МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бихевиоризм. Теория личности Берреса Фредерика Скиннера

    действий. Он полагал, что гипотетический базис, используемый всеми другими

    персонологами (например, "эго" у Фрейда, "архетип" у Юнга, "кризис

    самоопределения" у Эриксона), просто запутывает объяснение поведения. Эти

    менталистические концепции - поясняющая выдумка, наложенная на реальные

    внешние причины, заставляющие человека действовать. И наиболее значительной

    из этих выдумок является сама концепция личности! Поскольку его система

    позволяет описать и объяснить и схожесть, и различие между индивидами (так

    же, как все другие теории личности), Скиннер выполнил эти задачи без какой-

    либо ссылки на "личность". Объективность является крайне важным положением,

    лежащим в основе системы Скиннера; он довел более раннее уотсоновское

    отрицание "разума" до логического конца.

    Проактивность-реактивность. В описании Скиннером поведения человека в

    терминах стимул-реакция-подкрепление подчеркивается основополагающее

    положение реактивности. Реактивность наиболее ясно просматривается в

    классическом обусловливании, где реакции автоматически запускаются

    стимулами, непосредственно предшествующими им во времени. Собаки Павлова

    реагируют (выделяют слюну) на звук колокольчика; люди реагируют почти также

    на вид и запах рождественской индейки.

    Но и в оперантном научении можно ясно увидеть положение реактивности.

    Оказывается, до тех пор, пока реакции организма не изъявляются "свободно",

    нельзя предположить, что они проактивно обоснованы. Конечно, когда крыса в

    "ящике Скиннера" нажимает рычаг, это не свидетельствует о ее внутреннем

    стремлении выстраивать ориентированное на будущее поведение. Оказывается,

    оперантные реакции предполагают в большей степени "активную", нежели

    "проактивную" природу организма. Какой-то стимул, каким бы трудноуловимым

    он ни был, вызывает все действия индивида, причем большинство этих

    начальных стимулов - внешние. Тщательное изучение показывает, что люди в

    системе Скиннера абсолютно реактивны.

    Гомеостаз-гетеростаз. Каждая из двух полярных точек этого континуума

    относится к природе и свойствам внутренних мотивационных состояний,

    которые, вероятно, являются причиной поведения. Человек действует, чтобы

    уменьшить внутреннее напряжение или для личностного роста и

    самоактуализации. По Скиннеру, не нужно размышлять о свойствах таких

    гипотетических внутренних состояний, потому что они не имеют отношения к

    объяснению поведения. Только внешние факторы несут ответственность за

    поведение. Интересоваться природой мотивов - все равно, что интересоваться,

    какая энергия внутри дерева заставляет его ветви переплетаться на ветру.

    Скиннер не признавал этого положения - и гомеостаз, и гетеростаз являются

    понятиями, неприменимыми в его системе.

    Как же тогда Скиннер объяснял целенаправленное поведение? Что

    заставляет поведение человека меняться, в то время как окружение остается

    относительно постоянным? Чтобы получить ответы на эти вопросы, Скиннер

    попросил бы вас изучить свое собственное поведение. Для примера

    предположим, что вы добровольно приняли участие в исследовании, посвященном

    питанию, и вас лишили пищи на 48 часов. Если вы похожи на большинство

    людей, то по завершении исследования вы броситесь домой и съедите все, что

    попадется. "Менталистический" теоретик, без сомнения, объяснит ваше

    поведение мотивом голода. Для Скиннера, однако, термин "голод" не имеет

    смысла, он ничего не обозначает, кроме того, что устанавливает

    взаимоотношения между группой внешних стимулов и наблюдаемыми реакциями.

    Голод - просто подходящее слово для описания связи определенных объективный

    действий (лишение пищи) и появлением определенных реакций (увеличение

    потребления пищи). Голод как возможное мотивационное состояние не побуждает

    поведение; обстоятельства, относящиеся к окружению, служат ему причиной.

