МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Детская психика

    форме присутствует идея о диалогичности — важной характеристике сознания.

    Она получила выражение в представлениях Выготского о рождении

    индивидуальных смыслов в общении с искусством, о мотивационно-смысловой

    основе каждого высказывания, а также о сотрудничестве взрослого и ребенка,

    о том, что можно назвать субъект-субъектной стороной их взаимодействия. В

    пользу нашего предположения о характеристике Выготским диалогичного по

    своей природе сознания говорит и то, что он в своей «Конкретной психологии

    человека» называл его Homo duplex (17).

    Реализуемый Л. С. Выготским подход к разработке самосознания подростка

    нашел свое развитие и продолжение в работах советских психологов (см.

    8,43,65,79,80 и др.). В комплексе исследований по проблеме самосознания

    наибольшее число работ связано именно с изучением самосознания подростка,

    что, по-видимому, обусловлено заметными качественными изменениями

    самосознания подростка и качественно новыми свойствами его объективного

    исследования.

    Но этим периодом процесс развития самосознания не завершается, он

    продолжается на протяжении всей жизни человека, приобретая новую возрастную

    специфику. Следует отметить, что сфера самосознания взрослой личности на

    разных этапах ее развития пока еще остается в отечественной психологии мало

    изученной, хотя уже есть достаточное количество исследований, требующих

    обобщения и выделения узловых генетических моментов. В зарубежной

    литературе этому вопросу уделяется большее внимание. Известны, например,

    работы западногерманских психологов о самосознании личности в пожилом и

    старческом возрасте (52 и др.).

    Методологический принцип развития применительно к анализу самосознания,

    признание положения о непрерывном изменении самосознания на основе

    взаимоотношений человека с окружающей его социальной средой позволяют

    исследовать самосознание как развернутый во времени процесс. Это дает

    возможность проследить закономерности самосознания не только как структурно

    сформированного явления психики, но и исследовать закономерности развития,

    которые дают объяснение уже готовым, зрелым формам и актам процесса

    самосознания.

    Необходимым методологическим принципом анализа самосознания в

    психологии является принцип личностного подхода. Суть этого подхода

    «заключается в понимании личности как воедино связанной совокупности

    внутренних условий, которые и являются структурой её свойств и качеств,

    через которые преломляются все внешние воздействия»(79). А любой

    психический процесс, состояние или свойство, сама деятельность человека, в

    которой эти психические явления обнаруживаются, могут быть поняты только в

    связи с их личностной обусловленностью.

    В применении к самосознанию это значит, что многообразные его акты

    выступают как органически включенные в личность и составляют одно из

    образующих ее условий. Кроме того, самосознание каждой личности, обладая

    общими закономерностями функционирования, индивидуально и отражает

    особенности её психического развития.

    Психологическое исследование самосознания неразрывно переплетается с

    изучением становления личности как реального самосознающего субъекта.

    Процесс развития самосознания включен в генезис самой личности.

    «Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее,

    самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного

    от развития личности, в нем отражающегося, а включается в этот процесс

    развития личности, как реального субъекта, в качество его момента, стороны,

    компонента»(65,с.677). Самосознание развивается по мере того, как ребенок

    становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей.

    Выделение себя из окружающей среды предполагает дальнейшую избирательную

    связь с ней. Всякая личность определенным для нее образом относится к

    окружающему, сознательно устанавливает свои отношения к нему.

    В общей структуре личности самосознание выступает как сложное

    интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее

    «образующее». С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического

    развития личности на определенных этапах, прежде всего для нее самой; с

    другой — в качестве внутреннего регулятора поведения самосознание влияет на

    дальнейшее развитие личности, являясь одним из необходимых внутренних

    условий непрерывного развития личности, устанавливающим равновесие между

    внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.

    С. Л. Рубинштейн писал о важной роли самосознания в психической жизни

    личности и о том видном месте, которое должно занимать изучение

    самосознания в целостном исследовании личности: «Если нельзя свести

    личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя отрывать одно от другого.

    Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане

    психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о

    личности как «я», которое в качестве субъекта присваивает себе все, что

    делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и

    сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и

    творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на

    изучении психических свойств личности — ее способностей, темперамента и

    характера; она завершается раскрытием самосознания личности» (65,с.676-

    677).

    Самосознание вплетено в психическую жизнь личности, оно неразрывно со

    всеми другими психическими процессами (познавательными, аффективными,

    волевыми). На самосознание в значительной степени распространяется

    следующее принципиально важное положение, характеризующее основной способ

    взаимосвязи сознания и «обычных» психических процессов типа ощущений,

    восприятий и т. д. «Когда речь идет о сознании как высшей форме отражения

    действительности, имеется в виду, что в реальном процессе осознания

    внешнего мира над ощущениями, восприятиями, представлением и мышлением не

    надстраивается какой-то добавочный этаж, который, опираясь на все

    нижележащее, представляет собой нечто от них отличное, вне них

    существующее. В действительности в процессе общественно-исторического

    развития человека эти формы отражения получают новое качество. Сознание —

    это не нечто над ощущением и мышлением стоящее, а через них осуществляемое,

    более высокое, осмысленное отражение внешнего мира» (81,с.249).

