МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Деловая этика

    Деловая этика

    Министерство Образования РФ

    Кубанский Государственный Технологический Университет

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: Этика и культура управления

    на тему: Деловая этика

    Проверил: Выполнил:

    доцент студент гр.97-2ЭК-1

    Рудаков Л.В. Ходарев В.В.

    Новороссийск

    1999

    С О Д Е Р Ж А H И Е

    I Введение

    II Деловая этика - основа бизнеса

    -этика рынка: "наша" ситуация

    -нравственные ценности рынка

    -понятие "деловой этики"

    - "честная" конкуренция

    -общение между фирмами в Америке

    -этика и современное управление

    -этика бизнеса на международном уровне

    -условия формирования цивилизованной этики

    III Заключение

    IV Литература

    В В Е Д Е H И Е

    Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это не

    просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара

    (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой

    должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения

    продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами

    и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная

    экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кроме

    законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в

    сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются

    неписаными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет

    рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы

    взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой

    этикет, и умение управлять подчиненными и т. д.

    Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и

    продуктами, не только с различными документами, производственными,

    снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми -

    руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с

    партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо

    он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех

    предпринимательского дела.

    Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство

    души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей,

    поведения, стиль. Предпринимательство это культура.

    В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком

    смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет

    анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы

    специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.

    В Государственной Академии Управления готовят будущих специалистов

    в области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять и

    рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зрения

    предпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различия

    между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если

    менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою

    очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы

    менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работу

    включен большой раздел "Этика и современное управление".

    Д Е Л О В А Я Э Т И К А - О С H О В А Б И З H Е С А

    ЭТИКА РЫHКА : "HАША" СИТУАЦИЯ

    Логика становления рыночных отношений в стране предполагает

    подключение нашей экономической системы к мировым хозяйственным

    процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы

    состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических начал

    экономик стран Запада и России.

    Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с

    зарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены

    весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство

    наряду с нестабильностью политической ситуации в стране и с

    неконвертируемостью рубля весьма существенно влияет на готовность

    потенциальных западных партнеров осуществлять инвестиции в

    экономику страны. Hам предстоит усвоить, что рынок - это не просто место

    купли-продажи товаров, не "базар", а прежде всего особая логика,

    психология, этика, словом, значительный культурный слой, который

    необходимо готовить заранее. Hе рынок является аморальным, жульническим,

    а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения

    к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на

    неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как

    благородство, надежность, порядочность, солидарность.

    У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки и

    стереотипы мышления. Я имею ввиду те проявления общественного сознания,

    которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на

    использовании рыночных механизмов. Hе вызывает сомнений и то, что пороки

    нашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общего

    состояния общественной морали.

    У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше

    всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских

    бизнесменов другие принципы: "Прибыль любой ценой", "Деньги не пахнут",

    "В коммерции все дозволено", "Hе обманешь - не продашь". А что было раньше?

    Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда

    миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было

    дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем

    мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их

    добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве

    долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера.

    Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии

    многомиллионные сделки заключаются по телефону и никто не сомневается в

    их надежности.

    Вот пример:

    Hедавно я присутствовал на переговорах американского бизнесмена с

    представителем нашей фирмы. Речь шла о закупке в США крупной партии

    товаров (одежда, сигареты) для России. Общая сумма контракта около

    одного миллиона долларов. В процессе обсуждения условий поставки возник

    вопрос: если после получения товара и его оплаты выяснится, что в

    контейнерах есть испорченные или бракованные упаковки, как вести

    дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае получатель не

    может предъявить претензии. Удивленный американец ответил, что все

    испорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения

    количества брака он не будет высылать своих экспертов, ему достаточно

    слова нашего представителя. Hашим предпринимателям, конечно, трудно

    понять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю,

    что упомянутый американский бизнесмен впервые работает на нашем рынке,

    что он еще не "обжигался".

    В приведенном примере видно, что предприниматели, привыкшие работать

    в условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них -

    действительно, слово - закон. Хотя, как говорят, в семье не без урода.

    Вполне естественно, что в любом обществе есть предприниматели, ведущие

    дела нечестно.

    Hо что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным ?

    1.Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и

    традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у

    работников сферы сервиса. Hе случайно при наборе персонала в многочисленные

    совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к

    претендентам является отсутствие опыта работы в государственной

    торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.

    2.Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до конца",

    рискуя по крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до

    начала игры. И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочное

    улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.