    Скиннер не признавал как сами собой разумеющиеся особые свойства

    (гомеостатические или гетеростатические) таких мотивов.

    Познаваемость-непознаваемость. То, что Скиннер строго придерживался

    положения о детерминизме и объективности, логически требует столь же

    сильной приверженности положению познаваемости. Он настаивал на том, что

    поведение определяется внешними, объективными факторами, что эти факторы

    можно выделить с помощью соответствующим образом поставленного эксперимента

    и что, следовательно, все поведение (природа) человека, в конечном счете,

    познаваемо научными методами.

    Хотя изучать поведение трудно, Скиннер утверждал, что наука все же

    может это делать, только исследователям нужно избавиться от мифологического

    представления, что люди свободны и что существуют внутренние факторы,

    ответственные за их действия. В сущности, основные положения о природе

    человека, принимаемые многими учеными, препятствуют им изучать поведение.

    Чтобы успешно применять научную методологию к человеку, необходимо

    рассматривать людей как объективно детерминированных. Иначе говоря, Скиннер

    полагал, что истинная наука о поведении появится только в том случае, если

    другие психологи примут его специфические основные положения о природе

    человека.

    ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ОПЕРАНТНОГО НАУЧЕНИЯ.

    Это было бы монументальной задачей - хотя бы просто осветить тысячи

    исследований животных и человека, эмпирически доказывающих валидность

    бихевиористских принципов оперантного научения. Не в пример другим

    современным психологам, Скиннер получил огромное количество

    экспериментальных данных, поддерживающих его концептуальные идеи. Более

    того, он привлек большую группу последователей, которые продолжили его

    работу по развитию научно обоснованного подхода к поведению. Несомненно,

    что бихевиористская точка зрения Скиннера имела большое влияние как на

    фундаментальные, так и на прикладные аспекты американской психологии.

    Методологическая стратегия Скиннера была совсем не традиционной. Во-

    первых, как уже было замечено, его экспериментальный анализ поведения был

    сфокусирован на единственном субъекте в противовес более распространенному

    методу работы с представительной группой субъектов. Эта опора на модель

    исследования единственного субъекта демонстрирует веру Скиннера в то, что

    психологическая наука должна, в конечном счете, вести к открытию точных и

    поддающихся количественному определению закономерностей, применимых к

    фактически существующему индивидуальному поведению.

    Второй чертой, характеризующей методологическую ориентацию Скиннера,

    была ориентация на максимально автоматизированный эксперимент со строгим

    контролем условий, при которых оценивается поведение. В типичном

    экспериментальном исследовании необходимо пройти следующие стадии:

    1) установить базисное измерение скорости постоянных реакций (например,

    суммарную запись спонтанной скорости нажатия рычага крысой);

    2) ввести режимную или контролирующую переменную (например, режим

    подкрепления через строго установленный временной интервал);

    3) отказаться от этой переменной после того, как достигнут какой-то

    уровень реакций, для того, чтобы измерить и определить ее действие на

    поведение. Любые изменения в оперантном поведении, которые происходят

    в результате введения режимной переменной, а затем отказа от нее,

    можно с уверенностью отнести к влиянию этой переменной.

    Наконец, необходимо подчеркнуть, что исследование Скиннера сконцентрировано

    исключительно на переменных, поддающихся изменению или модификации

    посредством манипуляции стимулами окружения. Поэтому многие последние

    исследования, вытекающие из теории Скиннера, подходят к нашему пониманию

    развития личности.

    Жетонная система вознаграждения: пример исследования.

    Хотя Скиннер не был клиническим психологом, взгляды на оперантное

    научение, которых он придерживался, в значительной мере повлияли на

    создание методов изменения поведения очень неуравновешенных индивидов.

    Фактически его подход к изменению или модификации поведения создал новое

    поколение бихевиоральных терапевтов в США.