    Аналогичным образом и самосознание может быть понято лишь в реальной

    живой взаимосвязи со всеми психическими процессами (ощущениями, мышлением,

    чувствами и т. д.), психическими состояниями и свойствами. В этом случае

    любой психический процесс на довольно высоком уровне развития может

    вступить в непосредственную связь с процессами самосознания. Например,

    когда человек решает какую-либо мыслительную задачу или проблему, он в

    процессе своей познавательной деятельности все глубже познает и осознает не

    только условия, требование и решение этой проблемы, но и свое отношение к

    ней, многие из мотивов своей деятельности, уровень своих способностей, хотя

    бы некоторые «ходы» своей мысли и т. д. То же самое можно сказать о

    соотношении самосознания и восприятия в процессе эстетической деятельности

    и во многих других случаях.

    Во всем этом обнаруживается важнейшая закономерность всякого процесса

    осознания, отмеченная Рубинштейном: «Осознанное и неосознанное отличаются

    не тем, что в одном случае все исчерпывающе осознается, а в другом ничего

    не осознано. Различие осознанного и неосознанного предполагает учет того,

    что в каждом данном случае осознается» (66,с.280)

    Обычно в первую очередь осознаются цели, а также некоторые мотивы и

    ближайшие последствия тех или иных действий, поступков и т. д. Иначе

    говоря, в любом психическом явлении человека всегда есть что-то осознанное

    и всегда что-то остается неосознанным. Этому принципу подчиняется и

    самосознание. Например, особенно большие трудности встречаются на пути

    осознания именно тех своих побуждений того пли иного поступка, которые

    противоречат основным, наиболее прочным установкам и чувствам. Здесь важную

    роль играет весьма сложное соотношение между самосознанием и

    аффективностью.

    Неразрывная и многообразная взаимосвязь самосознания со всеми другими

    психическими явлениями (обнаруживающаяся, прежде всего в том, что

    самосознание реально выступает всегда как бы «через» все эти психические

    явления, процессы и т. д.) конкретно выражает важнейшее исходное положение

    о природе самосознания: самосознание есть всегда сознание самого себя как

    сознательного субъекта, человека, реального индивида, а вовсе не сознание

    своего сознания. Так отчетливо проявляется интегральный, личностный

    характер самосознания, одного из необходимых условий целостности всей

    психической деятельности человека.

    # 1. 2.Особенности развития самосознания в онтогенезе.

    Самосознание — сложный психический процесс, который проявляется, прежде

    всего, в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в

    различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» первоначально

    возникают на основе осознания данным человеком оценок его другими людьми,

    далее на основе соотнесения оценок других и своих собственных. Иными

    словами, они — всегда результат социального взаимодействия индивида и его

    окружения. Первичные, богатые чувственным содержанием образы самого себя

    интегрируются в единое целостное образование — в представление, а затем и в

    понятие собственного Я как субъекта, отличного от других. В движении от

    единичных, ситуативных образов самого себя к выявлению в себе

    существенного и неповторимого осуществляется процесс самопознания.

    Но самосознание не сводится только к самопознанию. Процесс самопознания

    необходимо сопряжен с переживаниями, в которых отражено собственное

    отношение личности к познаваемому в себе. Как в сфере самопознания, так и в

    переживаниях различных эмоциональных состояний, связанных с отношенном к

    себе, обнаруживается та же самая интегративная тенденция развития — из

    многих переживаний различных эмоциональных состояний, чувств личности

    относительно самой себя в разные возрастные периоды развития складывается

    более или менее обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе.

    Обобщенные результаты дознания себя и эмоционально- ценностного отношения к

    себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в

    систему регуляции поведения в форме саморегулирования.

    В реальной жизнедеятельности личности самосознание всегда представляет

    собой единство самопознания эмоционально-ценностного отношения к себе и

    саморегулирования деятельности и поведения. Однако в каждом из проявлений

    самосознания в данный момент доминирует какой-либо из выделенных его

    компонентов.

    Каждая из «составляющих» самосознания имеет свою онтогенетическую линию

    развития, свои возрастные динамические особенности. Следует отметить, что

    понимание

    динамичности самосознания нельзя ограничивать лишь онтогенетическим

    аспектом рассмотрения. Динамичность самосознания остается и на уровне

    относительной его сформированности. «Сдвиги» в самосознании происходят

    постоянно. Под влиянием особых условий (например, экстремальных ситуаций,

    порождающих яркие и неожиданные эмоции) может резко измениться и

    перестроиться до этого момента устойчивое знание себя, отношение к себе и

    возможность на их основе регулировать свое поведение.

    Принцип развития применительно к проблеме самосознания конкретизируется

    в необходимости признания положения о непрерывном характере развития

    самосознания на протяжении всей жизни человека. Развитие самосознания

    осуществляется одновременно с развитием психической деятельности в целом, с

    процессом становления личности, ее индивидуальности.

