МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Детская психика

    клоуна, а также о «недоигранности» этих детей.

    Анализ и интерпретация результатов по анкете «Мнение о себе» (выборка

    25 чел. из 34):

    Анализ «сырых» эмпирических данных (см. анкета приложение1 .)

    свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении

    данных:

    Табл.IV.

    |Вопрос анкеты |Обощение данных по значимому признаку |Процентное |

    | | |содержание |

    | | |фактора |

    |1.Что хорошего |А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. |54% |

    |было у меня в |Прошлое в них либо идеализируется, либо | |

    |прошлом |отвергается. | |

    | |Б) Отрицательные ответы. Свидетельство |27% |

    | |работы защитных механизмов личности. | |

    | |В)Функциональные ответы, связанные с |19% |

    | |радостями настоящего. | |

    |2.Мои приятные |А) Ответы, связанные с анамнезом, с |32% |

    |воспоминания |семьёй, с маленькими детскими радостями. | |

    | |Б) Приятные ощущения от прибывании в |41% |

    | |детском доме | |

    | |В) Просто положительные эмоции |14% |

    | |Г) Отрицательные ответы |13% |

    |3. Моё самое |А) Ответы связанные с анамнезом прямо |17% |

    |тяжелое | | |

    |воспоминание о | | |

    |прошлом | | |

    | |Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом: | |

    | |- физические наказания, травмы, страх |14% |

    | |- голод |10% |

    | |В) Боязнь лечения, больницы |18% |

    | |Г) Падения вниз |14% |

    | |Д) Отрицательные ответы |27% |

    |4. Чего я боюсь в|А) Страх, боязнь; психическая или |27% |

    |будущем |физическая травмы | |

    | |Б) Страх гибели,смерти,войны |36% |

    | |В) Страх приобщения к пагубным пристастиям|10% |

    | |Г) Негативная жизненная перспектива |14% |

    | |Д) Отрицательные ответы |13% |

    Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на

    события собственной жизни, является типичным для самосознания личности

    детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе

    случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на

    психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных

    конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем

    и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от

    возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в

    своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную

    самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и

    полноценной семьи) притязания на признание.

    Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный

    багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и

    радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего,—то звено

    самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым

    ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее

    должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие

    дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.

    Рекомендации для психологов, педагогов и воспитателей по психокоррекции

    детей, воспитывающихся вне семьи.

    Эмпирические исследования психологических особенностей самосознания

    детей-сирот были предназначены, прежде всего, для создания коррекционных

    программ, способствующих оптимальному становлению и развитию личности

    ребёнка, воспитывающегося вне семьи, а также для помощи педагогическим

    работникам.

    Психокоррекция является основной и ведущей формой психопрофилактики в

    отношении детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного

    типа.

    Коррекция поведения и общения с помощью психологических приемов и

    методов воздействия, занимая промежуточное место между клинической

    психотерапией и индивидуализированным воспитанием показана всем детям, в

    психическом развитии которых отмечаются те или иные отклонения.

    Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции

    социальной дезадаптации личности в детском возрасте:

    1. Формирование навыков общения;

    2. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного проживания)

    и со сверстниками;

    3.Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению,

    либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно

    на процесс общения;

    4 .Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

    Исходя из выше сказанного, приоритетными, на наш взгляд являются

    следующие задачи педагогической психокоррекции:

    1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности

    ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его

    эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей

    функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-

    психической сфере;

    2. Коррекция среды, т.е. исправление неадекватных методов воспитания

    (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных

    особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды,

    неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки,

    ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению

    опыта неадекватного поведения;

    3. Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с

    девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским

    психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных

    конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на

    повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе-

    «семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на

    обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального),

    обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей;

    4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и

    социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических,

    эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции,

    стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой

    сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего

    развития;

    5.Терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия,

    доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической

    защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию

    личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из

    эффективных форм реализация этой задачи - проведение групповых

    психокоррекционных занятий совместно с детьми и их

    педагогами(воспитателями);

    6.Психокоррекционная помощь самим педагогам в снятии эмоционального

    стресса, связанного со спецификой их профессиональной деятельности,

    внедрение психокоррекционных принципов и приёмов в работу каждого педагога.