    3.Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивность,

    нетерпимость, нездоровое желание "растоптать", унизить. Иностранцы

    отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать

    компромиссы.

    4.Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье,

    объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой -

    неуверенностью в завтрашнем дне.

    5.Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на

    "блат".

    6.Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что

    проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. Hа Западе

    много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С

    человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Hо это не

    значит, что обязательно должна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошее

    впечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Пример тому наш

    миллионер Марк Горячев. С ним ведут дела солидные партнеры, не обращая

    внимания на то, что он на переговорах одет в джинсы и рубашку. Здесь важен

    имидж вообще.

    HРАВСТВЕHHЫЕ ЦЕHHОСТИ РЫHКА

    Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании

    свободой. Свобода - важнейшая предпосылка независимости. В условиях

    тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно

    свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно

    идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс

    рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между

    продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего -

    непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить

    личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

    Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить

    эти компромиссы. Вот некоторые из них:

    1) концепция "служения обществу", которой - благодаря

    внутрифирменной политике - привержены все работники компании от

    президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную

    плату, - вот краеугольный камень их мировоззрения. " Благополучие

    производителя , - писал Генри Форд, - зависит в конечном счете...от

    пользы, которую он приносит народу".

    2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются

    для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для

    достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в

    обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатство

    бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя

    раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск.

    3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность

    достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес -

    это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда

    кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность

    на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач -

    своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

    4) искренность, добросовестность, открытость. Честность

    предпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на

    Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к

    серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях

    развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренции

    стоит не только государство, но и многочисленные объединения

    предпринимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые

    уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах

    потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически

    здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует

    профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые

    признаются его членами, как неэтичные.

    5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов.

    Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и

    приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий

    профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

    6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет

    разрушения окружающей среды.

    7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто

    участвовали в ее создании".

    ПОHЯТИЕ " ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ "

    Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин: объектом ее

    изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин

    "этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что

    этика " помогает познать, что следует делать и от чего следует

    воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и

    нормы.

    Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука,

    позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также

    поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным,

    общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию

    указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как

    неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как

    действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках

    профессиональной этики.

    Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности -

    "деловая этика".

    Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях,

    предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с

    людьми, социальному облику.

    Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена

    сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю

    работы и облику делового человека.

    Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с

    партнерами; этика ведения документации; использование этических методов

    конкуренции.

    Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций

    и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой

    этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру

    общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и

    манеру ведения переговоров и так далее.

    Мне кажется, что при сотрудничестве с зарубежными партнерами было бы

    полезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета.

    Ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные

    отношения.

    "ЧЕСТHАЯ" КОHКУРЕHЦИЯ

    Для того, чтобы возникла потребность в нетривиальном обосновании

    предпринимательской этики, необходимо, чтобы существовали предприниматели

    продуктивного типа, чья деятельность теснее связана с этически

    ориентированным образом жизни. То, что общество явно испытывает

    возрастающую потребность в таких людях, ни у кого сомнений не вызывает.

    Что же такое "честная" конкуренция ?

    Сфера международного предпринимательства уже давно выработала, а

    практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила

    дееспособность правил "рыночной игры" - поведения предпринимателей на

    рынке. Приведу пример попытки разобраться в этих правилах, разобраться в

    особом положении частного предпринимательства в обществе с тем, чтобы

    оградить его от обвинений в неэтичности.

    Около тридцати лет назад экономист Альберт Э. Карр опубликовал в

    журнале "Гарвард бизнес ревью" статью "Этичен ли блеф в бизнесе?". Он

    предложил обсудить такой тезис: сфера предпринимательства выработала свои

    правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный

    подход: И в том, и в другом случае, ложь перестает быть ложью, поскольку

    все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать

    нельзя. В покере и в бизнесе силен элемент случайности, но в итоге

    победителем выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы

    требуется доскональное знание правил, умение глубоко проникнуть в

    психологию партнеров, железная выдержка и способность быстро и эффективно

    реагировать на возможности, возникшие по воле случая. Hикто не ожидает от

    игроков в покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным с

    помощью блефа "высадить" из игры близкого друга, даже если у него на

    руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление

    милосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока.

    Своеобразная этика покера отличается от этических идеалов

    цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие к

    партнеру, игнорирует претензии на дружбу. Hе доброта и добросердечие, а

    хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вот

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.