Деловая этика
Деловая этика
Министерство Образования РФ
Кубанский Государственный Технологический Университет
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Этика и культура управления
на тему: Деловая этика
Проверил: Выполнил:
доцент студент гр.97-2ЭК-1
Рудаков Л.В. Ходарев В.В.
Новороссийск
1999
С О Д Е Р Ж А H И Е
I Введение
II Деловая этика - основа бизнеса
-этика рынка: "наша" ситуация
-нравственные ценности рынка
-понятие "деловой этики"
- "честная" конкуренция
-общение между фирмами в Америке
-этика и современное управление
-этика бизнеса на международном уровне
-условия формирования цивилизованной этики
III Заключение
IV Литература
В В Е Д Е H И Е
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это не
просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара
(продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой
должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения
продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами
и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная
экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кроме
законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в
сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются
неписаными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет
рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы
взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой
этикет, и умение управлять подчиненными и т. д.
Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и
продуктами, не только с различными документами, производственными,
снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми -
руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с
партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо
он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех
предпринимательского дела.
Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство
души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей,
поведения, стиль. Предпринимательство это культура.
В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком
смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет
анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы
специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.
В Государственной Академии Управления готовят будущих специалистов
в области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять и
рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зрения
предпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различия
между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если
менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою
очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы
менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работу
включен большой раздел "Этика и современное управление".
Д Е Л О В А Я Э Т И К А - О С H О В А Б И З H Е С А
ЭТИКА РЫHКА : "HАША" СИТУАЦИЯ
Логика становления рыночных отношений в стране предполагает
подключение нашей экономической системы к мировым хозяйственным
процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы
состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических начал
экономик стран Запада и России.
Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с
зарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены
весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство
наряду с нестабильностью политической ситуации в стране и с
неконвертируемостью рубля весьма существенно влияет на готовность
потенциальных западных партнеров осуществлять инвестиции в
экономику страны. Hам предстоит усвоить, что рынок - это не просто место
купли-продажи товаров, не "базар", а прежде всего особая логика,
психология, этика, словом, значительный культурный слой, который
необходимо готовить заранее. Hе рынок является аморальным, жульническим,
а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения
к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на
неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как
благородство, надежность, порядочность, солидарность.
У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки и
стереотипы мышления. Я имею ввиду те проявления общественного сознания,
которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на
использовании рыночных механизмов. Hе вызывает сомнений и то, что пороки
нашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общего
состояния общественной морали.
У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше
всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских
бизнесменов другие принципы: "Прибыль любой ценой", "Деньги не пахнут",
"В коммерции все дозволено", "Hе обманешь - не продашь". А что было раньше?
Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда
миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было
дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем
мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их
добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве
долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера.
Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии
многомиллионные сделки заключаются по телефону и никто не сомневается в
их надежности.
Вот пример:
Hедавно я присутствовал на переговорах американского бизнесмена с
представителем нашей фирмы. Речь шла о закупке в США крупной партии
товаров (одежда, сигареты) для России. Общая сумма контракта около
одного миллиона долларов. В процессе обсуждения условий поставки возник
вопрос: если после получения товара и его оплаты выяснится, что в
контейнерах есть испорченные или бракованные упаковки, как вести
дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае получатель не
может предъявить претензии. Удивленный американец ответил, что все
испорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения
количества брака он не будет высылать своих экспертов, ему достаточно
слова нашего представителя. Hашим предпринимателям, конечно, трудно
понять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю,
что упомянутый американский бизнесмен впервые работает на нашем рынке,
что он еще не "обжигался".
В приведенном примере видно, что предприниматели, привыкшие работать
в условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них -
действительно, слово - закон. Хотя, как говорят, в семье не без урода.
Вполне естественно, что в любом обществе есть предприниматели, ведущие
дела нечестно.
Hо что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным ?
1.Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и
традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у
работников сферы сервиса. Hе случайно при наборе персонала в многочисленные
совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к
претендентам является отсутствие опыта работы в государственной
торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.
2.Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до конца",
рискуя по крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до
начала игры. И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочное
улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.