    Формирование самосознания в онтогенезе проходит ряд последовательно

    усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития

    человека. Условно в развитии самосознания можно выделить следующие основные

    онтогенетические стадии (основанием для предполагаемого разделения могут

    служить так называемые «кризисные точки» в развитии личности): от рождения

    до 1 года; от 1 года до 3-х лет; от 3 до 7 лет; от 7 до 12 лет; от 12 до 14

    лет; от 14 до 18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей

    психического развития эти возрастные этапы могут сдвигаться (80,с.319).

    Последним указанным периодом процесс развития самосознания не

    завершается, он продолжается и дальше, приобретая новую возрастную

    специфику. Возможно, и далее могут быть выявлены узловые «кризисные»

    моменты в развитии самосознания. Однако данный вопрос — предмет дальнейших

    исследований.

    Стадиальность развития самосознания, переход от одного

    онтогенетического этапа к другому, не означает механической смены и

    последовательности стадий. Каждая стадия самосознания детерминирована не

    только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и

    результатами развития предыдущих, менее сложных стадий самосознания. Иными

    словами, между всеми стадиями самосознания всегда сохраняется глубокая

    внутренняя преемственность. Непрерывный характер развития, стадиальность,

    преемственность отдельных онтогенетических этапов позволяют рассматривать

    онтогенез самосознания как постепенно развертывающийся во времени

    психический процесс, характеризующийся все более усложняющимися формами

    самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и само регуляции.

    Вместе с тенденцией к интегративности всех сфер самосознания в процессе

    онтогенеза наблюдается и другая, не менее важная тенденция их

    дифференциации. Если на первоначальных стадиях развития ребенка все три

    сферы самосознания выступают в более или менее слитной, нерасчленённой

    форме, то и дальнейшем каждая из сфер самосознания приобретает все более

    четкие собственные особенности функционирования и развития, определяющие

    возможности относительной их самостоятельности. Например, у подростка

    самопознание может стать особой областью его психической деятельности, а

    стремление подчинять свои поступки тем или иным идеальным целям будет

    определять процесс самовоспитания, связанный с регулятивной деятельностью

    самосознания.

    Рассмотрим особенности некоторых, наиболее существенных для развития

    личности стадий самосознания. Развитие самосознания начинается на самых

    ранних этапах онтогенеза в процессе выделения ребенком себя из мира

    предметов и других людей. Вначале он не отличает себя от других. Не может

    он отличить и свои движения, производимые им, от тех, которые принадлежат

    ему же, но совершает их взрослый в процессе ухода за ребенком. Первые игры

    ребенка, сначала с частями своего тела (ручками, ножками), а затем и с

    предметами внешнего мира свидетельствуют о первичной дифференциации

    активной и пассивной его роли в двигательной деятельности. В процессе

    двигательной активности, в манипулировании с предметами и в ходе

    взаимоотношений со взрослым постепенно осознается физическое Я ребенка,

    отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и

    двигательный опыт дает возможность осознать ребенку свои сенсорные и

    моторные возможности, через синтез отдельных представлений у него возникает

    первичный образ собственного тела, выражающийся в способности владения

    частями тела и выполнения произвольных движений. Вместе с тем происходит и

    выделение ребенком себя из пространства, в котором он находится.

    Наряду с отграничением тела от окружающего пространства совершается и

    отграничение его от мира неодушевленных предметов. Когда вещи вызывают

    стремление

    к контакту с ними или к захвату их, они приобретают «изолирующую их

    оболочку» (12,с.125). Действуя с предметами и обнаруживая изменения во

    внешнем мире в результате этих действий, ребенок познает не только предмет,

    с которым он манипулирует, но и самого себя: осознавая свои действия с

    предметами, он осознает также и то, что он — причина этих действий.

    Существенное условие для развития самосознания — появление у ребенка

    способности самостоятельного передвижения в пространстве. Этот факт дает

    начало новым формам взаимоотношения со взрослым, что открывает новые пути и

    источники познания собственных возможностей, расширяет границы познания

    себя и качестве самостоятельного субъекта.

    Особое значение в дальнейшем развитии самосознания имеет возникновение

    и развитие речи, которая включает ребенка на качественно новом уровне в

    сферу взаимоотношений его со взрослым и другими детьми. На основе

    мнестической функции речи он запоминает эпизоды, события из своей жизни,

    постепенно кумулирует познавательный и аффективный опыт относительно самого

    себя, а развитие более сложных форм мышления позволяет представить этот

    опыт с той или иной степенью обобщенности.

    Дальнейшее развитие детского самосознания связано с выделением

    побуждений к выполняемым действиям, с регулированием их во времени.

    Побуждения выражаются в основном в желаниях ребенка. «Осознание желания,

    отнесение его к самому себе, осознание действия как способа осуществления

    этого желания связано с формулированием ребенком цели своего поступка, со

    способностью сохранить эту цель и практически реализовать её. Осознание же

    своих действий, целей своей деятельности и мотивов своего поведения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.