    Повышение квалификации педагогов в области сравнительно-возрастной и

    социальной психологии и обучение их (в перспективе) специальным

    психокоррекционным методикам;

    7. Составление рекомендаций для воспитателей по индивидуализации

    общепедагогического подхода к детям и подросткам с девиантным поведением.

    Таким образом, психокоррекция детей и подростков выступает в своих

    психотерапевтическом, психопрофилактическом и общевоспитательном аспектах.

    Проведённое исследование некоторых аспектов становления самосознания

    органично вплетается в структуру коррекционных мероприятий, направленных на

    обучение и развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Решение всего спектра

    психокоррекционных задач может быть обеспечено совместными усилиями

    педагогов, воспитателей, психологов и врачей (прежде всего педиатров,

    детско-подростковых психиатров и психотерапевтов).

    Общие выводы.

    1. Становление самосознания у детей, воспитывающихся вне семьи проходит в

    своём развитии некоторые стадии не свойственные домашнему ребёнку:

    А) Факторы сенсорной и социальной депривации;

    Б) Фактор раннего разрыва с семьёй (нуклеарной группой);

    В) Фактор воспитания в учреждении интернатного типа.

    2. Особенности становления самосознания формирует «среда обитания»

    (условия проживания в детском доме).

    3. Эмпирические исследования показали, что:

    А) Различия в показателях составляющих самооценки (методика Дембо-

    Рубинштейн) ребёнка-сироты, являются случайными (недифференцированными).

    Поэтому мы считаем самооценку целостной (нераздробленной).

    Б) Интегрирующая составляющая самосознания – «Я-концепция» в первую

    очередь зависит от ожидаемой оценки окружающих («Рефлексивное Я»), затем

    от их реальной оценки («Другие оценивают меня») и собственной оценки других

    («Я оцениваю других») - (методика референтометрия) и лишь в заключение от

    самооценки.

    В) Связь между перечисленными составляющими самосознания (см. пункт Б)

    статистически значима и является положительной.

    Г) Принцип семейного комплектования (место постоянного проживания) и

    принцип половой принадлежности несколько значимее для детей-сирот, чем

    возрастной принцип и общеколлективный (детдомовский).

    Д) Анализ проективных методов выявил адекватную поло-возрастную

    идентификацию, некоторую инфантильность и особую значимость тяжёлого

    анамнеза. Составляющие «Я образа» фактически недифференцированы.

    4. Комплекс индивидуально-личностных особенностей детей-сирот, с одной

    стороны, и фактор проживания в условиях детского дома с другой, на наш

    взгляд, способствует развитию особого социального типа личности.

    5. Исходя из данных особенностей становления самосознания у детей-сирот,

    возможна выработка практических рекомендаций (коррекционных программ)

    индивидуального и группового характера.

    Заключение.

    Анализ эмпирических данных благодаря которым мы выявили некоторые

    особенности становления самосознания у детей-сирот приводит к очень простой

    мысли, что критическим фактором, определяющим особенности психического

    развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, является

    отсутствие положительного влияния семьи. Сам по себе этот факт очевиден и

    звучит как трюизм, но обойти или отмахнуться от него просто невозможно.

    Дети, воспитывающиеся вне семьи – явление хоть и позорное для общества,

    аномальное по сути, но всё же - это факт социальной действительности,

    оформившийся в отдельный институт.

    Дети, выходящие из стен детских домов, естественно, отличаются от

    домашних. Они не хуже и не лучше последних, они просто другие: с иным

    складом личности, сознания и самосознания.