    Бихевиоральная терапия основана на экспериментальных принципах и

    методах научающе-бихевиоральной теории. Однако предпосылка, лежащая в

    основе применения этой терапии на практике, относительно проста -

    психические расстройства приобретены в результате ошибочного прошлого

    научения. Неважно, насколько саморазрушительным или патологическим может

    быть поведение человека, бихевиоральный терапевт верит в то, что оно есть

    результат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его.

    Следовательно, задача, стоящая перед бихевиоральным терапевтом, - точно

    определить то неподходящее поведение ("симптомы"), от которого следует

    избавиться, уточнить желаемое новое поведение и определить режимы

    подкрепления, которые требуются, чтобы сформировать желаемое поведение. Эти

    задачи выполнимы при условии создания окружения, в котором достижение

    человеком "хорошей жизни" делается возможным при соблюдении адаптивного или

    социально желаемого поведения. Таким образом, бихевиоральная терапия - это

    логическое расширение принципов классического и оперантного обусловливания,

    с помощью которых можно эффективно устранить многие виды плохо

    адаптированного поведения.

    Так называемая жетонная система вознаграждения демонстрирует одну из

    методик, применяемых в бихевиоральной терапии. При жетонной системе

    вознаграждения люди, обычно госпитализированные взрослые с тяжелыми

    поведенческими расстройствами, награждаются жетонами (то есть

    символическими или вторичными подкреплениями) для поощрения различной

    желаемой деятельности. Жетон - это просто символический заменитель, который

    делает доступным некоторое количество желаемых вещей (предметов или

    действий), вроде пластиковой карточки или оценки. Таким образом, индивиды

    могут быть награждены за участие в такой позитивной деятельности, как

    уборка своих комнат, самостоятельное питание, завершение рабочего задания

    или проявление инициативы в разговоре с другими пациентами и обслуживающим

    персоналом. Жетоны, которые они получают за участие в такой деятельности,

    затем обмениваются на разнообразные желаемые побудительные стимулы

    (например, сладости, сигареты, журналы, билеты в кино, разрешение уходить

    из больницы). В некоторых программах пациенты могут лишаться жетонов за

    негативное поведение, такое, как провоцирование драк, эксцентричные

    действия или уклонение от обязанностей.

    Насколько эффективна жетонная система вознаграждения в устранении

    неадаптивного поведения и приобретении здорового, ответственного поведения

    у людей? Исследование, которое провели Этхоу и Kpacнep, дает весьма

    обнадеживающий ответ. Эти два клинициста сделали первую попытку учредить

    программу жетонного подкрепления в психиатрическом отделении Госпиталя для

    ветеранов. Ее целью было "изменить аберрантное поведение хронически

    больных, особенно поведение, считающееся апатичным, слишком зависимым,

    причиняющим ущерб или раздражающим других". Были обследованы 60 человек,

    средний возраст - 57 лет, которые в среднем провели в госпиталях 22 года.

    Большинство из них ранее были диагностированы как хронически больные

    шизофренией, у остальных был поврежден головной мозг.

    Исследование продолжалось в течение 20 месяцев и состояло из трех

    этапов. Первые шесть месяцев были основным, или оперантным периодом, в

    течение которого исследователи каждый день регистрировали частоту появления

    поведения, подлежащего последовательному подавлению. За этим следовал

    трехмесячный период формирования, когда пациентов информировали о видах

    деятельности, которой им следовало заниматься, чтобы получить жетон и

    "реализовать" его в столовой госпиталя. Наконец, в течение

    экспериментального периода, продолжавшегося 11 месяцев, пациенты получали

    жетоны за то, что вели себя желаемым образом - обслуживали себя, посещали

    занятия, общались с другими или проявляли ответственность. Каждый получал

    жетон сразу после завершения желаемой деятельности, социальное одобрение со

    стороны персонала выражалось словами "прекрасная работа" или улыбкой.

