полного принятия много писал К.Роджерс. Хочется

    выразить сожаление, что сам психоанализ как научная школа развивается,

    зачастую игнорируя реальность в виде существования других

    психотерапевтических школ и направлений. Этот упрек, кстати, находит

    подтверждение в исследовании португальских психотерапевтов (Васко, Гарсиа-

    Маркес, Драйден, 1996). Полученные ими данные убеждают, что из всех

    направлений психотерапии труд нее всего справляются с ситуацией расхождения

    между профессиональными ценностными ориентациями и установками базовой

    школы именно психоаналитики, которые, в отличие от представителей других

    школ, не решаются идти по пути интеграции и частичного изменения своего

    подхода.

    В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам

    "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают

    предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной

    среде.

    Билет 12

    1. Развитие психологи внутри естествознания.

    2. Фрейд и постфрейдисты.

    Карен Хорни: образ Я. К.Хорни (1885-1952) получила образование на

    медицинском факультете Берлинского университета. В 1918 году она посту пила

    на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932

    года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие известные

    немецкие ученые в связи с приходом к власти Гитлера. Хорни занимает пост

    заместителя ди ректора Чикагского психоаналитического института, потом

    переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте,

    занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи

    Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и

    основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт

    психоанализа.

    В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что разошлись с

    Фрейдом по принципиальным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится

    исправить некоторые недостатки его теории. Однако ее стремление раздвинуть

    рамки ортодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру

    отдельных положений теории Фрейда. Хорни приходит к выводу о доминирующем

    влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она

    доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами,

    что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность

    опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По

    мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть

    надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

    Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются

    не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства,

    которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно

    связано с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в

    потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не

    только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об

    антагонизме между внешним миром и человеком.

    Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение

    родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная

    атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение

    ребенком. Каким же образом все эти противоречивые факторы могут стать

    основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяет прежде

    всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая

    тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные

    потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не

    перепеленают, не покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в

    первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и

    окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство

    уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога

    нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление

    от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением

    основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более

    сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я".

    Введение понятия "образа Я" – одно из важнейших открытий Хорни. Она

    считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения

    к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитивной

    частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его

    реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно

    быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я

    реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три "образа

    Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о

    нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае,

    если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо

    относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает

    напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой

    невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других

    людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке

    лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение,

    негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию

    тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его

    реальным "образом Я".

    Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к

    психологической защите, о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни

    пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая

    защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя

    структурами личности – Ид и Супер-Эго. С точки зрения Хорни,

    психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между

    обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение

    человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два "образа Я". Хорни

    выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение

    определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности

    и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой,

    то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у

    человека того или иного невротического комплекса.

    Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип),

    либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от

    людей (устраненный тип).

    При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть

    свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в

    ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не

    замечают) неадекватность его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у

    субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в

    привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на

    себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей,

    потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они

    нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других,

    человек старается получить все больше и больше похвал и признания,

    испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или

    неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас

    от мысли, что их могут покинуть. Это постоянное напряжение и служит основой

    развития невроза.

    Развитие защиты в виде ухода, стремления от людей дает возможность

    игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим "образом Я".

    Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности,

    потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в

    самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и

    неуязвимым. Не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой

    человек старается быть независимым от других. Из боязни критики он

    старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и

    напряженным. Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая

    тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

    Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой "образ Я", также

    не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические

    потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным

    достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих

    кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все

    больше власти и доминирования.

    Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и

    сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию

    психологической защиты существенно повлиял на позиции современной

    психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в

    развитии социологической школы психоанализа.

    Эрих Фромм: "бегство от свободы". Э.Фромм (1900-1980) окончил Франкфуртский

    университет. Он был приглашен специализироваться в области психоанализа

    сначала в Мюнхенский университет, а позднее – в знаменитый Берлинский

    психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переезжает в США, где он

    вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в

    котором работала и К.Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-

    Йорк, где занимается частной практикой, параллельно читая лекции в ряде

    американских университетов.

    Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех

    психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто

    условием, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от

    Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой

    понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и

    то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что

    наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел

    объединить в своей теории, особенно в ранний период. Если от Фрейда он взял

    идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.