    В данной работе мы попытались отразить некоторые особенности

    становления самосознания детей-сирот и влияния на них среды обитания.

    Конечно, исследование осветило лишь отдельный, частный факт из числа

    множества подобных, но всё-таки как нам кажется результаты, полученные в

    ходе проведённой работы, довольно значимы как для самих детей, так и для

    людей их окружающих.

    Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный тип

    личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю

    последующую жизнь. И очень важно, смогли ли окружающие, воспитывающие

    сироту, люди помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.

    Список литературы:

    1.Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Под ред. Р.Р. и С.А.

    Римских., М.,1997.

    2.Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. —

    Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.

    3.Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание,

    1953, № 2.

    4.Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1—4 классов

    учебной деятельности. — Вопр. психлогии. 1968, № 3.

    5.Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых

    форм девиантного поведения. — В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов

    Всесоюзной конференции. М.,1981.

    5а.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования

    детского самосознания., М.,1995.

    6.Бехтерев В. М. Сознание и его границы. 1888.

    7.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

    8.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы

    психологии.—1979.—№ 2, 4.

    9.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

    10.Боришевский М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения.-

    Вопр.психологии , 1972,№ 5.

    11.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

    12.Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) – Вопр.

    психологии,1990,№6,с.121-133.

    13.Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для

    реабилитации больных. — В кн.: Клинические и организационные основы

    реабилитации психических больных. Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе.

    М.,1980.

    14.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

    15.Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. — В кн.:

    Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.

    М., 1982.

    16.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр.

    сочинений.

    Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.

    17.Выготский Л. С. Конкретная психология человека - Вестник МГУ. Сер. 14.

    Психология. № 1. С. 52—65.

    18.Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика,

    1984. С. 376—385.

    19.Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического

    исследования. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. С. 43—62.

    20.Выготский Д. С. Младенческий возраст. Собр. сочинений. Т. 4. М.:

    Педагогика, 1984. С. 269—317.

    21.Выготский Д. С. Мышление и речь. Собр. сочинений. Т. 2. М.: Педагогика,

    1982.С. 5— 361.

    22.Выготский Л. С. О психологических системах. Собр. сочинений. Т. 1. М.:

    Педагогика,

    1982. С. 109—131.

    23.Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. М.:

    Педагогика, 1984. С. 5—242.

    24.Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М.:

    Педагогика, 1984. С. 340—367.

    25.Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр.

    сочинений.

    Т. 1.,М.: Педагогика. С. 78—98.

    26.Герцен А. И. Былое и думы. Л., 1978.

    27.Гордеева О.В. Представления Л.С.Выготского о самосознании и марксизм. –

    Психол. журн.,1996,т.17,№5,с.31-41.

    28.Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в

    раннем возрасте. – Дефектология ,1994, №3, с.10-16.

    29.Джемс У. Психология. Спб., 1906.

    30.Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

    31.Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в

    семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития

    детей.,М.,1982.

    32.Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического

    развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи - Вопросы психологии.,

    1985,№4.

    33.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982.

    34.3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли

    родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1.

    35.Информационный бюллетень по реализации региональной программы «Дети-

    сироты»,Челябинск,1996.

    36.Информационный бюллетень (№2) о ходе реализации целевой программы «Дети-

    сироты» (Региональная программа «Дети ЮжногоУрала»,Челябинск,1997.

    37.Кон И. С. Категория «Я» в психологии. — Психол. журн.,1981, т. 2, №

    3,с.25-37.

    38.Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

    39.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения., М,Воронеж,1997.

    40.Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во

    внутригрупповом межличностном общении. — В кн.:Психология межличностного

    познания. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

    41.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском

    возрасте.—Прага, 1984.

    42.Левин К.. Дембо Т„ Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. — В кн.:

    Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея,

    М.,1982.

    43.Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

    44.Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.

    45.Липкина А. И, Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной

    деятельности, М., 1968.

    46.Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление

    личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в

    условиях общественного воспитания.— М., 1979.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.