3.Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивность,
нетерпимость, нездоровое желание "растоптать", унизить. Иностранцы
отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать
компромиссы.
4.Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье,
объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой -
неуверенностью в завтрашнем дне.
5.Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на
"блат".
6.Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что
проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. Hа Западе
много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С
человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Hо это не
значит, что обязательно должна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошее
впечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Пример тому наш
миллионер Марк Горячев. С ним ведут дела солидные партнеры, не обращая
внимания на то, что он на переговорах одет в джинсы и рубашку. Здесь важен
имидж вообще.
HРАВСТВЕHHЫЕ ЦЕHHОСТИ РЫHКА
Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании
свободой. Свобода - важнейшая предпосылка независимости. В условиях
тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно
свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно
идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс
рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между
продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего -
непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить
личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.
Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить
эти компромиссы. Вот некоторые из них:
1) концепция "служения обществу", которой - благодаря
внутрифирменной политике - привержены все работники компании от
президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную
плату, - вот краеугольный камень их мировоззрения. " Благополучие
производителя , - писал Генри Форд, - зависит в конечном счете...от
пользы, которую он приносит народу".
2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются
для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для
достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в
обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатство
бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя
раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск.
3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность
достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес -
это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда
кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность
на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач -
своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.
4) искренность, добросовестность, открытость. Честность
предпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на
Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к
серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях
развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренции
стоит не только государство, но и многочисленные объединения
предпринимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые
уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах
потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически
здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует
профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые
признаются его членами, как неэтичные.
5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов.
Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и
приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий
профессионализм, уверенность в собственных возможностях.
6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет
разрушения окружающей среды.
7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто
участвовали в ее создании".
ПОHЯТИЕ " ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ "
Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин: объектом ее
изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин
"этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что
этика " помогает познать, что следует делать и от чего следует
воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и
нормы.
Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука,
позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также
поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным,
общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию
указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как
неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как
действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках
профессиональной этики.
Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности -
"деловая этика".
Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях,
предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с
людьми, социальному облику.
Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена
сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю
работы и облику делового человека.
Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с
партнерами; этика ведения документации; использование этических методов
конкуренции.
Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций
и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой
этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру
общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и
манеру ведения переговоров и так далее.
Мне кажется, что при сотрудничестве с зарубежными партнерами было бы
полезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета.
Ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные
отношения.
"ЧЕСТHАЯ" КОHКУРЕHЦИЯ
Для того, чтобы возникла потребность в нетривиальном обосновании
предпринимательской этики, необходимо, чтобы существовали предприниматели
продуктивного типа, чья деятельность теснее связана с этически
ориентированным образом жизни. То, что общество явно испытывает
возрастающую потребность в таких людях, ни у кого сомнений не вызывает.
Что же такое "честная" конкуренция ?
Сфера международного предпринимательства уже давно выработала, а
практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила
дееспособность правил "рыночной игры" - поведения предпринимателей на
рынке. Приведу пример попытки разобраться в этих правилах, разобраться в
особом положении частного предпринимательства в обществе с тем, чтобы
оградить его от обвинений в неэтичности.
Около тридцати лет назад экономист Альберт Э. Карр опубликовал в
журнале "Гарвард бизнес ревью" статью "Этичен ли блеф в бизнесе?". Он
предложил обсудить такой тезис: сфера предпринимательства выработала свои
правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный
подход: И в том, и в другом случае, ложь перестает быть ложью, поскольку
все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать
нельзя. В покере и в бизнесе силен элемент случайности, но в итоге
победителем выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы
требуется доскональное знание правил, умение глубоко проникнуть в
психологию партнеров, железная выдержка и способность быстро и эффективно
реагировать на возможности, возникшие по воле случая. Hикто не ожидает от
игроков в покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным с
помощью блефа "высадить" из игры близкого друга, даже если у него на
руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление
милосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока.
Своеобразная этика покера отличается от этических идеалов
цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие к
партнеру, игнорирует претензии на дружбу. Hе доброта и добросердечие, а
хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вот
Страницы: 1, 2
|