    Анализ результатов показал, что пациенты стали чаще вести себя

    "нужным"

    образом, у них повысились инициатива, активность, ответственность и

    улучшились навыки социального общения. В течение оперантного периода

    средний недельный коэффициент участия был равен 5,8ч на каждого пациента. С

    введением жетонной системы вознаграждения этот коэффициент возрос до 8,4ч

    за первый месяц и в среднем составил 8,5ч в течение всего

    экспериментального периода. Кроме того, коэффициент возрос до 9,2 ч в те

    три месяца в пределах экспериментального периода, когда подкрепляющая

    ценность жетонов возросла от одного до двух жетонов за час участия.

    Другие данные, о которых сообщили Этхоу и Краснер, касаются числа

    нарушений, совершенных пациентами. Обычно многие пациенты в госпитале

    отказываются утром вставать, умываться или покидать спальню в установленное

    время, таким образом создавая необходимость в помощи дополнительного

    персонала. Непосредственно до того, как была введена жетонная система

    вознаграждения, регистрировалось по одному нарушению в неделю по каждому из

    этих трех пунктов. В результате в среднем было 75 нарушений (или чуть

    больше одного на пациента) в неделю. Во время эксперимента жетон выдавали

    ежедневно, в том случае если не было зарегистрировано нарушения по любому

    из этих пунктов. Число нарушений снизилось после введения жетонной системы.

    Исследователи никак не прокомментировали неожиданный рост нарушений (до 39)

    в течение четвертой недели экспериментальной программы. В течение последних

    шести месяцев экспериментального периода частота нарушений в среднем

    составляла девять за неделю.

    Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клиническом

    исследовании, все же не ясно, изменялось ли поведение именно от

    специфических подкреплений. Например, существует возможность того, что

    пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений,

    просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя.

    Сторонники бихевиоральной терапии настаивают на том, что такое объяснение

    не обоснованно и что изменения в поведении пациента являются прямым

    результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин безусловно

    поддерживают эту точку зрения. Они обнаружили, что проявления желаемого

    поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетонного подкрепления.

    Основываясь на шести специфических экспериментах с жетонной системой

    вознаграждений, они пришли к заключению, что желаемое поведение сохранялось

    "на высоком уровне, пока применялась подкрепляющая методика".

    Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система

    вознаграждений может быть использована для закрепления нормального

    адаптивного поведения у пациентов. Исследования также показали, что при

    жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов

    в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации. Далее

    следует отметить, что жетонная система вознаграждений интенсивно

    использовалась в различных ситуациях в классе с "нормальными" детьми,

    делинквентными подростками, людьми, склонными злоупотреблять наркотиками, и

    умственно отсталыми. Наконец, жетонную систему вознаграждений можно

    использовать, чтобы устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение

    у детей и уменьшить супружеские разногласия.

    ПРИМЕНЕНИЕ: ЛЕЧЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЕРАНТНОМ НАУЧЕНИИ.

    Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного

    научения очень велика. Основные области применения:

    • психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на

    поведение;

    • образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и

    системы управления в классе;

    • психолингвистика и формирование вербального поведения;

    • промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на

    производстве у служащих;

    • терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм,

    наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства

    питания).

    В этом разделе я ограничусь описанием двух методов лечения, которые

    непосредственно основываются на оперантных принципах: обучение навыкам

    общения и биологическая обратная связь.

    Обучение навыкам общения.

    Многие люди с аномальным поведением либо не имеют навыков, необходимых

    для совладания с проблемами повседневной жизни, либо приобрели неправильные

    навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью какого-

    то подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что

    некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как

    выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы и

    т. д. Данное социальное несоответствие может привести не только к

    социальной изоляции, но и к депрессии, тревоге, тенденции получать внимание

    при помощи губительных или разрушительных действий и к неудаче в попытке

    обучиться более совершенным навыкам общения. Существование подобных проблем

    свидетельствует о том, что, вероятно, навыки общения влияют на широкий

    спектр паттернов психологических реакций. Действительно, люди, имеющие эти

    проблемы, могут стать непроизводительными членами общества и, в качестве

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.